Сталинград

Название в оригинале: "Сталинград". Жанр: wargame/RTS. Разработчик: DTF Games. Издатель: "1С". Количество CD: 1. Похожие игры: "Блицкриг", "Противостояние" (серия). Системные требования: Pentium III 1 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1,4 Gb Hard Disc Space

Когда команда DTF Games объявила о разработке "Сталинграда", она сразу же позиционировала его как самостоятельную игру, а не адд-он к "Блицкригу". Был взят движок от последнего, на основе которого и делалась новая игра. Но встал вопрос: а получится ли сделать игру, выглядящую как "Блицкриг", но в корне от него отличную? DTF Games с самого начала давала положительный ответ на этот вопрос. И я, пожалуй, с ними соглашусь.

Нет, первоначальное впечатление вас, скорее всего, обманет. Когда смотришь на скриншоты, кажется, будто вернулись старые добрые времена, и "Блицкриг" (слегка похорошев) вновь на экранах мониторов. Но присмотритесь внимательнее. Видите, вон там стоит старушка, а левее гуляют по улице гуси? Подобных мелких деталей в игре хватает, что радует глаз. Но не бабушкой единой жив настоящий wargamer. Взгляните на танки (и прочую технику) — они перерисованы и выглядят получше, им добавили вариантов анимации повреждений и "смерти", да и вариаций одной и той же машины бывает несколько. Разнообразие бронетехники потрясает (у тех же немцев мы видим даже старенькие "двоечки"), за что команде DTF Games стоит вынести отдельную благодарность. Но хватит о внешности игры — посмотрим на ее суть.

Запускаем игровое меню, и — о ужас — оно поражает нас своими размерами. Настолько малого выбора опций меню в играх на тему Второй мировой я не видел уже давно. По сути, мы можем только начать играть, исправить настройки, посмотреть видеоролики и выйти. Все! Ладно, может быть, все еще не так плохо, подумал я и решил попробовать поиграть. Игровой режим у нас один — кампания. Нет ни одиночных карт, ни мультиплейера. Прямо скажем, такой подход разработчиков не впечатляет. Правда, они обещали ввести мультиплейер отдельным патчем. А про одиночные миссии говорят, что таковые из кампании можно подключить через систему команд. Но меня лично это не устраивает. Почему я не могу поиграть в отдельно взятую миссию просто так и вынужден проходить всю кампанию? Времени на одиночные миссии не хватило? Кампаний всего две, и обе доступны с самого начала — за Германию и Советский Союз. Причем все строго исторично: немцы наступают на Сталинград, а Советы его обороняют (изменить реальный ход событий не получится — и не надейтесь). Миссий всего около сорока, и делятся они на обычные и секретные. Обычные предлагаются нам в строгом порядке по мере прохождения, а секретные выдаются "за особые заслуги" в случае выполнения/невыполнения определенных неочевидных условий. Например, уже в первой миссии за советскую сторону, если вы потеряете неприметный хуторок на краю карты, то следующей миссией станет руководство штрафбатом, который пошлют отбивать хутор обратно. Кстати, разработчики уверяют, что секретные миссии сложнее обычных. Не верьте им: такое утверждение является правдой не всегда (тот же "штрафбат" пройти не просто, а очень просто). Кампании отразили практически все важнейшие моменты Сталинградской битвы. Здесь вам и сражения за Мамаев курган, и защита "Дома Павлова", и атаки на Сталинградский тракторный завод. Все, о чем мы можем прочитать в соответствующей литературе, здесь есть. Да и прорисован город на уровне — для разработки использовались данные аэрофотосъемки и архивные фотографии. Короче говоря, посмотреть есть на что. Да и к описанию миссий нареканий также нет.

Краткая историческая справка плюс задачи — что нам еще надо? Совсем другое дело с выполнением. Проблема в том, что разработчики переделали характеристики юнитов, нарисовали новые ландшафты, но принцип действия движка-то остался старый. Все те же варианты брони танков, все те же команды управления юнитами. А этого уже мало, потому как геймплей изменился.
Да, товарищи, геймплей уже не тот. Забудьте о "блицкриговской" "халяве", когда мы спокойно воевали, не задумываясь о снабжении и тому подобных вещах. Теперь нас загоняют в узкие рамки хардкорного воргейма. Выдали в начале определенную группу войск — вперед, идите выполнять боевую задачу. Но учтите: патронов и снарядов в обрез, и ремонтная машина всего одна. И вполне реальны ситуации, когда, не рассчитав, вы остаетесь без боеприпасов прямо перед финальным штурмом. Или гибнете из-за того, что у ремонтников кончились "ремкомплекты". У вас может возникнуть резонный вопрос: а куда же делись склады? Проблема в том, что склады есть отнюдь не во всех миссиях. И даже там, где они присутствуют, толку от них не очень много из-за расположения в "левых" точках. Вот так: экономьте каждый патрон, и ни в коем случае не лезьте на рожон. "Ха, — может сказать поклонник "Блицкрига". — Ну, будет трудно поначалу, а потом "раскачаю" танки и всех разорву на клочки". Но и здесь верных друзей Nival'а ждет жестокий "облом". Переноса отрядов из миссии в миссию в "Сталинграде" нет, как нет и накопления опыта. В каждой миссии вы получаете новый набор юнитов, которыми и будете пользоваться. Но из статистики при этом не убрали упоминания о накоплении опыта. Видимо, "времени не хватило". Очень сильно меня поразил и набор отрядов, выдаваемых на миссию. Нет, к пехоте претензий нет. Но вот с танками... Такое чувство, что при выдаче их игроку DTF Games руководствовалась принципом "нет двум похожим танкам". Иногда такой "коктейль" вручают, что хоть головой о стенку бейся. И зачем, спрашивается? В войсках и той, и другой стороны, конечно же, было много модификаций бронетехники, но это отнюдь не значит, что на выполнение серьезных боевых задач машины собирали "с миру по нитке". Есть у меня версия, зачем это все было сделано. Видимо, для того, чтобы доказать всем способности разработчиков нарисовать больше танков, чем в "Блицкриге". Другого практического применения этому "разнообразию" нет.

Прохождение миссий навеяло воспоминания о мемуарах советских и немецких офицеров. То есть, играя за Красную Армию, вы поймете, что у немцев танков было во много раз больше, чем у Советов, и они были лучше (прямо противоположные размышления посетят вас при игре за Германию). Обыкновенная ситуация: сидите вы в окопах, защищаете Сталинград, а на вас несколькими волнами идут немецкие танки. Причем они начинают побеждать только из-за того, что превосходят вас численностью. Ну, перебьете вы пяток-другой единиц бронетехники, так компьютер еще столько же пришлет. Да, если бы в реальности воевали так, как в этой игре, война могла бы закончиться по-другому. И хорошо бы при этом был нормальный "искусственный интеллект". Ан нет, с ним в игре напряженка. Приведу лишь пару ситуаций. Стоим мы танками в засаде. Выезжают на нас немцы (превосходящими силами). "Ну, все, — думаю, — будет драка, и нам грозят потери". Ничего подобного: они внезапно замечают одиноко стоящую старушку, определяют ее как врага и начинают атаковать. А пока они этим занимались, мы преспокойно половину перебили. Второй забавный случай. Стоит немецкий танк, стреляет по ползущей на него пехоте (причем из пушки, не пользуясь пулеметом). Мимо него едет танк советский (управляемый вашим покорным слугой). Проезжает мимо, заходит на "немца" сзади и расстреливает его. А ведь в лоб мы вражескую машину никогда бы не уничтожили — броня-то спереди мощнее. "Радуют" и скрипты в миссиях. К примеру, ставится задача не допустить немцев к Волге.

На карте показывается точка, к которой враг не должен выйти. Теперь представьте, что делает компьютер. Он берет тройку мотоциклов, быстро проезжает мимо позиций моих войск и приводит единственного выжившего мотоциклиста в ключевую точку. И в эфире начинается паника. Командование требует немедленно ликвидировать прорыв (а иначе — миссия проиграна). Все — хана: одинокий мотоциклист, прорвавшийся к Волге, выигрывает войну. И что это такое, спрашивается? Это называется глубокой проработкой миссий? Я бы назвал это "тяп-ляп — и готово".
Вообще, решив изменить движок (изъяв из него тот же перенос юнитов), разработчики действительно сделали игру, отличную от прародителя. Вот только отличается она не в лучшую сторону. Нужные моменты убрали, а своих не добавили — и приходится игрокам мучиться. Добавьте к этому остатки старых багов (вроде отсутствия нормального выбора оружия для танков) — и вы поймете, как трудно порой бывает подобрать вежливый эпитет для создателей. Что у нас еще есть в игре? А ничего нет. Представьте себе: в исторической стратегии полностью отсутствует энциклопедия. DTF Games снова "не хватило времени" на то, чтобы рассказать нам о юнитах, которые они ввели в игру. А ведь во многих дополнениях к "Блицкригу" энциклопедия (вместе с дополнительными юнитами) есть. Нет здесь и толковой исторической справки. Посмотреть информацию о Сталинградской битве можно только при прохождении кампании. И то перед каждой миссией вы прочитаете только о ней (и ни о чем другом). Жаль, что DTF Games не взяла пример хотя бы со Slitherine Software, в "Спартанцах" от которой нам приводится информация даже по самым незначительным странам и их истории. А вот музыка на высоком уровне — саундтрек от группы "СкаФандр" подобран верно и способен "завести" и настроить на жестокие сражения. Если бы все остальное было столь же хорошо...

В общем, мы получили достаточно сложную стратегию с элементами воргейма, разработчики которой погнались за количеством в ущерб качеству. Сделав множество миссий, единиц бронетехники и переработав графику, они не удосужились позаботиться о главном — о геймплее. В результате игроки, чертыхаясь, перепроходят миссию по десятому разу (из-за отсутствия нормального баланса), "знакомятся" со скриптами и осваивают на практике искусство войны против "искусственного идиота". За всем этим как-то не замечается присутствие большого количества плюсов (вроде большого количества хороших идей в тактической сфере). Да, и еще. Поиграв в "Сталинград" денька два, вы поймете истинную причину отказа DTF Games выпускать демо-версию своего проекта. А причина эта не в нехватке времени, а в том, что, взглянув на демку, вы вряд ли купили бы оригинал.

Оценка: 6. Хардкорным воргеймерам может понравиться. Если, конечно, у них хватит терпения перепроходить отдельные моменты миссий по 10-15 раз. А поклонников "Блицкрига" и подобных игр прошу не беспокоиться. Это уже не "Блицкриг", и даже не адд-он к нему.

Лицензионный диск для игры предоставлен компанией "ВидеоХит"

Morgul Angmarsky


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2005 год в рубрике виртуальные радости :: Название в оригинале: "Стал

©1997-2022 Компьютерная газета