Активная акустическая система 5.1 SVEN HА-490T

Компания SVEN хорошо знакома нашим пользователям. Ее можно смело записать в тот небольшой состав производителей, которые в недалеком прошлом совершили настоящую революцию в сфере мультимедиа. Тогда рядом с убогими пластмассовыми спикерами стали появляться акустические системы более высокого качества. В то знаменательное время мы смогли увидеть в компьютерных магазинах полноценные колонки в деревянных корпусах с нормальным акустическим оформлением, грамотно рассчитанной и мощной электронной частью и т.д. Причем все это достигалось при относительно невысокой стоимости. Разумеется, не стоит считать картину совсем безоблачной: первые экземпляры все же обладали рядом недостатков и до уровня Hi-Fi явно не дотягивали. Шло время, совершенствовались технологические циклы, возрастали производственные мощности, и сегодня мы оказались в интереснейшей ситуации. За годы работы в области акустики для ПК качество продуктов компании SVEN значительно возросло, однако на рынке появилось много других производителей, способных предложить АС соответствующего калибра. Началась жесткая конкурентная борьба. И если еще 3-4 года назад позиции SVEN были очень сильны, т.к. компания с легкостью превосходила по качеству почти все имеющиеся на рынке марки, то на сегодняшний день это уже не так. Однако после анализа новых акустических систем можно с уверенностью сказать, что брэнд развивается очень динамично, изучает рынок и стремится выпускать востребованные продукты. Об одном из них мы и расскажем в нашем обзоре. Это активная акустическая система типа 5.1 SVEN HА-490T.

Комплект поставки

Поскольку фронтальные сателлиты устанавливаются на довольно высоких подставках, мне поначалу было сложно представить, как весь комплект разместился в одной коробке небольшого размера. Все стало ясно только лишь после ее распаковки. Дело в том, что поставки представляют собой нечто вроде конструктора, который пользователь должен будет собрать сам. В остальном комплектация более чем стандартна: сабвуфер; 5 одинаковых сателлит; 2 подставки для фронтальных сателлит; подставка для центрального канала; 2 кронштейна для крепления тыловых сателлит; набор соединительных проводов; набор винтов и шурупов для сборки; набор резиновых ножек; ножки-шипы для сабвуфера; ПДУ с элементом питания; инструкция и гарантийный талон. В общем, ничего удивительного, если не считать железных ножек-шипов для сабвуфера. Теоретически они должны прилагаться к сабам всегда, встретить же их можно крайне редко.

Внешний вид и конструкция
В недавнем прошлом практически все продукты выпускались в корпусах "под дерево". Сегодня это уже не так модно, и производители медленно, но верно стали отходить от этой традиции. Вот и мы можем констатировать тот факт, что почти все новые системы 5.1 SVEN появляются на свет в корпусах серебристого цвета. Здесь это еще более актуально, потому что многие детали системы сделаны из алюминия. Для начала хочется сказать несколько слов о сборных подставках.

Основой конструкции служат две полые алюминиевые трубы прямоугольного сечения. Они крепятся к тяжелой металлической подставке четырьмя винтами, а между собой свинчиваются шурупами посредством пластмассовых переходников. Тыловые сателлиты можно закрепить на стене с помощью прилагаемых кронштейнов. Они удобны и практичны, но для этого придется сверлить дырки в стене, что уже не совсем практично. Центральный канал устанавливается в горизонтальном положении на подставке все из того же алюминия. Словом, металла в системе применено немало, однако это сомнительное достоинство. Все сателлиты одинаковы по своей конструкции: в металлические корпуса врезаны три широкополосных динамика. Каждый из них закреплен четырьмя шурупами, для увеличения герметичности объема между каждой динамической головкой и корпусом проложена прокладка. Но в целом корпус все равно негерметичен: маленькие щели воздух может найти в местах крепления боковых пластиковых заглушек. Для улучшения равномерности АЧХ каждая сателлита внутри заполнена вибродемпфирующим материалом, в роли которого выступает синтипон. Своеобразен примененный динамик: диффузор сделан из бумаги, пылезащитный колпачок большой и очень жесткий, подвес тканевой, пропитанный прорезинивающим составом. По субъективным ощущениям, такая динамическая головка будет обладать довольно высокой резонансной частотой и узким рабочим диапазоном. Однако все это только догадки, и проверять их достоверность будем чуть позже. Для коммутации с усилительной частью служат винтовые разъемы, оформленные под золото. Довольно эстетично, да и пользоваться ими приятно. Для неопытных пользователей предусмотрены цветовые метки на проводах, всех колонках и сабвуфере. Это поможет произвести подключение без особых проблем. Куда интереснее выглядит сабвуфер. Материал корпуса — MDF. Интересным элементом дизайна является расположенная сверху пластина с имитацией рояльного лака. Это придает изделию определенную солидность. Вдобавок и установка производится на специальных шипах, что в сумме с большой массой делает саб просто недвижимым.

На передней панели нет ничего, кроме индикаторов, да и те скрыты под круглой отражающей пластинкой. Все основные разъемы расположены сзади: под подачу сигналов рассчитаны разъемы типа RCA, а для подключения колонок предназначены защелкивающиеся (похожие на пружинные) разъемы. Стоит помнить, что сигнальные кабели предназначены для подключения системы к DVD-плейеру или иному подобному источнику, поэтому при покупке такой акустики для ПК необходимо позаботиться о переходниках типа RCA -> мини-джек. Рядом с разъемами расположен радиатор охлаждения выходных элементов. Его нагрев можно назвать умеренным даже при значительном уровне громкости. Акустическое оформление — фазоинвертор. Причем и динамик, и сами фазоинверторы (их два) смотрят в пол. Такой прием можно часто встретить в акустическом оформлении типа "закрытый ящик", поэтому рассматривать сабвуфер будет еще интереснее. Фазоинверторы закрыты пластмассовыми сетками во избежание попадания внутрь инородных предметов. Причины применения сразу двух штук становятся понятными при первом взгляде на динамик. Его можно смело назвать одним из самых качественных элементов системы. Если динамические головки в сателлитах не вызывали никаких позитивных эмоций, то данный экземпляр мне понравился. Диффузор выполнен из плотного материала, поверхность его неравномерна и покрыта мелкими бугорками, что сделано, вероятнее всего, во избежание резонансных пиков и для улучшения АЧХ. Пылезащитный колпачок вогнут внутрь. Подвес сделан из резинового материала и очень мягок. Сразу видно, что резонансная частота будет низкой.

Внутреннее строение
Мы уже говорили, что сателлиты заполнены вибродемпфирующим материалом, что в нашем случае (исходя из вида материала корпуса) очень критично. Однако не менее критичен этот вопрос и для низкочастотного звена системы. Открыв крышку, мы испытали двойственные ощущения. С одной стороны, мощный тороидальный трансформатор явно намекает на то, что с питанием усилителей проблем не будет, да и мощность их не мала. К плюсам может быть отнесен и внушительный вид магнитной системы басового динамика. Но с другой стороны — опять наблюдались явные признаки жесткой экономии: вместо нормального заполнения удалось найти только один кусочек вибродемпфирующего материала, хорошо хоть расположенного в оптимальном месте. Не радует и материал фазоинверторов: короткие пластмассовые трубки просто удлинены трубами из картона. Непосредственно электронная часть показалась более качественной и продуманной. Монтаж произведен на нескольких платах, качество пайки везде хорошее. Все соединительные шлейфы и провода имеют оптимальную длину, благодаря чему не перепутываются между собой, а при необходимости можно легко и быстро произвести разборку и сборку системы. Разъемы залиты компаундом, и никаких щелей в корпусе обнаружено не было.



По общему уровню схемотехники виден серьезный подход и стремление производителя сделать действительно качественную систему. На плате оконечных усилителей четко просматриваются два независимых выпрямителя. Забегая вперед, можно сказать, что для сателлит и сабвуфера используется раздельное питание. Поскольку напряжения и токи высоки, применение большого числа плавких предохранителей вполне обосновано. Выходные элементы промаркированы необычно, однако это просто аналоги распространенных интегральных усилителей и транзисторов. Все они прикручены к одному радиатору, для улучшения теплоотдачи используется термопаста. Микросхема LM4731TA (2x25 W Audio Power Amplifier with Mute and Standby Modes) позволяет сделать на ней стереофонический усилитель, развивающий довольно высокую мощность. Однако, взглянув на графики основных зависимостей, можно сказать, что уже после 20 W начинают резко возрастать нелинейные искажения, поэтому за пределы этой величины лучше не выходить. Для используемых сателлит такой мощности более чем достаточно. К слову, таких интегральных усилителей всего два. Примерно в центре радиатора установлена другая вещица, промаркированная как D1875 (20W Audio Power Amplifier). Несмотря на непривычную марку, это клон одной из самых известных и часто применяемых микросхем для выходных усилителей звуковых сигналов. А вот увидеть комплементарную пару транзисторов (B688 + D718) мы, честно говоря, не ожидали. Буквально первой строкой в техническом описании было: "Recommended 45-50W Audio Frequency Amplifier". Что ж, это, конечно, не 120 W+5 х 35 W, но и такой мощности для домашней любительской системы вполне достаточно. Благодаря большой емкости конденсаторов практически не слышно сетевого фона. А схема задержки в свою очередь обеспечивает отсутствие щелчка при включении системы. Реле срабатывает только тогда, когда уже прошла зарядка всех емкостей. Негативным фактором можно назвать чувствительность акустики к помехам по сети питания: при включении большой мощности в соседней розетке в динамиках отчетливо слышны щелчки.

Измерения и прослушивание
Для начала снимем АЧХ сателлит. Замеры дали почти стандартную для таких динамиков характеристику, поскольку чудес не бывает. Отсутствие полноценных динамиков ВЧ в системе такого уровня, честно говоря, немного удивляет, т.к., если сателлиты подвергнуть доработкам (а сабвуфер — мизерным доработкам), то данная акустика сразу же оказалась бы на несколько порядков выше по шкале качества. Однако производитель сам просчитывает все возможные варианты и делает оптимальный продукт по соотношению цена/качество (исходя из своих собственных соображений).
Глубина регулировки тембра не достигает паспортного значения в 10 dB. Даже сам вид АЧХ не внушает оптимистических настроений. Если с нижней границей все понятно и стандартно, то уже сразу же после 10 KHz начинается резкий спад. Вполне понятно, что звучание такой колонки не будет блистательным — стоит лишь проверить, насколько плохо все будет выглядеть при субъективном прослушивании.

Сабвуфер, заслуживший похвалы в предварительном описании, выдал куда лучшие результаты. Характеристика равномерная, без каких-либо очевидных артефактов. Сразу можно сказать, что горбик в районе 40 Hz значительно на звучание не повлиял. Это и понятно, ведь 1-2 dB не могут привести к таким печальным последствиям, как, например, пики по 6-7 dB в дешевых бандпасах. Не обнаружили мы и стандартного недостатка дешевых систем — недостаточного перекрытия диапазонов. Но рассматриваемая акустика не принадлежит к классу Low-End, поэтому недостаточность перекрытия была бы просто убийственной, поскольку и без нее было выявлено много обидных промашек. Однако от сухих графиков пора переходить к прослушиванию в условиях, приближенных к домашним.





Субъективное прослушивание
Поскольку данная акустика прекрасно подходит для использования в связке как с компьютером, так и с проигрывателем DVD или иным подобным источником сигнала, то прослушивание будем производить в расширенной форме. Для музыки любых стилей однозначно не хватает высоких частот. Средние частоты характеризуются неплохой глубиной и масштабностью, хотя в них отсутствует детальность, что для человека, хоть чуть-чуть похожего на аудиофила, уже станет отталкивающим фактором. А вот бас звучит хорошо. Он мягкий и глубокий и при этом мощный. На большой громкости появляются завихрения воздуха в портах фазоинверторов, но, поскольку идет излучение в пол, то этого практически не слышно. Со сложными музыкальными произведениями типа классической музыки и джаза акустика справляется посредственно. Немного не хватает атаки и красочности СЧ, хотя низкие частоты при этом хороши. В поп-музыке явно не хватает ВЧ, так как в ней основной упор делается именно на них и на низкие частоты. Если обратить внимание на стили типа техно и им подобные, то уже появятся причины для придирок к басу, все же время групповой задержки приводит к тому, что при очень динамичном басе появляются, так сказать, накладки. Но несмотря на все названные недостатки, для озвучивания фильмов акустическая система подходит превосходно. Пусть из-за отсутствия ВЧ слегка страдает позиционирование, но высокая мощность делает свое дело, и при правильной инсталляции эффект присутствия получается хорошо. Пользоваться системой приятно, отрицательным моментом можно назвать только сброс всех параметров при выключении. И еще: на наш взгляд, не мешало бы продублировать кнопки ПДУ на корпусе сабвуфера (хотя бы самые необходимые). Пульт — вещь недолговечная, да и мало ли что может случиться. Однако современный стиль берет свое, и производители все чаще склоняются к такому дизайну.

Вывод
SVEN HА-490T представилась нам неоднозначной системой. С одной стороны, мы смогли увидеть отказ от дешевых материалов, хорошую комплектацию, отличный дизайн, неплохое качество изготовления. Однако при ближайшем рассмотрении запросто удалось выявить ряд неприятных артефактов, как-то: картонные фазоинверторы, отсутствие динамиков ВЧ, недостаточность демпфирования корпуса сабвуфера, некачественные соединительные провода. А ведь устранить все это проще простого. Да и звук оказался не на высоте: хорошее впечатление от низких частот было изрядно подпорчено непроработанностью средних и полным отсутствием верха. Что ж, данная система занимает примерно средние позиции по соотношению цена/качество в своем классе.

Акустика предоставлена для тестирования компанией "Конструктив"

Василий Запотылок, vasily@techlabs.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2005 год в рубрике hard :: мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета