Сравнительное тестирование драйверов Forceware. Часть 2

В КГ №48 мы затронули вопросы отличий новых драйверов Forceware от их предшественников и факторы, которые, возможно, смогут повлиять на производительность данных драйверов в реальных игровых и синтетических приложениях. Сегодня же займемся исследованием производительности в нашем большом наборе тестов (включает в себя 24 тестовые программы).

Полусинтетические тесты

3DMark 2005 v1.01

Начнем с новых пернатых друзей человека образца аж 2005-го года. Похоже, драйвер 66.81 показывает самые лучшие результаты с нашими настройками. Однако оптимизации анизотропной фильтрации не должны были повлиять на результаты в режиме чистой скорости, поэтому победу в 3Dmark'е можно отнести исключительно к заслугам самого драйвера 66.81. В драйвере 61.82 отсутствовал пресет с 2.a версией пиксельных и вершинных шейдеров, поэтому он не был протестирован в данном режиме. Остальные драйверы показывают схожую с предыдущим тестом (2.0 версия шейдеров) ситуацию. 3.0 версия пиксельных и вершинных шейдеров не дала в раскладе сил чего-либо нового — картина, полностью аналогичная предыдущему тесту.

3DMark 2003 v340
А вот пернатые друзья 2003-го года показывают нам примерный паритет. Можем только отметить незначительное увеличение производительности у 66.81.

AquaMark 3
Aquamark демонстрирует полное безразличие к версии используемых драйверов. И даже режимы с анизотропией не меняют общего положения дел.



Игры, не использующие шейдеры

Unreal Tournament 2004
Движок Unreal Tournament 2004 не имеет коренных отличий по сравнению с предыдущей версией игры — Unreal Tournament 2003. Игра по-прежнему не использует ни пиксельных ни вершинных программ. Тем не менее, результаты в данной игре весьма интересны в том плане, что она пользуется большой популярностью, и в нее играет достаточное количество людей как на любительском, так и на профессиональном (киберспортивном) уровне. В режиме чистой скорости драйвер 66.81 ощутимо проседает. Остальные версии драйверов показывают идентичную производительность. А вот включение анизотропии, как мы и думали, дает драйверу 66.81 ощутимый прирост. Похоже на то, что Anisotropic mip filter optimization работает. Совмещенный режим дает закономерное подтверждение предыдущего вывода.

Unreal II: The Awakening
Игра базируется на немного модифицированном движке от предыдущего приложения, однако имеет более сложную геометрию. В тестах паритет всех драйверов. Ощутимое лидерство в режиме с анизотропией драйвера 66.81 вполне логично.

X2: The Threat
Технология UltraShadow, реализованная в чипах NVIDIA, в действии. Чистая скорость, и вновь паритет всех версий драйверов.

WarCraft 3: The Frozen Throne
WarCraft 3 — уже достаточно старая игра с не самым современным движком, однако она была включена в список тестовых приложений из-за своей огромной популярности среди геймеров и большого числа киберспортивных соревнований, которые по ней проводятся — игроки имеют право знать, на какой карте получат больший фпс. Все настройки качества графики выставлялись на максимум. Замеры производились при помощи утилиты FRAPS. Результаты "уперлись" в центральный процессор — говорить о каких-либо различиях в версиях драйверов не приходится.



OpenGL-игры

Call of Duty

Игра сделана на модифицированном движке Quake 3: Arena, который не модифицировал за последние несколько лет только ленивый. Качество изображения при помощи входящего с BenchemALL! конфига настраивалось на максимально возможное. Использовалась собственная демка TechLabs 003. Полный паритет всех версий драйверов. Антиалиасинг на производительность разных версий драйверов, как мы уже могли заметить, не влияет. А вот включение анизотропии дает ощутимый закономерный прирост. Совмещенный режим и закономерная победа 66.81.

Quake 3: Arena
А вот и сам старичок, который все так любят модифицировать. Максимально возможное качество. Использовался собственный конфиг для Quake 3, а также собственная демка — TechLabs006. Небольшое, но видное невооруженным взглядом лидерство все того же драйвера 66.81, 61.82 и 61.72 показывают значения, отличающиеся в пределах погрешности. Включение анизотропии дает шанс 66.81 вновь показать лучшие результаты, чем у остальных версий драйверов. Напомним, что Anisotropic mip filter optimization у нас включена.

Serious Sam: The Second Encounter
Также достаточно старая игра. Максимально возможное качество изображения и собственная записанная демка — Tech-Labs005. В тестах полный паритет всех версий драйверов. Включение анизотропии явно дало прирост почему-то только в разрешении 1600х1200. В режиме с AA и Aniso прирост у драйвера 66.81 заметен уже везде.

IL 2 Shturmovik: Forgotten Battles
Даже в режиме чистой скорости мы получаем преимущество (и весьма солидное) от использования драйвера 66.81 с включенной опцией Anisotropic mip filter optimization.

Doom 3
На настройках качества графики Medium мы снова (как и во многих других уже протестированных игровых приложениях) можем видеть отчетливое преимущество драйвера Force-ware 66.81 перед остальными драйверами, которые между собой показывают полный паритет. Режим качества изображения High дает абсолютно такой же расклад сил. А в режиме UltraHigh, когда анизотропная фильтрация включается самой игрой по умолчанию, мы можем видеть резкий скачок производительности у драйвера 66.81. Естественно, это вызвано оптимизациями анизотропной фильтрации (точнее, опцией мип-фильтра, которую мы на данном драйвере включили). Однако отрадно другое — оптимизации работают не только с Aniso, которая включена через драйвер, но и с Aniso, которая активируется непосредственно самим игровым приложением.

Как видим, во всех популярных для прогеймеров разрешениях (мы использовали специальный конфиг профессионального игрока — c58|Prozed-а) мы видим явное преимущество драйвера версии 66.81. Прирост достигает 10 fps, а это весьма неплохое подспорье, тем более, что вопрос качества изображения у хардкорных игроков не был камнем преткновения при выборе режима игры. А это значит, что владельцам видеокарт на базе GeForce 6800, которые любят играть в Doom 3 и для кого субъективный вопрос качества изображения не является приоритетным, нужно срочно скачивать 66.81-версию драйвера Forceware и включать в нем следующие опции:
• Anisotropic mip filter optimization в положении ON;
• Anisotropic sample optimization в положении ON;
• Trilinear optimization ON.
После этого можно смело ожидать прироста fps.

Игры, использующие шейдеры версии 1.1
Переходим к наиболее распространенным сейчас играм — тем, которые используют пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1. Несмотря на все прелести шейдеров версии 2.0 программисты не спешат повально делать движки, использующие их возможности на полную катушку. И их можно понять. Использование шейдеров 2.0 целесообразно только в том случае, если акселератор среднестатистического пользователя находится как минимум в разряде "чуток повыше Middle-End". В противном случае приемлемой скорости в игре наблюдаться не будет. Также мы можем понять программистов, которым искренне лень писать код под шейдеры 2.0 (и уж тем более уже сейчас заглядываться на Shader Model 3.0), когда есть шейдеры 1.1, и у подавляющего большинства пользователей появились карты, на которых они будут исполняться с приемлемой скоростью.

Painkiller
Мы использовали новую версию бенчмарка c5l1, которая стала доступна с последним патчем. Также с последним патчем появился новый бенчмарк c5l2, который нагружает все без исключения карты на порядок больше, чем даже модифицированная версия с5l1, однако имеет проблемы с подсчетом результатов тестирования, из-за чего мы не смогли протестировать наши карты в данном тесте. В этих условиях наблюдалось небольшое отставание 66.81 от остальных драйверов.

FireStarter
Графический движок не использует функций DX9. Так что, пожалуй, он относится к поколению DX8. Игра использует систему адаптивной работы, когда детектит находящуюся в системе видеокарту и в соответствии с информацией о том, какой акселератор стоит в системе, оптимизирует пути рендеринга сцены. Очень грамотный подход с точки зрения оптимизации работы движка игры для простых пользователей, которые смогут получить максимум производительности на любом железе, однако с точки зрения замера производительности на картах, базирующихся на чипах от разных производителей, — не самый лучший вариант, поскольку мы получаем различные пути рендеринга сцены для разных чипов. Игра не поддерживает разрешения 1600х1200, поэтому мы приняли решение ограничиться тестированием в двух разрешениях. Проседание 66.81 в режиме чистой скорости. И лидерство с включенной анизотропной фильтрацией.

Prince of Persia: Sands of Time
Очень качественная игра с отлично проработанным гейм-плеем и — самое главное — приятной графической составляющей. Движок игры не несет ничего нового (порт с PS2 не мог сулить чего-то революционного). Тем не менее, игра имеет жесткие требования к видеокарте: она обязательно должна поддерживать пиксельные и вершинные шейдеры 1.1 — на картах без поддержки пиксельных и вершинных программ игра просто-напросто не запускается. К сожалению, нам не удалось найти более детальной информации по движку игры (который имеет название JADE engine), который используется для PC-версии игры. Однако что-то мы с вами уже знаем. А вот в "Принце" мы наконец-то увидели хоть что-то, что отличало бы общую картину в нашем тестировании. 61.72 и 66.81 версии драйверов идут вровень, в то время как Forceware 61.82 показывает непростительно низкий уровень производительности. Режим же с анизотропией расставляет все на свои места.

Breed
Игра использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и стенсильные тени, которые реализуются на видеокартах NVIDIA благодаря технологии UltraShadow. На видеокартах, базирующихся на чипах ATI, из-за отсутствия поддержки этой фирменной технологии NVIDIA тени рендерятся в большее число проходов, из-за чего скорость может весьма страдать, особенно в тех приложениях, где тени присутствуют в достаточном количестве. Иными словами, предварительно мы можем сказать, что карты NVIDIA будут иметь здесь некоторое преимущество. Однако не будем забегать вперед — все еще покажет тестирование. По тестам же примерный паритет.

Colin McRay Rally 4
Движок игры сделан достаточно требовательным к аппаратной части компьютера — вы сможете это оценить по абсолютным значениям fps, которые видны на графиках. Игра использует пиксельные и вершинные программы версии 1.1 вопреки тому, что некоторыми обозревателями при первых тестах отмечалась поддержка 2.0 версии пиксельных шейдеров. Анализ версий показал, что игра не имеет в своем активе пиксельных или вершинных программ версии 2.0. Шейдеры в игре применены в первую очередь для рендеринга моделей машин (на них полигонов разработчики не жалели), а также для некоторых погодных и природных эффектов. Потенциально это сулит продуктам NVIDIA как минимум конкуренцию на равных с продуктами ATI. По тестам же примерный паритет. И вновь 66.81 лидирует, что неудивительно: включение анизотропии задействует оптимизацию анизотропной фильтрации.

Max Payne 2
Игра достаточно старая, но использует пиксельные шейдеры версии 1.1 для рендеринга некоторых элементов моделей персонажей. Отставание 66.81 в пределах погрешности измерения в Max Payne. В целом уже знакомая картина, однако также заострим ваше внимание на необычном поведении драйверов 61.82 и 61.72.

Thief 3: Deadly Shadows
Одна из самых новых игр в нашем тестовом наборе. Игра использует только 1.1-версии пиксельных и вершинных программ, однако умудряется тормозить на самых современных видеокартах. Однако с технической точки зрения движок очень даже неплох. Игра не имеет встроенных средств для бенчмаркинга, а также не может похвастаться наличием встроенного демо-ролика на движке игры, на котором можно было бы выполнять адекватные замеры производительности (по крайней мере мы его не нашли), поэтому пришлось заниматься тестингом в игре достаточно оригинальным способом. Наши исследования фреймрейта с включенным счетчиком фпс FRAPS показали, что даже при абсолютно разном поведении на уровне игры мы получали показатель, отличающийся всего лишь на 3-4 фпс. Это заставило нас разработать методику, по которой можно было бы тестировать скорость в игре, не используя каких-либо роликов, а просто играя в нее. Как оказалось, выбор был не очень сложным учитывая то, что в тренировочной миссии имеются специальные указатели, по которым следует перемещаться. Таким образом, мы включали внутренний счетчик FRAPS и проходили часть уровня по заданному в тренировочной миссии пути. В итоге мы получили результаты, отличающиеся самое большее на 1 фпс! В большинстве же случаев они отличались на десятые доли fps, что позволяет говорить о корректности полученных результатов. Что касается результатов, то здесь мы имеем небольшое (в пределах погрешности) отставание 66.81.

Hitman: Contracts
Также достаточно необычный гость списка тестовых инструментов всех тестеров. Как и предыдущая игра, лично автору данного материала пока нигде в качестве тестового инструмента не встречалась, поэтому будем считать нас первопроходцами. Движок игры активно использует пиксельные и вершинные шейдеры версии 1.1 и также является весьма сложным испытанием для видеокарт. А вот здесь, напротив, весьма существенное преимущество 66.81 в режиме чистой скорости.


Игры, использующие шейдеры версии 2.0

FarCry
Игра FarCry представляет собой достаточно яркий пример того, чего же мы можем ожидать от Hi-End-плат с поддержкой DirectX 9.0. Красота, демонстрируемая игрой, просто поражает воображение (все же Doom 3 — это другой тип игры, и он хорош по-своему, а FarCry остается для ценителей другого вида игр). Все настройки традиционно на максимально возможном уровне (Very High), использовалась собственная записанная демка TechLabs002. В целом полный паритет. Несмотря на включение анизотропной фильтрации мы наблюдаем падение производительности при использовании 66.81 драйвера. Похоже на то, что для FarCry используются специфические оптимизации фильтрации текстур.

Half-Life 2 Leaked Beta
Делать выводы о производительности того или иного акселератора на основании тестов сырой альфы, утекшей в Сеть, еще весьма и весьма рано, так как в финальном релизе многое может измениться (и мы более чем уверены, что изменится), но, тем не менее, думаю, не ошибусь, если скажу, что многим читателям будет весьма и весьма интересно узнать расстановку сил у графических чипов именно в этом бенчмарке. Игра использует пиксельные и вершинные шейдеры 2.0 в очень больших объемах, о чем говорит проведенный нами анализ шейдерного кода игры. Причем сложность шейдеров весьма и весьма высокая, что однозначно говорит об использовании возможностей API DirectX 9.0, что называется, на всю катушку. В целом картину в Half-Life 2 Beta можно назвать паритетом. Ну, а при включении анизотропной фильтрации знакомая картина — 66.81 вырывается в лидеры.

Tomb Raider: Angel of Darkness
Полный паритет. При Aniso 16x, как ни странно, тоже.

HALO: Combat Evolved
Явное преимущество драйвера 61.77. Похоже, в нем хорошо поработали над данной игрой. Однако включение Aniso вновь возвращает все на свои места.

Battle Engine Aquila
Небольшое отставание 66.81.



Выводы
Что же, пришло время подвести итоги нашего исследования. Что касается драйверов Forceware версий 61.72 (а равно и 61.77), 61.82, то они, как показало наше тестирование, разницы в производительности не имеют (ту небольшую, которую мы могли наблюдать, смело можно списать на погрешность измерений). Что же касается драйвера Forceware 66.81, то ситуация с ним далеко не однозначная. Включенная нами опция Anisotropic mip filter optimization позволила добиться большей, нежели у двух других драйверов, производительности при использовании анизотропной фильтрации. Однако только в половине приложений, которые мы используем в качестве тестов, мы смогли наблюдать увеличение (и весьма существенное) производительности. В режимах же чистой скорости драйвер крайне нестабилен. Некоторые приложения показывают прирост скорости, а некоторые, наоборот, резкое ухудшение оной. В общем же зачете количество приложений, работающих быстрее с драйвером 66.81, и количество приложений, работающих медленнее, по сравнению с 61.72 (а равно и 61.77) и 61.82 можно считать равным. Поэтому конкретные рекомендации в этой ситуации дать нельзя. Изучайте те игры, которые включены в наш тестовый набор, и, согласуясь с этим, выбирайте драйвер.

Бурдыко Алексей,
info@techlabs.by

Видеокарта ASUS V9999GT/TD предоставлена для тестирования интернет-магазином www.ultraprice.by  
 


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета