Full Spectrum Warrior


Full Spectrum Warrior


Жанр игры: TPS/симулятор спецназа. Разработчик игры: Pandemic Studios. Издатель игры: THQ. Издатель в СНГ: Game Factory Interactive (GFI). Дисков в оригинальной версии: 1DVD/3 CD. Похожие игры: нет. Минимальные системные требования: Celeron 1 GHz, 256 RAM, 64 Mb VRAM, 2,5 Gb HDD free space. Рекомендуемые системные требования: Р-IV 2 GHz, 512 RAM, 128 Mb VRAM, 2,5 Gb HDD free space. Дата выхода локализованной версии: уже вышла в оригинальной английской версии.

Канал "Евроновости" по сей день демонстрирует "миротворческие" операции американских военных в Ираке. Хотя звездно-полосатый флаг уже сколько месяцев полощется над всеми центральными площадями этой песчано-нефтяной державы, успокаиваться злобные террористы не собираются. Маленькие разрозненные отряды местного "сопротивления" чуть ли не каждую неделю выскакивают откуда ни возьмись прямо на опорный пункт бравых американских военных и устраивают обмен любезностями с использованием всамделишных пуль. Конечно, хоть какой-нибудь результативностью эти налеты не блещут, однако у военных остается веский повод не выводить полностью войска из страны. А перед выборами президента авиация штатов и вовсе продемонстрировала высший пилотаж, совершив образцово-показательный вылет в небольшой городок с последующим сверхточным бомбометанием и ракетопусканием.

Слава Богу, мирное геймерское сообщество в большинстве своем далеко от этих суровых жизненных реалий, равно как и от политики в целом. Однако разработчики из широко известной в узких кругах Pandemic Studios, заручившись разрешением товарищей в погонах, решили одарить нас замечательнейшей игрушкой, имя которой — Full Spectrum Warrior (далее — FSW). Наряду с великолепным геймплеем, который демонстрирует этот проект, игроков ненавязчиво наводят на мысль, что всех сильней вовсе не Красная армия, а, между прочим, американская. В чем и убеждается каждый, кто отважится на запуск этой игры. Давайте вместе взглянем на особенности геймплея и попробуем разобраться, что нам предлагают на этот раз и в чем же, собственно говоря, отличия очередного "симулятора спецназа" от всех своих предшественников.
Конечно, до ужаса политкорректные разработчики не могли вот так просто взять и забросить геймера в Ирак либо еще какую-нибудь реальную страну. Вместо этого было найдено решение, призванное удовлетворить всех и уберечь PR-отдел Pandemic Studios от гневных возгласов поборников демократии. Насаждать доброе и вечное нам предстоит на территории вымышленной республики Зекистан, в которой властьпридержащие совершенно замордовали мирных граждан, а ко всему прочему пособничают террористическим настроениям и угрожают применить ОМП по назначению. Безусловно, Запад не может мириться с таким попранием основ демократии, и в несчастную республику срочно десантируется подразделение легкой пехоты.

Разумеется, неоперившегося геймера, который не то что настоящий автомат — мышку в руках кое-как держит, сразу на поле боя не выкинут. Будьте добры, любезный, вначале пройти тренировку. И скажу вам не тая — это сделано не зря. Ибо интерфейс FSW представляет собой самый натуральный прорыв в управлении. Конечно, не последнюю роль здесь сыграл тот факт, что забава изначально предназначалась для двух платформ (в том числе для Xbox). Но что отрадно — PC-версия отлично адаптирована под использование мышки и клавиатуры. Более того — после того, как нам расскажут в деталях о процедуре перемещения отряда и отдаче указаний бойцам, невольно задаешься вопросом: почему до такой схемы додумались лишь в 2004-м? Ответят нам вряд ли, хотя лично я подозреваю, что все дело в "двойном дне". Суровая правда жизни (а также отлично спродюсированный промоушен-ход) состоит в том, что FSW во младенчестве использовался как самый натуральный тренажер "ведения боевых действий в городских условиях" для американских военных. Узнав об этом факте, вы поймете, почему здесь такое управление. Будь оно хоть чуточку более сложным, половина тех военных, для которых тренажер был предназначен, не сдала бы вступительные экзамены. А так — "и овцы сыты, и волки целы".
Сам процесс после мимолетного ознакомления определяется как "тактика". Хотя одним этим словом сложно передать все происходящее на экране в течение 11 миссий. Если добавить к нему словосочетание "Падение Черного Ястреба", то видевшие фильм (а также игравшие в одноименную игру) смогут представить себе геймплей более точно. И все же для полноты восприятия необходимо остановиться на некоторых моментах подробнее.
Управлять игроку придется двумя отрядами — "Альфа" и "Браво". Дело в том, что столь неоригинальным образом в американских войсках именуются все отряды легкой пехоты (то бишь обученные действовать без сопровождения тяжелой техники). А если вспомнить такой увлекательный проект, как Ghost Recon, то в этом факте только убеждаешься. Соответственно "Альфа" играет в военном оркестре первую скрипку, а "Браво" обеспечивает функции поддержки и прикрытия. Хотя по ходу игры использовать их приходится одинаково.

Каждый отряд состоит их четырех "добрых молодцев". Во главе группы гордо белеют седые виски командира — одного из важнейших членов отряда. Кроме непосредственно надзора за своими подчиненными и отдачи им приказаний, этот вояка имеет высокотехнологичный девайс под названием GPS, без которого, если честно, играть было бы невозможно. Спутники, висящие над Зекистаном на очень приличной высоте, постоянно передают картинку на этот прибор, благодаря чему у подразделения полностью пропадает страх потеряться в недружелюбных кварталах. Помимо этого на экране GPS ало рдеют места скопления вероятных противников, в связи с чем у группы резко повышаются шансы вернуться домой целыми и невредимыми. Сам командир вооружен автоматом и неплохо умеет им пользоваться. Вторым членом отряда значится пулеметчик, в чьи непосредственные обязанности входит прикрывать бесценного сержанта и, разумеется, "излечивать" заплутавшее сопротивление от неправедной жизни. Гранатометчик прописан под третьим табельным номером и обожает метать по навесной траектории из подствольника гранаты прямо на макушки злостных террористов. К сожалению (но не по вине недостатка финансов!), его "взрывной" боезапас ограничен всего тремя штуками, поэтому использовать их надлежит экономно. Ну а замыкает военно-полевой квартет обычный стрелок, который любит ходить спиной вперед и прикрывать коллег от засланных в тыл "казачков". Кроме того ребята снабжены коллективным багажом гранат, среди которых были замечены и дымовые, и осколочные. Собственно говоря, это все. Как и в реальной жизни, боезапас не резиновый, поэтому играть приходится осмотрительно, особливо на высоком уровне сложности. Хотя в некоторых миссиях нам разрешат вызвать подмогу в виде авиации. Однако я настоятельно рекомендую с самой первой миссии рассчитывать сугубо на собственные силенки.

Как нас учит история, непрошенных гостей не любят везде, и Зекистан — не исключение. Всегда следует быть начеку и смотреть в оба, ибо каждый темный угол, каждая неисследованная подворотня и переулок — потенциальные места засад. Местное ополчение просто обожает с гиканьем и пальбой вынырнуть из-за какого-нибудь забора и с криками "Янки гоу хом!" устроить локальное Ватерлоо. И на крышах здесь обитают отнюдь не Карлсоны, а все больше снайперы, которых хлебом не корми, а дай пристрелить очередного американца во славу независимого Зекистана. Поэтому передвигаться по улицам следует очень осторожно. Чтобы пересечь обыкновенную улицу, рекомендуется выполнить следующие действия: свериться со спутником на предмет наличия сопротивления, задать каждому бойцу отряда свой сектор наблюдения, а затем — быстро-быстро — перебежать на другую сторону и спрятаться за каким-нибудь прикрытием. Если вы будете делать это каждый раз, вероятность очередного рестарта существенно упадет. Тогда при перемещении ваш отряд будет иметь обзор 360 градусов — то есть каждый член отряда смотрит в своем направлении, и, таким образом, исключается возможность внезапного вероломного нападения. Здешнее население разговоры разговаривать не любит — лишь только заприметят камуфляжную форму, сразу палят что есть мочи.

Дабы свести возможность ранения к минимуму, передвигаются ваши бойцы на полусогнутых, а уж если попадают в передрягу — не брезгуют и на пузе в пыли поползать, жизнь — она подороже чистой униформы будет. Командир это понимает лучше всех, и когда отряд передвигается к очередному перекрестку и прижимается к стене дома, наш сержант аккуратненько так выглядывает из-за угла, оценивает обстановку опытным взором и уже только потом отдает дальнейшие распоряжения. Вот вам один пример: после десятка перебежек за очередным углом сержант обнаружил пулеметную точку противника. Разумеется, командира обнаружили взаимно, на что красноречиво указывает шквал пуль, обрушившийся на злосчастный угол дома. Высунуться нереально — поселенцы надежно засели, укрывшись за наваленными мешками с песком, а патронов у них — хоть отбавляй. Стрелять — только патроны тратить... Что делать? Вариантов в большинстве случаев несколько, и каждый по-своему привлекателен. Первым, и самым очевидным, является запрос поддержки. Если местность впереди не обследована, самым разумным будет вызвать вертолет разведки, который пролетит над бандитами и скинет вам на GPS обстановку. После этого можно командой "Браво" обойти противника с тыла, и пока "Альфа" будет вести огонь на подавление, не давая супостатам высунуться, второе подразделение выпрыгнет аки черт из табакерки прямо у террористов за спиной и в срочном порядке всех утихомирит. Можно попробовать обойтись и без "Браво" — скажем, рискнуть подобраться на пару метров поближе, после чего номер третий вашего отряда займется излюбленным делом — скинет бандитам по навесной подарочек, от которого они буквально пораскинут мозгами. Еще одной вариацией подобного развития событий может выступить дымовая завеса — пока противник вживается в роль "ежика в тумане", можно перебежать на другую сторону улицы и зайти в тыл самостоятельно.

Буквально весь игровой процесс сплошь состоит из таких вот головоломок. Каждый квадрат городских кварталов напоминает клетку шахматной доски, заставляя постоянно размышлять над тем, как походить своей фигурой, чтобы и самому не пострадать, и подставить под удар противника, пускай даже и на следующем ходу. В процессе игры ситуации усложняются, сопротивление также не брезгует перебираться в новые укрытия и прикрывать друг другу спины, а всегда неожиданные снайперы вносят в прохождение элемент случайности. Оторваться очень трудно. Редко сталкиваешься с экшен-игрой, которая в первую очередь заставляет думать, а уже только потом действовать. И пускай в большинстве случаев прохождение линейно, всегда существует минимальный выбор: или подумай и сделай как надо, или наплюй на осторожность и умри. А поскольку сохраняться здесь можно только в начале миссии или очень редких "сейв-поинтах", игроку приходится думать. И процесс этот доставляет огромное наслаждение.
О том, как это играется, я уже в общих чертах рассказал, осталось обрисовать, как это смотрится. Да хорошо смотрится, даже очень. Вопреки опасениям, приставочная природа движка практически не просматривается. Да, текстуры могли бы быть и порезче, а полигонов — побольше, но и то, что имеется в наличии, вызывает у игрока только положительные эмоции, а это главное. Очень хорошо выполнены модели бойцов, а анимация и вовсе заставляет склонить головы перед разработчиками — о том, как перебираются гуськом по пыльным дорогам ваши подопечные, можно писать диссертацию на тему "Motion Capture в играх". Но почему-то самым запоминающимся визуальным моментом становятся эффекты своеобразной обработки текстур, благодаря чему они кажутся слегка размытыми и чуть подсвеченными, что в совокупности замечательно передает атмосферу пропитанного палящим солнцем городка. Одним словом: лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Звуки здесь — важнейшая составляющая процесса: на слух приходится воспринимать очень много важной информации. Это — залог выживания. А в жаркие моменты, когда со всех сторон летят пули, они наполнены отборными американскими выражениями, в которых частенько поминают всю родню сопротивления вплоть до десятого колена. На атмосферность продукта подобное внимание к мелочам оказывает сугубо положительное влияние.
Конечно, игра получилась не идеальной. Одним из главных недостатков можно назвать некоторое однообразие процесса, в котором почти никогда ничего не меняется. Помимо стандартных заданий проследовать из пункта А в пункт Б с одновременной зачисткой локальных очагов сопротивления, будут попадаться и миссии типа "сопроводить танковую колонну", "оградить от вражеских посягательств дружественные БМП" и "подавить сопротивление конкретного объекта". Но в целом — все то же самое. Декорации также не блещут разнообразием. После семи миссий кряду в жарком пыльном городишке, выполненном стараниями левел-дизайнеров в сплошных желто-коричневых тонах, хочется чего-то другого — сочной зелени густых джунглей, пейзажей какого-нибудь местного морского порта или хотя бы полноценных ночных вылазок. Увы, не здесь. Зекистан он и есть Зекистан, со всеми вытекающими. Хотя, если уж проводить параллели с вышеупомянутыми шахматами, — черно-белую игру тоже не назовешь слишком разносторонней, что не мешает миллионам людей увлекательно проводить за ней досуг.
Еще кому-то жутко не понравится отсутствие разбросанных по всему уровню аптечек. Реализм, что с него возьмешь. Лечить ваших раненых орлов будет строго определенный фельдшер, стационарно обитающий у медицинской машины. Так что если кого из ребят контузило, берите его под мышки и тащите к доктору, тот его вмиг поставит на ноги. А вот смертельные ранения членов дружественного отряда тут не приветствуются. Нельзя терять американцев, нельзя! Будьте добры пройти миссию еще разок...

Ну и последним по списку, но не по значению недостатком я бы назвал синдром "русского утра", которым здесь время от времени страдают все солдаты. У бедолаг ни с того ни с сего начинают так трястись руки, что они с десяти метров не могут попасть в супостата! Они стреляют слева от него, потом по земле переводят прицел на правую сторону, потом поверху... и когда уже начинаешь думать, что подчиненный откровенно издевается, он наконец-таки попадает в цель. Круто! Хваленая военная подготовка во всей красе. Хотя не так давно меня посетила мысль, что сделано это не случайно, и таким варварским образом солдаты перед тем, как уничтожить врага физически, уничтожают его морально. Делается это, скорее всего, с той же целью — чтоб другим не повадно было. С другой стороны, случаются подобные казусы нечасто, а заодно пропагандируется командный подход — вчетвером отряд выносит неприятеля на счет "раз". Имейте в виду.

Оценка: 8. Свежий подход к тактическому симулятору спецназа, продемонстрированный Pande-mic Studios, подарил прогрессивному геймерству на удивление приятную и увлекательную игру. Многообразие горячих ситуаций заставляет задействовать серое вещество на всю катушку, а суровый реализм не дает расслабиться. Благодаря грамотному сочетанию этих составляющих оторваться от игры невероятно сложно, по крайней мере, до момента ее полного прохождения. Автор настоятельно рекомендует запускать на максимальном уровне сложности. Мы тоже не ищем легких побед!

Highcoaster

компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр игры: TPS/симулятор с

©1997-2024 Компьютерная газета