Анимированные опусы, или как создать "презентабельную презентацию"

Анимированные опусы, или как создать "презентабельную презентацию"

Нам не нужно, чтобы это было хорошо — нам нужно, чтобы это было в четверг.
(Главный телесценарист)

Мы, пожалуй, не осознаем до конца, насколько прочно электронные технологии вошли в нашу жизнь. Микропроцессоры ныне устанавливают в часы, телефоны, стиральные машины, едва ли не в чайники:). Если подумать, даже жалко становится тех инженеров, редакторов, монтажеров и т.д., которые в свое время вынуждены были работать без какой бы то ни было помощи со стороны компьютера. Еще одно проявление глобальной компьютеризированности (ну, слабо выговорить это слово с первой попытки?8-)) стало то, что теперь едва ли не каждый доклад, научная (и ненаучная) работа на едва ли не каждой конференции, семинаре или собрании не обходятся без компьютерных презентаций.

Хорошо это или плохо — судить прежде всего зрителям. Если в идеале компьютерная презентация призвана в наглядной форме продемонстрировать ключевые моменты того, о чем говорит сообщающий, то на самом деле довольно часто ввиду неопытности ее создателей она скорее отвлекает от говорящего или просто действует на нервы.

Поскольку вашему покорному слуге неоднократно доводилось видеть всевозможные профессионально и непрофессионально выполненные презентации и создавать свои собственные, сегодня мы поговорим о том, как лучше, проще и эффектней оформлять презентации.
Для начала случай из жизни. Сидим мы, значится, в полутемной аудитории, на проекторе какая-то презентация (про что, уже не помню — вполне возможно, потому, что сама презентация была, мягко скажем, не особенно впечатляющей), стоящий у микрофона то и дело косится на экран и буквально кусками считывает оттуда готовый текст. Через какое-то время, когда говорящий находится где-то в середине отображаемого на экране абзаца, текст вдруг меняется. Те, кто еще не заснул, начинают тихо хихикать. Раздраженный рассказчик бежит к компьютеру, навигацией возвращает предыдущую страницу, затем идет назад к трибуне, продолжает рассказ, и тут… страница снова переключается. В зале раздаются нервные смешки, в следующий раз по аудитории разносится волна истеричного хохота. Потом становится уже не смешно, и публика постепенно расходится. Вот вам одна типичная ошибка, очень часто допускаемая при создании презентаций. Многие "ораторы" считают, что могут секунда в секунду рассчитать время своей речи и подогнать под нее показываемое на экране. Не стоит. Программирование автоматической последовательности действий имеет смысл только в рамках одного кадра (если за кадр принимать отдельный завершенный фрагмент текста и иллюстраций). Переход же кадров следует контролировать вручную, причем ни в коем случае не самому оратору. Посадите кого-нибудь за компьютер, пусть пощелкает мышкой в нужных местах (сначала, конечно, стоит порепетировать) — таким образом вы избежите независимости развития презентации от вашей собственной речи, что является очень характерным признаком непрофессионализма.

Еще один урок, который можно извлечь из приведенного выше примера — выступая, выучите свои слова, составьте план речи и рассказывайте по нему. На худой конец, сделайте подробный план, содержащий основную идею каждого законченного фрагмента речи. Но НИКОГДА не читайте с экрана. Презентация должна помочь зрителям лучше усвоить подаваемый вами материал, а не быть шпаргалкой для вашей речи. Не стоит и оборачиваться, проверяя, все ли идет как запланировано. Лучше периодически смотрите на управляющего показом — если что-то пойдет не так, он подаст вам сигнал.

Коль скоро вы не читаете с экрана, в том, чтобы там отображалась вся ваша речь, также нет никакого смысла. Читать страницу, заполненную текстом мелкого шрифта никто, скорее всего, не будет. Поэтому лучше, чтобы на экране отображались лишь ключевые фразы, яркие цифры, наглядные графики и диаграммы, наконец, изображения предмета речи. Если, к примеру, вы говорите об онкологических заболеваниях, то фотография любого органа, пораженного раком, произведет на аудиторию куда большее впечатление, чем банальное перечисление последствий этого заболевания. Если же, скажем, предметом речи стал прогресс развития того или иного явления, достаточно просто составить график, наглядно демонстрирующий этот прогресс, чем печатать объемистые тексты, его характеризующие — их вы все равно будете произносить вслух. Впрочем, чрезмерное количество картинок и графиков тоже утомляет зрителей, так что постарайтесь найти "золотую середину" между обилием наглядной информации и ее недостатком.

Постарайтесь не переусердствовать и с музыкальным сопровождением. На сугубо научных или деловых собраниях музыку лучше вообще не использовать. В более раскрепощенной обстановке звуковое сопровождение лучше ставить только в паузах или в крайнем случае в момент речи должна звучать тихая и ненавязчивая мелодия. По возможности избегайте мелодий, навевающих тоску (если, конечно, это не подразумевается тематикой). Не ставьте песен (вы здесь все-таки не для того, чтобы соревноваться с профессиональными вокалистами), тем более тех, которые могут не понравиться аудитории (типа рэпа, грошовой попсы или какого-нибудь блэк-металла).
Конечно, можно, завершая оптимистично выступление на каком-нибудь молодежном собрании, врубить на полную катушку какой-нибудь Offspring, но не более того. Так что помните: лучше уж совсем ничего, чем что-то, явно не соответствующее характеру выступления и аудитории.

Теперь перейдем непосредственно к оформительской части. Первое — избегайте белого фона. Ощущение пустоты бэкграунда на самом деле страшно раздражает. Так что лучше уж поставить какой-нибудь спокойный фиолетовый градиент (или даже монотонный ненавязчивый фон).

А еще лучше — заставить себя потрудиться три минуты в любом добротном графическом пакете и создать приятный и оригинальных фон, не используя банальных шаблонов. Кстати, о шаблонах: не стоит злоупотреблять их использованием.
Даже если с эксплуатируемой вами программой уже поставляется шаблон, идеально подходящий под содержание презентации, всегда остается вероятность того, что презентацию, выполненную при помощи именно этого самого шаблона, еще вчера видел (или, того хуже, делал) кто-то из ваших потенциальных зрителей. А потому лучше все-таки поработать немного мышью:), тем более, что в наше время для достижения приемлемых результатов требуется только хороший софт и наличие хоть какой-нибудь доли чувства эстетического восприятия.

Еще один совет, по моему скромному разумению, довольно актуальный: не злоупотребляйте эффектами. Беда начинающих дизайнеров, едва-едва освоивших Flash, Mediator, Macromedia Director или даже (и в большей степени) PowerPoint, состоит в том, что, освоив по мануалу или просто найдя в настройках программы несколько зрелищных эффектов, они пытаются вставить их все в одну презентацию, часто даже в один кадр, а иногда — вообще применить к одному объекту. Товарищи, в такой пестроте нет необходимости! Остановитесь, пока не поздно (т.е. пока вы всех не достали8-))!!! Вовсе не обязательно, чтобы все элементы кадра появлялись по отдельности, тем более с разными эффектами. Стремитесь к обратному — к такой концентрации эффектов, чтобы презентация смотрелась плавной и неразрозненной. Последний, и, пожалуй, самый важный, совет, являющийся прямым следствием из предыдущего: стремитесь создать цельную презентацию, единую структуру, стилизованную и тематически наполненную соответствующим образом. Это, наверно, главный наряду с содержательной частью компонент успеха.

Как всегда, заканчивая эту статью, я думаю о том, что множество советов и идей осталось "за бортом". Это и достаточно банальные, но неизменно полезные рекомендации, и более конкретные оформительские советы, и кое-чего еще. Поэтому — успехов вам, и до новых встреч!

Михаил Федотов AlsoKnownAs $ky$pe@R,
skyspear@tut.by,  Минск, 2004

P.S. Поскольку рекомендации приведены еще не все, да и полное их соблюдение не синонимично созданию отличной и впечатляющей презентации, привешиваю к статье классический лейбл: "нет гарантии стопроцентной реализации ожидаемого эффекта".
P.P.S. Да, и еще: прежде чем выставлять презентацию перед широкой публикой, покажите ее сначала друзьям и коллегам — нет ничего полезнее дружеских пожеланий, рекомендаций и здоровой критики.

компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2004 год в рубрике разное :: бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета