Port Royale 2


Port Royale 2


Жанр: RTS. Разработчик: Ascaron. Издатель: "Акелла". Количество дисков в оригинальной версии: 1. Похожие игры: Port Royale, Tortuga. Системные требования: Pentium III 700 MHz, 256 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 760 Mb Hard Disc Space

Во все времена молодым и отважным скучно было просто сидеть дома и хотелось чего-то большего. И они уходили: кто куда. Викинги — в набеги на земли христианских стран, испанские конкистадоры — завоевывать Америку, литвины — сражаться с Орденами в землях балтов. А в далеком XVII веке романтичным считалось повязать косынку на волосы и отправиться в дальнее плавание. Ходить под парусами, вдыхать соленый морской ветер, слышать крики "Корабль на горизонте!" и участвовать в лихих атаках. А потом — скопить немножко денег и жениться на дочери губернатора какого-нибудь острова. Пираты и корсары воспринимались как благородные "джентльмены удачи", обиженные властями, а не как разбойники. И все новые и новые парни присоединялись к этому занятию. Только после окончания "колониальных разборок" и появления регулярных флотов в Карибских водах пиратство было искоренено.

Да, пираты ушли, но романтика их странствий и приключений осталась. Не удивительно, что игры "про корсаров" появляются с завидной регулярностью. Началось все с незабвенных Pirates! Сида Мейера и продолжается по сю пору. На постсоветском рынке выпуском им подобных занимается команда "Акелла", создавая свои проекты (тех же "Корсаров") и переводя чужие. На Западе же основным поставщиком игр про пиратов и торговцев является компания Ascaron. Аскароновцы уже создали ранее такие шедевры, как Port Royale и Tortuga. А недавно на рынок была выброшена игра Port Royale 2. Она продолжила традиции линейки и во многом превзошла предыдущие проекты.

Как и ранее, нам предлагают стать участником событий в Карибском море времен расцвета корсарства (XVII век). Наша задача — всеми доступными способами (а их, поверьте мне, достаточно много) заработать себе богатство и репутацию в обществе. В игре наличествуют 4 сценария (не считая обучающих) и режим свободной игры. Сценарии — это миссии, в которых игрок должен выполнить определенные задания — например, развить свой собственный город или поймать знаменитого пирата. Играть в сценарном режиме интересно, но есть и более захватывающее развлечение — свободная игра. Там нам не ставят никаких ограничений, посему я буду базировать свой рассказ именно на этом режиме. Как и ранее, на политической карте Карибского региона четыре игрока (Испания, Англия, Франция и Голландия). Страны разнятся по силе, а значит, выбирая "свою" сторону, стоит хорошенько подумать (хотя ее и можно будет поменять — окончательной привязки к нации нет). Если вы хотите легкого начала, выбирайте Испанию. У испанцев самый мощный флот и колонии, расположенные практически во всех уголках игровой карты. Если же хочется "экстрима", попробуйте поиграть за Голландию — это изначально самая слабая страна. Лично я играю практически всегда за голландцев — и вам того же советую: интересно до жути, хотя и сложно.

Генерируя персонажа, мы выбираем не только его национальную принадлежность, но и стартовый город, начальные финансовые условия и один из трех бонусов (стрельба, торговля и репутация). А потом — жмем на "Начать игру". После запуска игры стоит слегка осмотреться. Вы оказываетесь в городе, который выбрали. Это не только ваша первоначальная база. В этом городе вы уже имеете разрешение на строительство. Неплохо для начала, но строить что-либо пока рановато. Вместо строительства лучше заняться торговлей. Торговля — занятие, приносящие основные прибыли на первых порах, когда воевать и строить инфраструктуру еще рано (по причине отсутствия денег). Так что будем "дешевле покупать, дороже продавать". Каждый город на карте (всего их около 60) может производить до пяти видов товаров. Товары в игре поделены на несколько категорий, но перечислять их я не вижу особой необходимости. Упомяну лишь о том, что колониальные товары (кофе, какао, красители и табак) пользуются большим спросом в административных центрах (их оттуда в Европу отправляют). А во всех остальных городах большой спрос на импортную продукцию (специи, вино, инструменты), которые обычно дешевы как раз в административных центрах (их туда из той же Европы завозят). Пользуйтесь этой подсказкой, а также своим умом — и торговля обязательно принесет вам свой стабильный доход. Впоследствии, когда вы заведете себе большое количество кораблей, можно будет не просто лично руководить торговлей, а отправить на это благородное дело своих капитанов. Выделяем часть кораблей, назначаем им капитана, даем указания по торговому маршруту — и вперед — пусть увеличивает богатство хозяина. Кстати, настроек для капитанов ваших караванов достаточно много — от простого отправления кораблей по нескольким городам (пусть капитан сам решает, что покупать и продавать — у него голова большая) до четких указаний "плыви туда, купи там табак, привези сюда и продай только по этой цене". Когда вам надоест торговать, можно переложить это дело на кого-нибудь другого, и он справится с честью. Хорошо продумана и регуляция ценовой политики. Чем больше вы купите товара одного типа в городе, тем выше будет цена на него. Соответственно при большой партии продаж цена понизится. Существует зависимость от производства, ввоза товара другими торговцами, в том числе из Европы, а также от некоторых других факторов. Результат — за столь продуманную (и в то же время понятную) модель можно поставить только наивысший балл.

Когда денег будет много, можно попробовать строить производственные здания и создавать "мануфактурную империю". Для постройки зданий требуется разрешение на строительство в городе. Причем для каждого города раз и навсегда определен список возможных к производству товаров, поэтому следует предварительно на него взглянуть: вдруг они вам не нужны? Произведенные товары можно либо продавать на месте, либо отправлять караванами в другие города и реализовывать их там, зарабатывая на икру к хлебу. Для строительства вам потребуются ресурсы, и хорошо если они имеются на городских складах — а если нет? Тогда вам придется заняться их доставкой. Но и это еще не все: есть промышленные здания, которым постоянно требуется приток сырья (к примеру, для производства мяса требуется зерно — им кормят скот). И для их успешной работы игрок вынужден создавать цепочку поставок. Правда, разобраться во всем несложно, а уж удовольствие от правильно налаженного "конвейера" просто неописуемое. Да и деньги с промышленности можно получать немалые.

Но возьмем еще один вариант. Вам, истинному корсару, скучно заниматься "недостойными" занятиями (вроде торговли и производства). Что остается? Война! Традиционно в играх типа Port Royale от Ascaron боевой компонент на высоком уровне. Как в отношении кораблей, так и в отношении реализации боя. Но вначале о главном для любого капитана — о кораблях. Имеется около полутора десятков видов судов — каждое со своими боевыми характеристиками. Здесь вам и скорость, и быстрота разворота, и максимальное количество пушек и матросов, и прочие небезынтересные для моряка вещи. Практика показала, что нет идеальных кораблей — есть идеальные капитаны. Даже гроза морей — линкор — обладает слишком низкой минимальной скоростью (при достаточно высокой максимальной). В результате против ветра линкор идет медленно и не способен догнать быстроходные корабли. Так что разумным выходом будет формировать боевой флот смешанного состава. Пусть в нем будут как быстроходные корабли, способные догнать "маленьких, но вертких", так и мощные гиганты (линкоры и военные галеоны). А перед боем вы уж сами будете выбирать, какой корабль больше подойдет по обстановке. Да, вы не ослышались: выбирать корабль придется. Уж не знаю, зачем это было сделано, но в Port Royale 2 решили оставить неприятную для настоящих "виртуальных моряков" "фишку". В бою со стороны игрока может участвовать только один корабль его флота. И приходится демонстрировать чудеса маневрирования, стрельбы и просто надеяться на удачу, чтобы справиться с превосходящим флотом соперника. Конечно, корабли можно вводить в бой по очереди, но все равно нет-нет да и пробьет ностальгия по первой части игры, где в бою мог участвовать весь флот. Как происходит сама битва? На глобальной карте находим флот соперника, встречаемся с ним и соглашаемся напасть. Выбираем корабль — и в бой. Учитываем направление ветра, выбираем один из трех типов боеприпасов — все как обычно, поэтому рассказывать подробнее о ходе битвы нет необходимости. А поговорим мы с вами о более приятных вещах вроде штурмов городов. Рано или поздно вам придется брать штурмом города, что можно сделать двумя способами: с моря или по суше. С моря вы должны своими кораблями уничтожить оборонительные башни. Сделать это, увы, не так просто, как раньше, и многие штурмы будут "влетать в копеечку" по причине повреждения кораблей и гибели части команды. При штурме же с суши мы должны разгромить солдат, расквартированных в городе. Для этого раздаем сабли и мушкеты абордажной команде и вступаем в бой. Отряды перемещаются по карте окрестностей города, а при столкновении с врагом — сражаются. В результате боя одну из сторон вырежут, а оставшаяся получит контроль над городом. Если вы победите, можно будет ограбить город или даже передать его в подчинение своей стране.

Но передать город своему государству не так-то просто. Для этого требуется получить задание от вице-короля. Заданий в игре действительно много. Их можно поделить на две категории: частные и государственные. Частные получают в тавернах — этот тип квестов весьма неплохо оплачивается. Они сводятся к нескольким типовым: привезти партию товара, доставить кого-нибудь в требуемое место, "разобраться" с караваном конкурента заказчика и т.п. Но есть среди них и те, что заставляют радоваться нетривиальности мышления разработчиков. Например, вам может попасться квест, в котором надо найти пьяниц, угнавших корабль; искать вы их будете по следам — оставленным в море бутылкам. Большое спасибо разработчикам за такие квесты. Что же касается заданий государственных, они выдаются губернаторами или вице-королями. Для получения таких заданий надо иметь достаточно высокую репутацию. То есть не только "вести себя хорошо" по отношению к конвоям этой страны, но и бороться с ее врагами. Так что берите каперские свидетельства и уничтожайте противников своей родины. И учтите: простое пиратство плохо отразится на вашей репутации в других странах. А вот при наличии каперского свидетельства можно грабить и уничтожать корабли страны, на которую оно выдано, теряя в репутации только в городах противника. Если же вас где-то возненавидят, то посещать города страны-врага открыто вы уже не сможете, и придется заплатить кругленькую сумму за восстановление доброго к себе отношения. Так что зарубите на носу: наш путь — каперство, а не пиратство. Государственные задания позволят вам заботиться о развитии и процветании своей страны. Причем вовсе не обязательно, что от вас потребуется военным путем присоединять города. Есть и мирные способы — к примеру, помочь городу, который блокирован своим государством "за непослушание". Такой город, если вы его спасете, присоединится к владениям вашей страны. Будут и задания на уничтожение баз известных пиратов. Логово пирата — это нечто вроде маленького города, только вот с суши его штурмовать нельзя. В остальном все как и при штурме города.

Видимо, слава других игр не давала Ascaron спокойно спать, и ребята ввели в игру дуэли. Теперь вам иногда придется драться на дуэлях с предводителями противника. Сражения достаточно просты: правой кнопкой мыши делается блок, левой — удар (надо нажать на те части тела соперника, куда вы собираетесь бить). Утверждается, что после большого количества ударов вы будете бить более точно, но у меня пока это никак не проявлялось. Еще одно полезное нововведение — свой город. За успешную службу родине вы сможете получить под управление собственный город, который начнете отстраивать и развивать. Свой город полезен не только тем, что он ваш, но и возможностью бесплатного ремонта. Да и вообще приятно произносить фразы в духе: "а вот в моем личном городе..."
Об игре можно говорить бесконечно долго. Я не упоминал ни о капитанах караванов, помогающих вам сражаться, плавать и торговать. Не говорил и о возможности завести жену, которая будет снабжать вас информацией. О картах пиратских кладов, повышающих ваше благосостояние. Об артефактах, которые могут облегчить вашу жизнь. Всего и не упомнишь, но надо потихоньку заканчивать. Напоследок — слово об оформлении. Графика в игре подтянулась и стала ближе к современным стандартам. Новый движок прорисовывает на высоком уровне как города, так и корабли с морем. Конечно, это не "Пираты Карибского моря", но нет и погони за графикой в ущерб смыслу. Музыка же просто отлична и великолепно передает атмосферу тех времен.

Оценка: 9. Торговая, промышленная, военная и квестовая составляющие смешались в Port Royale 2, создав отличный коктейль. В ней воплощены практически все мечты любителей "пиратских проектов". Единственный недостаток — участие в битве лишь одного корабля игрока — не перевесит громадного количества плюсов. Не побоюсь сказать, что команда Ascaron в очередной раз создала игру, в качестве характеристики которой можно применить слово "шедевр". По-моему, Port Royale 2 победил и "Корсаров", и даже Pirates!. И теперь на троне "лучшей пиратской игры" новый король, сместить которого будет ой как непросто. Так пожелаем же этому королю долгого и счастливого царствования до рождения наследника. А в том, что наследник будет лучше нынешнего правителя, я лично нисколько не сомневаюсь.

Morgul Angmarsky,
Лицензионный диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит"


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: RTS. Разработчик: As

©1997-2024 Компьютерная газета