Rome: Total War


Rome: Total War


Сайт игры: http://www.totalwar.com/community/rome.htm .  Жанр: глобальная стратегия. Разработчик: Creative Assembly (http://www.totalwar.com/casite/index.shtml). Издатель: Activision ( http://www.activision.com/en_US/landing/landing.html ). Количество дисков в оригинальной версии: 3. Похожие игры: Shogun: Total War, Shogun: Total War — The Mongol Invasion Medieval: Total War, Medieval: Total War — Vikings Invasion. Официальная дата выхода: 24 сентября 2004 г. Системные требования: Microsoft Windows 98SE/ME/2000/XP, Pentium III 1.0 GHz или Athlon 1.0 GHz, 256 Mb RAM, 8x Speed CD-ROM drive, 2,9 Gb свободного места на жестком диске (плюс 500 Mb для работы), DirectX 9.0b (есть на диске). Локализация: "1C" (http://games.1c.ru/). Выход локализации: IV квартал 2004 г.

Центр вселенной где-то меж двух стихий — утопия Второй мировой и летописи римской истории расходятся в розницу не хуже, чем блокбастер-лицензии Голливуда. Все дороги неизбежно и предательски ведут на эти магистрали. Каждый хочет сделать игру, в которой слова "Рейхстаг" или "Колизей" стояли бы не на последнем месте. Склонность эта характерна абсолютно для всех — вне зависимости от страны и статуса.

Жизнь после
"Потом была Medieval: Total War (в девичестве — Crusaders: Total War) — становление товарищей из Creative Assembly, как сильных мира ПК, завершилось" (газета "Виртуальные Радости" №6 за июнь 2004). Был праздник, да. Но вместе с тем люди, пусть и шепотом, пусть и неуверенно, начали говорить о том, что разработчики входят на кольцевую своего таланта. Ведь Medieval и Shogun хоть и не братья-близнецы, но двоюродные так точно. Скептики, якобы зная, уверяли в том, что "прогресс" и Total War TM более не синонимы, что генотипу серии неизбежно грозит клонирование C&C-масштабов, что всеобщая радость обернется эксклюзивно-фанатским мором, что картон дипломатии будет с нами вечно. Все, к счастью, обошлось. Далее делать "стратегию стратегий" девелоперы не стали — серия не выродилась в ежегодный альманах патчей. Созидатели поджанра пошли дальше. Стали копать вглубь, искать новое амплуа серии... И картон порвался.

Дорогами Рима
Курс на мертвую петлю брать не стали: Rome: Total War — все еще игра для умных, стратегия правителя. Но не такая, как все. Новая резиденция идеи хороша: поселившиеся в ней маршируют многочисленными полигонами, являют собой рапорты о стабильности вычищенными текстурами. Пики остры, ноги бодры. Знакомство начинается, как и полагается, с шока: на новом движке теперь не стыдно делать вступительное видео. И это не приговор. Просто сегодняшний Total War — больше не экземпляр любительского антиквариата — он полноправный представитель жанра на арене "Игра 2004".
Как обычно, не воспрещается, игнорируя глобальную TBS-карту, навсегда остаться в "исторических сражениях", но кампания прежде всего. Старт дается скромный. Марш-бросок сквозь мир под вашим руководством может начаться всего для трех коалиций. Все — римляне, Дети Ареса. В соответствии с "лучшими традициями" меню предлагает два способа прохождения. Первый — по-варварски быстрый и по-любительски неглубокий. На кону 15 провинций и одна нация для порабощения — выигрывает самый расторопный. Азартно, но слишком поверхностно. Второй — профессиональный и неторопливый. Цель — родна, проста, мелочна — 50 провинций для подчинения и возведение вашей личности в монархи Великой Римской. Мы кто? Эстеты, конечно. Каждый дюйм должен отставить свой след в нашей памяти. Завоевание пройдет под четким надзором сената, который методично и не спеша, являясь лишь пергаменами приказов, скормит нам глобальную карту по частям. После же игра ласково, как бы заигрывая, намекнет, что всякое терпение имеет предел и пора бы резать устоявшуюся власть на лоскуты, дробя законы и шагая резкими рывками к трону императора... Потом фальш-дно растворится, и игра заботливо предложит "еще по одной": Карфаген, Египет, Германия. Миру суждено лечь у ваших ног раз 10-15 — не меньше.

Изнанка
Первый факт для эмоциональной зарядки — начать просто. И никакой атрофии. Так бывает. Весь вышеописанный процесс приручается без излишних обращений к manual-магии. Конфликт стал локальней, игра опустилась с заоблачных высот мирового правления на полигональное поле пошагового типа. Непривычно, но повсюду в воздухе рассеяна доброта и забота. Европа теперь не прячется за абстрактной вуалью бумаги. Она раскрашена лесными массивами, горными цепями, синевой моря и городами платиново-геймплейной ценности. На последних остановимся подробнее, так как Империя ваша состоит из плодородных земель и трудолюбивых крестьян только в теории, на деле же она — пласт ценных материалов и крепостных стен. Обычный план сух, но мудр. В каждый город — по мужу подходящих характеристик и пару когорт гарнизона. После по плану — огромная по размаху цепочка строительных мероприятий, контроль прироста населения, корректировка уровня налогов, муштровка легионеров. Далее — баррикадируем города разнотипными материальными ценностями, устраиваем походы, присоединяем новые поселения, подчиняем их своим наместникам. Кругами — сквозь роем жужжащие убытки и поощрения за выполненные вами указы. Серпантин ведет по дипломатическим миссиям, подкупам, финансовым отчетам и событиям различной степени вредности. Империя живет, мир вокруг нее крутится. Сегодня научное открытие, завтра — война.

В игропроцессе по-прежнему никаких схем — только правила и изрисованное географией поле. Заарканить игру непросто, что бы там ни повторяли о "первом и самом верном впечатлении". Всегда найдется мелочь, ради которой придется идти на смертельный для империи компромисс. Цена обычно нешуточно бьет по ребрам, отзываясь неприятными "заработок минус 5133 динариев" и "в городе состоялся бунт, народ негодует". Геймплей быстро обращается веретеном. Земли с каждым тисканьем "Next Turn" все больше. Перейти брод, не погрузившись по шею в воду, не получится, как и прежде. Всюду впадины. Закономерности освоения бьют ключом по голове. Научились водить полководцев за ручку — оставили граждан без духовных идолов. Недовольство плебеев растет с каждым новым оброком, они робеют при виде многотысячного храма Сатурну, но берутся учинять беспорядки сельхоз-оружием, усмотрев за своим окном убогость мостовых и пустоту улиц. ИИ не дает границам ваших владений закостенеть. Сходили в поход наместником — получили восстание и грандиозный убыток. Иногда складывается ощущение, что единственный союзник — любезная help-девушка, у которой всегда есть ответы на животрепещущий вопрос: "Что бы мне построить, чтоб все довольны были?" По залитому белым туманом полю постоянно мельтешат фигурки военного чина, разгребают политические завалы, организуют блокады на недружелюбных повелителю фортах, рвут друг друга за города. Последние принято сначала укутывать кольцом осаждения, после чего вскрывать осадными орудиями. Далее — только знакомое. Есть, правда, два нюанса. Первый — можно предупреждать атаки, перехватывая неверных на их пути (полное 3D и непосредственный контакт с ландшафтом, без сомнений, легли бальзамом на тело игры). Второй — брать на абордаж корабли можно по-прежнему только в теории — контроль над столкновениями такого рода компьютер вам доверить все еще не в силах.

Красота — в войне
При первом же удобном случае рекомендуется нырнуть в тактический RTS-спарринг. Пренебрегать этим удовольствием, отдавая всю радость ИИ, рекомендуется лишь в случаях излишней локальности и вторичности конфликта. Декорации, к слову, полностью отвечают оным же при "глобальном" виде: "генератор случайных Ч" больше не жилец — вся карта отрисована на века и изменениям более не подвергается. Битвы внеконкурентны. Подобного свет не видывал. Слоны обезумевшими ледоколами рубят в щепу клонированных пикейщиков, ломают кости беспомощным мечникам и хрустят останками незадачливых лучников. Грация боевого состава карфагенской сборной по геноциду марширует не в ногу: никаких правил и тактических зверств — только хруст, гам и вой утрамбованных. Причем если в других играх для нахождения баланса приходилось держать руку на пульсе характеристик, постоянно прощупывая на фальшь информацию help-листов, то здесь, если есть правило "кавалерист — смерть лучника", то исполняется оно с особой ответственностью, высокомерные "случайности" полностью исключены. Баланс корректен, приятен, функционален, ответственен. Бои разрываются под натиском анимаций, они пестрят четкостью панцирей и румянятся ладностью детализации. Каждый юнит впору маркировать "сделано профессионалом" или "из семьи ювелиров". Бой идет не между полигонами — между бриллиантами.

Отсюда — только в рай
Уже в который раз вшитый в TBS-идеал RTS-алмаз дает неподражаемый контраст. За Rome: Total War не видны мелочные игры-минутки, неразличимы специализированные стратегии "не для всех". Если и есть пропасть, разделяющая вас и глобальность, то она скоро сомкнется. Вместе с протертым до дыр картоном не канул в лету весь стратегический потенциал. Rome: Total War — первая галера индустрии, которая, не пробив днища и не сев на мель, перешла брод между "человеческой простотой" и "исторической глубиной". Сегодня в Creative Assemble путем нехитрых маневров попали во внежанровые воды. Невероятно, но это так.

Оценка: 9. Стаж проекторов дал о себе знать. Доступная и понятная радость, стратегия нового века, приглашающая в свои стены всех и каждого. Дефицит билетов отменили. Непринужденно глубокая, по-царски огромная и по-римски агрессивная. Можете вливаться. Воды здесь ласковые.

Бойченко "Dwarf" Дмитрий
Диск для обзора предоставлен ОДО ТАТАЛС в крытом рынке на Раковском кирмаше, бокс 20


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета