Тестирование видеокарт Fraps'ом: роскошь или необходимость? Часть 1

Тестирование видеокарт Fraps'ом: роскошь или необходимость? Часть 1

Наверняка многие читатели помнят ситуацию с "заточками" в 3DMark 2003 и прочие "безобидные" шалости драйверописателей не только с синтетическими, но и с реальными игровыми приложениями. Как показывала практика, эти самые "заточки" находились только в тех играх, которые имели встроенные бенчмарки, позволяющие оценить производительность видеокарт. С такими играми работать проще всего: в драйвер вносится специальная инструкция, которая активизируется по, например, имени запускаемого приложения. В итоге, когда драйвер "детектит" нужную игру, в нем срабатывает специальная инструкция для данного приложения, которая может включать абсолютно любые изменения: уменьшение точности шейдера, замену уровня анизотропии в драйвере и другие оптимизации, которые могут ухудшать качество изображения.

Именно поэтому нами было задумано тестирование видеокарт в играх, не имеющих встроенного бенчмарка. Тестировать в таких играх интереснее всего: никогда не знаешь, какого результата тебе ждать на той или иной видеокарте, в отличие от традиционных бенчмарков, где расстановка сил примерно известна еще до запуска приложения. В качестве тестового инструментария для замера производительности в играх, не имеющих встроенного бенчмарка, мы использовали, естественно, утилиту Fraps.

Наш новый тестовый инструмент — Fraps
Прежде чем перейти непосредственно к тестированию, нам бы хотелось ознакомить читателей с новым тестовым инструментом, которым отныне мы будем пользоваться при тестировании плат в новейших играх. Так или иначе утилита Fraps, позволяющая производить замер fps в любом D3D-приложении, представляет собой замечательнейший инструмент для оценки реальной производительности в любой игре.

Новая версия Fraps 2.1.1 имеет следующие изменения и исправления:
• улучшена точность измерения в режиме детальной статистики;
• добавлена поддержка новых бета-версий DirectX SDK;
• исправлены ошибки звука между фильмами;
• исправлено отображение счетчика FPS в игре Ford Racing 2;
• исправлена невозможность сохранения эффектов гаммы в роликах;
• исправлена "утечка" памяти в режиме OpenGL;
• исправлена ошибка, приводившая к сбою некоторых приложений при раннем выходе из Fraps.

Программа представляет собой небольшое окно с четырьмя закладками. Первая из них — General — дает общую информацию об утилите и позволяет сделать некоторые нехитрые настройки. Второе окно под названием FPS для нас наиболее интересно — здесь производятся все настройки, относящиеся к замеру fps: назначение горячих клавиш, установка места показа экрана со счетчиком fps (при нашем тестировании он убирался). На третьей и четвертой закладках можно найти все, что программа может делать в области записи мувиков и снятия скриншотов.

Платы
Перед началом тестирования коротко про платы, которые будут представлены в тестах. Для тестирования Fraps'ом мы выбрали наиболее популярные сейчас платы, чтобы читатель смог выбрать на основе нашего тестирования плату на лучшем графическом чипе.

Manli Radeon 9800 Pro


Комплект поставки
В небольшой коробке удалось обнаружить следующее:
• непосредственно саму плату в пакетике;
• переходник DVI-to-D-SUB;
• видеокабель;
• небольшой мануал по установке и настройке платы;
• 1 CD с драйверами и софтом.
Как видим, комплект поставки стандартен и ничего необычного собой не представляет.

Дизайн и компоновка
PCB Manli Radeon 9800 Pro — это точная копия эталонного дизайна для ATI Radeon 9800 Pro с памятью DDR II. Какие-либо отличия отсутствуют, и это вовсе не удивительно учитывая общую сложность разводки платы, что делает процесс разработки собственного дизайна PCB весьма затратным и трудоемким. Карта имеет традиционный для видеокарт на чипах ATI красный цвет PCB, несет на борту 256 Mb DDR II памяти с шиной передачи данных в 256 бит (8 чипов памяти размещены на лицевой стороне печатной платы, и еще 8 — на оборотной). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. VIVO-чип на плате не установлен. Возможности же TV-OUT'а реализуются посредством самого графического чипа. Для чипов памяти производства Hunix предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,2 нс, что соответствует частоте работы 450 MHz (900 MHz), но память функционирует на положенных 340 MHZ (680 MHz). Частота работы GPU составляет 380 MHz, что соответствует частоте, предусмотренной спецификациями ATI для Radeon 9800 Pro.

Система охлаждения полностью соответствуют референс-рекомендациям ATI — никаких изысков не предусмотрено. Память охлаждается насаженными на каждый чип небольшими радиаторами, причем насажены они не на обычную термопасту, а на специальный клей, благодаря чему "отодрать" радиаторы от чипов памяти не представляется возможным (поверьте, мы пытались=)). Для чипа предусмотрено абсолютно референсное охлаждение: небольшой кулер вкупе с также не очень впечатляющим радиатором, однако подобная проверенная временем комбинация справляется со своей задачей вполне сносно — с охлаждением чипа проблем не возникает, и многочасовое непрекращающееся тестирование в 3D тому наглядное подтверждение (в среднем платы при нашем наборе тестов "мучаются" в системном блоке от 5 до 7 часов непрерывно).

AOpen Aeolus FX5900XT-DV128


Комплект поставки
В весьма симпатичной коробке c довольно кричащими наклейками, сулящими всяческие прелести и бонусы к видеокарте, удалось обнаружить следующее:
• непосредственно саму плату в пакетике;
• переходник DVI-to-D-SUB;
• видеокабель;
• достаточно подробный мануал по установке и настройке платы;
• 2 CD с драйверами и софтом.
Обычный комплект поставки для платы без VIVO. В глаза, конечно, бросается то, что в ретайле отсутствуют какие-либо игры, однако суровая российская действительность говорит нам о том, что подавляющее большинство покупателей не хотят переплачивать за игры, идущие в комплекте поставки. Гораздо проще пойти к ближайшему лотку и купить то, что тебе захочется, за меньшие деньги. Поэтому отсутствие лицензионных копий игр у AOpen Aeolus FX5900XT-DV128 мы не считаем большим минусом.

Дизайн и компоновка
Хочется сразу отметить, что дизайн печатной платы у AOpen FX5900XT, равно как и у всех плат, базирующихся на чипе NVIDIA GeForce FX5900XT, весьма существенно упрощен относительно NVIDIA GeForce FX 5900/NVIDIA GeForce FX5900 Ultra. Карта имеет зеленый цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 256 бит (все 8 чипов памяти размещены на лицевой стороне печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Нужно отметить, что на плате от AOpen VIVO-чип не установлен, что позволяет пользователям, покупающим видеокарту только для активного гейминга, экономить кое-какие деньги на функциях, которыми они все равно пользоваться не будут. Однако место под VIVO на плате все равно распаяно, и ничто не мешает установить на нее чип от Philips. Формирование сигнала на дополнительном разъеме для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil1162 от Silicon Image. Помимо этого, на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, которое необходимо картам на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT. Дополнительное питание на плату можно и не подключать, но в этом случае карта будет работать на пониженных частотах, о чем она честно сообщит при первой же загрузке Windows. Для чипов памяти производства Hynix (HY5DU283222) предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,8 нс, что соответствует частоте работы 350 MHz (700 MHz), на которой память и функционирует. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 390 MHz.

Раз уж мы разбирали всю систему охлаждения платы, было бы несправедливым не посмотреть и на сам чип NVIDIA GeForce FX 5900XT. Чип прикрыт крышкой и, как видно на фотографии, изготовлен на 29-й неделе 2003 года и имеет ревизию А1. Система охлаждения для чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT на плате AOpen Aeolus FX5900XT-DV128 достаточно привлекательна внешне, но не является сколько-нибудь продвинутым техническим решением, что, впрочем, абсолютно не нужно для такого совсем не горячего чипа, как NVIDIA GeForce FX 5900XT, и не самой быстрой 2,8 нс памяти Hynix. Красивой формы радиатор вкупе со средних размеров вентилятором вполне со своими прямыми задачами справляются. Охлаждения для чипов памяти не предусмотрено, однако модули Hynix в таковом и не нуждаются, как еще покажут наши тесты на разгон.

Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит


Дизайн и компоновка
Плата попала к нам в OEM-варианте, поэтому сразу приступим к описанию самой видеокарты, опустив по понятным причинам вопросы комплектации. Что напоминает PCB от данной видеокарты, мы не решаемся сказать… Однако то, что дизайн низкопрофильный и ничего общего с полноценной платой на базе ATI Radeon 9800 Pro не имеет — это точно. Карта имеет традиционный для видеокарт на чипах ATI красный цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит (4 чипа памяти размещены на лицевой стороне печатной платы, и еще 4 — на оборотной). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Нужно отметить, что на плате от Sapphire VIVO-чип не установлен, однако место под VIVO на ней распаяно на оборотной стороне PCB — это дает возможность установить туда родной чип Rage Theater. Возможности же TV-OUT'а реализуются посредством самого графического чипа.

Для чипов памяти производства Hunix (HY5DU281622ET-33) предусмотрена обычная TSOP-упаковка. Время выборки чипов памяти — 3,3 нс, что соответствует частоте работы 300 MHz (600 MHz), но память функционирует на немного повышенной частоте относительно номинала — 310 MHz (620 MHz). Частота работы GPU составляет 325 MHz, что соответствует частоте некогда выпускавшегося ATI Radeon 9800, то есть на производство 128 бит Radeon 9800 Pro идут отбраковки ATI Radeon 9800 Pro по частотам. Система охлаждения полностью соответствует референс-рекомендациям ATI — никаких изысков не предусмотрено. Память радиаторами не охлаждается — медленная 3,3 нс Hunix в этом вовсе не нуждается. Для охлаждения совсем не горячего чипа с частотой 325 MHz хватает небольшого вентилятора.

PowerColor Radeon 9600XT


Дизайн и компоновка
Поскольку, как и Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит, плата попала к нам на тестирование в OEM-варианте, мы опускаем вопросы ее комплектации и переходим непосредственно к рассмотрению особенностей PCB видеокарты PowerColor. Дизайн печатной платы у PowerColor Radeon 9600XT полностью соответствует дизайну PCB референсной платы ATI. PowerColor не стала разрабатывать собственный дизайн печатной платы для адаптации производства данных карт под нужды своих производственных линий. Карта имеет традиционный для видеокарт на чипах ATI красный цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 128 бит (4 чипа памяти размещены на лицевой стороне печатной платы, и еще 4 — на оборотной). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Нужно отметить, что на плате от PowerColor VIVO-чип не установлен, однако место под VIVO все равно распаяно на оборотной стороне PCB, и можно установить на плату родной чип Rage Theater.

Для чипов памяти производства Samsung (K4D263238E-GC25) предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,8 нс, что соответствует частоте работы 350 MHz (700 MHz), но память функционирует на положенной по спецификации частоте 300 MHZ (600 MHz). Частота работы GPU составляет также положенные по спецификации 500 MHz. Система охлаждения для чипа ATI Radeon 9600XT на плате PowerColor Radeon 9600XT вполне заурядна. Вентилятор обдувает графический чип и выдувает горячий воздух через ребра радиатора, который расположен чуть сбоку. Теплоотдача обеспечивается достаточно неплохая, что, в общем-то, от нее и требуется. Охлаждение для чипов памяти предусмотрено только на лицевой стороне печатной платы, что является не более чем бутафорией: с оборотной стороны печатной платы чипы памяти ничем не охлаждаются.

MICROSTAR FX5700U-TD128


Комплект поставки
В коробке с весьма интересным тематическим рисунком удалось обнаружить:
• непосредственно саму плату;
• переходник DVI-to-D-SUB;
• видеокабель;
• кабель для дополнительного питания платы;
• 1 большой толковый мануал (по установке карты и программному обеспечению);
• 5 CD с драйверами и различным программным обеспечением (Microstar Multimedia Beyond 3D, Microstar Media Center Deluxe 2, Intervideo Win DVD, Virtual Drive Professional, Adobe Photoshop Album SE);
• 5 игровых CD в оригинальной упаковке (The Elder Scrolls: Morrowind, Ghost Recon, Duke Nuken: Manhattan Project, Games Collection CD: The Sum of All Fears, IL-2 Sturmovik, Serious Sam: The Second Encounter, Rally Trophy, Beam Breakers, Zax: The Alien Hunter, Oni);
• небольшую наклеечку Microstar.
Комплект поставки у Microstar традиционно богатый. Кое в чем у плат MICROSTAR он даже лучше, чем у ASUS. Единственное, что хотелось бы увидеть от Microstar в ближайшем времени — обновление комплекта поставляемых игр. Понятно, что лицензионных отчислений много платить никому не хочется, но на сегодняшний день игры, представленные в комплекте поставки Microstar FX5700U-TD128, уже нельзя назвать новинками.

Дизайн и компоновка платы
MICROSTAR FX5700U-TD128 полностью базируется на референс-дизайне NVIDIA. Все компоненты и элементы питания расположены строго в соответствии с референсом.
А вот система охлаждения у платы хотя и отличается от референсной, но по реализации коренных отличий не имеет. Плата имеет ярко-красный цвет текстолита и несет на борту 128 Mb DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Возможности TV-OUT'а реализуются посредством самого чипа NV36.
Реализация возможностей VIVO на плате не предусмотрена, зато место под чип VIVO разведено (обычно устанавливается Philips SAA7108AE), но сам чип не установлен. Карта оснащена 128 Mb DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 128 бит.
Память производства Samsung (K4N26323AE-GC 2.2) имеет время доступа 2,2 нс, что соответствует частоте работы памяти в 450 МГц (900 МГц), на которой она и функционирует. Графический чип, согласно спецификации, работает на частоте 475 МГц.

Полюбуемся также непосредственно на сам графический чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Как видно из маркировки, чип выпущен на 44-й неделе 2003 года и имеет ревизию A1. Гнездо для дополнительного питания на плате разведено в точности так же, как и на референсной плате NVIDIA. Система охлаждения не страдает излишней "навороченностью". Микросхемы памяти прикрываются с оборотной и лицевой сторон печатной платы небольшими радиаторами золотистого цвета. Отрадно то, что Microstar не пошла в случае своей платы на базе NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra по пути многих производителей видеокарт, которые в последнее время очень любят устанавливать радиаторы на памяти только с лицевой стороны печатной платы, так сказать, "для красоты"=).
Охлаждение же графического чипа NV36 реализовано установкой приличного размера радиатора, обдуваемого не менее массивным вентилятором. Чип NV36 не имеет такого большого энергопотребления, как NV38, поэтому такое решение инженеров Microstar кажется вполне достаточным. Если вспомнить систему охлаждения на референс-плате NVIDIA, то этот вывод только крепнет.

Итоги
В следующий раз мы займемся рассмотрением графических чипов, на базе которых построены описанные выше платы, а также отбором игр, которые собираемся тестировать.

Бурдыко Алексей, info@techlabs.by

Видеокарты Sapphire Radeon 9800 Pro 128 бит, PowerColor Radeon 9600XT предоставлены на тестирование компанией "Ронгбук". Видеокарта MicroStar FX5700U-TD128 предоставлена на тестирование компанией Green-Line Computers. Видеокарта AOpen Aeolus FX5900XT-DV128 предоставлена на тестирование компанией AOpen


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета