Zoo Empire


Zoo Empire


Название игры в оригинале: Zoo Empire. Жанр: экономический симулятор. Разработчик: Enlight Software. Издатель: "Акелла". Количество CD: 1. Похожесть: Zoo Tycoon. Системные требования: Pentium III 800 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1 Gb Hard Disc Space.

Симуляторы зоопарка (как и прочие tycoon'ы) давно и прочно заняли место в жизни многих западных геймеров. Им нравится создавать свой собственный Зоо, зарабатывать на этом деньги и наблюдать за работой виртуального предприятия. Не зря же Zoo Tycoon очень долгое время держался в десятке хит-парада продаж по Северной Америке. Но всему приходит конец, и на игровом небосклоне, кажется, появился хит, способный объяснить детищу Microsoft его реальное место на игровой арене.

Хит этот называется просто и незамысловато — Zoo Empire. И, как нетрудно догадаться, от игроков потребуется построить свою маленькую зоопарковую империю. Для этого нам придется приложить массу усилий, заработать на долгом пути множество пачек "вечнозеленых", позаботиться о десятках животных и сотнях посетителей. И если вы думаете, что преград на этом пути не будет, то жестоко ошибаетесь! По сути, в игре есть два режима: кампания и свободная игра. В свободной игре вы устанавливаете начальные настройки (количество доступных животных, денег, размеры и вид зоопарка и т.д.), после чего начинаете играть, не утруждая себя особыми целями. Такая игра может закончиться только в двух случаях. Первый — у вас закончатся финансы (что при разумном управлении практически нереально). Второй — вам попросту надоест (а вот это вполне реальная причина — даже самая гениальная игра может надоесть). Что же касается кампании, то она значительно интересней. В ней игроки должны выполнить ряд заданий, переходя от простых квестов к сложным. Но рядовым выполнением миссий дело не ограничивается, ведь в игре присутствуете вы! Да-да, это одна из главнейших находок разработчиков. Игрок становится не неизвестным статистом и "богом за экраном". Ваше альтер эго реально присутствует на игровом поле и приносит неоценимую пользу во время миссий. Но прежде чем начать кампанию и посмотреть на себя, любимого, надо будет создать "второе я", раскидав очки по характеристикам.

Здесь вам не Diablo, и никаких Силы, Ловкости и иже с ними нет. Воплощение игрока в Zoo Empire будет играть роль обыкновенного служителя, занимающегося зверями. Отсюда и набор характеристик: Приручение, Уборка, Кормежка и Лечение. Надеюсь, с тремя последними все понятно (навыки отвечают за заботу о животных в клетках). А вот Приручение — это навык, отвечающий за способность служителя быстро отловить сбежавшее из клетки животное. Сразу скажу, что этот навык столь же важен, как и остальные три. Это становится понятным уже после первого побега, когда посетители чуть на стенку не лезут, выказывая свое недовольство. Так что не забудьте об этом навыке (или наймите в будущем служителя с высокой характеристикой Приручения). Улучшение навыков происходит в процессе игры. Чем чаще и успешнее вы делаете свою работу, тем быстрее растут навыки. Запомним и проследуем дальше.
Кампания состоит примерно из полутора десятков миссий, практически не связанных общим сюжетом. Вас будут бросать в разные зоопарки, давая самые разнообразные задачи (от удовлетворения заданного числа посетителей до приобретения некоего редкого животного). Поначалу все будет просто, так как первые миссии представляют собой слегка замаскированное обучение. Но затем задания будут постепенно усложняться, и на последних миссиях придется изрядно попотеть, добиваясь выполнения поставленной цели. А ведь помимо главной цели бывают и второстепенные задачи. За выполнение второстепенных квестов в будущем игрока наградят очень редкими животными, так что забывать ни об одном задании не стоит. Ваши успехи и неудачи в кампании будет отражаться на экране статистики. Вы сможете узнать о своей должности, репутации, наличности, счете игры и прочих моментах. Возможно, не все сразу будет гладко и не все задания будут выполнены с первого раза, но терпеливый и думающий игрок обязательно своего добьется (тем более, что миссии можно переиграть), а моя задача — постараться помочь вам достичь победы. А для этого стоит сказать несколько сотен слов о важнейших составляющих зоопарка.

Первой из таких составляющих являются звери. Я бы даже сказал, что они являются главным слагаемым нашего успеха, так как без них зоопарк превращается в обыкновенное пустое место с вольерами. Животными вам придется заниматься на протяжении всей игры, и никуда от "братьев наших меньших" спрятаться не получится. Первым делом обратите внимание на статистику доступных вам зверей. Прежде чем заводить у себя в зоопарке кенгуру, неплохо было бы узнать что-нибудь о повадках этого самого кенгуру, его привычках и прочем. С помощью отличной системы статистики в игре еще до приобретения искомого зверя (птицы, земноводного и т.д.) можно все о нем узнать. Дело в том, что животные, желания которых не удовлетворяют, начинают потихоньку расстраиваться. И как только зверек расстроится до критической отметки, он покинет этот бренный мир. Результат — в зоопарке стало на один экспонат меньше, посетители недовольны, а деньги, потраченные на приобретение животного, выброшены на ветер. Отсюда мораль: проявление заботы об обезьянах и кенгуру — первейшая обязанность служителя и управляющего зоопарком. Забота же заключается в создании для животного комфортабельных условий существования. Посмотрите информацию на экране статистики и постарайтесь создать удобный для проживающего в нем вольер. Что это значит? Первым делом соотнесите типы почвы с требуемыми. Далее — обязательно заведите в вольере водоем (вода требуется всем, хотя и в разных количествах). Потом расставьте деревья, кусты и прочие прибамбасы (если они действительно нужны зверю). Но и это еще не все. Многие животные просто счастливы, когда у них появляются разнообразные игрушки, камни для лежания и прочая дребедень. Хорошо хоть, что все та же статистика поможет справиться с этой бедой. Помимо требований к вольеру, у животных есть и социальные запросы. Одним требуется уединение, и они не хотят видеть никого, кроме одного представителя противоположного пола. Другие же, наоборот, предпочитают жить большими стадами. Последних придется селить толпой и смотреть за тем, чтобы численность популяции не уменьшалась. Существует для животных и такое понятие, как совместимость. Некоторые виды вполне спокойно уживаются друг с другом, но лучше экспериментами в этой области не увлекаться. И уж тем более не стоит помещать льва и оленя в одну клетку. Закончится такая встреча для одного из них весьма печально.
Животных в игре много. Вам встретятся и слоны, и носороги, и жирафы, и крокодилы, и пингвины — всех и не упомнишь. Есть также весьма редкие экземпляры, которые выдаются только после выполнения дополнительных заданий в кампании. К ультраредким относятся, к примеру, лошадь Пржевальского и китайский крокодил. Такие экземпляры полезны не только своей редкостью, но и тем, что посетители проявляют к ним повышенный интерес. Результат — в наш карман падают честно заработанные денежки, а мы сидим себе и наблюдаем за этим приятным процессом, изредка поплевывая в потолок. Для создания вольера у нас есть превосходный редактор ландшафта, позволяющий изменять мир так, как вам захочется. Надо сказать, что без редактора на первых порах было бы туговато. Например, первоначально выдаваемые игроку заборы очень хлипкие и серьезных животных не удержат. И все же выход есть: уменьшите высоту вольера, и животные окажутся в искусственно созданном карьере и уже не смогут выбраться оттуда без посторонней помощи. Редактор ландшафта поможет и во многих других случаях — при расстановке деревьев и постройке заборов, при создании водоемов и изменении типа местности.

Второе слагаемое успеха любого зоопарка — посетители. Именно они приносят нам деньги на карманные расходы. Но есть и нюансы. Посетители — существа очень и очень капризные. Чуть что не так — начинают всячески ругать зоопарк и грозиться уйти из него. А значит, заниматься посетителями придется не меньше, чем животными (если не больше). Но этим оболтусам мало того, что мы навезли для них разных экзотических зверушек. Им еще надо понастроить разнообразных зданий. Зданий в игре хватает: тут вам и туалеты, и пункты общественного питания, и автоматы с газировкой. Будет также бюро находок, справочная, обзорная башня. Позже вы даже сможете провести по территории зоопарка железную дорогу или организовать экскурсию на катерах. Не все посетители ведут себя тихо, посему не забудьте и об охране. А если желаете получить дополнительную прибыль, организуйте прокат фотоаппаратуры или прогулки с гидом. Как видите, количество зданий достаточно велико. Но не отчаивайтесь: и здесь игра вам поможет. Вы можете узнать уровень удовлетворенности как отдельного посетителя, так и всех вместе. Более того: нам подскажут, чего именно на данный момент не хватает зоопарку. Останется только последовать советам — и процветание вашему зоопарку гарантировано.

Правда, процветание это будет обеспечено лишь тогда, когда вы не забудете и про третий компонент успеха — служащих зоопарка. Есть несколько категорий рабочих, но всех их можно поделить на два типа: работников физического и умственного труда. Работники физического труда — это служители, уборщики и ремонтники. Зоопарк, по сути, держится на них. Кто будет кормить животных и ухаживать за ними? Конечно, служитель. А кому заниматься уборкой прилегающей к клеткам территории, как не уборщику? Ну, а задача ремонтника — починить все то, что было сломано вредными посетителями или животными. Рабочих этих трех категорий вам потребуется много, и экономить на них не стоит. Но не стоит и нанимать первого попавшегося рабочего. У них также есть характеристики, и, не посмотрев на значения навыков, вы можете получить такого работягу, который вообще ничего не будет делать (потому что у него отсутствует желание работать) или будет делать все наоборот (потому что ничего толком не умеет). Работники второго типа — люди думающие. Это всяческие ветеринары, зоологи, менеджеры. Их цель — указывать низшему звену, что и как делать. Также эти люди помогут вам в исследовании новых зданий и открытии для зоопарка новых видов зверей. Еще менеджеры полезны тем, что обучают персонал, повышая тем самым его способности. Короче говоря, думающие люди в зоопарке нужны, но приобретать их в количествах, равных количеству неквалифицированной рабочей силы, пожалуй, станет ошибкой. Исследования в игре разнообразны и однозначно полезны. Вы будете открывать новые здания, изучать лекарства от болезней, изобретать новые виды ограждения (что поможет содержать новые виды животных). Только помните: исследования требуют денег и времени, а все остальное приложится по ходу дела.
При постройке своего зоопарка обращайте внимание на количество наличности. Вначале у вас редко будет достаточно денег для приобретения всех зверей и любых зданий. Поставьте себе четкие цели, очертите круг самых необходимых строений (вроде туалета или киоска с "Кока-Колой"), приобретите несколько животных и начинайте накапливать средства. По мере увеличения счета в банке приобретайте новых, более дорогих и интересных для зрителей, животных, улучшайте инфраструктуру и увеличивайте количество рабочих. И, может быть, настанет тот великий день, когда вы откинетесь на спинку кресла и сможете с гордостью сказать: "Да, я построил величайший в мире зоопарк".
Графика выполнена на достаточно высоком уровне. Даже при максимальном приближении все смотрится очень прилично. Зверушки анимированы (как и посетители), и иногда остается только сидеть и наблюдать, что они вытворяют. Кстати, у нас есть интересная возможность смотреть глазами любого из посетителей, так что всегда можно оценить свой зоопарк "в виде от первого лица". А вот музыка Zoo Empire ничем особенным не выделяется.

Оценка: 8. Игра в целом удалась. Сочетание продуманной и в то же время простой экономической модели с моделью управленческой создало замечательный сплав. И этот сплав уже поработил немалое количество геймеров. Не меньшее количество стоит у него в ближайших планах, и вы, вероятно, также можете попасть в их число. Впору снимать Zoo Tycoon с пьедестала и заменять его Zoo Empire. По крайней мере, до выхода Zoo Tycoon 2.

Morgul Angmarsky, morgul@newmail.ru

Лицензионный диск
для обзора предоставлен компанией "Видеохит"

компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета