GMail. Революция почтового ящика
GMail. Революция почтового ящика
Первого апреля 2004 года компания Google.com распространила интересный пресс-релиз, в котором говорилось о том, что она разработала новый почтовый сервис GMail.com. Казалось бы, открыла и открыла. Чего так кричать? Но, на мой взгляд, три вещи повлияли на то, что эта новость стала сенсацией. Во-первых, сервис открыл не кто-то, а Google.com — компания, которая смогла завоевать доверие и уважение многих миллионов людей, компания, сайт которой сегодня один из самых посещаемых в мире, компания, сервис которой находит даже то, о чем не могут даже подумать другие поисковики. Во-вторых, ящики в системе она предлагает не простые, а довольно большие — целых 1000 мегабайт (почти 1 гигабайт). Это значит, что можно легко обмениваться там хоть фильмами:). В-третьих, новость пришлась на первое апреля, и никто не мог понять: воспринимать ее всерьез или это просто первоапрельская шутка компании? Ведь сама Google.com не стремится к имиджу строгой и серьезной корпорации — как раз наоборот — старается показаться дружелюбной пользователю. Поэтому такой первоапрельский шаг со стороны Google.com вполне мог быть шуткой. Но, как оказалось, действия компании были вполне серьезны, а пресс-релиз был выпущен первого апреля, видимо, просто по случайности. Теперь детали.
Такого размера ящика простой народ еще не видел. Реально это поражает. Я вот сижу и думаю, какие мощности должны быть у Google.com для обеспечения этого сервиса. У меня самого на борту 240 Гб. Получается, мой компьютер может обслужить только 240 таких клиентов. А у Google.com их миллионы. Простой подсчет показывает, что, если 1 гигабайт информации умножить на 1 миллион пользователей, то это надо будет 1 петабайт информации потратить на их обслуживание. То есть, если брать винчестеры по 200 гигабайт, то надо около 5000 таких жестких дисков на каждый миллион клиентов. Конечно, подсчеты грубые: у компании подход немного другой к организации этой системы, но это просто для наглядности показа того, какой размах и мощности у Google.com. А если представить, что пользователей будет гораздо больше миллиона, то вывод напрашивается довольно интересный. Надо сказать, что конкуренты не спят, и тот же Yahoo! выставил лимит почты в 100 мегабайт для уже существующих пользователей, а Hotmail собирается сделать то же (если уже не сделал). Но речь не о них. Да и до гигабайта они пока не дотягивают. Кстати, на мой взгляд, ящики Google.com пока притягивают пользователей не столько своим гигабайтовым размером, сколько тем, что такой ящик не так просто получить. Суть в том, что на данный момент Google.com проводит тестирование своей системы на наличие глюков. Потому бесплатной регистрации пока нет и в ближайшее время не предвидится. Зарегистрироваться можно только если уже зарегистрированный пользователь пошлет вам приглашение. Собственно, один добрый человек с ником pitka мне это приглашение и дал, за что ему большое спасибо.
Но я сел и задумался: "А зачем вообще может понадобиться гигабайт места для почты??? Ведь большинство писем не превосходят по размеру несколько килобайт, за исключением пересылок фотографий и пр. Но эти данные не превышают 3-5 мегабайт". Сначала я решил, что это просто выпендреж со стороны Google.com, и не более. Но вскоре понял, что тут есть более рациональное и грамотное объяснение. Размер большинства бесплатных ящиков не превышал 20 Мб. Это значит, прислали мне 5-6 писем с фотографиями — и все. Далее надо удалять письма или сохранять на диск. Конечно, я пользуюсь почтовым клиентом и платным хостингом, и мне не надо заботиться о таких вещах, так как места на хостинге предостаточно, а e-mail-корреспонденция у меня хранится на жестком диске. Но таких, как я, не слишком много. Большинство пользуется web-интерфейсом и читает почту online, не используя никаких почтовых клиентов. Поэтому очень удобно хранить информацию за несколько лет в своем ящике и просматривать историю писем, когда это понадобится. Это как раз та ситуация, когда размер имеет значение. Вот я и зарегистрировался по приглашению. Кстати, надо отметить, что регистрация прошла всего в одну страницу, где спросили только то, что надо. Никаких рекламных галочек ставить было не нужно. Биографию до 5 колена тоже описывать не пришлось. Одним словом, лишних форм к заполнению не требовалось. Все было быстро и приятно. А это, согласитесь, очень важно в любом деле:)!
Интерфейс программы очень прост. В нем все очень продумано, нет ничего лишнего. Кстати, сделан он с помощью слоев и JavaScript, поэтому, несмотря на то, что вход в систему происходит немного дольше, чем в ей подобные, почта очень быстро работает внутри. То есть не нужно постоянно дожидаться загрузки новых страничек при переходе по меню, а делается это буквально на лету. Скажем, хотите вы написать письмо другу. При обычном интерфейсе надо нажать что-то вроде Compose, а далее дождаться загрузки страницы написания письма. Тут же все происходит за считанные доли секунды. То же самое при работе с адресной книгой, ответом на письмо и т.д. Кстати, форма ответа вообще находится под читаемым в данный момент письмом, так что не надо дополнительно кликать Reply. Такая форма подачи информации очень удобна и реализована на многих форумах (к примеру, на своем форуме я давно использую именно такую подачу информации). То есть работа становится подобной работе с почтовым клиентом: без тормозов и нервотрепки. Правда, слои не поддерживаются браузером Opera, потому для работы с GMail надо ждать его новых версий, однако Mozilla и Internet Explorer последних версий довольно хорошо со всем этим работают. Еще в GMail есть одна очень приятная мелочь, появившаяся уже почти во всех почтовых клиентах, но так и не реализованная web-интерфейсами. Называется она snippets. Находится это рядом с темой сообщения. Эти "лоскутки" помогают просмотреть всю цепочку переписки с адресатом и понять, о чем шла речь ранее, дабы не повторяться. Таким образом, получается, что в папке Inbox хранятся не отдельные сообщения, а целые цепочки, в которых сложно запутаться, и вся переписка видна как на ладони. Просто при получении нового письма цепочка поднимается вверх (как на форумах). Согласитесь, весьма новый подход к делу при работе с
e-mail. Но если вас такой вариант не устраивает, всегда можно насладиться классикой и перевести все в привычный вид e-mail-системы.
Надо сказать, что у GMail нет кнопки Delete. А все потому, что с гигабайтом информации удалять письма глупо. Нет, конечно, удалить письмо можно — для этого есть опция в меню, но в Google.com внимание акцентировали больше на архивировании, чем на удалении. Для архивирования просто жмем Archive, и письмо удаляется из папки Inbox в архивы. Найти его там можно либо поиском, либо же через специальное меню. Но как быть со спамом? — возразите вы. Неужели спам постоянно придется удалять через меню? — удивятся многие. Так вот, у GMail довольно хорошие фильтры спама. Например, я подписался сразу на нескольких сайтах "сомнительного содержания", чтобы проверить, как Google.com с ним справится. Надо сказать, справился здорово. В Inbox попало 3 письма из 300 принятых. Это значит, только 1% спама реально попадает к нам. Не густо, надо сказать. Остальные я просто пометил как спам и больше их не вижу. Что касается навигации, то сама организация папок довольно скудна. Вернее, ее там и нет. Дело в том, что хранить гигабайт писем, среди которых может быть несколько тысяч сообщений, не очень удобно. Поэтому Google.com возложил эту ответственность на свой поиск. Форма поиска по письмам всегда находится вверху вашего ящика. Поэтому найти что-то в архиве труда не составит. Ведь кто-кто, а Google.com уж точно понимает что-то в поиске и структуризации информации. Кстати, самим письмам можно назначать ключевые слова или делать пометки для более качественного поиска и структуризации данных. Поиск ведется по всем критериям, какие только возможны, поэтому о ключевых словах сильно заботиться не нужно. Кстати, вместо заголовков на письма при поиске отображаются полностью цепочки переписок, о которых я уже упоминал.
Что приятно радует, тут нет никаких баннеров и рекламы всяких служб знакомств. Как обещал Google.com, реклама будет только контекстной, как и в самой системе поиска, а анализ текста будет показывать, какой именно тип рекламы демонстрировать пользователю. Лично я пока ничего не видел рекламного, но, может, это не сразу должно быть. Или потому, что переписка моя была на русском, а GMail пока не может толково с другими языками работать. Проверка орфографии пока тоже только английская. Но нет рекламы — и здорово:). Хотя вокруг этого тоже было немало шума. Дело в том, что рекламные AdWords генерируются исходя из текста сообщения. Но это и логично. Зачем показывать рекламу, которая противоречит сообщению? Цель Google.com в том, чтобы пользователь кликнул на рекламную ссылку. Но нашлись противники этого, которые начали кричать о том, что Google.com нарушает приватность, читая их письма. До людей не доходило, что все это делается автоматически, ибо содержать армию веб-мастеров, которые будут читать письма и вставлять рекламу, просто глупо. Кстати, проверка писем на спам и их сортировка делаются точно так же. Так что абсурдность высказываний очевидна. Люди просто хотят заработать на чужом успехе.
Теперь надо коснуться немного самих настроек почтовика. Их не так много. Можно менять имя и адресат отправителя, включать/выключать горячие клавиши, включать отображение цепочек сообщений, устанавливать количество сообщений на страницу и т.д. Что огорчает, так это то, что пока нет возможности собирать почту с других POP3-аккаунтов. Очень полезная вещь, но ее почему-то пока не реализовали. Вообще-то разработчики поскупились на настройки. Конечно, политика Google.com гласит о том, что удобство в простоте. Согласен. Но, например, настройка подмены обратного адреса не так и важна, а вот получение почты с других ящиков по POP3 было бы полезно. Думаю, разработчики в конце концов прислушаются к моему бета-тестерскому мнению и сделают эту функцию в почте.
Ну, а теперь итоги. А, собственно, итоги подводить пока рано. Дело в том, что почта получилась довольно приятной, но в то же время еще довольно "сыровата", как мне кажется. Конечно, смотреть на надпись "You are currently using 13 MB (1%) of your 1000 MB" приятно, и я до сих пор не могу поверить, что такое возможно и бесплатно. Единственное — ничего не могу сказать в отношении юзабилити. Уж очень удобно пользоваться. Я каждый раз открываю для себя разные "штучки". Надеюсь, что Google.com, как всегда, оправдает все наши ожидания.
Все вопросы, как обычно, задаются на форуме http://forum.codeby.net .
Сергей Жуковский
компьютерная газета
Первого апреля 2004 года компания Google.com распространила интересный пресс-релиз, в котором говорилось о том, что она разработала новый почтовый сервис GMail.com. Казалось бы, открыла и открыла. Чего так кричать? Но, на мой взгляд, три вещи повлияли на то, что эта новость стала сенсацией. Во-первых, сервис открыл не кто-то, а Google.com — компания, которая смогла завоевать доверие и уважение многих миллионов людей, компания, сайт которой сегодня один из самых посещаемых в мире, компания, сервис которой находит даже то, о чем не могут даже подумать другие поисковики. Во-вторых, ящики в системе она предлагает не простые, а довольно большие — целых 1000 мегабайт (почти 1 гигабайт). Это значит, что можно легко обмениваться там хоть фильмами:). В-третьих, новость пришлась на первое апреля, и никто не мог понять: воспринимать ее всерьез или это просто первоапрельская шутка компании? Ведь сама Google.com не стремится к имиджу строгой и серьезной корпорации — как раз наоборот — старается показаться дружелюбной пользователю. Поэтому такой первоапрельский шаг со стороны Google.com вполне мог быть шуткой. Но, как оказалось, действия компании были вполне серьезны, а пресс-релиз был выпущен первого апреля, видимо, просто по случайности. Теперь детали.
Такого размера ящика простой народ еще не видел. Реально это поражает. Я вот сижу и думаю, какие мощности должны быть у Google.com для обеспечения этого сервиса. У меня самого на борту 240 Гб. Получается, мой компьютер может обслужить только 240 таких клиентов. А у Google.com их миллионы. Простой подсчет показывает, что, если 1 гигабайт информации умножить на 1 миллион пользователей, то это надо будет 1 петабайт информации потратить на их обслуживание. То есть, если брать винчестеры по 200 гигабайт, то надо около 5000 таких жестких дисков на каждый миллион клиентов. Конечно, подсчеты грубые: у компании подход немного другой к организации этой системы, но это просто для наглядности показа того, какой размах и мощности у Google.com. А если представить, что пользователей будет гораздо больше миллиона, то вывод напрашивается довольно интересный. Надо сказать, что конкуренты не спят, и тот же Yahoo! выставил лимит почты в 100 мегабайт для уже существующих пользователей, а Hotmail собирается сделать то же (если уже не сделал). Но речь не о них. Да и до гигабайта они пока не дотягивают. Кстати, на мой взгляд, ящики Google.com пока притягивают пользователей не столько своим гигабайтовым размером, сколько тем, что такой ящик не так просто получить. Суть в том, что на данный момент Google.com проводит тестирование своей системы на наличие глюков. Потому бесплатной регистрации пока нет и в ближайшее время не предвидится. Зарегистрироваться можно только если уже зарегистрированный пользователь пошлет вам приглашение. Собственно, один добрый человек с ником pitka мне это приглашение и дал, за что ему большое спасибо.
Но я сел и задумался: "А зачем вообще может понадобиться гигабайт места для почты??? Ведь большинство писем не превосходят по размеру несколько килобайт, за исключением пересылок фотографий и пр. Но эти данные не превышают 3-5 мегабайт". Сначала я решил, что это просто выпендреж со стороны Google.com, и не более. Но вскоре понял, что тут есть более рациональное и грамотное объяснение. Размер большинства бесплатных ящиков не превышал 20 Мб. Это значит, прислали мне 5-6 писем с фотографиями — и все. Далее надо удалять письма или сохранять на диск. Конечно, я пользуюсь почтовым клиентом и платным хостингом, и мне не надо заботиться о таких вещах, так как места на хостинге предостаточно, а e-mail-корреспонденция у меня хранится на жестком диске. Но таких, как я, не слишком много. Большинство пользуется web-интерфейсом и читает почту online, не используя никаких почтовых клиентов. Поэтому очень удобно хранить информацию за несколько лет в своем ящике и просматривать историю писем, когда это понадобится. Это как раз та ситуация, когда размер имеет значение. Вот я и зарегистрировался по приглашению. Кстати, надо отметить, что регистрация прошла всего в одну страницу, где спросили только то, что надо. Никаких рекламных галочек ставить было не нужно. Биографию до 5 колена тоже описывать не пришлось. Одним словом, лишних форм к заполнению не требовалось. Все было быстро и приятно. А это, согласитесь, очень важно в любом деле:)!
Интерфейс программы очень прост. В нем все очень продумано, нет ничего лишнего. Кстати, сделан он с помощью слоев и JavaScript, поэтому, несмотря на то, что вход в систему происходит немного дольше, чем в ей подобные, почта очень быстро работает внутри. То есть не нужно постоянно дожидаться загрузки новых страничек при переходе по меню, а делается это буквально на лету. Скажем, хотите вы написать письмо другу. При обычном интерфейсе надо нажать что-то вроде Compose, а далее дождаться загрузки страницы написания письма. Тут же все происходит за считанные доли секунды. То же самое при работе с адресной книгой, ответом на письмо и т.д. Кстати, форма ответа вообще находится под читаемым в данный момент письмом, так что не надо дополнительно кликать Reply. Такая форма подачи информации очень удобна и реализована на многих форумах (к примеру, на своем форуме я давно использую именно такую подачу информации). То есть работа становится подобной работе с почтовым клиентом: без тормозов и нервотрепки. Правда, слои не поддерживаются браузером Opera, потому для работы с GMail надо ждать его новых версий, однако Mozilla и Internet Explorer последних версий довольно хорошо со всем этим работают. Еще в GMail есть одна очень приятная мелочь, появившаяся уже почти во всех почтовых клиентах, но так и не реализованная web-интерфейсами. Называется она snippets. Находится это рядом с темой сообщения. Эти "лоскутки" помогают просмотреть всю цепочку переписки с адресатом и понять, о чем шла речь ранее, дабы не повторяться. Таким образом, получается, что в папке Inbox хранятся не отдельные сообщения, а целые цепочки, в которых сложно запутаться, и вся переписка видна как на ладони. Просто при получении нового письма цепочка поднимается вверх (как на форумах). Согласитесь, весьма новый подход к делу при работе с
e-mail. Но если вас такой вариант не устраивает, всегда можно насладиться классикой и перевести все в привычный вид e-mail-системы.
Надо сказать, что у GMail нет кнопки Delete. А все потому, что с гигабайтом информации удалять письма глупо. Нет, конечно, удалить письмо можно — для этого есть опция в меню, но в Google.com внимание акцентировали больше на архивировании, чем на удалении. Для архивирования просто жмем Archive, и письмо удаляется из папки Inbox в архивы. Найти его там можно либо поиском, либо же через специальное меню. Но как быть со спамом? — возразите вы. Неужели спам постоянно придется удалять через меню? — удивятся многие. Так вот, у GMail довольно хорошие фильтры спама. Например, я подписался сразу на нескольких сайтах "сомнительного содержания", чтобы проверить, как Google.com с ним справится. Надо сказать, справился здорово. В Inbox попало 3 письма из 300 принятых. Это значит, только 1% спама реально попадает к нам. Не густо, надо сказать. Остальные я просто пометил как спам и больше их не вижу. Что касается навигации, то сама организация папок довольно скудна. Вернее, ее там и нет. Дело в том, что хранить гигабайт писем, среди которых может быть несколько тысяч сообщений, не очень удобно. Поэтому Google.com возложил эту ответственность на свой поиск. Форма поиска по письмам всегда находится вверху вашего ящика. Поэтому найти что-то в архиве труда не составит. Ведь кто-кто, а Google.com уж точно понимает что-то в поиске и структуризации информации. Кстати, самим письмам можно назначать ключевые слова или делать пометки для более качественного поиска и структуризации данных. Поиск ведется по всем критериям, какие только возможны, поэтому о ключевых словах сильно заботиться не нужно. Кстати, вместо заголовков на письма при поиске отображаются полностью цепочки переписок, о которых я уже упоминал.
Что приятно радует, тут нет никаких баннеров и рекламы всяких служб знакомств. Как обещал Google.com, реклама будет только контекстной, как и в самой системе поиска, а анализ текста будет показывать, какой именно тип рекламы демонстрировать пользователю. Лично я пока ничего не видел рекламного, но, может, это не сразу должно быть. Или потому, что переписка моя была на русском, а GMail пока не может толково с другими языками работать. Проверка орфографии пока тоже только английская. Но нет рекламы — и здорово:). Хотя вокруг этого тоже было немало шума. Дело в том, что рекламные AdWords генерируются исходя из текста сообщения. Но это и логично. Зачем показывать рекламу, которая противоречит сообщению? Цель Google.com в том, чтобы пользователь кликнул на рекламную ссылку. Но нашлись противники этого, которые начали кричать о том, что Google.com нарушает приватность, читая их письма. До людей не доходило, что все это делается автоматически, ибо содержать армию веб-мастеров, которые будут читать письма и вставлять рекламу, просто глупо. Кстати, проверка писем на спам и их сортировка делаются точно так же. Так что абсурдность высказываний очевидна. Люди просто хотят заработать на чужом успехе.
Теперь надо коснуться немного самих настроек почтовика. Их не так много. Можно менять имя и адресат отправителя, включать/выключать горячие клавиши, включать отображение цепочек сообщений, устанавливать количество сообщений на страницу и т.д. Что огорчает, так это то, что пока нет возможности собирать почту с других POP3-аккаунтов. Очень полезная вещь, но ее почему-то пока не реализовали. Вообще-то разработчики поскупились на настройки. Конечно, политика Google.com гласит о том, что удобство в простоте. Согласен. Но, например, настройка подмены обратного адреса не так и важна, а вот получение почты с других ящиков по POP3 было бы полезно. Думаю, разработчики в конце концов прислушаются к моему бета-тестерскому мнению и сделают эту функцию в почте.
Ну, а теперь итоги. А, собственно, итоги подводить пока рано. Дело в том, что почта получилась довольно приятной, но в то же время еще довольно "сыровата", как мне кажется. Конечно, смотреть на надпись "You are currently using 13 MB (1%) of your 1000 MB" приятно, и я до сих пор не могу поверить, что такое возможно и бесплатно. Единственное — ничего не могу сказать в отношении юзабилити. Уж очень удобно пользоваться. Я каждый раз открываю для себя разные "штучки". Надеюсь, что Google.com, как всегда, оправдает все наши ожидания.
Все вопросы, как обычно, задаются на форуме http://forum.codeby.net .
Сергей Жуковский
компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2004 год в рубрике soft :: интернет