Транспортный Олигарх


Транспортный Олигарх


Название в оригинале: Transport Giant. Название в локализации: "Транспортный Олигарх". Жанр: экономическая RTS. Разработчик: JoWood Productions. Издатель: "Акелла". Похожесть: Transport Tycoon, Railroad Tycoon. Системные требования: Pentium II 500 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatile Sound Card, 850 Mb Hard Disc Space.

Некогда мы с младшим братом сильно увлеклись игрой Transport Tycoon. Эта старая игрушка позволяла игрокам развивать транспортную сеть в течение многих лет, перевозя товары, зарабатывая деньги и сражаясь за заработки и пассажиров с конкурентами. До сих пор Transport Tycoon стоит у меня на винчестере, и я иногда запускаю ее и вспоминаю молодость. Была и другая похожая серия игр — Railroad Tycoon, где игрок занимался преимущественно железнодорожными перевозками. Тоже ничего себе проект (особенно его вторая и третья части). Что-то в этом все-таки есть — наблюдать за развитием транспортной сети, передвижением поездов, самолетов, машин. Не зря ведь такие игры привлекают многих и многих геймеров. А раз есть спрос, просто не может обойтись без предложения (закон, так сказать, джунглей). На этот раз предложение нам делает фирма JoWood Productions, выпуская на рынок игру Transport Giant.

"Транспортного олигарха" (так звучит название локализованной версии от "Акеллы") вполне можно назвать правопреемником Transport Tycoon. Здесь ставится все та же цель — заработать как можно больше денег с помощью перевозок грузов и пассажиров. Других способов получить "тучу вечнозеленых" просто нет, так что не рассчитывайте построить здание и качать с него прибыль (как в каком-нибудь Capitalism II). Направляем транспортные потоки, строим вокзалы, аэропорты, автостанции — и наслаждаемся постоянно увеличивающейся суммой денег. Но все это вкратце, а теперь перейдем к частностям.
Существует два режима: кампания и бесконечная игра. Кампаний две штуки: Американская и Европейская (первая легкая, вторая посложнее). Каждая из них предложит вам по 7 миссий с различными заданиями. На самом деле все они сводятся к трем типовым: доставить определенное количество грузов в нужную точку, заработать указанную сумму денег и соединить путями все города на карте. Что же касается карт и смыслового содержания заданий, они весьма и весьма разнообразны. Например, вы будете проводить туннели через Альпы, заниматься строительством олимпийских объектов перед французской Олимпиадой 1924 года, восстанавливать богатство семьи во время американской золотой лихорадки.
Гораздо интереснее режим свободной игры. Во-первых, вы сами задаете в нем стартовые годы. Во-вторых, можно определить количество противников (в отличие от кампании). А с большим числом противников играть гораздо интереснее. С ними можно не только конкурировать, но и поучиться у них (как бы странно это ни звучало в применении к искусственному интеллекту). Однажды я с удивлением обнаружил, что два соперника обходят меня по получаемой прибыли (а врагов и всего-то не может быть больше трех). Позаимствованная у них тактика не раз помогала в дальнейшем, так что играйте, периодически оглядываясь на конкурентов.

Временные рамки игры достаточно широки. Начинается действие в далеком 1850 году, когда присутствуют только конные упряжки и первые, немощные и почти убыточные, паровозы. Транспортные средства и дороги тогда еще недороги, но и прибыли не слишком высоки. А годом окончания игры считается 9000 (это не опечатка!). Правда, толку от игры на протяжении тысячелетий не много: технические новшества в области транспорта перестают поступать после 2500 года. В общем и целом интереснее всего играть два-три столетия, дальше игра превращается в рутину (лично я так ни разу и не дожил до предельной даты — терпения не хватило).
Карт для игры достаточно (несколько десятков), и они разнообразны по рельефу. Найдутся среди них те, где выгодно пользоваться наземным транспортом, есть такие, где выгоднее воздушный, а есть пригодные в основном для морских перевозок. Отыграв на одной карте, попробуйте другую, и вы не пожалеете. Разные карты и по наполнению городами (предприятиями), и по размерам, и по расположению на континентах (Европейском и Американском). Даже последний фактор играет вполне значительную роль из-за различия в транспортных средствах. У европейцев и американцев разные, к примеру, поезда и автомобили. Так что все карты одинаково хороши и интересны.
Основой нашей империи станут машины, занимающиеся перевозкой грузов. Говоря "машины", я имею в виду всех перевозчиков, которых 6 видов: автомобили, поезда, корабли, дирижабли, самолеты и вертолеты. Пожалуй, стоит их охарактеризовать несколько точнее и подробнее.

Автомобили нужны практически всегда. Ведь все другие виды транспорта стоят дорого, а автомобиль (предтечей которого в игре будут конные упряжки) — один из самых дешевых, да и перевозит он очень даже прилично груза (для своей цены). Автомобилям требуются дороги (гравийные, асфальтовые и магистральные), но и дороги для колесных средств дешевле, нежели рельсы. Так что берем авто на заметку и следуем дальше.
А дальше у нас поезда. Они требуются часто и очень часто. Например, надо перевезти большое количество грузов на средние расстояния. Попытка сделать это с помощью авто займет много времени, а все остальные виды транспорта не принесут большой прибыли. Зато железная дорога станет идеальной находкой. Не говоря уж о более поздних временах, когда дороги на сверхпроводниках почти догонят по скорости самолеты (хотя сверхпроводники требуют и сверхзатрат). Что ж, в разумно высокой пропорции железные дороги обязательно должны присутствовать в вашей транспортной империи.
Самолеты просто незаменимы на больших расстояниях. Стоят они, конечно, дороговато, зато и окупаются быстро. Ну, а без кораблей нам никак не обойтись на картах с большим количеством морских пространств. Строительство автомобильных и железнодорожных мостов потребует капитальных вложений, а воздушные перевозки на малые расстояния скорее убыточны. Вот и приходится строить собственный флот там, где множество проливов.
Последние два вида транспорта — вертолеты и дирижабли — сделаны скорее для экзотики, нежели для реальной игры. Прибыль от них невысока, как и объемы перевозок. Ставьте их на самую дальнюю полку и доставайте только чтобы полюбоваться новыми моделями транспорта.
У всех видов транспорта имеется набор характеристик, позволяющий четко и ясно определить наиболее подходящий автомобиль (самолет, поезд) для заданного участка транспортной сети. Скажем, у вас две железнодорожные станции, связанные путями с большим количеством поворотов. В таком случае (при прочих равных условиях) лучше выбрать поезд, который быстрее справляется с поворотами. Поверьте мне: транспортных средств в каждой группе много, и вы всегда найдете среди них нужное.

В чем наша основная задача? Правильно — заработать денег с помощью перевозок. Но не все так просто. Суть в том, что в Transport Giant действует достаточно развитая система экономики. Сначала требуется продумать свои действия. Здесь, к счастью, создатели игры пошли нам навстречу, создав систему всплывающих подсказок. Смотрим на любой город или предприятие и видим, какие товары ему нужны, а какие этот город (предприятие) может экспортировать. Согласно этим подсказкам и планируем будущие действия. Для того чтобы получать или доставлять товар, надо, чтобы предприятие или город были в пределах вашей транспортной станции (автомобильной, железнодорожной, порта или аэропорта). Дальше проводим дорогу (в случае наземного транспорта), покупаем транспортник и задаем ему маршрут. В маршруте указываются станции, между которыми он проходит, а также груз, который следует взять (или оставить) на каждой из остановок. Иногда имеет смысл соединить несколько маршрутов (в этом помогут склады на перевалочных пунктах). После всего этого отпускаем кнопку паузы и смотрим на результат.
Но иногда обнаруживается, что прибыль на маршруте не столь высока, как хотелось бы. Ситуацию практически всегда можно улучшить. Дело в том, что для каждой станции существует ряд усовершенствований. Например, кран позволит быстрее справляться с погрузкой тяжелых грузов, а киоски увеличат прибыль от перевозки пассажиров (кому ж не захочется купить себе минеральной воды в дорогу). Усовершенствования позволяют и расширять станции, добавляя на них дополнительные посадочные места или пути (для поездов). Ваши транспортники могут поломаться, так что не забудьте о ремонтных мастерских на станциях. Помнится, запустил я как-то свой первый маршрут и очень удивился, когда автомобили через небольшой промежуток времени стали взрываться. Оказалось, что без ремонтников им никуда не деться. Но и это еще не все. Даже в условиях постоянного ремонта транспорт выходит из строя (увы, навсегда) через какой-то срок после приобретения, и его приходится заменять. Отсюда мораль: держите некоторое количество денег не потраченным, иначе нечем будет "отбиваться" в тяжелой ситуации.
Мир игры живет собственной жизнью. Города растут, создаются новые предприятия, а убыточные фабрики и фермы уничтожаются. К сожалению, практически не учитывается влияние политической ситуации. Мировые войны не влияют на развитие экономики, что является большим упущением. Но в экономической сфере все в порядке: есть периоды подъемов и спадов, происходит достаточно большое количество случайных событий, как хороших для вас, так и плохих (в плане влияния на цены грузоперевозок и обслуживания транспорта). В общем, за реализацию мира не меньше семи баллов, но и не больше восьми.
Транспортные средства в Transport Giant легкоузнаваемы. Правда, не всегда их назвали реально. Так, наименования кораблей и самолетов много скажут даже непосвященному. Ну, а над именами автомобилей или поездов придется иногда подумать. И все же ни для кого не составит труда угадать, какие марки машин скрываются под загадочными именами Kord или Valvo. Графика сделана на высоком уровне, да и окружение реализовано очень неплохо. Над картой летают птицы, от паровозов идут облачка дыма, а по улицам городов перемещаются машины. Все было бы просто отлично, если бы не одно "но". На максимальном приближении модели смотрятся плохо. Лучше для разработчиков было бы вовсе не давать столь близко "подходить" к зданиям и транспорту, так как призовых очков им такая возможность не добавила. Музыка же просто великолепна. Мелодии подобраны соответственно картам (и времени) — и никогда не надоедают! Впервые за последние несколько лет я встретил в игре музыку, которой смело можно ставить десять баллов из десяти возможных. Если вы когда-нибудь встретитесь с "Транспортным олигархом", послушайте музыку — не пожалеете (главное — слушать ее не в отрыве от самой игры).

Похвалить Transport Giant мы похвалили, пришел черед высказаться по поводу отрицательных моментов. А их немало. Во-первых, отвратная реализация железнодорожного движения. Поезда, встретившись на одном и том же пути, просто проходят друг через друга(!!!). И это в 2004 году! Неужели нельзя было реализовать столкновения? Или все это сделано для облегчения игры? Непонятно. Во-вторых, разрушаются транспортные средства некрасивым взрывом, и смотреть на такую реализацию катастроф неприятно — могли бы проработать сей момент лучше. В-третьих, железную дорогу вам строить не дадут, не присоединив путь к уже существующему (за исключением самого первого участка). И что же, теперь мне нельзя, отстроившись в Голландии, перейти к Восточной Германии без соединения? Да, разработчики заявляют, что это "фишка" игры, но мне такой "прикол" не очень-то понравился...
И все равно, несмотря на перечисленные недостатки, игра захватывает. Мы занимаемся прокладкой путей, запускаем по ним поезда и автомобили, отправляем самолеты, а стрелки часов летят и летят. И вот уже за окном вечер, и непонятно, куда же девалось время между 12 и 18? Вроде ничем и не занимался, и поиграл недолго. Но потраченного отрезка жизни не жалко, и на следующий день все повторяется. И вновь диск в CD-ROM, а мы — с головой в игре.

Оценка: 7. Хорошая игра о транспортных перевозках и развитии этой отрасли индустрии. Если вы любите экономические стратегии и всегда мечтали попробовать стать у руля транспортной империи, не проходите мимо. Transport Giant, может, и не станет игрой вашей мечты, но хотя бы попытается это сделать.

Morgul Angmarsky
Лицензионный диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит"


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2004 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета