Обзор восьмимегапиксельных камер. Часть 1
Обзор восьмимегапиксельных камер. Часть 1
Год 2004 можно по праву считать годом восьмимегапиксельной камеры. Все основные производители фототехники уже имеют в своих линейках цифровых камер хотя бы по одной модели восьмимегапиксельника. К сегодняшнему дню эти аппараты получили повсеместное распространение и были опробованы и протестированы сообществом фотолюбителей. Свидетельством прорыва восьмимегапиксельной камеры "в массы" стали многочисленные обзоры, появившиеся в прессе и на страницах вездесущего Интернета. Давайте разберемся, что это за зверь такой, 8 Мп.
Пора представить наших претендентов. Это Sony 828 (15.08.2003) — первая камера, в которой была применена матрица с большей плотностью светочувствительных элементов. Впоследствии на обозрение публики были представлены Nikon 8700 (28.01.2004), Canon Pro1 (09.02.2004), Minolta A2 (12.02.2004) и Olympus 8080 (12.02.2004). Все эти аппараты обладают общими характерными чертами, которые позволяют выделить их в особый класс восьмимегапиксельников. Однако каждому из них присущи свои уникальные возможности, ориентированные на удовлетворение потребностей разных классов фотографов-любителей. Определимся, что характерно для восьмимегапиксельников как классу high-end камер и что привлекает покупателя к этим недешевым на данный момент аппаратам.
То, что их объединяет
После того как пятимегапиксельные камеры от большинства конкурирующих фирм заняли уверенные позиции в сегменте рынка любительских цифровиков, производители задались вопросом: что делать дальше? Представлялись два возможных пути развития событий: увеличение физического размера матриц цифровых фотоаппаратов (что привело бы к уменьшению шумов и улучшению цветопередачи) и повышение плотности светочувствительных элементов в уже имеющихся на тот момент 2/3-дюймовых матрицах. Видимо, из финансовых соображений производителями цифровых камер был избран второй путь. Это позволило получать изображения, содержащие до восьми миллионов точек (увеличилась разрешающая способность) и применять несменные объективы с переменным зумом более 8x. Упоминая о зуме цифровой камеры, я буду подразумевать исключительно оптическое увеличение, поскольку цифровой зум предназначен для привлечения неопытного покупателя, и не стоит рассматривать его как сколь-либо полезную функцию. Габариты самих объективов, несмотря на их структурную сложность, остались в приемлемых рамках (все-таки, это класс компактной цифровой камеры, рассчитанный на "продвинутого" любителя с претензией). Достоинства очевидны, но производителю пришлось поломать голову и над недостатками такого подхода, т.к. физика явлений диктует разработчикам высокотехнологичной аппаратуры свои условия. Увеличился уровень шумов, поэтому каждая камера оснащена сложными алгоритмами по их удалению. Уменьшилась чувствительность, что заставило разработчиков снизить нижнюю планку со 100 ISO (характерно для пятимегапиксельников) до 50-64 ISO. Таким образом, получить качественную картинку начиная с ISO 200 не представляется возможным, что сильно ограничивает область применения этих аппаратов.
Отличительной особенностью камер этой ценовой категории является предоставление пользователю возможности полного контроля над параметрами съемки. Доверяйте автоматике аппарата, но в особенно сложных условиях или если вы хотите попробовать себя в роли профессионального фотографа и взять весь процесс съемки в свои руки можно воспользоваться ручными настройками. Отсюда и километровые меню и головокружительное количество кнопок на корпусе:-). Современный цифровой аппарат такого уровня производит автонастройку экспозиции и баланса белого, автоматически фокусируется, позволяет установить вручную все основные параметры съемки (диафрагма, выдержка, ISO, степень сжатия JPG). Кроме того, поддержка формата RAW, съемка макро, гнездо для внешней вспышки и совместимость с различного рода дополнительным оборудованием (телеобъективы, фильтры и т.д.) стали обыденным атрибутом устройства полупрофессиональной серии. Несколько спорным является вопрос наличия возможности записи звука и видео (пока только не более 640x48, и то с ограничением на продолжительность и частоту кадров), хотя иногда это бывает удобно. Одно из нововведений современной цифровой фотографии — использование электронного видоискателя повышенной разрешающей способности, что позволяет кадрировать снимки с высокой степенью точности. Конечно, микрорезкости встроенного в видоискатель дисплея по-прежнему недостаточно для ручной фокусировки, но каждый оценит появившуюся в некоторых моделях возможность усилить изображение в видоискателе в темноте. Кроме того, в электронном видоискателе может отображаться некоторая полезная информация. Альтернативой видоискателю может служить ЖК-дисплей, который у всех вышеперечисленных моделей в той или иной степени является поворотным. Забегая немного вперед, хочу отметить, что качество и возможности всех камер 8 Мп почти одинаковы, но для полного раскрытия творческих способностей каждый должен найти "свою" камеру.
После такого обобщающего вступления остановимся подробнее на каждой из представленных выше моделей.
Sony Cybershot DSC-F828
Вполне логично начать обзор с Sony 828, поскольку это первая выпущенная камера линейки восьмимегапиксельников. Я буду утверждать, что именно Sony виновна в том, что мы имеем в данном сегменте рынка в настоящее время. Sony 828 является переработанным и усовершенствованным аналогом Sony 717. Стильный дизайн, большой объектив, солидный черный металлический корпус — это то, что сразу бросается в глаза. Однако во внушительном по размеру корпусе (по габаритам камера превосходит всех своих конкурентов, да и вес 906 г не для утонченных женских рук) размещена не менее внушительная по техническим характеристикам начинка: объектив с маркировкой Carl Zeiss T* имеет кольцо механического привода зумирования. Второе кольцо управляет моторизованной системой фокусировки. Эквивалентное фокусное расстояние — 28-200 мм (7x зум), светосила — F2.0-F2.8, электронный видоискатель — 235.000 пикселей, 1,8" ЖК-дисплей 134.000 пикселей с антибликовым покрытием. В камере применена новая четырехцветная матрица RGBE (Е-emerald — изумрудный), которая по замыслу производителей должна обеспечивать лучшую цветопередачу. Хотя на практике при сравнении со снимками конкурентов, у которых применен RGB-светофильтр, значительных отличий мною не замечено.
Разрабатывая дизайн камеры, производители выбрали свой оригинальный путь и оснастили ее поворотным механизмом в месте соединения корпуса и объектива, благодаря которому встроенный в корпус ЖК-дисплей можно расположить под нужным углом. Надежность этой конструкции нареканий не вызывает, а пользователю предоставляется возможность вести съемку, удерживая фотоаппарат на уровне талии или на вытянутых руках над головой. Эргономика на высоте, камера очень удобно лежит в руке, а качество изготовления деталей — от корпуса до отдельных кнопочек — безупречное. На случай недостаточной освещенности Sony 828 оснащена лампочкой голограммной подсветки автофокуса. Вообще эта камера — рекордсмен в своем классе по скорости фокусировки, что делает ее вполне пригодной для съемки динамичных сюжетов. Неплохо реализована система экспозамера и баланса белого.
К сожалению, модель не лишена недостатков. Просто удивительно, что проектировщики объектива Carl Zeiss T* не уделили должного внимания блюмингу и хроматическим аберрациям (ХА), которые проявляются в контрастных областях в виде цветных окантовок. В той или иной степени ХА присутствуют в любом объективе, но все-таки ответственный производитель должен считать своим долгом минимизировать побочные явления. Макро реализовано не очень хорошо. В широкоугольном режиме можно сфокусироваться на расстоянии 2-3 см от объектива, но наблюдается заметное искажение пропорций и смазывание картинки по углам, таким образом, использовать камеру как хороший слайд-сканер не получится. Эта камера также не сможет удовлетворить потребности любителей делать снимки формата RAW, поскольку большое время записи — а оно составляет 12-15 секунд — вовсе не способствует оперативной съемке.
Профессионал вряд ли заинтересуется рассматриваемой моделью — профессионалы выбирают зеркальные камеры, обладающие рядом преимуществ по сравнению с камерами высшего любительского класса, — но людям, предпочитающим универсальность, стиль и возможности получения высококачественных снимков, требующих минимальной обработки, рекомендую.
Canon Power Shot Pro 1
Следующий представитель категории 7х8 (семикратный зум + восьмимегапиксельная матрица) — Canon Pro 1, появившийся на рынке в начале этого года. Камера выполнена в лучших традициях фирмы Canon и позаимствовала многие черты своих предшественников Po-werShot G3/G5. Производитель оборудовал аппарат выдвижным объективом L-серии, что означает высочайшие оптические характеристики и совершенство конструкции. Тут же укажу на замеченную недоработку в конструкции объектива — едва заметное глазом виньетирование в широкоугольном режиме и/или максимальной апертуре. Это не должно отпугнуть потенциальных покупателей и ни в коем случае не опускает на ступеньку ниже стекло, примененное в Pro1. Просто для объектива, претендующего на принадлежность к профессиональной серии Canon L, выдвигаются более строгие критерии оценки. Главное нововведение — кольцо, управляющее зумированием и одновременно, если большим пальцем удерживать кнопку на задней панели, используемое для ручной фокусировки. Pro1 вместе с Nikon 8700 являются самыми компактными в своем классе. Окружающие могут даже не подозревать, что такой фотоаппарат может обладать столь широкими возможностями. Поворотный 2,0-дюймовый ЖК-монитор (235.000 пикселей!) позволяет вести съемку, не привлекая к себе внимания окружающих. Качество изготовления элементов, а также продуманность органов управления свидетельствуют об ориентированности продукта на класс профессиональных фотографов.
Процессор DIGIC в комплексе с фирменной оптикой обеспечивает потрясающее разрешение и высококачественную гладкую структуру изображения на низких ISO. Проработка деталей заметно выше, чем у конкурентов, но следует иметь в виду, что в значительной степени это результат применения встроенных алгоритмов преобразования, а любые преобразования впоследствии сильно ограничивают доводку изображения вручную (например, в Photoshop). Хотя такой подход в некоторой степени оправдан, так как не следует забывать о существовании такого полезного режима, как RAW. Любители макросъемки будут огорчены, узнав, что камера поддерживает ставший популярным вид фотоискусства с большими ограничениями. Режимов макро у камеры два: стандартный и супермакро. Второй, который и представляет наибольший интерес, ограничен четырьмя мегапикселями, т.е. камера автоматически вырезает центральную часть полномасштабного снимка. Также супермакросъемка доступна только в узком диапазоне фокусных расстояний (42-90 мм в пленочном эквиваленте). Кроме того, разработчиков можно винить в отсутствии подсветки автофокуса. Вообще же система автофокусировки в камере явно недоработана. Про съемку динамики можно забыть, так как фокусируется камера медленно и неуверенно. Поэтому многие владельцы предпочитают использовать ручные настройки. Еще больше ситуацию усугубляет застывание картинки на экране, что крайне осложняет творческую работу и может привести к тому, что вы пропустите самый интересный кадр.
Камера обладает одной интересной особенностью, которая отсутствует у конкурентов: экспозицию можно регулировать не только диафрагмой и выдержкой, но и нейтральным фильтром. Этот встроенный фильтр позволяет уменьшить количество света на матрице, что в яркий солнечный день дает возможность выставить меньшую выдержку (большую апертуру). В любом случае камера найдет своего покупателя. Фирма Canon приложила немало усилий, чтобы разработать качественный продукт. Хорошее впечатление производят большой ЖК-дисплей, цветопередача и отличная микрорезкость изображения, продуманная эргономика и управление, невысокий уровень блюминга и ХА. Остается надеяться, что недостатки будут устранены в последующих моделях линейки PowerShot.
Olympus C-8080 Wide Zoom
Следующая рассматриваемая нами модель завоевала уважение во многих авторитетных обзорах. Фирма Olympus не стала оснащать камеру глубоким телефото, а ограничилась более привычными 28-140 мм в пленочном эквиваленте (пятикратный зум). Возможно, именно такой подход позволил получить более качественную картинку с минимальными ХА, проявляющимися главным образом только на периферии кадра. Да и цена хоть незначительно, но ниже, чем у ближайших конкурентов. Светосила стандартная для камер этого класса — F2.4/3.5 (min F8.0). В укор производителю можно поставить отсутствие классического кольца ручного фокуса и всего 18 позиций возможных фокусных растояний zoom-объектива (к слову, у 8700 их 31, а у 828 и A2 вообще нет дискретности благодаря применению системы механического зумирования). Да и сфокусироваться вручную нелегко — требуется определенная сноровка. Поэтому предполагается, что будет использоваться режим "авто". Он реализован достаточно грамотно — конечно, это не "пулемет" Sony 828, но и медлительному Canon Pro 1 до него далеко. Реализованная здесь подсветка автофокуса способна распугать окружающих:-) — настолько яркий луч. Ну и на том спасибо производителю. Зато богатая система "персональных" настроек должна удовлетворить потребности самого привередливого пользователя. Чего стоит одна возможность установить значение ISO 50/80/100/125/160/ 200/250/320/400, а не только 50/100/ 200/400, как обычно.
Дизайн камеры грубоват, но в руке Olympus C-8080 лежит отлично. Корпус полностью выполнен из металла и выглядит достаточно прочным. Все необходимые и часто используемые настройки меню дублируются клавишами быстрого доступа. 1,8" ЖК-монитор не имеет столько степеней свободы, как у Canon Pro1 или Nikon 8700, и может быть повернут только на 90 градусов вверх и на 45 вниз. Но что еще надо для эффективной съемки? Даже тяжело представить ситуацию, когда понадобится поворот ЖК-дисплея относительно вертикальной оси (разве что при фотографировании из-за угла). При установках по умолчанию картинка выглядит блекло по сравнению со сделанной тем же Canon Pro 1, но цветопередачу можно откорректировать, изменив соответствующие настройки меню и сохранив их в одном из пользовательских режимов (их тут аж 8). Каждый такой режим представляет собой ячейку памяти, в которой записываются наиболее часто используемые комбинации параметров съемки, так что в следующий раз вам не придется устанавливать все заново. В целом цветопередача камеры максимально приближена к реальной. Кроме того, рассматриваемая модель может привлечь покупателя более низким, чем у конкурентов, уровнем шума. Конечно, это не идеально гладкая структура, характерная для зеркальных фотоаппаратов, но для восьмимегапиксельника очень неплохо. Практически незаметно виньетирование, что тоже в какой-то степени является следствием малого диапазона фокусных расстояний.
Следует предупредить о не очень хорошей реализации поддержки формата RAW, поскольку после каждого снимка камера блокируется на 10-15 секунд в зависимости от используемой карточки памяти. Режимов макросъемки, как и у предыдущей модели, два, но кадрирования не происходит. При установке супермакро диапазон фокусных расстояний ограничен 90 мм (эквивалент). Фирма Olympus утверждает, что можно переснять область размером 48-36 мм, однако для этого придется поднести объектив вплотную к объекту съемки (максимум около 5 см), что не всегда приемлемо при фотографировании жучков, паучков и т.п. Поскольку камеры во многом схожи, я руководствовался принципом описать каждую модель через совокупность ее личных достоинств и недостатков и указать на ее отличия от конкурентов. Конечно, приведенный обзор является достаточно общим и ни в коем случае не претендует на полноту изложения, так что, если вы серьезно относитесь к процессу фотосъемки, вам придется воспользоваться более подробными источниками.
Войцехович Леонид, VspikA@rambler.ru
P.S. Во второй части будут рассмотрены модели Nikon 8700 и Minolta A2, а также будет сделан общий вывод. Для тех, кого будут интересовать подробности, приведу список Internet-ресурсов по данной тематике.
P.P.S. Письма с вопросами типа: "Почему в обзор не включены другие восьмимегапиксельные аппараты (Nikon 8800, 8400)?" прошу не присылать. Эти аппараты только недавно дебютировали, и о их месте в этом сегменте рынка можно только догадываться. Нельзя сказать о модели что-либо хорошее или плохое, основываясь только на заявленных производителем характеристиках. Необходимы образцы фотоснимков и подробные результаты тестирования.
компьютерная газета
Год 2004 можно по праву считать годом восьмимегапиксельной камеры. Все основные производители фототехники уже имеют в своих линейках цифровых камер хотя бы по одной модели восьмимегапиксельника. К сегодняшнему дню эти аппараты получили повсеместное распространение и были опробованы и протестированы сообществом фотолюбителей. Свидетельством прорыва восьмимегапиксельной камеры "в массы" стали многочисленные обзоры, появившиеся в прессе и на страницах вездесущего Интернета. Давайте разберемся, что это за зверь такой, 8 Мп.
Пора представить наших претендентов. Это Sony 828 (15.08.2003) — первая камера, в которой была применена матрица с большей плотностью светочувствительных элементов. Впоследствии на обозрение публики были представлены Nikon 8700 (28.01.2004), Canon Pro1 (09.02.2004), Minolta A2 (12.02.2004) и Olympus 8080 (12.02.2004). Все эти аппараты обладают общими характерными чертами, которые позволяют выделить их в особый класс восьмимегапиксельников. Однако каждому из них присущи свои уникальные возможности, ориентированные на удовлетворение потребностей разных классов фотографов-любителей. Определимся, что характерно для восьмимегапиксельников как классу high-end камер и что привлекает покупателя к этим недешевым на данный момент аппаратам.
То, что их объединяет
После того как пятимегапиксельные камеры от большинства конкурирующих фирм заняли уверенные позиции в сегменте рынка любительских цифровиков, производители задались вопросом: что делать дальше? Представлялись два возможных пути развития событий: увеличение физического размера матриц цифровых фотоаппаратов (что привело бы к уменьшению шумов и улучшению цветопередачи) и повышение плотности светочувствительных элементов в уже имеющихся на тот момент 2/3-дюймовых матрицах. Видимо, из финансовых соображений производителями цифровых камер был избран второй путь. Это позволило получать изображения, содержащие до восьми миллионов точек (увеличилась разрешающая способность) и применять несменные объективы с переменным зумом более 8x. Упоминая о зуме цифровой камеры, я буду подразумевать исключительно оптическое увеличение, поскольку цифровой зум предназначен для привлечения неопытного покупателя, и не стоит рассматривать его как сколь-либо полезную функцию. Габариты самих объективов, несмотря на их структурную сложность, остались в приемлемых рамках (все-таки, это класс компактной цифровой камеры, рассчитанный на "продвинутого" любителя с претензией). Достоинства очевидны, но производителю пришлось поломать голову и над недостатками такого подхода, т.к. физика явлений диктует разработчикам высокотехнологичной аппаратуры свои условия. Увеличился уровень шумов, поэтому каждая камера оснащена сложными алгоритмами по их удалению. Уменьшилась чувствительность, что заставило разработчиков снизить нижнюю планку со 100 ISO (характерно для пятимегапиксельников) до 50-64 ISO. Таким образом, получить качественную картинку начиная с ISO 200 не представляется возможным, что сильно ограничивает область применения этих аппаратов.
Отличительной особенностью камер этой ценовой категории является предоставление пользователю возможности полного контроля над параметрами съемки. Доверяйте автоматике аппарата, но в особенно сложных условиях или если вы хотите попробовать себя в роли профессионального фотографа и взять весь процесс съемки в свои руки можно воспользоваться ручными настройками. Отсюда и километровые меню и головокружительное количество кнопок на корпусе:-). Современный цифровой аппарат такого уровня производит автонастройку экспозиции и баланса белого, автоматически фокусируется, позволяет установить вручную все основные параметры съемки (диафрагма, выдержка, ISO, степень сжатия JPG). Кроме того, поддержка формата RAW, съемка макро, гнездо для внешней вспышки и совместимость с различного рода дополнительным оборудованием (телеобъективы, фильтры и т.д.) стали обыденным атрибутом устройства полупрофессиональной серии. Несколько спорным является вопрос наличия возможности записи звука и видео (пока только не более 640x48, и то с ограничением на продолжительность и частоту кадров), хотя иногда это бывает удобно. Одно из нововведений современной цифровой фотографии — использование электронного видоискателя повышенной разрешающей способности, что позволяет кадрировать снимки с высокой степенью точности. Конечно, микрорезкости встроенного в видоискатель дисплея по-прежнему недостаточно для ручной фокусировки, но каждый оценит появившуюся в некоторых моделях возможность усилить изображение в видоискателе в темноте. Кроме того, в электронном видоискателе может отображаться некоторая полезная информация. Альтернативой видоискателю может служить ЖК-дисплей, который у всех вышеперечисленных моделей в той или иной степени является поворотным. Забегая немного вперед, хочу отметить, что качество и возможности всех камер 8 Мп почти одинаковы, но для полного раскрытия творческих способностей каждый должен найти "свою" камеру.
После такого обобщающего вступления остановимся подробнее на каждой из представленных выше моделей.
Sony Cybershot DSC-F828
Вполне логично начать обзор с Sony 828, поскольку это первая выпущенная камера линейки восьмимегапиксельников. Я буду утверждать, что именно Sony виновна в том, что мы имеем в данном сегменте рынка в настоящее время. Sony 828 является переработанным и усовершенствованным аналогом Sony 717. Стильный дизайн, большой объектив, солидный черный металлический корпус — это то, что сразу бросается в глаза. Однако во внушительном по размеру корпусе (по габаритам камера превосходит всех своих конкурентов, да и вес 906 г не для утонченных женских рук) размещена не менее внушительная по техническим характеристикам начинка: объектив с маркировкой Carl Zeiss T* имеет кольцо механического привода зумирования. Второе кольцо управляет моторизованной системой фокусировки. Эквивалентное фокусное расстояние — 28-200 мм (7x зум), светосила — F2.0-F2.8, электронный видоискатель — 235.000 пикселей, 1,8" ЖК-дисплей 134.000 пикселей с антибликовым покрытием. В камере применена новая четырехцветная матрица RGBE (Е-emerald — изумрудный), которая по замыслу производителей должна обеспечивать лучшую цветопередачу. Хотя на практике при сравнении со снимками конкурентов, у которых применен RGB-светофильтр, значительных отличий мною не замечено.
Разрабатывая дизайн камеры, производители выбрали свой оригинальный путь и оснастили ее поворотным механизмом в месте соединения корпуса и объектива, благодаря которому встроенный в корпус ЖК-дисплей можно расположить под нужным углом. Надежность этой конструкции нареканий не вызывает, а пользователю предоставляется возможность вести съемку, удерживая фотоаппарат на уровне талии или на вытянутых руках над головой. Эргономика на высоте, камера очень удобно лежит в руке, а качество изготовления деталей — от корпуса до отдельных кнопочек — безупречное. На случай недостаточной освещенности Sony 828 оснащена лампочкой голограммной подсветки автофокуса. Вообще эта камера — рекордсмен в своем классе по скорости фокусировки, что делает ее вполне пригодной для съемки динамичных сюжетов. Неплохо реализована система экспозамера и баланса белого.
К сожалению, модель не лишена недостатков. Просто удивительно, что проектировщики объектива Carl Zeiss T* не уделили должного внимания блюмингу и хроматическим аберрациям (ХА), которые проявляются в контрастных областях в виде цветных окантовок. В той или иной степени ХА присутствуют в любом объективе, но все-таки ответственный производитель должен считать своим долгом минимизировать побочные явления. Макро реализовано не очень хорошо. В широкоугольном режиме можно сфокусироваться на расстоянии 2-3 см от объектива, но наблюдается заметное искажение пропорций и смазывание картинки по углам, таким образом, использовать камеру как хороший слайд-сканер не получится. Эта камера также не сможет удовлетворить потребности любителей делать снимки формата RAW, поскольку большое время записи — а оно составляет 12-15 секунд — вовсе не способствует оперативной съемке.
Профессионал вряд ли заинтересуется рассматриваемой моделью — профессионалы выбирают зеркальные камеры, обладающие рядом преимуществ по сравнению с камерами высшего любительского класса, — но людям, предпочитающим универсальность, стиль и возможности получения высококачественных снимков, требующих минимальной обработки, рекомендую.
Canon Power Shot Pro 1
Следующий представитель категории 7х8 (семикратный зум + восьмимегапиксельная матрица) — Canon Pro 1, появившийся на рынке в начале этого года. Камера выполнена в лучших традициях фирмы Canon и позаимствовала многие черты своих предшественников Po-werShot G3/G5. Производитель оборудовал аппарат выдвижным объективом L-серии, что означает высочайшие оптические характеристики и совершенство конструкции. Тут же укажу на замеченную недоработку в конструкции объектива — едва заметное глазом виньетирование в широкоугольном режиме и/или максимальной апертуре. Это не должно отпугнуть потенциальных покупателей и ни в коем случае не опускает на ступеньку ниже стекло, примененное в Pro1. Просто для объектива, претендующего на принадлежность к профессиональной серии Canon L, выдвигаются более строгие критерии оценки. Главное нововведение — кольцо, управляющее зумированием и одновременно, если большим пальцем удерживать кнопку на задней панели, используемое для ручной фокусировки. Pro1 вместе с Nikon 8700 являются самыми компактными в своем классе. Окружающие могут даже не подозревать, что такой фотоаппарат может обладать столь широкими возможностями. Поворотный 2,0-дюймовый ЖК-монитор (235.000 пикселей!) позволяет вести съемку, не привлекая к себе внимания окружающих. Качество изготовления элементов, а также продуманность органов управления свидетельствуют об ориентированности продукта на класс профессиональных фотографов.
Процессор DIGIC в комплексе с фирменной оптикой обеспечивает потрясающее разрешение и высококачественную гладкую структуру изображения на низких ISO. Проработка деталей заметно выше, чем у конкурентов, но следует иметь в виду, что в значительной степени это результат применения встроенных алгоритмов преобразования, а любые преобразования впоследствии сильно ограничивают доводку изображения вручную (например, в Photoshop). Хотя такой подход в некоторой степени оправдан, так как не следует забывать о существовании такого полезного режима, как RAW. Любители макросъемки будут огорчены, узнав, что камера поддерживает ставший популярным вид фотоискусства с большими ограничениями. Режимов макро у камеры два: стандартный и супермакро. Второй, который и представляет наибольший интерес, ограничен четырьмя мегапикселями, т.е. камера автоматически вырезает центральную часть полномасштабного снимка. Также супермакросъемка доступна только в узком диапазоне фокусных расстояний (42-90 мм в пленочном эквиваленте). Кроме того, разработчиков можно винить в отсутствии подсветки автофокуса. Вообще же система автофокусировки в камере явно недоработана. Про съемку динамики можно забыть, так как фокусируется камера медленно и неуверенно. Поэтому многие владельцы предпочитают использовать ручные настройки. Еще больше ситуацию усугубляет застывание картинки на экране, что крайне осложняет творческую работу и может привести к тому, что вы пропустите самый интересный кадр.
Камера обладает одной интересной особенностью, которая отсутствует у конкурентов: экспозицию можно регулировать не только диафрагмой и выдержкой, но и нейтральным фильтром. Этот встроенный фильтр позволяет уменьшить количество света на матрице, что в яркий солнечный день дает возможность выставить меньшую выдержку (большую апертуру). В любом случае камера найдет своего покупателя. Фирма Canon приложила немало усилий, чтобы разработать качественный продукт. Хорошее впечатление производят большой ЖК-дисплей, цветопередача и отличная микрорезкость изображения, продуманная эргономика и управление, невысокий уровень блюминга и ХА. Остается надеяться, что недостатки будут устранены в последующих моделях линейки PowerShot.
Olympus C-8080 Wide Zoom
Следующая рассматриваемая нами модель завоевала уважение во многих авторитетных обзорах. Фирма Olympus не стала оснащать камеру глубоким телефото, а ограничилась более привычными 28-140 мм в пленочном эквиваленте (пятикратный зум). Возможно, именно такой подход позволил получить более качественную картинку с минимальными ХА, проявляющимися главным образом только на периферии кадра. Да и цена хоть незначительно, но ниже, чем у ближайших конкурентов. Светосила стандартная для камер этого класса — F2.4/3.5 (min F8.0). В укор производителю можно поставить отсутствие классического кольца ручного фокуса и всего 18 позиций возможных фокусных растояний zoom-объектива (к слову, у 8700 их 31, а у 828 и A2 вообще нет дискретности благодаря применению системы механического зумирования). Да и сфокусироваться вручную нелегко — требуется определенная сноровка. Поэтому предполагается, что будет использоваться режим "авто". Он реализован достаточно грамотно — конечно, это не "пулемет" Sony 828, но и медлительному Canon Pro 1 до него далеко. Реализованная здесь подсветка автофокуса способна распугать окружающих:-) — настолько яркий луч. Ну и на том спасибо производителю. Зато богатая система "персональных" настроек должна удовлетворить потребности самого привередливого пользователя. Чего стоит одна возможность установить значение ISO 50/80/100/125/160/ 200/250/320/400, а не только 50/100/ 200/400, как обычно.
Дизайн камеры грубоват, но в руке Olympus C-8080 лежит отлично. Корпус полностью выполнен из металла и выглядит достаточно прочным. Все необходимые и часто используемые настройки меню дублируются клавишами быстрого доступа. 1,8" ЖК-монитор не имеет столько степеней свободы, как у Canon Pro1 или Nikon 8700, и может быть повернут только на 90 градусов вверх и на 45 вниз. Но что еще надо для эффективной съемки? Даже тяжело представить ситуацию, когда понадобится поворот ЖК-дисплея относительно вертикальной оси (разве что при фотографировании из-за угла). При установках по умолчанию картинка выглядит блекло по сравнению со сделанной тем же Canon Pro 1, но цветопередачу можно откорректировать, изменив соответствующие настройки меню и сохранив их в одном из пользовательских режимов (их тут аж 8). Каждый такой режим представляет собой ячейку памяти, в которой записываются наиболее часто используемые комбинации параметров съемки, так что в следующий раз вам не придется устанавливать все заново. В целом цветопередача камеры максимально приближена к реальной. Кроме того, рассматриваемая модель может привлечь покупателя более низким, чем у конкурентов, уровнем шума. Конечно, это не идеально гладкая структура, характерная для зеркальных фотоаппаратов, но для восьмимегапиксельника очень неплохо. Практически незаметно виньетирование, что тоже в какой-то степени является следствием малого диапазона фокусных расстояний.
Следует предупредить о не очень хорошей реализации поддержки формата RAW, поскольку после каждого снимка камера блокируется на 10-15 секунд в зависимости от используемой карточки памяти. Режимов макросъемки, как и у предыдущей модели, два, но кадрирования не происходит. При установке супермакро диапазон фокусных расстояний ограничен 90 мм (эквивалент). Фирма Olympus утверждает, что можно переснять область размером 48-36 мм, однако для этого придется поднести объектив вплотную к объекту съемки (максимум около 5 см), что не всегда приемлемо при фотографировании жучков, паучков и т.п. Поскольку камеры во многом схожи, я руководствовался принципом описать каждую модель через совокупность ее личных достоинств и недостатков и указать на ее отличия от конкурентов. Конечно, приведенный обзор является достаточно общим и ни в коем случае не претендует на полноту изложения, так что, если вы серьезно относитесь к процессу фотосъемки, вам придется воспользоваться более подробными источниками.
Войцехович Леонид, VspikA@rambler.ru
P.S. Во второй части будут рассмотрены модели Nikon 8700 и Minolta A2, а также будет сделан общий вывод. Для тех, кого будут интересовать подробности, приведу список Internet-ресурсов по данной тематике.
P.P.S. Письма с вопросами типа: "Почему в обзор не включены другие восьмимегапиксельные аппараты (Nikon 8800, 8400)?" прошу не присылать. Эти аппараты только недавно дебютировали, и о их месте в этом сегменте рынка можно только догадываться. Нельзя сказать о модели что-либо хорошее или плохое, основываясь только на заявленных производителем характеристиках. Необходимы образцы фотоснимков и подробные результаты тестирования.
компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2004 год в рубрике hard :: digital