Laser Squad Nemesis
Laser Squad Nemesis
Название игры в оригинале: Laser Squad Nemesis. Жанр: тактическая стратегия. Разработчик: Codo Technologies. Издатель: "Руссобит-М". Похожесть: Laser Squad. Системные требования: Pentium II 300 MHz, 64 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster compatible sound card, 100 Mb Hard Disc Space
В незапамятные времена (когда компьютеры были большими и маломощными) существовала такая игрушка — Laser Squad. Ваш покорный слуга провел немало времени, пытаясь "разобраться" с очередным соперником (а было это на такой машине, как Spectrum). Немало воды утекло с тех пор, и вот компания Codo Games взялась сотворить нечто подобное, назвав свой новый проект Laser Squad Nemesis.
Изначально игра была заявлена как строго многопользовательский проект. Но интересы рынка превыше всего, и разработчики были просто вынуждены сотворить какую-никакую "игру для одного". Жанр Laser Squad Nemesis — тактическая стратегия, а проектов данного направления в последние годы выходит не так уж и много. Следовательно, при мало-мальски удачной работе у создателей были все шансы попасть если не на пьедестал, то в память геймеров уж точно. Оставалось только хорошо выполнить свою работу.
Перед началом игры настоятельно рекомендую прочесть мануал. Дело в том, что стороны разнятся по стилю игры, и игроку следовало бы знать, как наилучшим образом построить систему управления своими войсками. Только тот, кто сможет оптимально использовать сильные стороны своих бойцов и подмечать ошибки в тактике врага, выйдет победителем из большинства схваток. Играть можно за любую из четырех сторон: Космическая пехота, Железные отряды Карателей, Орда и Войска вторжения Серых.
Космическая пехота — обыкновенные люди. В свое время в вопросах защиты расы они полагались на машины, но потом роботы взбунтовались. И теперь "лучшие люди" собственноручно защищают Землю от врагов. Бойцы со стрелковым оружием, гранатометчики и снайперы стоят на вооружении этой расы. В бою им помогут также медики, способные лечить своих сородичей. Достаточно стандартная раса, которой, на мой взгляд, проще всего будет пользоваться новичкам.
Вторая раса — Железные отряды Карателей (в просторечии — Машины). "Продвинутый" искусственный интеллект спровоцировал их выступление против человечества. И теперь бывшие защитники землян ведут борьбу за их уничтожение. В среде машин воюют роботы-пехотинцы и роботы-танки, а им помогают сканеры (способные эффективно определять наличие поблизости живых существ и механизмов) и ремонтники (сами догадайтесь, чем они могут заниматься в такой армии). В целом стиль игры за них прост. Сканерами вычисляем врага, роботами его атакуем, а танками просто "выносим" все и вся (уж больно мощны их пушки). Главное при использовании танковых ракет — не повредить своих (впрочем, это справедливо и для любого другого оружия разрывного действия).
Третья сторона в конфликте — Орда. Эта загадочная раса пришла из глубин космоса и пытается покончить с землянами (и всеми другими, кто станет на ее пути). Орда больше всего напоминает зергов из Starcraft. Неуемное желание размножаться этих слабых, но очень многочисленных чудищ делает их опасными соперниками. Есть у них и оригинальные войска, аналогов которым ни у кого другого не встретишь. Например, Королева способна на месте мертвого воина противника вырастить своего соратника (жаль только, что тип его определяется случайным образом). Червяк — аналог земного явления, именуемого "камикадзе", — находит жертву и уничтожает ее с помощью механизма самоликвидации. Играть за Орду действительно интересно, но особенностям ее игры придется учиться не один бой.
И, наконец, Серые. Пожалуй, можно назвать их еще одним реверансом в сторону неподражаемого Starcraft. Это местный аналог псилонов, поставивший себе задачу привести Галактику к мирному состоянию. Но вместо пути диалога с остальными был выбран путь их ликвидации, что не способствует хорошему отношению к Серым представителей других рас. Псилонов же они напоминают тем, что, помимо стандартной жизни, у них есть и запас энергии, которая является одновременно и броней, и боезапасом. Так что, активно стреляя, вы рискуете оставить своего солдата совсем без защиты. В достижении превосходства Серым помогут и последние новинки технологии. Среди них — Защитники, укрывающие защитным полем остальных, Псионики, берущие под контроль врагов, и Регенераторы, выполняющие функции телепортов и запасников энергии. Серые — не менее оригинальная раса, нежели Орда, игра за этих "миротворцев" понравится любителям нестандартных решений.
Перед началом игры можно выбрать ее тип. Их три: игра в кампанию (против компьютерного интеллекта), на одном компьютере с другом (hot-seat) или через Интернет. В Интернете ведется учет достижений каждого игрока, а вместе с игрой вы получаете возможность трехмесячной бесплатной игры в Лиге (официальном соревновании). Типов же заданий в многопользовательской игре два: Ликвидация (уничтожение всех врагов) и Штаб (уничтожение всех Штабов/Королев). По сути, при играх против компьютера у вас те же задания.
Многопользовательская игра действительно захватывает. Перед сценарием можно задать его условия. Например, количество пунктов силы (на них нанимаются воины), время на выполнение задания (при невыполнении его обоими игроками итог будет ничейным) и даже лимит времени для каждого игрока (как в шахматах). Победив другого игрока, вы продвинетесь в табеле Лиги, проиграв — опуститесь. Начисление же конкретной суммы очков зависит от разницы между вами и оппонентом в табели о рангах.
Что касается кампаний, то их четыре штуки (по одной за каждую сторону). Во всех кампаниях по три уровня сложности. От уровня сложности зависит количество пунктов силы, выдаваемых перед началом игры, а также силы противника и уровень его интеллекта. И еще. В игре действует правило, гласящее: "если вы прошли на первом уровне сложности первую миссию, нельзя включить для следующей миссии другой уровень сложности". Разработчики утверждают, что таким образом они хотели повысить интерес к игре, дав нам возможность пройти каждую кампанию по три раза. Не знаю, как у вас, но у меня на такой подвиг терпения не хватило.
О самом игровом процессе. Первым делом мы нанимаем воинов на имеющихся пунктах силы. Дальше происходит высадка в строго заданной местности. А уж потом следуют собственно боевые действия, которые, к слову, проработаны просто отлично. Количество приказов небольшое, но их правильное комбинирование поможет одержать победу. Есть команды на различные типы атак, разнообразные действия при встрече врага, ходьбу, стрельбу, выполнение специальных действий. Казалось бы, не много, но все меняет один момент, который даже можно назвать революционным (хотя нечто подобное и существовало ранее). Эта "фишка" проекта — тест хода. Суть теста в следующем. Вы отдали подчиненным приказы, и теперь желаете посмотреть их действие. Нет проблем: жмем специальную кнопку и наблюдаем за происходящим на экране. Вам покажут не только перемещения, но и стрельбу по уже известному противнику. Правда, новые враги, которые могут быть обнаружены при ходе, показаны не будут до окончательного выполнения приказов, но так и должно быть. И еще. Результат хода может несколько отличаться от прогнозного, но в целом последнему можно доверять.
У каждого бойца имеется линия зрения, в пределах которой он видит врагов. Конечно, можно атаковать и просто территорию (на которой ваш мудрый аналитический ум предвидит наличие или появление противника), но это гораздо менее эффективно. Приятно, что всегда можно приказать бойцу осмотреться, что повысит его шансы на обнаружение внешней угрозы. Вообще набор команд практически идеален для тактической игры, которая не задается целью повторения реальной жизни в мельчайших подробностях.
Интерактивность окружения также сделана на высоком уровне. Многие объекты на игровом поле разрушаемы, а некоторые из них при своем уничтожении наносят повреждения всем окружающим (канистры, батареи). Через некоторые стены можно забрасывать бомбы, а многие запертые двери — выбивать. Хотя есть объекты игрового ландшафта, которые не поддаются уничтожению никоим образом, так что это тоже придется учитывать в своих похождениях.
А вот музыкальное оформление оставляет желать лучшего (звуки выстрелов и взрывов присутствуют, все остальное — нет). Да и графика откровенно подкачала. Делать такое в начале XXI века просто стыдно. При максимальном приближении становится понятно, что разработчики никогда не пользовались этой функцией, иначе они бы испытали отвращение, и модели были бы переделаны. Прорисовка разрывов и выстрелов очень сильно напоминает первый X-COM. Но ведь X-COM был создан очень давно, могли бы сделать и нечто современное. Оправдать такую отсталость может только возможность запуска игры на слабых машинах, но это недостаточная плата за потерю красивой графики. Вспомните хотя бы Warlords Battlecry III. Уж на что псевдо-3D, но насколько красиво...
Вообще игра напоминает не только своего первопредка или тактические баталии в X-COM. Есть в ней и определенное сходство с шахматами. Уверен, те из вас, кто проводит значительную часть свободного времени, размышляя над очередным ходом, не упустят возможности "порубиться" в Laser Squad Nemesis. А играть в него можно не только дома, но и на рабочем месте (благо игра не требовательна к ресурсам). Да и компьютерный интеллект на высшем уровне сложности творит чудеса (иногда из-за собственного численного превосходства), заставляя действовать по правилу "семь раз подумай — один походи!". Баталии же с живым игроком — одно удовольствие (особенно когда противник силен). Жаль только, что, кроме тактической части, в игре нет ничего другого. А сейчас обычные тактические стратегии без изысков могут пройти незамеченными, ибо в жанре доминируют такие корифеи, как "Операция Silent Storm" (с ее проработанностью) или "В тылу врага" (с ее ураганным геймплеем). И все же, несмотря ни на что, Laser Squad Nemesis стоит опробовать.
Оценка: 6. Десять лет назад игра стала бы прорывом в жанре. Пять — заинтересовала бы многих геймеров. Теперь же ее "вытаскивают" из болота незаметных проектов только богатые возможности мультиплейера и пара-тройка демонстрирующих относительную новизну элементов. Laser Squad Nemesis можно отнести к категории "неплохо бы ознакомиться".
Лицензионный диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит"
Morgul Angmarsky
компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2004 год в рубрике разное :: виртуальные радости