Europa Universalis: Two Thrones


Europa Universalis: Two Thrones


Жанр: стратегия реального времени. Разработчик: Paradox Entertainment. Локализатор: Snowball. Издатель: "1С". Похожесть: Europa Universalis Crown of the North. Системные требования: Pentium II-450 MHz, 128 Mb RAM, 8 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 180 Mb Hard Disc Space

Как-то компания Paradox Entertainment решила "приколоться" и выпустила новую игру, в наименовании которой прозвучали сакраментальные слова для любого поклонника глобальных стратегий — Europa Universalis. Crown of the North оказалась стратегией средненького уровня, которая увеличивала роль войны и экономики, при этом активно "задвигая" дипломатию, колонизацию, религию и прочие моменты. В итоге мы получили урезанную версию великой игры, которая не могла надолго занять стратега и была интересна (в основном) жителям Скандинавии (так как именно про них шла речь в игре). Относительная неудача игры (хотя на родине Paradox, в Швеции, ее восприняли хорошо), не остановила разработчиков, и вот теперь уже англичане и французы проявляют сдержанные признаки радости. Новая игра — Two Thrones — посвящена двум событиям: противостоянию Англии и Франции в Столетней войне и Войне Алой и Белой Розы в Англии. Не заглядывая в будущее (окончание обзора), попытаемся оценить, что же нам предложено в новой игре.

Безусловно, нельзя не рассказать и об истории Столетней войны. В 1337 году между Англией и Францией разразился глобальный конфликт, в немалой степени повлиявший на судьбы Европы. Политическая ситуация была примерно следующая. Умер французский король, и на его трон оказалось сразу два претендента. Первый — родственник, из династии Валуа, второй — английский король Эдуард III из династии Плантагенетов. Здесь надо сделать небольшое историческое отступление. Дело в том, что к тому моменту уже много десятилетий англичане владели землями во Франции, а внутриполитическая ситуация в последней не имела ничего общего с положением при Людовике XIV (и позднейших правителях). Франция была раздроблена на множество частей, во многих из которых власть короля была чисто номинальной, а в некоторых — и вовсе не признавалась. Да и сами французы еще не осознавали себя таковыми. Они скорее чувствовали себя нормандцами, пикардийцами, гасконцами, а отнюдь не представителями единой нации. В то же время англичане были достаточно сплочены, закалены в боях с валлийцами и шотландцами, их короли желали получить новые земли, знать — титулы во Франции, а простые воины — поживиться богатой добычей. Добавим сюда приличную базу на континенте у англичан, а также несколько двусмысленную ситуацию с престолонаследием — и можно смело делать вывод, что война была неизбежна.
И она разразилась, став одной из величайших войн в истории Европы. Согласно мнению историков, длилась Столетняя война 116 лет (с 1337 по 1453 годы). Хотя назвать все эти годы чисто военными будет сложно. Короткие периоды активных действий сторон перемежались перемириями и затишьями, рыцари противоборствующих сторон проводили турниры, а гарнизоны откровенно скучали, ожидая осад, как сейчас многие ждут какого-нибудь футбольного матча (хоть какое-то развлечение будет). Иногда перевес был на стороне англичан (тем даже удалось добиться значительных успехов при Генрихе V), но итоговая победа осталась за французами, чему немало поспособствовала Жанна д'Арк — крестьянская девушка из Лотарингии, которая даже по-французски разговаривала с акцентом. Но это не помешало ей взрастить из представителей различных регионов французов, разбить англичан в момент их расцвета и освободить Францию, став национальной героиней. Участь ее была, правда, незавидной. Смерть на костре стала наградой за все подвиги. Что ж, многие герои нужны стране после смерти — они и не мешают в мирной жизни, и дают возможность создавать из себя идолов, которым можно заставить поклоняться и с их помощью укреплять власть.

Все это вы увидите в игре. Историчность ее (как и во всех играх от Paradox Entertainment) на высоте, и при игре за разные страны вам будут часто выпадать исторические события, рассказывающие о том или ином эпизоде реальной истории. Другое дело, ход событий не слишком отлажен. Играя за Англию, я, бывало, получал сообщения о победах во Франции своей доблестной армии несмотря на то, что там не было ни одного английского солдата. Здесь стоило бы поработать, конечно, но не это главное. Ведь в целом игра становится неплохим пособием по истории, не только называя даты событий, но и подробно о них рассказывая. Похвально, но есть ли еще что-либо достойное упоминания?
Всего в игре пять кампаний. Три из них посвящены Столетней войне, две — Войне Алой и Белой Розы. Второе событие намного менее интересно: там было всего две стороны, и играть скучновато. Так что ему много времени уделять не будем, сконцентрируемся на первом. Что же касается разницы между кампаниями по одному и тому же событию, то она заключается во времени начала действия. Конечная точка будет одна и та же.
Победить можно двумя путями. Первый — дождаться окончания отведенного на кампанию времени, заняв первое место по очкам. Очки начисляются за успешные действия в войне, дипломатии и строительстве (возведение зданий, победы над врагом, заключение союзов), а вычитаются за неудачи (поражения, потери провинций, разрывы династических браков). Надо сказать, что компьютерные игроки даже на невысокой сложности ухитряются обходить нас по очкам (особенно если пытаться жить мирно). Второй способ — военный. Просто берем и завоевываем весь мир. И все... Кажется сложным, но при должной подготовке осуществляется уже к середине кампании.

Что у нас есть для успешного ведения внутренней политики и войны? Два вида ресурсов: зерно и серебро — они нужны для строительства зданий и найма войск. Карта, показывающая вашу страну и соседей, но по информативности отстающая даже от первой "Европы", так что на нее особо надеяться не стоит (разве что для более легкой ориентации в политической ситуации региона). Страна, поделенная на провинции. В каждой провинции можно строить здания.
Зданий несколько видов, каждый из которых оказывает влияние на определенные сферы деятельности. Перечислять их все, пожалуй, будет глупо, посему кратко упомяну лишь некоторые. Замок отвечает за наем рыцарей и всадников, верфь позволяет строить корабли, а церковь — влияет на строительство других зданий. Да, строения зачастую повязаны друг с другом, и, не построив одного, вы не получите доступа к другому. Все строения бывают десяти уровней (каждый уровень дороже предыдущего), но качественные скачки в итогах их деятельности происходят на уровнях, кратных пяти.

В провинциях проживает население, которое, как и в Crown North, делится на четыре категории. Это Крестьяне, Дворяне, Духовенство и Горожане. Для каждой группы населения в масштабах страны показывается поддержка ею вашей политики. Чем больше поддержка, тем больше выгод вам как правителю. К примеру, высокая лояльность Духовенства понизит стоимость строений, а Крестьян — увеличит урожай зерна. Однако изменять настроения населения можно теперь лишь двумя способами. Первый — события, случайные и исторические. От вас они никак не зависят (сказано же: "случайные и исторические"). Второй — принятие решений в зданиях. Например, решение "даровать новые земли Церкви" повысит на 2 вашу популярность у Духовенства, но понизит на единицу отношения с другими социальными группами. Результат слегка невыгоден, и применять такие меры стоит лишь в крайних случаях. Ведь от отношения населения зависит не только экономика, но и шанс на восстание в провинциях. А восставшую провинцию придется подавлять, уничтожив восставших и взяв крепость, что не только отвлечет войска с фронта, но и потратит ваше драгоценное время. А ведь угодить всем, как показала практика, достаточно реально — нужно лишь время — события случайные (и исторические) пойдут сами собой. Маневрируйте, лавируйте — и все у вас получится.
Но не только экономикой единой жив геймер. Тем более, что при разумном управлении вы не будете испытывать проблем с ресурсами. А значит, пришла пора повоевать. Для войны имеется восемь видов сухопутных войск и три — кораблей. Сухопутные войска следующие: Ополчение, Пикинеры, Ландскнехты, Лучники, Арбалетчики, Пушки, Всадники и Рыцари. Каждый вид войска имеет свои плюсы и минусы, и о некоторых из них стоит упомянуть.

Ополчение не годится практически никуда — его можно лишь использовать при осадах. Пикинеры — неплохая пехота для обороны (особенно в труднодоступных регионах). Ландскнехты, Рыцари и Всадники идеальны в атаке. Только учтите, что гнать кавалерию на засевших в горах пикинеров — полное безумие. Пушки нужны для осад, ну, а Арбалетчики неплохо показывают себя против бронированных Рыцарей и Ландскнехтов. Что же касается Лучников, то они просто великолепны и имеют только один глобальный недостаток: суть в том, что доступны лучники лишь англичанам, всем остальным остается лишь завистливо облизываться на столь "крутых" бойцов дальнего боя. Не зря игра расскажет вам историю о том, что в 1337 году английский король запретил заниматься всеми другими видами спорта, кроме стрельбы из лука, а ремесленникам, производящим сие оружие, сделал значительные послабления. Ой, не к добру все это было для врагов Англии, не к добру...
Никакой отдельной карты для боев нет, и вы всего лишь следите на карте стратегической, как убывают войска ваши и противника. Единственный приказ, который можно отдать, — приказ об отступлении, все остальное недоступно. Так что бой идет "до победного" или отхода одной из сторон. Морские сражения схожи с сухопутными, отличаясь только меньшим разнообразием юнитов. Самые слабые корабли — Галеры, затем идут Нефы, а после них — Каравеллы. Последние — настоящие монстры, но и их можно победить числом — было бы желание и хватило бы ресурсов.
Напоследок упомяну дипломатию. По сравнению с великой дипломатией "Европы II" она просто поражает (причем в худшую сторону). Да, можно заключать династические браки, подкупать противников, создавать союзы, но все это смотрится убого. Судите сами. У меня отношения с Бургундией (к примеру) -200, и я веду с ней войну. Ставим игру на паузу и начинаем слать ей деньги. Сорок раз послали — и отношения на максимально хорошем уровне (+200). Заключаем мир (если не согласится с первой попытки, жмем "до посинения", пока не будет удача). Затем приглашаем ее в союз (повторять "до готовности"). И все: за какой-то день от войны перешли к "миру, дружбе, жвачке". Мало того, что это не исторично, так еще и неинтересно. От Paradox Entertainment я ждал большего.

Нейтральные страны на карте практически роли не играют, разве что в качестве объектов агрессии. Добиться даже от своих союзников участия в вашей войне нереально (разве что она им самим нужна). В итоге все сводится к банальной "мясорубке": кто кого пересилит в открытом противостоянии. А сделать это можно любым из государств, даже самой мелкой страной. Используйте следующий набор приемов: помиритесь с крупными странами, присоедините все нейтральные государства, затем разберитесь с мелюзгой (начальной армии с небольшими подкреплениями должно хватить), поднимите экономику, отстройте мощную армию (а лучше — две или три) и ввязывайтесь в большую войну. Результат потрясет даже вас — он будет глубоко положительным, если все сделано правильно.
Графика осталась на уровне предыдущей игры серии (могла бы быть во много раз лучше при желании). Музыка — да, есть неплохие мелодии, но они надоедают очень быстро. Плюс раздражает момент, что некоторые мелодии при подгрузке (у меня была лицензионная версия) обращаются к диску. Итог — притормаживание игры, которое скоро начинает навевать раздражение. Так что здесь высот достигнуто не было, а задержка на позициях прошлого воспринимается как досадная оплошность, которой следовало бы избежать.

Оценка: 5. Crown of the North была неплохой игрой и принесла в серию под общим именем Europa Universalis струю новизны. Попытка Paradox Entertainment сделать "те же плюшки, только в профиль" откровенно провалилась. Со времен Crown of the North нас ждало лишь изменение места действия да косметические поправки в движке. Даже отлично сделанные и описанные исторические события не могут спасти проект. Лучше бы они делали Europa Universalis III и не разменивались по мелочам.

Morgul Angmarsky


компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 2004 год в рубрике разное :: виртуальные радости

©1997-2024 Компьютерная газета