Against Rome


Against Rome


Жанр: стратегия реального времени. Издатель: JoWood Productions. Разработчик: Independent Arts Software. Локализатор: "Руссобит-М". Количество дисков: 2. Системные требования: P-III 900 MHz, 256 Mb RAM, 8 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1,5 Gb Hard Disc Space, Windows 2000 or XP

Противники великой Римской империи. Что мы о них знаем? Согласно учебникам истории разных стран, это были варвары, которые разрушили великую цивилизацию. Нам привили взгляд, что главным для них было пойти пограбить или разрушить что-нибудь. А то, что в жизни они руководствовались несколько другими ценностями, что они не только разрушали, но и создавали государства, что они были (в определенном смысле) не менее цивилизованными, нежели те же римляне, об этом предпочитают умалчивать. Да, Рим был величайшим государством своего времени, он построил дороги, которые существуют до сих пор, заложил основы современной цивилизации и стал той страной, где возникли многие современные блага. Но, помимо этого, Рим отметился преследованиями христиан, распятием тысяч (если не миллионов) рабов за неповиновение, страшной алчностью откупщиков, разорявших провинции, и уничтожением целых цивилизаций (хотя бы того же Карфагена). Они были достойны друг друга (или, правильнее было бы сказать, враг врага) — Рим и варвары, но последние оказались сильнее. И именно поэтому мы сейчас видим на карте мира Францию, а не провинцию Галлия, Венгрию, а не Паннонию и т.д., и т.п.

Однако, несмотря на все вышесказанное, именно Рим привлекает интерес историков, а также разработчиков игр. И это понятно: кому охота писать про варварские королевства, занимавшие площадь в какие-нибудь несколько процентов от площади Римской империи в момент ее расцвета. А вот исследовать империю престижно и интересно. Но не всегда люди придерживаются единого мнения. Взгляды разнятся (что прекрасно), результатом чего становятся неординарные работы или игры. Получив в свои руки диск с игрой Against Rome, я поймал себя на мысли: наконец-то нам дадут поиграть не за римлян в игре по тому времени (конечно, такое уже бывало, но практически никогда разработчики не исключали римлян из игрового процесса). Сразу оговорюсь: сам я всегда был на стороне империи, а не варваров, но не это первостепенно.
И все бы замечательно, но уже первые моменты принесли глубокое разочарование. Установка игры длилась не очень долго, но она отказалась запускаться. Попытка установить не русскую, а английскую версию также провалилась (диск был пиратский — к сожалению, пока не видел официальной локализации, хотя она уже есть). Проклиная все на свете, я уж собирался употребить диск по назначению (расколотить его обо что-нибудь твердое), но не пришлось. Краткий взгляд на поверхность показал интересную надпись. Нет, это был не код для его запуска, а рассказ о том, что игру можно будет запустить только на Windows XP или 2000.

Игра представляет собой смесь традиционной РТС с тактикой. Мы имеем 6 видов ресурсов: еда, дерево, камень, оружие, золото и лошади. Данные ресурсы используются для строительства зданий и найма войск. В случайной карте поначалу у вас вообще не будет ничего, кроме группы поселенцев с некоторым запасом ресурсов. Поселенцев отправьте на строительство главного здания (куда же без него, родимого), и тут нас ждет первый (пока еще приятный) сюрприз. Здания в игре строятся если и не моментально, то очень-очень быстро. При посылке двух-трех крестьян здание будет закончено в момент, и их сразу же можно будет отправить на другие работы. Но учтите, что каждое здание требует работающих там граждан, а значит, их потребуется много.
Откуда берутся эти самые граждане? В отличие от большинства RTS, они не появляются из главного здания. Граждан выращивают в домах. Вы можете создать количество граждан, равное максимальному количеству людского ресурса. А он, в свою очередь, зависит от количества и качества домов (дома бывают нескольких уровней, каждый из которых увеличивает число доступных людей в городе). И еще один интересный факт. Граждане в игре двух полов, но это не значит, что нам придется заниматься размножением человека на практике — здесь не "Викинги" какие-нибудь. Все граждане могут выполнять любые работы по хозяйству, но боевые юниты, которые из них можно сотворить, зависят от пола. Женщины чаще всего бывают стрелками и магами (хотя есть бойцы-контактники и среди них). А мужчины сражаются в ближнем бою (но умеют и все остальное — зависит, опять же, от расы).

Добывающая составляющая в игре ограничена до минимума. Нам не придется, скажем, для добычи леса искать его по карте. Поставили лесопилку в пределах города, загнали в нее работяг, и все: лес будет добываться автоматически. В некоторых добывающих зданиях нужен какой-либо ресурс, чтобы производить выработку базового ресурса (в оружейной, к примеру, требуется дерево и камень). Однако есть нюанс, который многим не понравится. Дело в том, что строить здания можно только в строго ограниченном радиусе от вашего главного здания. Неправильно его расположили — и в итоге столь важное место будет занято горами или другими элементами рельефа. Начали строить, не жалея места — все здания просто не поместятся, и миссия может либо затянуться, либо вообще быть проиграна. Так что думайте, когда начинаете строить свой город, думайте и планируйте, когда строите здания в нем. На мой взгляд, такой подход не самый идеальный и иногда просто-напросто раздражает.
Война ведется солдатами, а они в игре не совсем обычны для стратегий реального времени (хотя похожий подход уже был). Берем гражданского жителя, даем ему несколько единиц оружия, иногда также золото и лошадей — и получаем воина (крутость которого почти всегда можно определить по числу затрачиваемых ресурсов). Солдат можно поделить на четыре рода войск. Первый — пехотинцы-контактники. Эти хороши в ближнем бою и являются основой любой армии, так как без них у вас просто не будет чем прикрыться от атак врага. Второй — стрелки. Эти ребята нужны всегда и везде. Ставим впереди пехоту, за ними — стреляющие юниты и начинаем методично уничтожать врага сразу двумя путями — пехотой и стрелками. И еще хорошо, что стрелки не попадают по своим (а то была бы просто беда). Далее — кавалерия. Все, кроме гуннов, редко могут похвалиться хорошими кавалеристами. Посему чаще всего кавалерия используется для фланговых атак или обхода и удара в тыл по беззащитным лучникам. И напоследок — осадные орудия, которые лучше всего использовать на поле боя, а не при взятии городов — именно там от них будет наибольшая польза (римляне так и вовсе своими баллистами изничтожают врагов толпами).

В военных действиях и открытии карты вас ждет еще один неприятный момент. Суть в том, что отряды по карте передвигаются потрясающе медленно. Я бы даже сказал, что таких тормозов в жизни не видел. Даже кавалерия ходит медленнее, чем пехота в большинстве других игр, что уж говорить о тех, кто исходил своими сапогами полмира. Понимаю: этот момент остался от желания повторить стратегии типа Settlers, но это был ошибочный выбор. Отправьте отряд в другой конец карты тогда, когда у вас не будет других занятий (например, в некоторых миссиях кампании), и, если он не встретит врагов, то за время похода можно не только попить кофе, но еще и новости по телевизору посмотреть. Это не просто напрягает, это заставляет забрасывать игру с изрядной периодичностью. Ну нету у меня желания ждать, пока армия будет куда-то идти, нету. Может, это от излишней нетерпеливости, но такой стратегия реального времени быть не должна. А попытки найти настройку скорости игры ни к чему не привели. В той версии, которая попалась мне, ее просто не было.

Наконец ваши бойцы доковыляли до врага. Перед боем можно построить их, как вам угодно (для этого есть несколько формаций) или же бросить на противника неорганизованной толпой. Формаций достаточно, и каждая хороша по-своему, но и случай с отказом от их использования может пригодиться. Впрочем, это вы поймете сами, если проведете несколько битв. Еще полезно знать, что сражаются войска в бою отрядами. Отряды бывают численностью от одного до двадцати человек. Отрядами большей величины легче управлять, зато маленькие вносят тактическое разнообразие. Итог — научитесь разумно их сочетать, и результат обязательно придет (лучше всего, по-моему, отряды в 10-12 человек).
Учтите и то, что, ввязавшись в бой, отряд может выйти из него только двумя путями. Первый — победить или проиграть (проигрыш — это полное уничтожение вашего подразделения). Второй — позорно покинуть поле боя, бежав. Второй путь чреват неприятностями. Ведь у юнитов есть такая характеристика, как мораль. Чем ниже у отряда мораль, тем хуже он будет сражаться. Бегство с поля боя уменьшает мораль до нуля, и ваш отряд еще не скоро станет сражаться с прежней интенсивностью. Восстановить мораль можно длительным отдыхом или с помощью лидера.
Да, в игре есть лидеры (вожди). В их непосредственном окружении мораль у юнитов повышается, еще они могут ее повышать, используя очки славы, которая прибывает за убитых врагов. Да и сами вожди — бойцы неплохие, а при их потере вы получите нового вождя в городе (а вот в кампании — увы — проиграете).
Используя правильную расстановку войск, можно быстро научиться командовать так, чтобы враги бежали в страхе (только вот римляне обычно бежать отказываются — это доступно лишь нам — храбрым варварам). Еще одним вспомогательным моментом станет магия. Магов нет только у римлян, но они есть у остальных народов. И помощь от них отнюдь не маленькая. Другое дело, что для открытия каждого из четырех заклинаний вам придется построить по храму, а четыре храма займут не самый маленький объем (можно пользоваться и одним, но эффективность от магии тогда будет минимальной). Магов лучше держать несколько — тогда заклинания будут кидаться чаще. И еще. Набор заклинаний у магов разных рас различен, и их ценность не всегда одинакова, но это уже тонкости.

Нельзя не сказать и об исследованиях. Исследовать в игре можно многое. Улучшайте характеристики лидеру, приобретайте расовые особенности (очень полезные, надо сказать, штуковины), разрабатывайте новые боевые формации, исследуйте новые рода войск и новые здания (или же апгрейды для существующих). Только одно расстроит некоторых поклонников стратегий реального времени. Исследования требуют для своего прохождения не что иное, как славу полководца. С другой стороны, расходовать ее все равно некуда — на восстановление морали и исследования. А славы больше 100% не будет (все, что свыше этого, исчезает). Так что исследуйте, но старайтесь заботиться о верном расходе славы (и помните, что она добывается лишь победами в бою, и никак иначе). А старый метод полноценной отстройки лагеря и последних юнитов без атаки в Against Rome не работает, без славы нет апгрейдов, а без них — нет и мощнейших юнитов.
Последним важным моментом станет рассказ о расах игры. Тевтоны — любители пехотной тактики, кавалерия у них не играет большой роли, а вот пехотинцы вполне приличны. С гуннами ситуация обратная — отличнейшая кавалерия. По-моему, это самая лучшая варварская раса в игре, способная задавить всех и вся. Кельты берут магией, которая у них мощна до неприличия. Хотя и юниты тоже неплохи (преимущественно пехотинцы). И последние — римляне. Ими вам удастся командовать только в исторических битвах (которых всего пять, в каждой можно сражаться за одну из двух сторон). Римляне — владельцы самой мощной армии в игре. Им просто нет равных, и победить их можно только одним способом — закидав толпами варварских тел. Так их в игре и бьют...

Режимов игры несколько. Кампания, одиночные игры, исторические битвы и мультиплейер. Наиболее выделяются именно исторические битвы (которые не всегда столь уж историчны). Задан набор войск, используя которые вы должны победить противника. Приятно, конечно, но число исторических битв маловато (это единственное, что вам вряд ли надоест).
Общее впечатление от игры скорее негативное, нежели позитивное. Идея неплоха и подбор тематики впечатляет, но вот реализация, мягко говоря, подкачала. Бой сделан плохо, передвижения сторон — вообще отвратительно. В экономике есть приятные моменты (вроде быстрого строительства или отсутствия необходимости поиска источников ресурсов), но экономика состоит не только из них (к сожалению). По сути, получаем некую смесь из Three Kingdoms, Praetorians и Settlers. Качество коктейля, как известно, зависит от умения бармена, а бармена в лице Independent Arts Software мы имеем не лучшего.

Оценка: 5. Средненькая стратегия без претензий на место не то что лидера жанра, но даже и просто приятной игры. Тем, кто не пропускает ни одной стратегии и готов перенести долгие игры, может понравиться. Но голову на отсечение за такой исход отдавать не стану.

Morgul Angmarsky
Диск предоставлен интернет-магазином "МедиаКрафт", www.mediacraft.shop.by




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: стратегия реального в

©1997-2024 Компьютерная газета