Выбираем цифровую видеокамеру. Часть 1

Выбираем цифровую видеокамеру. Часть 1

Пора отпусков в самом разгаре. Любители путешествий листают всевозможные журналы и газеты в поисках мест отдыха или (уже определившаяся часть) готовятся к предстоящей поездке. Но перед теми и другими возникает непростой вопрос об увековечении своих похождений. Конечно, никто и не представляет себе отдых без фотоаппарата, но перед вашими друзьями и родственниками предстанет значительно более полная его картина после просмотра материала, отснятого на видеокамеру. Выбору этой дорогостоящей игрушки и посвящена данная статья.

Все аргументы за "цифру"
Прогресс не стоит на месте, и на смену распространенным еще пару лет назад аналоговым видеокамерам приходят цифровые. Сегодня уже можно смело утверждать, что аналоговая аппаратура уходит с исторической арены, т.к. вполне доступными стали ни в чем не уступающие аналоговым цифровые камеры. В самом деле, между ними нет такой уж существенной разницы — она куда меньше, чем между цифровыми и пленочными фотокамерами. Тем не менее, если толщина кошелька позволяет, лучше рассматривать вопрос о покупке именно цифрового аппарата. Видео в нем по-прежнему записывается на магнитную ленту (правда, в цифровой, а не в аналоговой форме), но в данном случае преимущество в том, что его копирование не приводит к потерям в качестве. Кроме того, "бытовые аналоговые видеокамеры записывают изображение на относительно большие по размеру и емкости кассеты типа VHS или Hi-8 с разрешением около 250 линий на дюйм. Профессиональные видеокамеры высокого качества, удовлетворяющие стандарту NTSC или PAL Betacam, осуществляют запись с разрешением 330 линий на дюйм (о стандартах/форматах видеокамер читайте ниже — прим. автора). В отличие от аналоговых видеокамеры стандарта DV (Digital Video, т.е. цифровые, как вы уже догадались — прим. автора) записывают изображения в виде пикселов на кассету с цифровой лентой, имеющую размер спичечного коробка, при разрешении, эквивалентном 500 линиям на дюйм. Такое разрешение наряду с существенно лучшим отношением "сигнал/шум", гораздо более высоким качеством звука и меньшим числом артефактов означает, что менее дорогие бытовые DV-видеокамеры могут обеспечить более высокое качество изображения и звука, чем лучшие профессиональные аналоговые устройства" (цитата взята с web-страницы http:// pcmag.ru/archive/9802/029823. asp). Второе наиболее значимое отличие — легкость обработки видео с помощью компьютера. Не стоит даже говорить о том, насколько интереснее смотреть фильм, подвергшийся хоть малейшему монтажу. Конечно, владельцы аналоговых камер также имеют возможность сбрасывать свои фильмы на компьютер, но для этого им необходима специальная аппаратура, сравнимая по стоимости с простенькой цифровой камерой. Так что выбор за вами, но лично я рекомендую "цифру", о которой и пойдет речь далее.

Коротко о форматах
На сегодняшний день существует довольно большое количество форматов записи видео на ленту. Они различаются между собой качеством изображения, типом и шириной пленки, а, следовательно, размерами кассет и самих видеокамер. Форматы бывают цифровые (Digital 8, mini-DV, microMV, DVD и MPEG-4) и аналоговые (VHS, SVHS [Super VHS], VHS-c [VHS compact], SVHS-c [Super VHS compact], Hi8, Hi8 XR, Video 8, Video 8 XR и др.). Учитывая предназначение данной статьи, рассмотрим только цифровые форматы:

Digital 8
Этот формат был разработан компанией Sony с целью обеспечения плавного перехода видеолюбителей к цифровым технологиям и в настоящее время предлагается только фирмами Sony, Canon, Samsung и Hitachi. Видеокамеры этого формата осуществляют качественную запись видео и звука на цифровую ленту, способны воспроизводить и оцифровывать аналоговое видео с кассет Hi8 и Video 8. К преимуществам данного формата можно отнести также сравнительно невысокую стоимость самих видеокамер и кассет к ним (однако разница в цене между видеокамерами Digital 8 и mini-DV невелика и при прочих равных условиях составляет порядка $50; стоимость же кассет к ним почти сравнялась). Кассеты большего размера, нежели у mini-DV, обуславливают большие габариты самого аппарата и увеличение его массы (1 кг и более), что, безусловно, нельзя отнести к его достоинствам. Видеокамеры этого формата подойдут владельцам обширного архива записей, сделанных аналоговой камерой. Если же вы только решили вступить в ряды видеолюбителей, т.е. необходимости в просмотре и оцифровке аналоговых пленок нет, то оптимальным выбором для вас будет формат mini-DV.

Mini-DV
Это наиболее популярный на сегодняшний день цифровой формат записи видео. Сравнительно небольшая стоимость, оптимальный вес и габариты, возможность получения видео и звука отличного качества выдвигают данные видеокамеры на первое место в конкурентной борьбе. По этой причине абсолютно все производители выпускают камеры данного формата. Широкое распространение mini-DV-камер избавит вас от поисков кассет — как у нас, так и за рубежом (в Западной Европе они, правда, дороже раза в два-три, так что по возможности запасайтесь ими в наших магазинах). Если сравнивать mini-DV и Digital 8, то первые имеют меньшие габариты и, как правило, более качественную оптику. Так что, если у вас нет каких-либо веских аргументов против, остановитесь на выборе mini-DV-камер. Если же отдыху на пляже или посещению музеев вы предпочитаете подъемы по крутым склонам гор или прыжки с парашютом, то, возможно, для вас будет полезным прочитать описание следующего формата, иначе можете смело переходить к пункту 4 в данном перечне.

MicroMV
Этот формат был разработан фирмой Sony и основывается на стандарте сжатия MPEG-2, применяющемся в DVD-технологиях. Единственное преимущество microMV-камер перед mini-DV — размер их кассет и, как следствие, размер самих видеокамер. Однако их малые габариты и порождают довольно значительный ряд недостатков. Камеры настолько малы, что с ними очень неудобно работать: при съемке рука сильно дрожит, а кнопки расположены очень близко, что затрудняет любые манипуляции. По качеству видео и звука microMV значительно уступает mini-DV, поэтому такие камеры не пользуются популярностью среди любителей видео, из-за чего у вас могут возникнуть трудности с поиском носителей к ним. Кроме того, нестандартный формат записи "понимает" только специально разработанная для этого программа от Sony, а монтаж на компьютере можно осуществлять только после конвертирования отснятого материала. И еще один фактор, о котором, возможно, надо было сказать в самом начале, — цена на microMV-камеры и кассеты, которая на порядок выше, чем у камер предыдущего формата.

DVD (Digital Video Disk)
Камеры DVD (этот цифровой формат разработан Hitachi) пишут прямо на болванки DVD-R (однократная запись) или DVD-RAM (многократная запись), которые можно просматривать на бытовых DVD-плейерах. В качестве видео, удобстве монтажа и габаритах они уступают mini-DV. По этим вполне понятным причинам (хотя, возможно, и субъективным) я бы не советовал вам приобретать такую видеокамеру, даже при наличии DVD-плейера.

MPEG-4
Цифровой формат от Samsung. MPEG-4-видеокамеры отличаются от вышеперечисленных прежде всего тем, что видео записывается не на пленку и даже не на DVD-болванки, а на жесткий диск емкостью 1,5 Гб. В зависимости от степени сжатия на него помещается до 400 минут записи. Тем не менее, вопрос о хранении видео остается неразрешенным, т.к. жесткий диск встроенный, и отснятый материал приходится сбрасывать на компьютер, а потом записывать либо на DVD, либо на магнитную ленту.

Какую фирму выбрать?
Надеюсь, краткий обзор форматов цифровых видеокамер хоть сколько-нибудь помог вам разобраться во всем этом многообразии и облегчил ваши душевные муки, которые, безусловно, появляются у каждого, кто решается приобрести такую отнюдь не дешевую вещь. Теперь попробуем определиться и с фирмой-производителем. Однозначного ответа дать просто невозможно, однако, если вы еще не приступили к рассмотрению моделей видеокамер, начните с Sony, Panasonic или Canon. Эти фирмы являются наиболее распространенными на российском и, соответственно, белорусском рынках.

Оптика
При выборе видеокамеры прежде всего обращайте внимание на две самые важные ее части: объектив и ПЗС. Именно они оказывают наибольшее влияние на качество видео. Оценить, хорош или нет объектив, нелегко, поэтому первым делом смотрите на его фирму-производителя. В большинстве случаев оптика качественнее у тех компаний, которые специализируются на ее производстве, т.е., если на камере стоит "чужой" объектив, это добавляет ей дополнительные баллы. Больше других в производстве высококачественных объективов преуспели Leica Dicomar и Carl Zeiss. Оптика же собственной разработки хороша только у Canon и JVC.

Изучая характеристики видеокамеры, не следует уделять особого внимания такому параметру, как увеличение. Сегодня даже в самой дешевой видеокамере есть оптическое (optical zoom — обычно в диапазоне 10х-25x) и цифровое (digital zoom — от 100х до 800x) увеличение. Digital zoom — абсолютно бесполезная вещь, которая используется только в рекламных целях. Большинство видеолюбителей, поиграв слегка с приближением, отключают цифровое увеличение полностью. Все дело в том, что оно осуществляется за счет цифровой интерполяции, т.е. увеличения самих пикселей, в результате чего страдает качество изображения. Необходимость в отключении цифрового зума объясняется тем, что во время съемки после достижения максимального значения оптического увеличения камера автоматически переходит на цифровое, зачастую незаметно для оператора. Улучшить же качество испорченных кадров не способен ни один видеоредактор. Другое дело — оптическая трансфокация, которая происходит за счет механического смещения линз объектива. При этом качество изображения нисколько не страдает. Однако не следует гнаться за большими кратностями при выборе камеры, т.к., во-первых, 10х-12x приближения, поверьте мне, для любителя вполне достаточно, а во-вторых, даже при таком увеличении неизбежное дрожание рук вызывает существенное дерганье и смазыванье картинки. Качественную съемку при таких значениях трансфокации можно осуществлять только используя штатив, однако я еще не встречал людей, которые, отправляясь в отпуск, вдобавок к и так тяжелому багажу брали бы с собой штатив для видеокамеры. Кроме того, не следует думать, что чем больше величина оптического приближения, тем качественнее объектив и выше классом видеокамера. Напротив, среди профессиональных аппаратов редко встретишь большие значения трансфокации, а 20-25 кратный зум — характеристика чаще всего дешевой камеры.

Однако как быть, если при съемке крупным планом небольшого объекта вдалеке нет возможности опереть руку на какой-либо предмет (о штативе я и не упоминаю: большинство видеолюбителей его даже не приобретают)? Разработчики современных видеокамер заранее предусмотрели такую ситуацию и позаботились о том, чтобы ваши драгоценные кадры не были испорчены. Каждая видеокамера сегодня оснащается системой стабилизации изображения. Она может быть, как и зум, оптической или электронной. Принцип действия электронного стабилизатора основан на том, что картинка проецируется не на всю матрицу. 10-20% эффективных пикселей ПЗС просто урезаются, изображение "растягивается", что приводит к некоторому его смазыванию. При небольших смещениях камеры ее электроника считывает информацию с этих 10-20% матрицы, в результате чего мы не замечаем тремора рук оператора. Недостатки данного способа — ухудшение качества видео и так называемое "залипание", после которого наблюдаются резкие рывки. Оптический стабилизатор имеет ряд преимуществ перед электронным, однако им ввиду его высокой стоимости оснащают, к сожалению, лишь наиболее "продвинутые" камеры. Компенсация дрожания рук осуществляется подвижными элементами оптической системы, поэтому и качество не страдает, и "залипания" не наблюдается. Если стоимость видеокамеры с оптическим стабилизатором не сильно бьет по карману, отдайте предпочтение именно такому аппарату. Кроме приятной работы и отличных снимков, вы получите надежную гарантию того, что ваша камера оснащена высококлассным объективом.

И последняя важная часть, связанная с оптикой, — видоискатель. Видоискатели бывают трех типов: оптический, миниатюрный электронный дисплей и оптический, выполненный по зеркальной схеме. Видоискатель предназначен для выбора кадра и всевозможных настроек — таких, как фокусировка и выставление баланса белого. Для оптического видоискателя характерно явление, называемое параллаксом, т.е. изображение, видимое в видоискателе, не совпадает с изображением, проецируемым на матрицу. Особенно велико смещение картинки при съемке с близкого расстояния. Остальные два типа видоискателей этого недостатка лишены, т.к. вы видите свет, проходящий через объектив. Сегодня почти все любительские видеокамеры оснащаются электронными видоискателями. Они могут быть цветными и черно-белыми. Последними не стоит пренебрегать, т.к. они чаще всего превосходят цветные в четкости картинки и точности при ручной фокусировке. А просмотреть отснятый материал в цвете позволяет жидкокристаллический экран, который стал неотъемлемым атрибутом современных цифровых камер. Да и в процессе съемки, если вам необходимо различать объекты по цветовому признаку, вы всегда можете им воспользоваться. Кроме того, ЖК-экран удобен тем, что с его помощью можно снимать, высоко подняв или, наоборот, опустив камеру. Он, однако, имеет также некоторые недостатки:

1) вы вряд ли сможете использовать его при ярком свете — или, по крайней мере, вам придется закрывать его ладонью от солнца;
2) для его использования характерно значительное потребление энергии, что заметно снижает время работы батареи.
Вот и все на сегодня. Рассмотрение остальных характеристик мы продолжим в следующей части материала. До скорого!

Геннадий Войцехович,
napster@tut.by




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2004 год в рубрике hard :: digital

©1997-2024 Компьютерная газета