Особенности национальной торговли
Особенности национальной торговли
В наше время, когда компьютеризация достигла массовых масштабов, и персональные компьютеры перестали быть диковинкой даже в глухих индийских деревушках, перед производителями компьютеров встала в полный рост неразрешимая в принципе задача, а именно обеспечение массового потребителя доступным ему по стоимости оборудованием.
Раньше, когда компьютеры стоили немалых денег, производитель мог себе позволить роскошь устанавливать в них только качественные комплектующие. Пользователи компьютеров со стажем еще, наверно, помнят времена, когда кнопки клавиатур делались не из полиэтиленовой пленки, а из бесконтактных микропереключателей, а компьютерные корпуса — из плотного металла, а не из кровельного железа, как это принято сейчас. Вспоминая с ностальгией о том периоде времени, я не могу не признать, вместе с тем, и тот факт, что подобное "удешевление" конструкции сыграло свою положительную роль, и компьютер из диковинного инструмента высоколобых ученых стал привычным для обывателя бытовым прибором. Но, как известно, любая веревочка имеет два кончика, и сравнительная дешевизна современных компьютеров принесла с собой и отрицательные моменты.
Современному покупателю стало очень трудно выбрать себе из потока дешевой массовой штамповки приличную вещь. Его собственное желание приобрести товар "подешевле" стало его врагом и привело к тому, что магазины в наше время практически перестали предлагать качественную продукцию. Их владельцев понять нетрудно: раз мы с вами как покупатели качественные изделия просто не покупаем, отдавая свой выбор тому, что пусть и похуже, но подешевле, то они их и не заказывают при оптовых закупках. Производителю, в свою очередь, становится невыгодно выпускать такую продукцию, и в итоге мы имеем то, что имеем, а именно — засилье в магазинах уже изначально при производстве максимально удешевленных комплектующих и приборов.
Вместе с тем, дополняя портрет современного покупателя, подчеркну еще и то, что он, не желая выкладывать денежку за прилично сделанный товар, вместе с тем не желает покупать и откровенную дешевку. Все мы хотим, чтобы покупаемая нами "железка" не только обошлась нам практически забесплатно, но при этом обладала функциональными возможностями, присущими более дорогим изделиями. Только в этом случае наш (да и не только наш) человек согласен совершить покупку и возвращается домой, хитро прищурившись, как дедушка Ленин, гордый тем, как ловко он обвел вокруг пальца хитрых продавцов-"буржуинов".
Продавцы же тоже прячут улыбку в усах, так как, хотите верьте — хотите нет, вся эта комичная ситуация была изначально просчитана и учтена еще на этапе производства товара, и ни изготовитель, ни продавец отнюдь от нее не страдают. Крайним тут остается только сам покупатель, в очередной раз забывший известную поговорку о том, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Это он потом пишет во всевозможных интернет-форумах возмущенные послания о том, что его видеокарта Noname, купленная за 30 долларов, "глючит и отваливается".
О некоторых приемах, позволяющих продавцам продать нам товар подешевле, и о способах купить подешевле что-то приличное я и попробую вам рассказать.
MADE IN… Germany? Russia? England?.. China!!!
Нежелание народа покупать Noname-продукцию привело к появлению довольно-таки любопытной торговой схемы. Редкий из современных китайских заводов в наше время торгует "от своего лица". Намного чаще встречается ситуация, при которой такой завод только производит технику как бы "на заказ", а продажей ее занимается какой-либо посредник, расположенный в Европе. Сам по себе этот посредник ничего не производит — у него и производственных мощностей-то обычно никаких нет.
Где-нибудь в Англии снимается офис, в котором ставится компьютер, телефон и сажается девочка, обладающая приятным голосом. Затем регистрируется новое английское предприятие, скажем, по производству чайников. После этого вы как новый производитель смело можете заказывать себе партию чайников в Китае, клеить на них наклейку с названием вашей фирмы и строчкой "made in England". Вот вам и готов новый европейский "брэнд".
Это странное слово "рефабришинг"
Для большинства моих читателей термин рефабришинг, пожалуй, потребует пояснения. Обозначается им товар, по какой-то причине непригодный к продаже через обычную торговую сеть. Некондиция, говоря русским языком. Предположим, существует некая небольшая китайская фирма, производящая фотоаппараты. Печатают они себе на конвейере модели и запускают в продажу широкому кругу потребителей по всему миру с помощью фирм — торговых посредников, о которых я вам рассказывал выше.
Техника это сложная, технологии обкатываться не успевают, и, разумеется, определенная часть продукции возвращается обратно на завод в виде некондиции, а другая часть еще во время окончательного тестирования изделий сразу выпадает в брак. Встает вопрос: а что с этой неисправной техникой делать?
Напрашивающийся для русского человека вариант "починить и снова продать" отпадает. Такую роскошь могут себе позволить только очень крупные фирмы — слишком уж это дорого. Для этого необходимо создавать специальные цеха, нанимать и обучать персонал, отрабатывать отдельный техпроцесс. Гиганты вроде IBM вполне могут себе это позволить — вы наверняка видели в продаже "восстановленные" винчестеры и ноутбуки этой фирмы. Стоит такая "отремонтированная" техника, как правило, на треть дешевле обычной и активно раскупается как у нас, так и за рубежом, так как по качеству мало чем отличается от "новых" изделий. В менее же крупных фирмах и у фирм-перепродавцов такая некондиционная продукция обычно просто оседает на складах.
Так вот, представим себе такую ситуацию. Живете вы себе в Европе и покупаете фотоаппарат, выпускаемый под торговой маркой такого "производителя". Куда вы обратитесь по поводу выполнения гарантийных обязательств? К неизвестному китайцу, реально выпустившему ваш аппарат? Вряд ли: никаких упоминаний о нем на аппарате нет, так откуда вы узнаете, кто его сделал на самом деле? А вот координаты фирмы торгового посредника на нем обязательно имеются, и именно туда и стекается вся подобная бракованная техника.
Да-да! Вы угадали, стекается она к той самой девочке с компьютером и телефоном прямо на рабочий стол. Ну и что она с этой неисправной техникой делать будет? Ремонтировать? Смешно — она вообще не разбирается в фотоаппаратах. Отсылать их китайцам обратно на завод накладно — те хоть и починят, но пересылка контейнеров с товаром взад-вперед съест всю возможную выручку от их последующей продажи. Да и кому будут нужны сейчас популярные модели прошлогоднего сезона, да еще и отремонтированные? Их просто не продать: даже будучи отремонтированными эти фотоаппараты уже никому не нужны, так как устарели. В продаже имеются современные модели, которые, кроме прочих достоинств, еще и стоят дешевле, чем эти.
Остается одно: разбить их молотком и закопать в землю. Так и это нельзя — защитники природы за такие дела из работников этой фирмы отбивные котлеты сделают. Вот и пылятся наши некондиционные фотоаппараты под столом у девочки до тех пор, пока в ее офис не заглянут улыбчивые ребята с российскими паспортами. За символическое вознаграждение они предлагают избавить нашу гипотетическую фирму от накопившегося хлама, за свой счет вывезя его на территорию России. Не смейтесь: именно так все и происходит — один мой приятель делает на этом неплохие деньги, правда, он все больше изначально некондиционную одежду возит. Вот недавно заносил по символической цене родные американские джинсы, у которых на шве заднего кармана прорезана небольшая дырка. Пошивочный станок перестарался, накрутил лишних петель и вырвал кусок шва. Ну и кто такие джинсы в Америке купит? А у нас за одну десятую реальной стоимости? Да Бог с ним, с этим карманом — за такие-то деньги...
Попадая в Россию, подобный товар начинает жить второй жизнью. Наши Дяди Васи запросто собирают из двух фотоаппаратов, или там ноутбуков, один, те, что остались, пытаются починить своими силами, и в конце концов добрые две трети этой партии товара попадают в нашу розничную продажу, а оставшееся оседает в качестве набора комплектующих для ремонта следующих партий от улыбчивых "челноков". Так как продавцу этот товар достался практически даром, продавать он его может по любой устраивающей его цене, а хорошая цена, как известно, легко перевешивает для нашего покупателя мелкие недочеты в функционировании покупаемого изделия.
Какая "засада" вас может подстерегать при покупке такой техники? Первая и основная проблема связана с тем, что любой экземпляр товара, продаваемого под этой вывеской, либо когда-то был неисправным, либо неисправен в тот момент, когда вы его покупаете, либо являлся частью неисправного устройства, либо все вышеперечисленное одновременно. Давайте рассмотрим эти варианты по очереди.
Первый вариант: Покупаемый вами девайс когда-то был неисправен. Тут на первый взгляд все ясно. Дяди Васи взяли его и починили. Вопрос только в том, каким образом они это сделали. На днях мне один знакомый принес неисправный "одноразовый" блок питания от сканера. Покрутив намертво запрессованную в пластик коробку в руках и не обнаружив каких-либо винтов, я, недолго думая, взял дремель и срезал с него крышку. После этой операции корпус устройства внешне стал напоминать открытую консервную банку.
Внутри оказался импульсный блок питания с гордо возвышающимся на входе обычным плавким предохранителем. Прозвонка его тестером показала, что предохранитель "выбит". Посмотрев на крышке параметры блока, я впаял подходящий исправный предохранитель, убедился, что все работает, и "закрыл" вскрытую крышку блока, просто запаяв ее по шву паяльником. Таким образом, мой ремонт никак не изменил изначальных потребительских свойств изделия, помимо его внешнего вида. Из-за отчетливо видимого шва продать блок как "новый" стало невозможно, но само устройство работает ничем не хуже, чем раньше.
Рассмотрим другой пример. Однажды я случайно "спалил" блок питания своего старого 486 ноутбука. Полазив по плате преобразователя, я выяснил, что вышел из строя мощный транзистор. Достать его в розничной продаже я не смог, а "на заказ" его привозили по цене, превышающей рыночную стоимость самого ноутбука. Недолго думая, я впаял в схему транзистор другой марки из тех, что более ли менее подошли по параметрам. В результате при активной работе жесткого диска экран ноутбука незначительно изменяет свою яркость. Подмигивает, так сказать. Меня это раздражает не сильно, тот, кому мой старый ноутбук был в конце концов подарен, тоже не возмущается, ибо дареному коню в зубы не смотрят. А вот если бы я сам выбирал себе ноутбук при покупке, то машину с таким дефектом я бы не взял.
Таким образом, проведенный ремонт может как не изменять потребительских свойств устройства, так и являться причиной устойчивых "глюков" или привести к снижению надежности самого устройства. Выяснить это вы, скорее всего, с помощью визуального осмотра и тестирования никак не сможете. Поэтому я лично остерегаюсь покупать восстановленные изделия, не имеющие видимых причин попадания в эту категорию товара. Боязно как-то.
Второй вариант: Товар неисправен в тот момент, когда вы его покупаете. Как вы, наверно, понимаете, я имею в виду не полностью неработоспособное устройство, а устройство, в котором не работает одна из функций. Например, вы покупаете ноутбук, и вам при покупке говорят, что к нему нельзя подключить внешнюю клавиатуру. Мол, не работает — и все тут. Это мой самый любимый вид рефабришинга. Во-первых, вы можете сразу начать бить себя пяткой в грудь, сбивая цену. Мол, вы всю жизнь мечтали подключать клавиатуру к ноутбуку, а тут такая засада, да за такой ноутбук и 100 долларов жалко отдать — и так дальше по указанному вектору в меру ваших актерских способностей. Мне зачастую удается таким образом серьезно сбить цену на товар. Впрочем, товар с видимым дефектом и так изначально стоит обычно значительно дешевле уже "починенного".
На самом деле, если указанная "отвалившаяся" функциональность для вас несущественна, вы вполне можете купить это устройство и жить с ним долго и счастливо, как я со своим цифровым фотоаппаратом, у которого не работает вход внешнего питания 6 вольт. Работает этот вход или нет, на самом деле для меня не суть важно: снимки-то фотоаппарат делает нормально, а емкие аккумуляторы сводят потребность в питании от розетки к нулю.
Помимо всего прочего, такой неисправный товар имеет еще одно неочевидное достоинство. Наличие неисправности говорит о том, что вы имеете дело напрямую с "челноками", привезшими товар, в обход Дядь Вась, осуществляющих ремонт. Запросто может оказаться так, что для того, чтобы починить клавиатуру, достаточно будет просто поменять предохранитель. Впрочем, кину ложку дегтя в бочку меда: может случиться и так, что неисправность оказалась просто не по зубам ремонтникам. Например, мне однажды предлагали за гроши купить "материнскую плату" ноутбука IBM с незамысловатым на первый взгляд дефектом. В БИОС машины просто был установлен пароль. Не имей я раньше дела с это моделью, я, может быть, и купился бы "на дешевизну". Фокус заключался в том, что в этих машинках защита БИОС аппаратная, и "запустить" такой ноутбук практически невозможно. По крайней мере, в сервисе IBM в случае, если вы забыли пароль, сразу предлагают заменить материнскую плату. Одну из этих замененных плат мне, по всей видимости, и предлагали купить.
Третий вариант: Товар когда-то входил как часть в неисправное устройство. Вариант рефабришинга, который в чистом виде встретить довольно трудно. Обычно подобные комплектующие просто продаются под маркой "б/у". Предположим, у продавца имеется ноутбук с битой матрицей (экраном). Продать его целиком довольно трудно, а новую матрицу ему никак не найти. Вот продавец и разбирает ноутбук на части, продавая их по отдельности. Никаких особых комментариев эта ситуация не заслуживает. Как правило, эти устройства ничем не хуже и ничем не лучше обычного "б/у".
В качестве примера расскажу о моем собственном ноутбуке IBM. Брал я его как раз по разряду "б/у", хотя, строго говоря, это также вариант рефабришинга. На его верхней крышке имеется металлическая табличка, гласящая о том, что он является корпоративной собственностью некоей французской фирмы. По всей видимости, эта некая французская фирма обновила себе парк компьютеров, а вся партия устаревшего "железа" была скуплена на корню улыбчивыми "челноками" и привезена в Россию. Так вот, при покупке мне выдали в придачу к ноутбуку блок питания фирмы Dell, а сам разъем питания ноутбука был перепаян под распространенный у нас на рынке "китайский" разъем. По всей видимости, блок питания Dell остался у них от какого-то другого разобранного на запчасти ноутбука и является как раз обсуждаемым третьим случаем рефабришинга. К слову, китайский разъем развалился после недели эксплуатации.
На самом деле вышеприведенными примерами рефабришинг не ограничивается. Если вы живете на Западе, то вам доступны еще несколько его видов, представляющие для жителя территории exUSSR чисто академический интерес. Например, у них считается рефабришингом товар, распакованный для демонстрации предыдущему покупателю или имеющий незначительные потертости или царапины. Как бы ни утверждали наши продавцы, что это, мол, и есть основная причина попадания их товара в категорию рефабришинга, верится в это с трудом. Такой товар у нас легко могут продать и как новый и глазом при этом не моргнуть.
У нас в России мы, как правило, имеем дело с тем, что на Западе называется Off-lease Recondition, а именно честно отслужившим свой срок изделием после чистки и доводки на месте. Покупать их или нет — это ваше личное дело. Я лично рефабришинга не боюсь. Но вместе с тем меня не пугает и перспектива залезть при необходимости паяльником внутрь купленного изделия. А вас?
В наше время, когда компьютеризация достигла массовых масштабов, и персональные компьютеры перестали быть диковинкой даже в глухих индийских деревушках, перед производителями компьютеров встала в полный рост неразрешимая в принципе задача, а именно обеспечение массового потребителя доступным ему по стоимости оборудованием.
Раньше, когда компьютеры стоили немалых денег, производитель мог себе позволить роскошь устанавливать в них только качественные комплектующие. Пользователи компьютеров со стажем еще, наверно, помнят времена, когда кнопки клавиатур делались не из полиэтиленовой пленки, а из бесконтактных микропереключателей, а компьютерные корпуса — из плотного металла, а не из кровельного железа, как это принято сейчас. Вспоминая с ностальгией о том периоде времени, я не могу не признать, вместе с тем, и тот факт, что подобное "удешевление" конструкции сыграло свою положительную роль, и компьютер из диковинного инструмента высоколобых ученых стал привычным для обывателя бытовым прибором. Но, как известно, любая веревочка имеет два кончика, и сравнительная дешевизна современных компьютеров принесла с собой и отрицательные моменты.
Современному покупателю стало очень трудно выбрать себе из потока дешевой массовой штамповки приличную вещь. Его собственное желание приобрести товар "подешевле" стало его врагом и привело к тому, что магазины в наше время практически перестали предлагать качественную продукцию. Их владельцев понять нетрудно: раз мы с вами как покупатели качественные изделия просто не покупаем, отдавая свой выбор тому, что пусть и похуже, но подешевле, то они их и не заказывают при оптовых закупках. Производителю, в свою очередь, становится невыгодно выпускать такую продукцию, и в итоге мы имеем то, что имеем, а именно — засилье в магазинах уже изначально при производстве максимально удешевленных комплектующих и приборов.
Вместе с тем, дополняя портрет современного покупателя, подчеркну еще и то, что он, не желая выкладывать денежку за прилично сделанный товар, вместе с тем не желает покупать и откровенную дешевку. Все мы хотим, чтобы покупаемая нами "железка" не только обошлась нам практически забесплатно, но при этом обладала функциональными возможностями, присущими более дорогим изделиями. Только в этом случае наш (да и не только наш) человек согласен совершить покупку и возвращается домой, хитро прищурившись, как дедушка Ленин, гордый тем, как ловко он обвел вокруг пальца хитрых продавцов-"буржуинов".
Продавцы же тоже прячут улыбку в усах, так как, хотите верьте — хотите нет, вся эта комичная ситуация была изначально просчитана и учтена еще на этапе производства товара, и ни изготовитель, ни продавец отнюдь от нее не страдают. Крайним тут остается только сам покупатель, в очередной раз забывший известную поговорку о том, что бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Это он потом пишет во всевозможных интернет-форумах возмущенные послания о том, что его видеокарта Noname, купленная за 30 долларов, "глючит и отваливается".
О некоторых приемах, позволяющих продавцам продать нам товар подешевле, и о способах купить подешевле что-то приличное я и попробую вам рассказать.
MADE IN… Germany? Russia? England?.. China!!!
Нежелание народа покупать Noname-продукцию привело к появлению довольно-таки любопытной торговой схемы. Редкий из современных китайских заводов в наше время торгует "от своего лица". Намного чаще встречается ситуация, при которой такой завод только производит технику как бы "на заказ", а продажей ее занимается какой-либо посредник, расположенный в Европе. Сам по себе этот посредник ничего не производит — у него и производственных мощностей-то обычно никаких нет.
Где-нибудь в Англии снимается офис, в котором ставится компьютер, телефон и сажается девочка, обладающая приятным голосом. Затем регистрируется новое английское предприятие, скажем, по производству чайников. После этого вы как новый производитель смело можете заказывать себе партию чайников в Китае, клеить на них наклейку с названием вашей фирмы и строчкой "made in England". Вот вам и готов новый европейский "брэнд".
Это странное слово "рефабришинг"
Для большинства моих читателей термин рефабришинг, пожалуй, потребует пояснения. Обозначается им товар, по какой-то причине непригодный к продаже через обычную торговую сеть. Некондиция, говоря русским языком. Предположим, существует некая небольшая китайская фирма, производящая фотоаппараты. Печатают они себе на конвейере модели и запускают в продажу широкому кругу потребителей по всему миру с помощью фирм — торговых посредников, о которых я вам рассказывал выше.
Техника это сложная, технологии обкатываться не успевают, и, разумеется, определенная часть продукции возвращается обратно на завод в виде некондиции, а другая часть еще во время окончательного тестирования изделий сразу выпадает в брак. Встает вопрос: а что с этой неисправной техникой делать?
Напрашивающийся для русского человека вариант "починить и снова продать" отпадает. Такую роскошь могут себе позволить только очень крупные фирмы — слишком уж это дорого. Для этого необходимо создавать специальные цеха, нанимать и обучать персонал, отрабатывать отдельный техпроцесс. Гиганты вроде IBM вполне могут себе это позволить — вы наверняка видели в продаже "восстановленные" винчестеры и ноутбуки этой фирмы. Стоит такая "отремонтированная" техника, как правило, на треть дешевле обычной и активно раскупается как у нас, так и за рубежом, так как по качеству мало чем отличается от "новых" изделий. В менее же крупных фирмах и у фирм-перепродавцов такая некондиционная продукция обычно просто оседает на складах.
Так вот, представим себе такую ситуацию. Живете вы себе в Европе и покупаете фотоаппарат, выпускаемый под торговой маркой такого "производителя". Куда вы обратитесь по поводу выполнения гарантийных обязательств? К неизвестному китайцу, реально выпустившему ваш аппарат? Вряд ли: никаких упоминаний о нем на аппарате нет, так откуда вы узнаете, кто его сделал на самом деле? А вот координаты фирмы торгового посредника на нем обязательно имеются, и именно туда и стекается вся подобная бракованная техника.
Да-да! Вы угадали, стекается она к той самой девочке с компьютером и телефоном прямо на рабочий стол. Ну и что она с этой неисправной техникой делать будет? Ремонтировать? Смешно — она вообще не разбирается в фотоаппаратах. Отсылать их китайцам обратно на завод накладно — те хоть и починят, но пересылка контейнеров с товаром взад-вперед съест всю возможную выручку от их последующей продажи. Да и кому будут нужны сейчас популярные модели прошлогоднего сезона, да еще и отремонтированные? Их просто не продать: даже будучи отремонтированными эти фотоаппараты уже никому не нужны, так как устарели. В продаже имеются современные модели, которые, кроме прочих достоинств, еще и стоят дешевле, чем эти.
Остается одно: разбить их молотком и закопать в землю. Так и это нельзя — защитники природы за такие дела из работников этой фирмы отбивные котлеты сделают. Вот и пылятся наши некондиционные фотоаппараты под столом у девочки до тех пор, пока в ее офис не заглянут улыбчивые ребята с российскими паспортами. За символическое вознаграждение они предлагают избавить нашу гипотетическую фирму от накопившегося хлама, за свой счет вывезя его на территорию России. Не смейтесь: именно так все и происходит — один мой приятель делает на этом неплохие деньги, правда, он все больше изначально некондиционную одежду возит. Вот недавно заносил по символической цене родные американские джинсы, у которых на шве заднего кармана прорезана небольшая дырка. Пошивочный станок перестарался, накрутил лишних петель и вырвал кусок шва. Ну и кто такие джинсы в Америке купит? А у нас за одну десятую реальной стоимости? Да Бог с ним, с этим карманом — за такие-то деньги...
Попадая в Россию, подобный товар начинает жить второй жизнью. Наши Дяди Васи запросто собирают из двух фотоаппаратов, или там ноутбуков, один, те, что остались, пытаются починить своими силами, и в конце концов добрые две трети этой партии товара попадают в нашу розничную продажу, а оставшееся оседает в качестве набора комплектующих для ремонта следующих партий от улыбчивых "челноков". Так как продавцу этот товар достался практически даром, продавать он его может по любой устраивающей его цене, а хорошая цена, как известно, легко перевешивает для нашего покупателя мелкие недочеты в функционировании покупаемого изделия.
Какая "засада" вас может подстерегать при покупке такой техники? Первая и основная проблема связана с тем, что любой экземпляр товара, продаваемого под этой вывеской, либо когда-то был неисправным, либо неисправен в тот момент, когда вы его покупаете, либо являлся частью неисправного устройства, либо все вышеперечисленное одновременно. Давайте рассмотрим эти варианты по очереди.
Первый вариант: Покупаемый вами девайс когда-то был неисправен. Тут на первый взгляд все ясно. Дяди Васи взяли его и починили. Вопрос только в том, каким образом они это сделали. На днях мне один знакомый принес неисправный "одноразовый" блок питания от сканера. Покрутив намертво запрессованную в пластик коробку в руках и не обнаружив каких-либо винтов, я, недолго думая, взял дремель и срезал с него крышку. После этой операции корпус устройства внешне стал напоминать открытую консервную банку.
Внутри оказался импульсный блок питания с гордо возвышающимся на входе обычным плавким предохранителем. Прозвонка его тестером показала, что предохранитель "выбит". Посмотрев на крышке параметры блока, я впаял подходящий исправный предохранитель, убедился, что все работает, и "закрыл" вскрытую крышку блока, просто запаяв ее по шву паяльником. Таким образом, мой ремонт никак не изменил изначальных потребительских свойств изделия, помимо его внешнего вида. Из-за отчетливо видимого шва продать блок как "новый" стало невозможно, но само устройство работает ничем не хуже, чем раньше.
Рассмотрим другой пример. Однажды я случайно "спалил" блок питания своего старого 486 ноутбука. Полазив по плате преобразователя, я выяснил, что вышел из строя мощный транзистор. Достать его в розничной продаже я не смог, а "на заказ" его привозили по цене, превышающей рыночную стоимость самого ноутбука. Недолго думая, я впаял в схему транзистор другой марки из тех, что более ли менее подошли по параметрам. В результате при активной работе жесткого диска экран ноутбука незначительно изменяет свою яркость. Подмигивает, так сказать. Меня это раздражает не сильно, тот, кому мой старый ноутбук был в конце концов подарен, тоже не возмущается, ибо дареному коню в зубы не смотрят. А вот если бы я сам выбирал себе ноутбук при покупке, то машину с таким дефектом я бы не взял.
Таким образом, проведенный ремонт может как не изменять потребительских свойств устройства, так и являться причиной устойчивых "глюков" или привести к снижению надежности самого устройства. Выяснить это вы, скорее всего, с помощью визуального осмотра и тестирования никак не сможете. Поэтому я лично остерегаюсь покупать восстановленные изделия, не имеющие видимых причин попадания в эту категорию товара. Боязно как-то.
Второй вариант: Товар неисправен в тот момент, когда вы его покупаете. Как вы, наверно, понимаете, я имею в виду не полностью неработоспособное устройство, а устройство, в котором не работает одна из функций. Например, вы покупаете ноутбук, и вам при покупке говорят, что к нему нельзя подключить внешнюю клавиатуру. Мол, не работает — и все тут. Это мой самый любимый вид рефабришинга. Во-первых, вы можете сразу начать бить себя пяткой в грудь, сбивая цену. Мол, вы всю жизнь мечтали подключать клавиатуру к ноутбуку, а тут такая засада, да за такой ноутбук и 100 долларов жалко отдать — и так дальше по указанному вектору в меру ваших актерских способностей. Мне зачастую удается таким образом серьезно сбить цену на товар. Впрочем, товар с видимым дефектом и так изначально стоит обычно значительно дешевле уже "починенного".
На самом деле, если указанная "отвалившаяся" функциональность для вас несущественна, вы вполне можете купить это устройство и жить с ним долго и счастливо, как я со своим цифровым фотоаппаратом, у которого не работает вход внешнего питания 6 вольт. Работает этот вход или нет, на самом деле для меня не суть важно: снимки-то фотоаппарат делает нормально, а емкие аккумуляторы сводят потребность в питании от розетки к нулю.
Помимо всего прочего, такой неисправный товар имеет еще одно неочевидное достоинство. Наличие неисправности говорит о том, что вы имеете дело напрямую с "челноками", привезшими товар, в обход Дядь Вась, осуществляющих ремонт. Запросто может оказаться так, что для того, чтобы починить клавиатуру, достаточно будет просто поменять предохранитель. Впрочем, кину ложку дегтя в бочку меда: может случиться и так, что неисправность оказалась просто не по зубам ремонтникам. Например, мне однажды предлагали за гроши купить "материнскую плату" ноутбука IBM с незамысловатым на первый взгляд дефектом. В БИОС машины просто был установлен пароль. Не имей я раньше дела с это моделью, я, может быть, и купился бы "на дешевизну". Фокус заключался в том, что в этих машинках защита БИОС аппаратная, и "запустить" такой ноутбук практически невозможно. По крайней мере, в сервисе IBM в случае, если вы забыли пароль, сразу предлагают заменить материнскую плату. Одну из этих замененных плат мне, по всей видимости, и предлагали купить.
Третий вариант: Товар когда-то входил как часть в неисправное устройство. Вариант рефабришинга, который в чистом виде встретить довольно трудно. Обычно подобные комплектующие просто продаются под маркой "б/у". Предположим, у продавца имеется ноутбук с битой матрицей (экраном). Продать его целиком довольно трудно, а новую матрицу ему никак не найти. Вот продавец и разбирает ноутбук на части, продавая их по отдельности. Никаких особых комментариев эта ситуация не заслуживает. Как правило, эти устройства ничем не хуже и ничем не лучше обычного "б/у".
В качестве примера расскажу о моем собственном ноутбуке IBM. Брал я его как раз по разряду "б/у", хотя, строго говоря, это также вариант рефабришинга. На его верхней крышке имеется металлическая табличка, гласящая о том, что он является корпоративной собственностью некоей французской фирмы. По всей видимости, эта некая французская фирма обновила себе парк компьютеров, а вся партия устаревшего "железа" была скуплена на корню улыбчивыми "челноками" и привезена в Россию. Так вот, при покупке мне выдали в придачу к ноутбуку блок питания фирмы Dell, а сам разъем питания ноутбука был перепаян под распространенный у нас на рынке "китайский" разъем. По всей видимости, блок питания Dell остался у них от какого-то другого разобранного на запчасти ноутбука и является как раз обсуждаемым третьим случаем рефабришинга. К слову, китайский разъем развалился после недели эксплуатации.
На самом деле вышеприведенными примерами рефабришинг не ограничивается. Если вы живете на Западе, то вам доступны еще несколько его видов, представляющие для жителя территории exUSSR чисто академический интерес. Например, у них считается рефабришингом товар, распакованный для демонстрации предыдущему покупателю или имеющий незначительные потертости или царапины. Как бы ни утверждали наши продавцы, что это, мол, и есть основная причина попадания их товара в категорию рефабришинга, верится в это с трудом. Такой товар у нас легко могут продать и как новый и глазом при этом не моргнуть.
У нас в России мы, как правило, имеем дело с тем, что на Западе называется Off-lease Recondition, а именно честно отслужившим свой срок изделием после чистки и доводки на месте. Покупать их или нет — это ваше личное дело. Я лично рефабришинга не боюсь. Но вместе с тем меня не пугает и перспектива залезть при необходимости паяльником внутрь купленного изделия. А вас?
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2004 год в рубрике hard :: pc