Обзор видеокарты MicroStar FX 5900XT. Все ли GeForce FX 5900XT одинаковы?
Обзор видеокарты MicroStar FX 5900XT. Все ли GeForce FX 5900XT одинаковы?
NVIDIA GeForce FX 5900XT можно назвать весьма удачным чипом NVIDIA на закате серии GeForce FX. Ныне компания решила отказаться от суффикса FX у своих видеокарт и вернуться к старому обозначению (GeForce 6800 Ultra). Возможно, маркетологи решили, что так будет лучше, возможно — подумали, что у суффикса FX плохая карма=). Но так или иначе, а речь сегодня не о новинках компании NVIDIA, а о карте производства уже достаточно хорошо знакомой нашим читателям марки MicroStar.
Продукция этой компании уже успела зарекомендовать себя и получить очень хорошую репутацию благодаря неизменно высокому качеству изделий, отличной комплектации и наличию оригинальных фич в своем активе. Посмотрим, насколько же интересной окажется плата MicroStar на чипе NVIDIA GeForce FX 5900XT.
Чип NVIDIA GeForce FX 5900XT
Ниже представлена таблица спецификаций не только самого NVIDIA GeForce FX 5900XT, но и его прямых ценовых конкурентов как из стана ATI, так и из линейки самой NVIDIA.
Как мы можем видеть из технических спецификаций NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra и NVIDIA GeForce FX 5900XT, техническое превосходство последнего налицо. В арсенале у NVIDIA GeForce FX 5900XT 8 полноценных конвейеров рендеринга и 256-битная шина памяти. В арсенале же NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra имеются более высокие тактовые частоты, но они затеняются 128-битной шиной памяти и четырьмя конвейерами рендеринга.
Также необходимо отметить, что снижение частот у NVIDIA GeForce FX 5900XT по сравнению с NVIDIA GeForce FX 5900 не очень значительное. Если у последней частоты работы ядра и памяти равны соответственно 400/850 МГц, то XT-версия имеет частоты работы 390/700 МГц. Что же, нам остается только посмотреть, насколько наши пессимистические прогнозы относительно NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra сбудутся на практике.
Плата MicroStar FX5900XT-VTD128
Комплект поставки
В весьма симпатичной коробочке удалось обнаружить следующее:
— непосредственно саму плату в пакетике;
— переходник-разветвитель для VIVO;
— переходник DVI-to-D-SUB;
— S-Video-кабель;
— кабель-удлинитель для дополнительного питания;
— мануал по установке и настройке платы;
— 2 CD с драйверами и утилитами.
К нашему огромному удивлению, комплект поставки платы MicroStar FX5900XT-VTD128 оказался вполне заурядным. Куда-то подевались многочисленные диски с различными играми, которыми MicroStar нас обыкновенно баловала, вместо них только 2 диска с различными утилитами, драйверами и программами. В остальном же комплект поставки на традиционно высоком для MicroStar уровне.
Дизайн и компоновка платы
Хочется сразу отметить, что дизайн печатной платы у MicroStar FX5900XT-VTD128, равно как и у всех плат, базирующихся на чипе NVIDIA GeForce FX5900XT, весьма существенно упрощен относительно NVIDIA GeForce FX 5900/NVIDIA GeForce FX5900 Ultra. Сразу заметно, что плата уже явно не рассчитана на работу с повышенными частотами как ядра, так и памяти, что, скорее всего, и заставило инженеров NVIDIA пойти по пути упрощения PCB для своих NVIDIA GeForce FX 5900XT чипов. Зачем использовать более дорогостоящую и сложную в изготовлении PCB от NVIDIA GeForce FX 5900, если можно выпускать платы на более дешевом решении? Ответ не заставил себя долго ждать: его результат в исполнении MicroStar лежит перед нами.
Карта имеет традиционный для MicroStar красный цвет PCB, несет на борту 128 Мб DDR-памяти с шиной передачи данных в 256 бит (все 8 чипов памяти размещены на лицевой стороне печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 VIVO.
Нужно отметить, что на плате от MicroStar VIVO-чип установлен, чем не могут похвастаться некоторые другие брэнды, производящие платы на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, которые делают только распайку под этот чип, но сам чип не устанавливают. В качестве VIVO-чипа на MicroStar FX5900XTV используется традиционный Philips SAA7114H. Формирование сигнала на дополнительном разъеме для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil1162 от Silicon Image. Помимо этого, на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, которое необходимо картам на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT. Дополнительное питание можно и не подключать, но в этом случае карта будет работать на пониженных частотах, о чем она честно сообщит при первой же загрузке Windows.
Для чипов памяти производства Hynix (HY5DU283222 AF25) предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти (!!!) — 2,5 нс, что соответствует частоте работы 400 МГц (800 МГц), но память функционирует на положенной ей частоте 700 МГц. Карту на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT с установленной 2,5-наносекундной памятью мы встречаем впервые. Это весьма весомый плюс в арсенал карты от MicroStar. Потенциально карта должна отлично показать себя при разгоне. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 390 МГц.
Система охлаждения для чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, работающего на пониженных частотах, хоть и заурядная, но, тем не менее, вполне адекватная и полностью удовлетворяет запросам не самого горячего чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT. Для памяти никакого охлаждения не предусмотрено, что достаточно странно учитывая установленную быструю 2,5 нс память. Охлаждение GPU осуществляется небольшим радиатором, обдуваемым средних размеров вентилятором с наклеечкой MSI. В качестве термоинтерфейса применена обычная термопаста.
Драйверы NVIDIA ForceWare 56.64 WHQL
Мы уже отчасти рассматривали в наших предыдущих материалах особенности драйверов NVIDIA новой серии, однако решили дождаться релиза WHQL-версии для полного анализа всех изменений в драйверах. Официально вкратце нововведения выглядят так:
— Добавлена поддержка GeForce 5700 и GeForce 5700 Ultra.
— Поддержка Microsoft DirectX и OpenGL 1.5.
— Поддержка профилей приложений, позволяющих быстро создавать свои профили качества изображения.
— Многоэкранная технология NVIDIA nView 3.5.
— Программа NVIDIA nView Pop-Up Blocker для Microsoft Internet Explorer .
— Технология Display Gridlines.
— Улучшенная поддержка компонентного выхода HDTV Y Pr Pb для форматов 480i, 480p, 720p и 1080i*.
Из всего этого наибольший интерес для нас, конечно, представляет поддержка профилей приложений (вопрос производительности новых драйверов мы будем рассматривать непосредственно при тестировании платы от MicroStar).
Итак, что же бросается в глаза в первую очередь? Первая закладка драйверов, похоже, изменений не претерпела, да и нужно ли это было? Нам также кажется, что изменять здесь что бы то ни было не имело бы никакого смысла.
Первым делом в новом драйвере мы решили исследовать закладки Performance & Quality. Как оказалось позже — не зря, потому что именно в этом разделе скрывались все самые конструктивные изменения внешнего вида панели настроек драйверов ForceWare 56.64. Здесь нашему вниманию предстала картина дальнейшей унификации настроек качества улучшения изображения. Появились уже отмеченные профили приложений, которые позволяют делать настройки изображения для какого-либо конкретного приложения.
Приличный список игр также уже присутствует, однако ничто не мешает вам добавить туда любое свое DirectX/ OpenGL-приложение.
В глобальных настройках драйверов стала возможной установка опций антиалиасинга или анизотропной фильтрации для всех OpenGL- и DirectX-приложений вместе, равно как и такие настройки, как режим VSync, Image Settings.
Для оверклокеров в новых драйверах предусмотрено Overclocking License Agreement — соглашение между оверклокерами и компанией NVIDIA. Теперь оверклокеры знают про последствия, а NVIDIA не будет крайней в том случае, если ваша карта вздумает сгореть=).
В целом же новый драйвер, на наш взгляд, в плане удобства и функциональности получился весьма и весьма приемлемым. В данном случае NVIDIA сделала если не рывок, то по крайней мере определенный шаг в правильном направлении. Думается, удобство использования новых драйверов будет по достоинству оценено пользователями.
Тестовый стенд:
— Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
— Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
— Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
— Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cashe).
— Видеокарты:
• MICROSTAR FX5700U-TD128 (NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra).
• MICROSTAR FX5900XT-VTD128 (NVIDIA GeForce FX 5900XT).
• PowerColor 9800SE (ATI Radeon 9800SE).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
— Microsoft Windows XP SP1 ENG.
— DirectX 9.0b:
— драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 53.04 WHQL и ForceWare 56.64;
— драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 4.3.
Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
— Future Mark 3DMark2003 v340;
— ToMMTi-Systems ShaderMark v2.0 (синтетический DirectX 9 HLSL бенчмарк пиксельных шейдеров);
— iXBT.com/Digit-Life D3D RightMark (комплексный DirectX 9.0 синтетический тест);
— CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L);
— Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 v2225 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо Antalus Flubu);
— Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L);
— Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка);
— Square-Enix Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в грядущей игре Final Fantasy XI. К сожалению, данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют);
— Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное);
— Massive Development AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore);
— Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, собственные записанные демки-бенчмарки 3Dnews001 и 3Dnews 005);
— Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
— Activision Call of Duty 1.1 (OpenGL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалась одна из собственных записанных демо-записей 3Dnews002 (облет уровня mp_rocket);
— GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (DirectX 8.1/DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
— Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, в качестве демок использовались Paris5_4 Demo, Paris1c Demo и Paris2g Demo);
— Crytek/UbiSoft FarCry (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0, настройки качества на максимально возможном уровне, использовалась собственная записанная демка 3Dnews004).
Тестирование
Тестирование сегодняшних испытуемых мы построили по уже привычному сценарию сравнения сходнопозиционируемых моделей видеокарт на чипах ATI и NVIDIA. Таким образом, представляем список плат и чипов, на которых они базируются:
— MICROSTAR FX5900XT-VTD128 (NVIDIA GeForce FX 5900XT)
— MICROSTAR FX5700U-TD128 (NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra)
— PowerColor 9800SE (ATI Radeon 9800SE)
Посмотрим, какова расстановка сил как в стане самой NVIDIA, так и в сравнении с конкурентом из стана ATI. Однако в последнем случае сравнение весьма неоднозначное и местами даже некорректное. Ведь на сегодняшний момент ситуация с ценообразованием именно такая, что нам приходится сравнивать представленные выше платы на чипах компании NVIDIA с платой ATI Radeon 9800SE.
Качество 2D
Повторимся, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку качеству изображения для серии видеокарт дать нельзя, т.к. данный параметр сильно зависит от конкретного экземпляра, а также от монитора и соединительного кабеля. Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x85 Гц и 1280х1024х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений замечено не было.
Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то и разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.
Видеокарту MICROSTAR FX5900XT-VTD128 удалось разогнать до следующих частот: 475/810 МГц
Итак, разгонный потенциал платы от MicroStar оказался прогнозируемо несравненно более высоким, нежели у конкурентов, что объясняется установленной скоростной памятью с временем доступа в 2,5 нс. Именно поэтому мы и получили рекордные показатели разгона для данной платы. Разгон ядра на уровне, а вот по памяти мы получаем рекордные показатели. Скажем сразу, что в нашей тестовой лаборатории побывали еще 2 видеокарты на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, и ни одна из них не смогла догнать по показателям разгона плату от MicroStar.
Вместе с тем мы не поленимся повторить в две тысячи первый раз, что разгон не является обязательной характеристикой видеокарты: он может варьироваться от образца к образцу, и мы также не несем никакой ответственности за оборудование, вышедшее из строя после разгона.
Результаты тестирования
Синтетические тесты
По традиции начинаем с нашего коренным образом измененного пакета синтетических тестовых программ.
ShaderMark v2.0
Уже достаточно узнаваемые и повторяемые из обзора в обзор результаты данного теста в очередной раз показывают нам слабость продуктов NVIDIA при работе с пиксельными шейдерами версии 2.0. Разница в производительности между патченной и непатченной версиями PowerColor 9800SE очевидна: четыре дополнительных конвейера рендеринга делают свое дело. В этом тесте куда интереснее было посмотреть на результаты новых драйверов ForceWare 56.64. В этом плане мы не можем сделать однозначных выводов: в большинстве случаев новый драйвер гораздо быстрее старого, но некоторые шейдеры, наоборот, обрабатываются быстрее на старом 53.04 драйвере. Да и разброс результатов не очень велик, хотя списать абсолютно всю разницу на погрешность нельзя: как показывает практика, погрешность в этом тесте очень и очень мала, а полученные нами результаты отличаются достаточно значительно.
Что же касается "внутрикланового" противоборства NVIDIA GeForce FX 5900XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, то в данном тесте победа, как и следовало ожидать, на стороне NVIDIA GeForce FX 5900XT. Сказываются 8 конвейеров рендеринга и 256-битная шина памяти.
D3D RightMark
Geometry Processing Speed
Тест дает возможность оценить скорость обработки геометрии акселератором и позволяет выбирать следующие модели освещения (вычисляемые на уровне вершин):
1. Ambient Lighting — простейшее константное освещение.
2. 1 Diffuse Light — один диффузный источник света.
3. 2 Diffuse Lights — два диффузных источника света.
4. 3 Diffuse Lights — три диффузных источника света.
5. 1 Diffuse + Specular Light — один диффузно-спекулярный источник.
6. 2 Diffuse + Specular Lights — два диффузно-спекулярных источника.
7. 3 Diffuse + Specular Lights — три диффузно-спекулярных источника.
Использовался же наиболее сложный режим с тремя диффузно-спекулярными источниками света в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0; а также наиболее простой режим с амбиентным освещением также в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0. В случае Ambient-освещения (простейшее константное освещение) и трансформации мы получаем практический предел пропускной способности карты по обработке треугольников.
Достаточно четко просматривается лидерство чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Это не удивительно, если учесть одинаковое число вершинных процессоров у NVIDIA GeForce FX 5900XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra и большие частоты работы. Но не будем забывать, что данный тест (равно как и каждый из тестов пакета D3D RightMark) выделяет одну из составляющих производительности всего 3D-конвейера, что не дает нам пока поводов делать общие заключения относительно производительности NVIDIA GeForce FX 5900XT.
В случае же простого амбиетного освещения ситуация для NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra резко меняется: в лидерах уже NVIDIA GeForce FX 5900XT, а в абсолютных лидерах, с незначительным, правда, отрывом, идет PowerColor 9800SE, работающий по схеме 8х1.
Pixel Shading
Данный тест пакета D3D RightMark позволяет оценить производительность выполнения различных пиксельных шейдеров второй версии. В тесте максимально упрощена геометрия, чтобы свести к минимуму зависимость его результатов от геометрической производительности чипа и проверить работу сугубо пиксельных конвейеров. Приведены режимы работы как с 16-битной точностью работы с плавающей запятой, так и с 32-битной точностью работы с плавающей запятой (переключения точности работы актуальны только для чипов NVIDIA).
И вот 8 пиксельных конвейеров рендеринга NVIDIA GeForce FX 5900XT показывают себя в работе, и шансов выиграть у NVIDIA GeForce 5700 Ultra не остается. Однако обработка пиксельных шейдеров версии 2.0 у плат на базе чипов NVIDIA GeForce FX идет плохо: лидеры здесь платы ATI — что и было подтверждено в очередной раз. Обратим внимание, что переход от 32-битной точности работы с плавающей запятой к 16-битной точности приносит платам NVIDIA значительные дивиденды: чипы NVIDIA работают в различных режимах с плавающей запятой, а вот абсолютные значения fps у плат ATI одинаковые: все чипы ATI R3XX работают с одинаковой 24-битной точностью работы с плавающей запятой. В новых чипах и версиях DirectX эту досадную несправедливость уберут — все будут работать с 32-битной точностью.
В случае же более простой модели освещения и использования 1.1 версии шейдеров чипы NVIDIA оказываются немного быстрее, однако абсолютных лидеров в лице плат на чипах ATI потеснить они не могут.
Point Sprites
Тест направлен на выявление скорости акселератора при выводе точечных спрайтов.
Перечислим настраиваемые параметры теста:
— Разрешение.
— Оконный или полноэкранный режим.
— Время тестирования (накопления статистики) в секундах.
— Режим программной эмуляции вершинных шейдеров.
— Режим работы:
• Vertex Shaders 1.1 и Fixed Function Blend Stages;
• Vertex Shaders 2.0 и Fixed Function Blend Stages.
— Режим анимации:
• отсутствует;
• проводится.
— Режим освещения:
• отсутствует;
• проводится.
В настройках теста нами использовались 2 диффузных источника освещения и включенная анимация, мы также исследовали зависимость скорости выполнения операций при выводе точечных спрайтов от версии используемого вершинного шейдера.
Спрайты даются чипам NVIDIA не очень хорошо, однако будем справедливы в отношении NVIDIA при сравнении NVIDIA GeForce FX 5900XT с патченной версией PowerColor 9800SE. Все же в последнем случае мы имеем дело практически с полноценным ATI Radeon 9800 Pro, который находится (пока) в разных весовых и ценовых категориях с NVIDIA GeForce FX 5900XT. NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra в данном тесте идет с NVIDIA GeForce FX 5900XT достаточно ровненько, но по мере роста размера точки отрыв от 8-конвейерного собрата увеличивается, и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra начинает проигрывать.
Отличий в производительности между старым (ForceWare 53.04) и новым (ForceWare 56.64) драйверами найти не удалось — они показывают абсолютно идентичные результаты.
Шейдеры версии 2.0 не внесли в раскладку сил ничего нового.
Hidden Surface Removal
Тест позволяет оценить эффективность удаления акселератором невидимых точек и примитивов. Сцена, генерируемая случайно, затем будет выводиться в одном из трех выбранных режимов:
1. Сортировка по удалению, от ближних к дальним (sorted, front to back order).
2. Сортировка по удалению, от дальних к ближним (sorted, back to front order).
3. Хаотически, без сортировки (unsorted).
Также мы снова проводим исследование зависимости эффективности удаления акселератором невидимых точек и примитивов от версии используемого вершинного шейдера (1.1 или 2.0). HSR в целом дается чипу ATI лучше, но только в случае удачной переделки, иначе производительность этой подсистемы 3D-конвейера у него непросительно низкая.
Выводы по игровым тестам
Как и следовало ожидать, чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra не смог на равных конкурировать с NVIDIA GeForce FX 5900XT. Это смогли подтвердить практически все без исключения игровые приложения. Положение продукта ATI, находящегося в той же ценовой категории, весьма шатко. Производительность номинального Radeon 9800SE непозволительно низкая — остается надеяться только на удачную переделку, что само по себе можно считать достаточно опасной лотереей=).
Выводы
По графическим процессорам, представленным в данном обзоре, мы уже делали выводы в наших предыдущих материалах. К тому же, сегодня читатели смогли освежить в памяти расстановку сил по рассмотренным сегодня чипам снова. Что же касается платы MicroStar, то если абстрагироваться от несвойственного этой компании достаточно скудному комплекту поставки и рассмотреть только особенности самой платы, то перед нами без преувеличения лучшая плата на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT. Благодаря установленной 2,5 нс памяти она имеет наилучший разгонный потенциал среди всех протестированных нами плат на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, и здесь мы можем говорить о гарантированном разгоне, а не о случайном везении по разгону одного-единственного экземпляра платы. Подобная щедрость Micro-Star может стать весьма весомым аргументом в пользу покупки NVIDIA GeForce FX 5900XT именно производства MicroStar, потому что разгон ядра у всех FX 5900XT находится на примерно одинаковом уровне, а вот на недостаточный разгон по памяти из-за медленных 2,8 нс модулей памяти жалуются все без исключения. При том, что выбор остается за нашими уважаемыми читателями, мы все-таки не удержимся и повторим, что на наш взгляд рассмотренную сегодня видеокарту производства MicroStar без преувеличения можно считать лучшей платой на этом чипе.
Бурдыко Алексей, Knes@tut.by
Видеокарта MicroStar FX5900XT-VTD128 предоставлена для тестирования официальным дистрибьютором MicroStar в РБ компанией "Гринлайн"
NVIDIA GeForce FX 5900XT можно назвать весьма удачным чипом NVIDIA на закате серии GeForce FX. Ныне компания решила отказаться от суффикса FX у своих видеокарт и вернуться к старому обозначению (GeForce 6800 Ultra). Возможно, маркетологи решили, что так будет лучше, возможно — подумали, что у суффикса FX плохая карма=). Но так или иначе, а речь сегодня не о новинках компании NVIDIA, а о карте производства уже достаточно хорошо знакомой нашим читателям марки MicroStar.
Продукция этой компании уже успела зарекомендовать себя и получить очень хорошую репутацию благодаря неизменно высокому качеству изделий, отличной комплектации и наличию оригинальных фич в своем активе. Посмотрим, насколько же интересной окажется плата MicroStar на чипе NVIDIA GeForce FX 5900XT.
Чип NVIDIA GeForce FX 5900XT
Ниже представлена таблица спецификаций не только самого NVIDIA GeForce FX 5900XT, но и его прямых ценовых конкурентов как из стана ATI, так и из линейки самой NVIDIA.
Как мы можем видеть из технических спецификаций NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra и NVIDIA GeForce FX 5900XT, техническое превосходство последнего налицо. В арсенале у NVIDIA GeForce FX 5900XT 8 полноценных конвейеров рендеринга и 256-битная шина памяти. В арсенале же NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra имеются более высокие тактовые частоты, но они затеняются 128-битной шиной памяти и четырьмя конвейерами рендеринга.
Также необходимо отметить, что снижение частот у NVIDIA GeForce FX 5900XT по сравнению с NVIDIA GeForce FX 5900 не очень значительное. Если у последней частоты работы ядра и памяти равны соответственно 400/850 МГц, то XT-версия имеет частоты работы 390/700 МГц. Что же, нам остается только посмотреть, насколько наши пессимистические прогнозы относительно NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra сбудутся на практике.
Плата MicroStar FX5900XT-VTD128
Комплект поставки
В весьма симпатичной коробочке удалось обнаружить следующее:
— непосредственно саму плату в пакетике;
— переходник-разветвитель для VIVO;
— переходник DVI-to-D-SUB;
— S-Video-кабель;
— кабель-удлинитель для дополнительного питания;
— мануал по установке и настройке платы;
— 2 CD с драйверами и утилитами.
К нашему огромному удивлению, комплект поставки платы MicroStar FX5900XT-VTD128 оказался вполне заурядным. Куда-то подевались многочисленные диски с различными играми, которыми MicroStar нас обыкновенно баловала, вместо них только 2 диска с различными утилитами, драйверами и программами. В остальном же комплект поставки на традиционно высоком для MicroStar уровне.
Дизайн и компоновка платы
Хочется сразу отметить, что дизайн печатной платы у MicroStar FX5900XT-VTD128, равно как и у всех плат, базирующихся на чипе NVIDIA GeForce FX5900XT, весьма существенно упрощен относительно NVIDIA GeForce FX 5900/NVIDIA GeForce FX5900 Ultra. Сразу заметно, что плата уже явно не рассчитана на работу с повышенными частотами как ядра, так и памяти, что, скорее всего, и заставило инженеров NVIDIA пойти по пути упрощения PCB для своих NVIDIA GeForce FX 5900XT чипов. Зачем использовать более дорогостоящую и сложную в изготовлении PCB от NVIDIA GeForce FX 5900, если можно выпускать платы на более дешевом решении? Ответ не заставил себя долго ждать: его результат в исполнении MicroStar лежит перед нами.
Карта имеет традиционный для MicroStar красный цвет PCB, несет на борту 128 Мб DDR-памяти с шиной передачи данных в 256 бит (все 8 чипов памяти размещены на лицевой стороне печатной платы). Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 VIVO.
Нужно отметить, что на плате от MicroStar VIVO-чип установлен, чем не могут похвастаться некоторые другие брэнды, производящие платы на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, которые делают только распайку под этот чип, но сам чип не устанавливают. В качестве VIVO-чипа на MicroStar FX5900XTV используется традиционный Philips SAA7114H. Формирование сигнала на дополнительном разъеме для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil1162 от Silicon Image. Помимо этого, на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, которое необходимо картам на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT. Дополнительное питание можно и не подключать, но в этом случае карта будет работать на пониженных частотах, о чем она честно сообщит при первой же загрузке Windows.
Для чипов памяти производства Hynix (HY5DU283222 AF25) предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти (!!!) — 2,5 нс, что соответствует частоте работы 400 МГц (800 МГц), но память функционирует на положенной ей частоте 700 МГц. Карту на базе NVIDIA GeForce FX 5900XT с установленной 2,5-наносекундной памятью мы встречаем впервые. Это весьма весомый плюс в арсенал карты от MicroStar. Потенциально карта должна отлично показать себя при разгоне. Частота работы GPU составляет положенные по спецификации 390 МГц.
Система охлаждения для чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, работающего на пониженных частотах, хоть и заурядная, но, тем не менее, вполне адекватная и полностью удовлетворяет запросам не самого горячего чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT. Для памяти никакого охлаждения не предусмотрено, что достаточно странно учитывая установленную быструю 2,5 нс память. Охлаждение GPU осуществляется небольшим радиатором, обдуваемым средних размеров вентилятором с наклеечкой MSI. В качестве термоинтерфейса применена обычная термопаста.
Драйверы NVIDIA ForceWare 56.64 WHQL
Мы уже отчасти рассматривали в наших предыдущих материалах особенности драйверов NVIDIA новой серии, однако решили дождаться релиза WHQL-версии для полного анализа всех изменений в драйверах. Официально вкратце нововведения выглядят так:
— Добавлена поддержка GeForce 5700 и GeForce 5700 Ultra.
— Поддержка Microsoft DirectX и OpenGL 1.5.
— Поддержка профилей приложений, позволяющих быстро создавать свои профили качества изображения.
— Многоэкранная технология NVIDIA nView 3.5.
— Программа NVIDIA nView Pop-Up Blocker для Microsoft Internet Explorer .
— Технология Display Gridlines.
— Улучшенная поддержка компонентного выхода HDTV Y Pr Pb для форматов 480i, 480p, 720p и 1080i*.
Из всего этого наибольший интерес для нас, конечно, представляет поддержка профилей приложений (вопрос производительности новых драйверов мы будем рассматривать непосредственно при тестировании платы от MicroStar).
Итак, что же бросается в глаза в первую очередь? Первая закладка драйверов, похоже, изменений не претерпела, да и нужно ли это было? Нам также кажется, что изменять здесь что бы то ни было не имело бы никакого смысла.
Первым делом в новом драйвере мы решили исследовать закладки Performance & Quality. Как оказалось позже — не зря, потому что именно в этом разделе скрывались все самые конструктивные изменения внешнего вида панели настроек драйверов ForceWare 56.64. Здесь нашему вниманию предстала картина дальнейшей унификации настроек качества улучшения изображения. Появились уже отмеченные профили приложений, которые позволяют делать настройки изображения для какого-либо конкретного приложения.
Приличный список игр также уже присутствует, однако ничто не мешает вам добавить туда любое свое DirectX/ OpenGL-приложение.
В глобальных настройках драйверов стала возможной установка опций антиалиасинга или анизотропной фильтрации для всех OpenGL- и DirectX-приложений вместе, равно как и такие настройки, как режим VSync, Image Settings.
Для оверклокеров в новых драйверах предусмотрено Overclocking License Agreement — соглашение между оверклокерами и компанией NVIDIA. Теперь оверклокеры знают про последствия, а NVIDIA не будет крайней в том случае, если ваша карта вздумает сгореть=).
В целом же новый драйвер, на наш взгляд, в плане удобства и функциональности получился весьма и весьма приемлемым. В данном случае NVIDIA сделала если не рывок, то по крайней мере определенный шаг в правильном направлении. Думается, удобство использования новых драйверов будет по достоинству оценено пользователями.
Тестовый стенд:
— Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
— Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
— Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
— Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cashe).
— Видеокарты:
• MICROSTAR FX5700U-TD128 (NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra).
• MICROSTAR FX5900XT-VTD128 (NVIDIA GeForce FX 5900XT).
• PowerColor 9800SE (ATI Radeon 9800SE).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
— Microsoft Windows XP SP1 ENG.
— DirectX 9.0b:
— драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 53.04 WHQL и ForceWare 56.64;
— драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 4.3.
Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
— Future Mark 3DMark2003 v340;
— ToMMTi-Systems ShaderMark v2.0 (синтетический DirectX 9 HLSL бенчмарк пиксельных шейдеров);
— iXBT.com/Digit-Life D3D RightMark (комплексный DirectX 9.0 синтетический тест);
— CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L);
— Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 v2225 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо Antalus Flubu);
— Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L);
— Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка);
— Square-Enix Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в грядущей игре Final Fantasy XI. К сожалению, данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют);
— Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное);
— Massive Development AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore);
— Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, собственные записанные демки-бенчмарки 3Dnews001 и 3Dnews 005);
— Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
— Activision Call of Duty 1.1 (OpenGL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалась одна из собственных записанных демо-записей 3Dnews002 (облет уровня mp_rocket);
— GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (DirectX 8.1/DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры);
— Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, в качестве демок использовались Paris5_4 Demo, Paris1c Demo и Paris2g Demo);
— Crytek/UbiSoft FarCry (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0, настройки качества на максимально возможном уровне, использовалась собственная записанная демка 3Dnews004).
Тестирование
Тестирование сегодняшних испытуемых мы построили по уже привычному сценарию сравнения сходнопозиционируемых моделей видеокарт на чипах ATI и NVIDIA. Таким образом, представляем список плат и чипов, на которых они базируются:
— MICROSTAR FX5900XT-VTD128 (NVIDIA GeForce FX 5900XT)
— MICROSTAR FX5700U-TD128 (NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra)
— PowerColor 9800SE (ATI Radeon 9800SE)
Посмотрим, какова расстановка сил как в стане самой NVIDIA, так и в сравнении с конкурентом из стана ATI. Однако в последнем случае сравнение весьма неоднозначное и местами даже некорректное. Ведь на сегодняшний момент ситуация с ценообразованием именно такая, что нам приходится сравнивать представленные выше платы на чипах компании NVIDIA с платой ATI Radeon 9800SE.
Качество 2D
Повторимся, что на сегодняшний день более или менее объективную оценку качеству изображения для серии видеокарт дать нельзя, т.к. данный параметр сильно зависит от конкретного экземпляра, а также от монитора и соединительного кабеля. Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x85 Гц и 1280х1024х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений замечено не было.
Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то и разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.
Видеокарту MICROSTAR FX5900XT-VTD128 удалось разогнать до следующих частот: 475/810 МГц
Итак, разгонный потенциал платы от MicroStar оказался прогнозируемо несравненно более высоким, нежели у конкурентов, что объясняется установленной скоростной памятью с временем доступа в 2,5 нс. Именно поэтому мы и получили рекордные показатели разгона для данной платы. Разгон ядра на уровне, а вот по памяти мы получаем рекордные показатели. Скажем сразу, что в нашей тестовой лаборатории побывали еще 2 видеокарты на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, и ни одна из них не смогла догнать по показателям разгона плату от MicroStar.
Вместе с тем мы не поленимся повторить в две тысячи первый раз, что разгон не является обязательной характеристикой видеокарты: он может варьироваться от образца к образцу, и мы также не несем никакой ответственности за оборудование, вышедшее из строя после разгона.
Результаты тестирования
Синтетические тесты
По традиции начинаем с нашего коренным образом измененного пакета синтетических тестовых программ.
ShaderMark v2.0
Уже достаточно узнаваемые и повторяемые из обзора в обзор результаты данного теста в очередной раз показывают нам слабость продуктов NVIDIA при работе с пиксельными шейдерами версии 2.0. Разница в производительности между патченной и непатченной версиями PowerColor 9800SE очевидна: четыре дополнительных конвейера рендеринга делают свое дело. В этом тесте куда интереснее было посмотреть на результаты новых драйверов ForceWare 56.64. В этом плане мы не можем сделать однозначных выводов: в большинстве случаев новый драйвер гораздо быстрее старого, но некоторые шейдеры, наоборот, обрабатываются быстрее на старом 53.04 драйвере. Да и разброс результатов не очень велик, хотя списать абсолютно всю разницу на погрешность нельзя: как показывает практика, погрешность в этом тесте очень и очень мала, а полученные нами результаты отличаются достаточно значительно.
Что же касается "внутрикланового" противоборства NVIDIA GeForce FX 5900XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, то в данном тесте победа, как и следовало ожидать, на стороне NVIDIA GeForce FX 5900XT. Сказываются 8 конвейеров рендеринга и 256-битная шина памяти.
D3D RightMark
Geometry Processing Speed
Тест дает возможность оценить скорость обработки геометрии акселератором и позволяет выбирать следующие модели освещения (вычисляемые на уровне вершин):
1. Ambient Lighting — простейшее константное освещение.
2. 1 Diffuse Light — один диффузный источник света.
3. 2 Diffuse Lights — два диффузных источника света.
4. 3 Diffuse Lights — три диффузных источника света.
5. 1 Diffuse + Specular Light — один диффузно-спекулярный источник.
6. 2 Diffuse + Specular Lights — два диффузно-спекулярных источника.
7. 3 Diffuse + Specular Lights — три диффузно-спекулярных источника.
Использовался же наиболее сложный режим с тремя диффузно-спекулярными источниками света в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0; а также наиболее простой режим с амбиентным освещением также в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0. В случае Ambient-освещения (простейшее константное освещение) и трансформации мы получаем практический предел пропускной способности карты по обработке треугольников.
Достаточно четко просматривается лидерство чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Это не удивительно, если учесть одинаковое число вершинных процессоров у NVIDIA GeForce FX 5900XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra и большие частоты работы. Но не будем забывать, что данный тест (равно как и каждый из тестов пакета D3D RightMark) выделяет одну из составляющих производительности всего 3D-конвейера, что не дает нам пока поводов делать общие заключения относительно производительности NVIDIA GeForce FX 5900XT.
В случае же простого амбиетного освещения ситуация для NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra резко меняется: в лидерах уже NVIDIA GeForce FX 5900XT, а в абсолютных лидерах, с незначительным, правда, отрывом, идет PowerColor 9800SE, работающий по схеме 8х1.
Pixel Shading
Данный тест пакета D3D RightMark позволяет оценить производительность выполнения различных пиксельных шейдеров второй версии. В тесте максимально упрощена геометрия, чтобы свести к минимуму зависимость его результатов от геометрической производительности чипа и проверить работу сугубо пиксельных конвейеров. Приведены режимы работы как с 16-битной точностью работы с плавающей запятой, так и с 32-битной точностью работы с плавающей запятой (переключения точности работы актуальны только для чипов NVIDIA).
И вот 8 пиксельных конвейеров рендеринга NVIDIA GeForce FX 5900XT показывают себя в работе, и шансов выиграть у NVIDIA GeForce 5700 Ultra не остается. Однако обработка пиксельных шейдеров версии 2.0 у плат на базе чипов NVIDIA GeForce FX идет плохо: лидеры здесь платы ATI — что и было подтверждено в очередной раз. Обратим внимание, что переход от 32-битной точности работы с плавающей запятой к 16-битной точности приносит платам NVIDIA значительные дивиденды: чипы NVIDIA работают в различных режимах с плавающей запятой, а вот абсолютные значения fps у плат ATI одинаковые: все чипы ATI R3XX работают с одинаковой 24-битной точностью работы с плавающей запятой. В новых чипах и версиях DirectX эту досадную несправедливость уберут — все будут работать с 32-битной точностью.
В случае же более простой модели освещения и использования 1.1 версии шейдеров чипы NVIDIA оказываются немного быстрее, однако абсолютных лидеров в лице плат на чипах ATI потеснить они не могут.
Point Sprites
Тест направлен на выявление скорости акселератора при выводе точечных спрайтов.
Перечислим настраиваемые параметры теста:
— Разрешение.
— Оконный или полноэкранный режим.
— Время тестирования (накопления статистики) в секундах.
— Режим программной эмуляции вершинных шейдеров.
— Режим работы:
• Vertex Shaders 1.1 и Fixed Function Blend Stages;
• Vertex Shaders 2.0 и Fixed Function Blend Stages.
— Режим анимации:
• отсутствует;
• проводится.
— Режим освещения:
• отсутствует;
• проводится.
В настройках теста нами использовались 2 диффузных источника освещения и включенная анимация, мы также исследовали зависимость скорости выполнения операций при выводе точечных спрайтов от версии используемого вершинного шейдера.
Спрайты даются чипам NVIDIA не очень хорошо, однако будем справедливы в отношении NVIDIA при сравнении NVIDIA GeForce FX 5900XT с патченной версией PowerColor 9800SE. Все же в последнем случае мы имеем дело практически с полноценным ATI Radeon 9800 Pro, который находится (пока) в разных весовых и ценовых категориях с NVIDIA GeForce FX 5900XT. NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra в данном тесте идет с NVIDIA GeForce FX 5900XT достаточно ровненько, но по мере роста размера точки отрыв от 8-конвейерного собрата увеличивается, и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra начинает проигрывать.
Отличий в производительности между старым (ForceWare 53.04) и новым (ForceWare 56.64) драйверами найти не удалось — они показывают абсолютно идентичные результаты.
Шейдеры версии 2.0 не внесли в раскладку сил ничего нового.
Hidden Surface Removal
Тест позволяет оценить эффективность удаления акселератором невидимых точек и примитивов. Сцена, генерируемая случайно, затем будет выводиться в одном из трех выбранных режимов:
1. Сортировка по удалению, от ближних к дальним (sorted, front to back order).
2. Сортировка по удалению, от дальних к ближним (sorted, back to front order).
3. Хаотически, без сортировки (unsorted).
Также мы снова проводим исследование зависимости эффективности удаления акселератором невидимых точек и примитивов от версии используемого вершинного шейдера (1.1 или 2.0). HSR в целом дается чипу ATI лучше, но только в случае удачной переделки, иначе производительность этой подсистемы 3D-конвейера у него непросительно низкая.
Выводы по игровым тестам
Как и следовало ожидать, чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra не смог на равных конкурировать с NVIDIA GeForce FX 5900XT. Это смогли подтвердить практически все без исключения игровые приложения. Положение продукта ATI, находящегося в той же ценовой категории, весьма шатко. Производительность номинального Radeon 9800SE непозволительно низкая — остается надеяться только на удачную переделку, что само по себе можно считать достаточно опасной лотереей=).
Выводы
По графическим процессорам, представленным в данном обзоре, мы уже делали выводы в наших предыдущих материалах. К тому же, сегодня читатели смогли освежить в памяти расстановку сил по рассмотренным сегодня чипам снова. Что же касается платы MicroStar, то если абстрагироваться от несвойственного этой компании достаточно скудному комплекту поставки и рассмотреть только особенности самой платы, то перед нами без преувеличения лучшая плата на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT. Благодаря установленной 2,5 нс памяти она имеет наилучший разгонный потенциал среди всех протестированных нами плат на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5900XT, и здесь мы можем говорить о гарантированном разгоне, а не о случайном везении по разгону одного-единственного экземпляра платы. Подобная щедрость Micro-Star может стать весьма весомым аргументом в пользу покупки NVIDIA GeForce FX 5900XT именно производства MicroStar, потому что разгон ядра у всех FX 5900XT находится на примерно одинаковом уровне, а вот на недостаточный разгон по памяти из-за медленных 2,8 нс модулей памяти жалуются все без исключения. При том, что выбор остается за нашими уважаемыми читателями, мы все-таки не удержимся и повторим, что на наш взгляд рассмотренную сегодня видеокарту производства MicroStar без преувеличения можно считать лучшей платой на этом чипе.
Бурдыко Алексей, Knes@tut.by
Видеокарта MicroStar FX5900XT-VTD128 предоставлена для тестирования официальным дистрибьютором MicroStar в РБ компанией "Гринлайн"
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2004 год в рубрике hard :: video