Total Club Manager 2004
Total Club Manager 2004
Жанр: футбольный менеджер (с элементами ролевой игры). Издатель: Electronic Arts. Разработчик: EA Sports. Количество CD: 1. Похожесть: Total Club Manager 2003. Системные требования: Pentium III 800 MHz, 128 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 550 Mb Hard Disc Space.
На мировом рынке футбольных менеджеров продолжается битва гигантов. Схватка не на жизнь, а на смерть идет между двумя мегапроектами — Championship Manager (CM) и Total Club Manger (TCM). Положение первого усложнилось тем, что CM был поделен на две части между издателями и разработчиками, а TCM обзавелся новой версией, сделавшей очередное продвижение вперед. Но об итогах позже, пока поговорим о самой игре.
Первоначально вы можете выбрать один из режимов: игра за определенный клуб, карьера с выбором клуба и случайная карьера. Старые фанаты игры обратят внимание на то, что лиг стало больше. Если ранее радоваться могли лишь представители ведущих футбольных держав, то теперь повод к празднику появился и у многих других. В том числе и у россиян, которым подарили их футбольный чемпионат. Хотите сделать "Торпедо" обладателем Кубка Европейских чемпионов? Такая возможность есть — берите и делайте.
Более того, большинство чемпионатов имеет несколько лиг, и попробовать свои силы в выведении второсортной команды в первый дивизион доступно каждому. Правда, не для всех стран реализовано достаточное количество дивизионов. Если Англия получила все включая конференцию (то есть пять лиг), то у Италии их всего две. А ведь итальянский чемпионат — один из сильнейших в мире. Вот и думай, почему такая дискриминация. И еще. Как заявляют разработчики, все лиги полноценно лицензированы и обладают реальным набором футболистов. Конечно, все дивизионы я пока не проверил, но в Италии, Англии, Германии и Испании вроде все в порядке.
Перед началом игры вы сможете выбрать, стоит ли одновременно с клубом руководить сборной (а также выбрать эту сборную). Рекомендую попробовать — весьма интересно.
Те, кто обратил внимание на шапку статьи, уже наверняка заметили там странное определение жанра игры. Не удивляйтесь: в ней действительно хватает элементов ролевушки — в первую очередь, тех из них, которые связаны с начислением опыта, "прокачкой" героя и выполнением квестов. Уже в самом начале вам будет предложено распределить 20 очков между четырьмя характеристиками: Мотивацией, Тренировкой полевых игроков, Тренировкой вратарей и Умением вести переговоры. Помимо этого, за пять очков вы можете приобрести один иностранный язык (базовый язык также разрешается выбрать, так что для моего тренера-белоруса базовым стал английский, когда я играл в Англии). Не стоит особо много очков распределять на тренировку вратарей. Это может сделать и вратарский тренер команды, а вы лучше займитесь тренировкой игроков и переговорами.
О других элементах РПГ поговорим позже, а пока — об управлении командой. В отличие от большинства менеджеров, где все аспекты четко структурированы, здесь игрок может сам поставить, за что он будет отвечать в клубе (что хорошо, и хорошо весьма). Хотите — только тренируйте команду и выводите на матч, а остальные пусть занимаются экономикой и управлением. Хотите — занимайтесь всем и будьте "мастером-одиночкой". Более того, можно попробовать себя в роли руководителя клуба, занимаясь только управлением командой и оставив тренерские вопросы на наемных тренеров со стороны. Без преувеличения замечательная реализация процесса управления клубом — подобного в играх этого жанра мы еще не видели.
Но будем ортодоксами и поставим себе все (кроме, пожалуй, управления юношескими и резервными командами — слишком много времени будут отнимать две-три команды одновременно). Поставим — и попробуем разобраться, что же нам предложили создатели игры.
Итак, у нас есть команда, составляемая из игроков. Что представляет собой отдельно взятый игрок? Игрок — это совокупность данных на него. Помимо фотографии и биографических данных, вам будет дана полноценная информация о нем как о футболисте. Здесь (в отличие от CM) нет набора базовых характеристик, а есть сила игрока на разных позициях. Вы всегда можете посмотреть, на какой позиции футболиста можно использовать с максимальной эффективностью. Но есть еще и бонусные характеристики. Игроки низших лиг обладают такими весьма слабо, а вот футболисты-гранды почти всегда имеют несколько таких характеристик. Бонусы — это плюсы к каким-либо аспектам игры, которые используются при расчете результатов игровых столкновений. Например, игрок с бонусом в подкатах будет гораздо чаще отбирать мяч у противников, чем игрок без такового. Так что, покупая игроков, смотрите не только на их базовую ценность в линиях, но и на бонусы.
Покупка-продажа сделана достаточно стандартно, за исключением одного момента. Есть рынок, на который выставляются игроки для продажи (или аренды), вы можете сами туда выставить своего футболиста или же купить оттуда. Можно делать предложения клубам о покупке игрока, не стоящего на трансфере. Нестандартный же момент состоит в ведении переговоров. Допустим, вы выдвинули предложение за игрока, а клуб-соперник согласен его продать, но за большую цену, чем предложено. Начинаются переговоры, выглядящие как мини-игра. Есть линейка, на ней расположены два мяча, стоящие изначально на ценах предложенной и запрошенной. С помощью двух кнопок вы можете увеличивать и уменьшать предложение. Компьютерный оппонент делает то же самое. На все про все несколько десятков секунд. Так что здесь велико влияние вашего умения вести переговоры. Не меньшее, пожалуй, значение играет и интуиция, когда стоит увеличить, когда уменьшить предложение, а когда оставить его неизменным.
Немаловажен в подготовке игроков тренировочный процесс. Он идет на двух уровнях: личном и командном. Личный уровень — вы задаете долгосрочное задание игроку тренировать одно из своих умений — когда он его натренирует, его характеристики повысятся, и он будет лучше играть. Дело это долгое, но необходимое. За долгую карьеру можно вырастить из среднего игрока вполне приличного футболиста. Кстати, в большинстве случаев перспективы футболиста можно узнать по степени закрашенности его звездочки, обозначающей талант. Игроки с полностью закрашенной звездой — самые перспективные, их стоит привлекать в свою команду практически всегда. Что же касается командной тренировки, то ее назначением вы занимаетесь каждую неделю. Можно как использовать готовые тренировочные планы, так и создать свой собственный и неповторимый. Командная тренировка позволяет развивать командные взаимодействия, а также отрабатывать исполнение стандартных положений.
Экономика — основа благополучия любой команды. Затраты делятся на несколько категорий. Главная статья клубных расходов — заработная плата игроков и персонала. На это уходят значительные суммы, и ваша задача — постараться их минимизировать. Не стоит держать в обойме игроков, от которых нет отдачи сейчас и не будет в будущем. А вот тренерскому штабу платить стоит. Все специалисты там нужны и важны. Более того: у каждого из них есть свои плюсы. Скажем, если вы строите много тренировочных лагерей по всему миру, то не помешает завести специалиста, способного уменьшить их стоимость. В общем, больше работников, хороших и разных, и желательно, чтобы у каждого из них уровень профессионализма был не менее пяти. Здесь игру можно похвалить и за то, что своих работников можно повышать в уровне, посылая на курсы квалификации. Делайте это, как только изыщете необходимые (не такие уж и огромные) суммы.
Деньги уходят и на содержание специальных зданий и стадиона. Основные поступления в клубную казну обычно идут от проданных билетов. Из этого следует, что стадион следует постоянно достраивать, делая его как можно больше и удобнее для посетителей. В высших лигах ведущих стран за один матч на своем поле можно получать несколько миллионов евро, что не так уж и мало. Так что выдвигаем лозунг: "Позаботьтесь о стадионе, и он позаботится о вас!" — и следуем ему неукоснительно.
Большие деньги будут потрачены на содержание зданий, которые бывают разных типов и уровней. Каждое из них дает свои преимущества. Например, улучшения в магазине продаж позволят расширить количество продаваемых товаров (шарфики, флаги и прочие банданы включая последние версии TCM, которые неплохо расходятся). А отстройка медицинских зданий уменьшит время возвращения в строй травмированных игроков и шанс получить травму. Есть там и интересные здания. Например, школа для девочек из группы поддержки сводит шансы на раннее завершение карьеры юных футбольных дарований к нулю.
Потратиться вам придется и на тренировочные лагеря/школы по всему миру. Нет, это не необходимые расходы, но помните, что вырастить отличного игрока всегда дешевле, чем купить. И пусть вы будете отдавать несколько миллионов в год на содержание школ, но когда молодые игроки-гении пойдут в состав косяками, затраты окупятся вдвойне, втройне и т.д.
Неплохие деньги можно получить, торгуя продукцией с символикой клуба в магазине продаж. Единственное, если у вас большой магазин и великий клуб, лучше всего эту торговлю оставить на попечение специалиста, так как она будет отнимать у вас слишком много внимания. И еще: если ваш клуб хорошо известен, реально получить приличные деньги от спонсоров. Удачный контракт со спонсорами принесет не только единовременные суммы, но и большие выплаты за победы и выигрыши турниров. Есть и много других, менее значимых источников деньжат, но упоминать их я уже не буду.
Тренировки заданы, молодое поколение готовится, игроки закуплены, деньги есть — переходим к матчу. Перед матчем расставьте своих игроков по позициям, отдайте им распоряжения по индивидуальным и командным действиям. Ничего сложного в этом нет, и, если вы хотя бы раз играли в менеджеры, сможете разобраться без труда. А дальше начинается сам матч. Он может происходить несколькими способами. Первый — просмотр матча (или его моментов) "вживую". Загружается движок (взятый у серии FIFA), потом начинается сам футбол. В процессе такой игры вы можете иногда подсказывать футболистам, что отражается с помощью криков тренера. Красиво, но, в принципе, не нужно.
Второй способ гораздо более интересный. Это текстовый режим. Вы видите, как развиваются события, иногда можете делать подсказки игрокам, а в перерыве (как и в первом случае) — производите "накачку" на вторую половину. При этих двух способах можно проводить замены самому.
Третий способ наименее интересный, зато самый быстрый. Это быстрый показ матча. Никаких замен, подсказок и прочего — голый результат за несколько секунд. Все управление в процессе матча осуществляется вашим ассистентом. Зато ждать не надо.
Но есть и четвертый способ, наиболее необычный для менеджеров. Вы можете лично руководить всем! Дело в том, что игра сделана полностью совмещенной с FIFA 2004. Соответственно, если на компьютере у вас стоят обе игры, то можно после раздачи предматчевых команд перейти в FIFA (с помощью специальной опции) и отыграть матч там. Прикольно, конечно, но непонятно, в чем тогда смысл менеджера. Спецы в FIFA смогут выиграть даже "левой" командой, и закупленные новые игроки практически не нужны. Хотя многим нравится, и они выводят слабые команды в победители престижных турниров.
Интересно и управление сборной. Вы не только руководите командой в процессе турниров, но и можете подбирать персонал и игроков для главной команды страны. Ради любопытства, несколько раз перезагрузившись, мне даже удалось сделать Беларусь чемпионом Европы и мира. Здесь, кстати, действует правило, согласно которому контракт с тренером сборной перезаключается раз в два года. Так вот, в 2006 году, после победы в Германии, сборная отказалась перезаключать со мной контракт(!), мотивировав это плохими результатами команды(!!!). Вот уж воистину нет пророков в своем отечестве. Взял да ушел тренировать словенцев...
Что ж, мы поговорили практически обо всем, кроме тех самых пресловутых элементов ролевой игры. А они, между прочим, составляют неотъемлемую часть TCM и придают игре особый шарм. О характеристиках вы уже знаете. Теперь о их "прокачке". Ваш герой за выигранные встречи (а также за ничьи и иногда за поражения) получает очки опыта. По достижении некоего их количества происходит повышение уровня, после чего к одной из характеристик добавится единичка. Само собой, на каждый следующий уровень надо больше очков, чем на предыдущий, и растет это число просто неимоверно. Если реально за один сезон подняться с первого уровня на пятый, то, даже выиграв чемпионат страны и Лигу Чемпионов, вы не сможете за год подняться с восьмого уровня тренерства на девятый. Понятно, что расчет стоит делать на долгую игру.
Очки можно зарабатывать не только матчами, но и выполнением квестов. У вас постоянно есть три задания, за каждое из которых дают немного очков (поначалу, конечно, эти суммы велики, но позже покажутся смехотворными). Задания бывают самые разные. Могут предложить натренировать несколько уровней команды, скажем, в пробивании штрафных. Или же выиграть три матча подряд, забив не менее трех голов в каждом. Встречаются и экзотические квесты, выполнять которые не очень хочется. Однажды мне дали задание стать по итогам сезона самой "грязной" командой лиги, набрав больше всех карточек. И оно нам надо? Обидно только, что выбирать задания самостоятельно не дадут: чем наградили, то и выполняй.
Наконец, к ролевой игре приближает TCM и то, что здесь у вас есть полноценная личная жизнь (она была и в предыдущей версии, но открывалась лишь после консольной команды). Вы можете покупать себе квартиры, машины и даже самолеты. Можете завести жену и детей (причем, если жены нет сразу, придется долго ухаживать за своей девушкой). Можете даже покупать акции на рынке (а потом и продавать), зарабатывая неплохие деньги. Кроме того, можно купить себе дворянское достоинство (вот мой герой сейчас уже барон). Да, основным источником доходов поначалу станет зарплата, получаемая в клубе, и только потом — игра на бирже. Зарплату, однако, можно повышать, требуя перезаключения контракта. Если вы выполняете все требования руководства и успешно продвигаете команду вперед, ваша зарплата вырастет соответствующим образом.
И еще пару слов об общении. Вы можете проводить пресс-конференции, отвечая на вопросы журналистов. От ваших ответов зависит достаточно многое. Постоянно утверждая, что ваша команда лучшая, вы будете повышать настроение команды и болельщиков, а ругая футболистов ничего хорошего им не принесете. А уж болельщики — отдельный большой разговор. От них зависит не только количество денег (через билеты и продажи атрибутики), но и отношение к вам руководства. И сами реплики болельщиков в Интернете интересно почитать: иногда такие перлы попадаются...
В игре сменился интерфейс. Теперь все сделано гораздо удобнее. Графика, естественно, на уровне, особенно в матчах. Ну, а музыкальное сопровождение традиционно сделано отлично, так как встроенный проигрыватель позволяет ставить любую музыку по вашему выбору с винчестера.
Вот так и проходит футбольная жизнь. Матчи, кубки, игроки, деньги, — все вам подвластно, а мы все выигрываем и выигрываем, зарабатываем, продвигаясь к победе. А пока вы одеваетесь и обуваетесь, готовясь бежать в ближайший магазин за игрой, я подведу итоги.
На фоне прогнозируемого упадка Championship Manager (связанного с упомянутыми выше обстоятельствами) серия TCM получает шанс не просто потеснить его, но занять первое место на рынке игр жанра футбольных менеджеров. Конечно, данный проект несколько проигрывает в плане модели матча, зато однозначно сейчас на первом месте по всем остальным параметрам. И если ребята из EA Sports не остановятся на достигнутом, то уже через год-два мы получим гениальную игру, которой и сможем поставить наивысший балл.
Оценка: 9. Отличный проект. В нем реализованы практически все аспекты жизни футбольного клуба: от тренерского процесса и игр до управления командой и менеджмента. Всем поклонникам игры №1 просто необходимо увидеть TCM 2004 собственными глазами.
Morgul Angmarsky
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: футбольный менеджер (