Советы любителям апгрейда. Выпуск 3. Ускоритель NVIDIA GeForce FX Go 5600 и технология PowerMizer

Советы любителям апгрейда. Выпуск 3.
Ускоритель NVIDIA GeForce FX Go 5600 и технология PowerMizer


Как быстро летит время. Вот уже и третий выпуск наших "советов", а начать его хотелось бы небольшим письмом от нашего постоянного читателя.

Здравствуйте, уважаемая редакция "Компьютерной газеты" и лично Семенков Артем. Пишет вам ваш постоянный читатель. Увидев в одном из номеров вашу новую рубрику "Советы любителям апгрейда", обрадовался: наконец-то появилась возможность получать обширные ответы на волнующие темы. Совсем недавно я себе приобрел ноутбук Toshiba Satellite 5205-S705, в котором установлен 3D-ускоритель NVIDIA GeForce FX Go 5600. Все бы хорошо, да вот в компьютерные игры при работе ноутбука от батареи долго не поиграешь… Я нашел в настройках драйверов технологию PowerMizer. Как я понимаю, это технология энергосбережения? Какие настройки нужно сделать, для того чтобы хотя бы чуть-чуть продлить время автономной работы? И еще. Если не сложно, не могли бы вы немножко рассказать о GeForce FX Go 5600? Заранее благодарен. До свидания. Василий.

Для начала несколько слов о мобильном ускорителе NVIDIA GeForce FX Go 5600.

NVIDIA GeForce FX Go 5600 (NV31M)
На данный момент GeForce FX Go 5600 является самым "продвинутым" мобильным DirectX 9 решением от компании NVIDIA. В основе NV31M лежит "настольная" версия чипа — NV31. GeForce FX Go 5600 выпускается по 0,13 мкм техпроцессу. Мобильный чип обеспечивает необходимую для спецификации DirectX 9 точность работы с плавающей запятой. Кроме того, чип может похвастаться четырьмя движками рендеринга, двумя вершинными движками, шестью операциями с пиксельными программами за такт.

Мобильная версия GeForce FX 5600, также как и настольная, обладает поддержкой технологии IntelliSample — технологии оптимизации и сглаживания (по заявлению NVIDIA, "картинка улучшается на 50%"). Частоты для чипа и памяти составляют 350 МГц и 350 МГц соответственно.
GeForce FX Go 5600 может похвастаться наличием технологии энергосбережения PowerMizer3. Помимо этого, присутствуют технологии Dyna-mic Voltage Scaling — автоматическое изменение напряжения и Dynamic Clock Scaling — автоматическое динамическое изменение частоты чипа (аналог Overdrive от ATI). Подробнее о данных технологиях мы поговорим ниже в соответствующей части статьи.

NVIDIA PowerMizer 3.0
Технология функционирует по тому же принципу: "меньшая частота чипа — меньшее потребление". Компания пошла дальше. Помимо того, что PowerMizer 3.0 может динамически изменять частоты и напряжение на ядре, динамически стробировать частоту, она также умеет программно распределять нагрузку между центральным и графическим процессорами. Для того, чтобы получше понять пользу от этого, давайте представим себе такой вариант. Пользователь играет в компьютерную игру прошлого поколения — например, в Quake 3 Arena или в Return To The Castle Wolfenstein. Современные графические решения без проблем могут обеспечить порядка 100 с лишним fps в этих играх, но согласитесь, что для комфортной игры достаточно и 30 fps. А для этого процессору необязательно работать на максимальной частоте.

Технология позволяет устанавливать три режима работы:
— Максимальная производительность (Maximum Performance) — ядро видеочипа и память работают на максимальных частотах, обеспечивая тем самым предельный уровень производительности.
— Сбалансированный (Balanced) — данный режим ищет наиболее выгодное соотношение между нагрузкой графического и центрального процессора, что позволяет экономить электроэнергию.
— Максимальное энергосбережение (Maximum Power Savings) — ядро видеочипа и память работают на минимальных частотах, обеспечивая тем самым минимальный уровень производительности.
В технологию встроено автоматическое динамическое изменение частоты чипа — Dynamic Voltage Scaling (аналог Overdrive от ATI). Однако, как нам кажется, и Dynamic Voltage Scaling, и Overdrive — не что иное как маркетинговый ход. Оверклокинг в ноутбуке — вопрос очень спорный, а если посмотреть объективней, то и вовсе недопустимый: ведь с повышением частот растет и электропотребление.

Практическая сторона технологий энергосбережения NVIDIA PowerMizer 3.0
Технология PowerMizer работала всегда четко, но, да простит меня NVIDIA, убого. Вспомним хотя бы ситуацию с NVIDIA GeForce4 Go, "прожорливости" которого нет предела, а PowerMizer совершенно не могла "удержать в рамках" 4-е поколение мобильной графики NVIDIA, из-за чего некоторые модели ноутбуков (например, Samsung X10) со стандартной батареей так и не смогли проработать больше 1,5-2 часов. Прогресс не стоит на месте, и вот заветный Toshiba Satellite 5205-S705 с NVIDIA GeForce FX Go 5600 на борту и третьим Power-Mizer'ом на жестком диске у нас на столе. Первым делом — Content Creation из пакета SYSMark 2001 и 3 минуты экономии. Просмотр фильма нас порадовал лишними семью минутами, а вот компьютерные игры продемонстрировали 75% падение fps и заветные 50 минут экономии. Молодец, NVIDIA: не зря ваши специалисты свой хлеб едят:).

Думаю, после этих строк вопросов не останется. Как видим, увеличить время автономной работы при грамотной настройке PowerMizer удастся, однако падение производительности, несомненно, будет — это неотъемлемая часть в вопросе энергосбережения…
Пишите мне о том, что вам интересно, tema@hotbox.ru .

Артем Семенков


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета