Обзор активной восьмиканальной акустики Creative Giga Works S750

Обзор активной восьмиканальной акустики Creative Giga Works S750

Компания Creative хорошо известна большинству компьютерных пользователей. Именно она выпустила в свое время звуковую карту под маркой Soundblaster, и скоро это название превратилось в нарицательное так же, как ксероксами называют сегодня все копировальные аппараты. Кроме того, компания производит самые "народные" звуковые карты и неплохую акустику весьма широкого ценового диапазона. Комплект Giga Works S750 относится к верхушке модельного ряда многоканальной акустики и стоит весьма немало — около четырех сотен. Стоит ли платить такие деньги? Давайте посмотрим (и послушаем).

Комплект поставки:
— сабвуфер со встроенными усилителями каналов;
— семь одинаковых колонок-сателлитов;
— устройство коммутации — по совместительству пульт управления акустикой;
— инфракрасный ПДУ;
— комплект подставок под колонки;
— провода для подключения: акустические и сетевой;
— набор шурупов и винтов, а также липких резиновых подушечек;
— инструкция.

Внешний вид
Театр начинается с вешалки, а покупка — с коробки. Стоит ли говорить, что коробка очень немаленькая и пестрящая громкими лозунгами вроде: "Невероятный звук!", "Качество DVD-аудио", "Hi-Fi" и пр. Когда коробка открыта, в первую очередь притягивает внимание саб — тяжелый деревянный куб с массивным охлаждающим радиатором сзади и стильным решетчатым грилем, прикрывающим единственный динамик. Он сразу водружается на привинчивающиеся ножки и занимает свое место под столом. Колоночки все одинаковые, единственное отличие центрального канала от остальных — горизонтальное положение, на что указывает соответствующим образом расположенный на гриле логотип компании. Сателлиты выполнены из качественного черного пластика и выглядят довольно стильно. Установленные на подставки, они смотрятся еще изящнее. Настольный коммутатор и пульт ДУ — довольно простенькие, но особых нареканий не вызывают.

Технические характеристики
Данные от производителя:
— Мощность колонок: 70 Вт RMS на канал (7 каналов).
— Мощность сабвуфера: 210 Вт RMS.
— Частотный диапазон: 20 Гц — 40 КГц.
— Отношение сигнал/шум: 99 дБ.
Самое важное нововведение компании по сравнению с предыдущими 5.1, 6.1, и 7.1 наборами — оснащение всех сателлитов металлическими твиттерами диаметром 19 мм. Теперь колонки стали двухполосными: среднечастотник (75 мм) из целлюлозы располагается на мягком резиновом подвесе и отыгрывает средние частоты (вокал, речь), а на долю твиттера выпадают все высокие ("цокающие" и шипящие звуки: выстрелы, треск и т.п.). Безусловно, мудрое решение. Ранее все колонки оснащались широкополосными динамиками, которые в принципе не способны дать внятное выделение разных звуков из общей звуковой картины. Новая серия призвана решить эту проблему. Оформление колонок — "закрытый ящик". Габариты сателлитов — 120х205х140 мм в установленном состоянии. Все имеют магнитное экранирование. Подключение к сабвуферу происходит при помощи проводов разной длины: центр — 5 м, фронт — 3 м, боковые — 5 м, тыл — 7 м. Все провода крепятся с помощью прижимных клемм.

Сабвуфер внешне не изменился со времен прошлой серии (Mega Works 550 THX) — тот же куб со стороной почти 30 см, круглый порт фазоинвертора с пластиковым кольцом, призванным смягчить колебания воздуха, и 180 мм динамик из пропитанной бумаги, направленный в пол. На задней стороне — радиатор, семь разъемов под "тюльпан" (RCA), аналоговые входы и разъем для подключения коммутатора.
На самом блоке коммутатора нашлось место для: USB-входа, выхода на наушники и линейного входа. Очень продуманный подход. Теперь можно не нагибаясь к корпусу подключить флэшку-брелок или CD-плейер и прослушать новую музыку, принесенную другом. Кроме того, отсюда регулируется громкость всех колонок, высокие и низкие частоты, а также происходит микширование сигнала из 5.1 и 6.1 вариантов в полноценный 7.1. Все это наглядно отображается светоиндикаторами. Те же функции доступны и с беспроводного ПДУ, плюс глушение звука (MUTE).

Установка
Самый непростой процесс. Не потому, что при подключении возникают какие-то трудности — нет. Инсталлируется акустика просто и понятно, провода имеют цветовую индикацию, поэтому путаницы не возникает. Вся загвоздка в том, чтобы найти место под все эти колонки. С 5.1-системами работать куда легче: там тыловые каналы можно в крайнем случае поставить по бокам — так объемное звуковое поле тоже неплохо ощущается. А вот расставить по комнате 7 колонок: две спереди, центр, две боковые и две тыловые — не у каждого найдется место. А ведь надо еще и расстояния соблюдать, и симметрию… Короче говоря, пришлось немного подвигать мебель, но в итоге все разместили правильно.

Что слушали:
— Future Sound of London "Explosive".
— System of a Down "Toxi City".
— "Браво" "Дорога в облака".
— Сборник симфонической музыки.
— DVD "Форсаж", "Матрица" часть 1, "Гладиатор".
— Игра Far Cry.

Впечатления от использования
Вначале хочу сделать одну оговорку: целью исследования являлось не только определить, насколько далеко ушла акустика Creative от предыдущей линейки, но и насколько она приблизилась к настоящему Hi-Fi, о чем так навязчиво уведомляют покупателя надписи на коробке. Этот же звуковой материал тестировался и на акустике Mega Works 550 THX — предыдущей топ-модели Creative, и на полноценном 6.1 домашнем кинотеатре, собранном из компонентов Whar-fedale/Pioneer (стоимостью около $2,5 тыс.). На тестовом компьютере была установлена звуковая карта SB Audigy 2 ZS с самыми свежими драйверами.

Начали с музыки. "Explosive" зазвучал здорово: по сравнению с прошлой серией акустики заметно обогатились и стали четче разделяться высокие частоты — твиттеры здесь явно не только для красоты стоят. Работа сабвуфера не принесла сколько-нибудь ощутимых нововведений: поскольку сам саб технически не изменился, он так же уверенно и достаточно низко бубнил, не окунаясь, впрочем, в область инфранизких частот. Согласование низкочастотника и сателлитов можно охарактеризовать как хорошее: явных "выпячиваний" или отставания от колонок не ощущалось, если не считать нескольких мелочей, которые не все и заметят. Добавление двух лишних колонок пошло на пользу, если говорить про объем звука, но стереокомпозиции, звучащие "отовсюду" — несколько странное явление, которое хорошо для прослушивания в компании друзей, но поклонникам классического стерео вряд ли понравится. System of a Down тоже показал себя с лучшей стороны: довольно тяжелая музыка отлично "бахала" благодаря весьма качественному сабу.
Заглавный сингл "Дорога в облака" в исполнении Сюткина впечатлил не очень: обогащение низкими и высокими частотами не делает погоды, когда речь идет о чистом вокале. А вот вокал-то звучал и не ахти. В целом — неплохо, но на половинной громкости стала заметна некоторая "пластиковая" окраска средних частот. При повышении уровня звука вокал только ухудшился — стал кричащим и зажатым. Мы немного исправили дело настройками, но услышать романтического и натурального Сюткина так и не смогли. Прогресс по сравнению с прошлой топ-серией практически отсутствует.

Симфоническая музыка звучала немного натуральнее: здесь опять помог отдельный твиттер. Звуковая сцена стала меньше напоминать однородную кашу и больше — настоящий концерт. Однако ни о какой трехмерной прорисовке сцены говорить не приходится — не та ценовая категория. К тому же, происходило легкое выпячивание отдельных звонких инструментов. Вообще симфоническая музыка — очень сложный материал для любой акустики — даже для Hi-Fi-компонентов значительно более высоких ценовых категорий, поэтому ожидать чего-то ошеломляющего и не стоило.
Фильмы. Power DVD позволяет слушать и 6.1-треки, поэтому его и использовали. Все желающие могут приобрести, кстати, аппаратный внешний декодер, который рекомендует к совместному использованию с S750 сам производитель — за отдельную плату, конечно. Мы же ограничились программным кодеком. "Матрица" — всенародно признанный эталон многоканального звука, "Форсаж" тоже очень силен — в нем четко выявляется цельность звуковых переходов между каналами (например, при обгоне машины сбоку), а "Гладиатор" имеет оригинальную 6.1-звуковую дорожку. Диски слушались в режимах DD и DTS (если он поддерживался).

Все фильмы немного выиграли по сравнению с предыдущей линейкой. Обогащение высокими частотами и их лучшее выделение благоприятно действовало на восприятие звуковой картины: в "Матрице", например, как-то по-новому зазвучали перестрелки, "Форсаж" стал еще агрессивнее, а в "Гладиаторе" натуральнее воспринимались поединки на мечах. В целом прогресс есть, хотя и не слишком впечатляющий. А вот объем явно увеличился — во всех фильмах. Особенно порадовали "Форсаж" и "Гладиатор". В первом значительно улучшились переходы между каналами — они стали более цельными и правдоподобными, а второй осчастливил новой степенью свободы — "сзади". Колесницы носились вокруг меня по комнате, как будто я действительно находился на арене Колизея!
Из игр выбрали Far Cry — как одну из самых последних и имеющих поддержку многоканального звука (EAX 2.0). Нельзя сказать, что здесь положение сильно изменилось со времен прошлой топ-модели. В играх все же объем больше зависит от своей программной реализации, а не от количества каналов акустики. В целом — да, объем ощущался, но, поскольку его реализация оказалась не слишком впечатляющей, то и помогал он в игре не сильно: атмосфера погружения достигается лучше за счет повышения громкости и размера диагонали монитора:). А качество звука порадовало — для игрушек система подходит замечательно: выстрелы звучали очень громко и весьма натурально, и саб здесь был просто незаменим. Локализация противника также ощущалась: если стреляли сзади, это становилось понятно сразу же.
Тесты на домашнем кинотеатре (ДК) я специально оставил напоследок. Там мы прослушали все диски (кроме Far Cry) и сделали один простой вывод: компьютерной акустике еще очень далеко до раздельнокомпонентного ДК. И музыка, и DVD звучали несравненно лучше, чище, правильнее тонально и с лучшим разделением по каналам по сравнению с ПК. Увы, даже такой комплект ДК пока могут позволить себе далеко не все. Так что не верьте коробочным лозунгам о качестве DVD-Audio. Итоговая оценка акустике выставлялась из расчета сугубо компьютерного применения.

Плюсы:
— стильный дизайн;
— удобство коммутации и использования;
— хорошее качество звука;
— возможность раскладывать 5;1 и 6;1-дорожки на 7 каналов;
— хорошо подходит для тяжелой и энергичной музыки, фильмов, игр.

Минусы:
— цена;
— впишется не в каждый интерьер;
— не слишком подходит для прослушивания вокальных партий и симфонической музыки;
— для многоканального (7.1) прослушивания требуется внешний декодер или звуковая плата уровня Audigy 2 ZS/NX.

Резюме: Прогресс по сравнению с предыдущей серией налицо — компания Creative идет правильным путем, пускай и не так быстро, как хотелось бы. Но до уровня признанных мастеров серьезной акустики ей еще очень далеко. Если вы не слышали до сих пор ничего лучше недорогих компьютерных стереоколонок (до 40 у.е.), то будете в восторге: сабвуфер и неплохой окружающий звук откроют вам новые горизонты. Правда, платить за такие открытия придется немало. Состоятельным киноманам и геймерам, проводящим большую часть времени перед монитором, рекомендуется.

Дмитрий Малахов


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2004 год в рубрике hard :: sound

©1997-2024 Компьютерная газета