Советы любителям апгрейда. Выпуск 2. Разгон видеокарт, или максимальная производительность видеоподсистемы

Советы любителям апгрейда. Выпуск 2. Разгон видеокарт, или максимальная производительность видеоподсистемы

Начало в КГ №19

После первого выпуска нашей рубрики отзывов пришло не много, и, тем не менее, кое-что пришло, а это уже радует — значит, рубрика небезразлична вам, дорогие читатели. В большинстве писем вы просите рассказать о том, как организовать грамотный разгон видеокарты без тяжких последствий:), как настроить видеоподсистему на максимальную производительность. Здесь вполне возникает резонный вопрос: а какое отношение разгон имеет к апгрейду? Самое непосредственное, ведь зачастую разгон и грамотная настройка того или иного "железа" позволяют значительно повысить производительность и тем самым избежать на какое-то время значительных капиталовложений в покупку новых комплектующих — той же видеокарты.

Что ж, просили — получайте… Прежде чем перейти непосредственно к основным вопросам этого материала, нужно познакомиться с конкретной видеокартой, над которой я и буду "шаманить". Это необходимо, так как на реальном примере степень восприятия материала значительно увеличится или попросту вам будет легче это все усвоить и применить на своем примере, т.е. видеокарте. Я не могу физически рассмотреть разгон всех видеокарт — да это и не надо: общий-то принцип один, будь у вас GeForce2 MX400 или Radeon 9600XT. В качестве подопытной я решил взять видеокарту, о которой большинство читателей написали в своих письмах, а именно видеокарту, построенную на чипе NVIDIA GeForce FX 5700. Выбор читателей вполне очевиден: типичный середнячок, не слишком бьющий по карману.

Albatron FX5700P

Видеокарта построена на чипе NVIDIA GeForce FX 5700 и имеет интерфейс AGP х2/x4/x8. Видеокарта является копией эталонного дизайна NVIDIA: построена в соответствии со всеми спецификациями и рекомендациями производителя чипа.
Систему охлаждения видеокарты представляет кулер приличных размеров: большой радиатор вкупе с двумя вентиляторами. Чипы памяти радиаторами не прикрыты.
Видеокарта оснащена восемью чипами памяти объемом 16 мегабайт каждый, поэтому общий объем видеопамяти составляет 128 мегабайт. Память в упаковке TSOP производства Hynix имеет время доступа 4 наносекунды и расположена по обеим сторонам печатной платы. Память работает на частоте 250 (500 DDR) МГц. Шина обмена с памятью составляет 128 бит. Частота графического ядра стандартна — 425 МГц. Карта имеет стандартный набор выходов: аналоговый и цифровой (DVI) и TV-OUT.

Нужен ли разгон? Теоретическая сторона вопроса
О пользе и необходимости разгона я уже говорил во вступлении, однако мои разглагольствования для кого-то убедительны, для кого-то нет. Специально для последних сомневающихся товарищей чуть ниже приведу немного цифр. Но для начала поговорим о теории. Чтобы оценить уровень разгона видеокарты, нужно уметь определять время доступа, частоту памяти и ширину шины. Смотрим на маркировку памяти — в моем случае это HY5DU281622ET-4.
Последняя цифра 4 и обозначает время доступа, т.е. 4 наносекунды. Чтобы определить частоту памяти, нужно поделить 1000 на время доступа, равное 250 МГц (500 МГц DDR) — это есть рабочая частота нашей памяти. Ширина шины чипа памяти составляет 16 бит, и это хорошо видно из маркировки, т.о. общая шина памяти составляет 128 бит (8 чипов по 16 бит).

Для того, чтобы понять, как увеличение частоты ядра и памяти воздействует на производительность видеокарты, необходимо посчитать пропускную способность шины памяти и теоретическую скорость заполнения.
— Пропускная способность памяти определяется по формуле: ширина шины памяти•эффективную скорость памяти/ 8.
— Теоретическая скорость заполнения определяется по формуле: частота ядра•(число конвейеров•максимальное число совместных текселей).
Высчитывать количество конвейеров и совместных текселей не нужно: эта информация доступна на различных сайтах "железной' направленности, а также на официальных сайтах производителей чипов.
В случае с NVIDIA GeForce FX 5700 в номинальном режиме мы получаем:
— Пропускная способность: 128 бит•500 МГц / 8 = 8000 Мб/с (8 Гб/с).
— Теоретическая скорость заполнения: 425 МГц•(4•1) = 1700 мегатекселей/с (3,4 гигатекселей/с).
Допустим, что нам удалось разогнать NVIDIA GeForce FX 5700 до следующих частот: 460 МГц для чипа и 310 (620 DDR) МГц для памяти:
— Пропускная способность: 128 бит•660 МГц / 8 = 10560 Мб/с (10,560 Гб/с).
— Теоретическая скорость заполнения: 470 МГц•(4•1) = 1880 мегатекселей/с (1,880 гигатекселей/с).
Что мы имеем? А имеем мы 24% расширение пропускной способности памяти и 9,5% прирост в скорости заполнения. Вы еще сомневаетесь в пользе разгона:)?

Практическая сторона вопроса
Для выполнения разгона нам понадобится какой-нибудь твикер. Я рекомендую использовать RivaTuner. Это один из самых лучших твикеров на сегодняшний день. Он позволяет выполнять разгон как видеокарт на чипах NVIDIA, так и видеокарт на чипах ATI. Данная утилита также может похвастаться точным (если, конечно, у вас последняя версия, появившаяся после выхода чипа, на котором основана ваша видеокарта, благо релизы разработчики готовят очень оперативно) определением тактовых частот, объема памяти и разрядности шины памяти. И все эти прелести снабжены простым и понятным интерфейсом программы. В RivaTuner есть два уровня разгона: low level и driver level. Low Level использует метод прямого программирования видеочипа без посредников. В большинстве случаев этот метод предпочтительнее разгона средствами драйвера.

Сделаем небольшое отступление, т.к. разгон видеокарт на базе чипов канадского производителя требует некоторых пояснений. Для разгона видеокарт ATI нужен специальный патч, позволяющий разблокировать возможности разгона, благо он идет в составе RivaTuner и называется ATIOverclockingprotection. Патчится все очень просто: запускаем утилиту RivaTuner и щелкаем на закладке Power User, далее кликаем на кнопке Open Patch Script, а затем идем и открываем патч по следующему пути: /PatchScripts/ATI/ATI Overclockingprotection/. Выбираем нужный патч — их два: один для Windows 9X, другой для 2000/XP. Соглашаемся с лицензией и указываем патчу путь к файлу ati2mtag.sys (он располагается по адресу /Windows/system32/drivers/) и патчим его.

Переходим непосредственно к разгону. Главное в этой процедуре — постепенность поднятия частот — тогда можно не бояться за то, что вы ненароком чего-то спалите. Нужно постепенно повышать частоты на 5-10 МГц сверх номинала. После каждого этапа повышения запускаете какой-нибудь тест или компьютерную игру (я использую 3DMark 2001SE, 3DMark 2003 и GLMark). Прогоняете несколько раз. Если все хорошо: система не зависает, искажения не появляются, — тогда поднимаетесь на следующую ступеньку. И так пока не упретесь в определенный порог частот. Если появлялись искажения на мониторе, то частоту памяти нужно понижать на несколько мегагерц (5-10 МГц), т.е. делать откат назад. Если компьютер завис, нужно понижать частоту графического ядра. Затем, найдя компромиссный вариант, нужно как следует протестировать систему этак часика три-четыре. Если вышеупомянутые казусы не наблюдаются, значит, все хорошо, и разгон удался. Также при разгоне стоит выдерживать изначальное соотношение частот чипа и памяти, которое подбиралось разработчиком из соображений оптимальной производительности. Отдельно следует выделить карты на базе GeForceFX, при разгоне которых следует придерживаться соотношения частоты чипа и памяти 1:2. Несоблюдение этого правила зачастую приводит к падению производительности.

Я рекомендую применять дополнительное охлаждение для достижения лучших результатов — в частности, вентилятор, охлаждающий память видеокарточки, но для этого в боковине вашего корпуса должно быть отверстие, через которое вентилятор будет засасывать воздух в корпус (в некоторых корпусах оно есть). Конечно же, это не необходимость — просто с дополнительным охлаждением можно улучшить свои результаты.
Мне часто задают вопрос: безопасен ли разгон? Безопасен, если делать все грамотно — так, как описано выше, однако срок службы видеокарты сокращается, но это не играет большой роли. К примеру, видеокарта рассчитана на срок службы 15 лет. Разгон сократит его до 12 лет. Использовать же видеокарту 12 лет — это абсурд: уже через год-два она морально устареет.

Максимальная производительность любой ценой
Существует еще несколько вариантов для увеличения производительности, которые вкупе с разгоном позволят получить лучший результат. Начнем с BIOS материнской платы. Дело в том, что в BIOS'е материнской платы имеется несколько параметров, которые воздействуют на производительность видеокарты:
AGP Mode (2x, 4x, 8x). Определяет, какой интерфейс использует ваша видеокарта. Если ваша графическая карта поддерживает AGP 8x, то и выставить нужно его.
AGP Fastwrite. Позволяет информации напрямую поступать в ядро видеокарты, что несколько увеличивает скорость передачи. Если ваше "железо" поддерживает эту особенность, обязательно активируйте ее.
AGP Sideband Addressing. Активация этой установки позволит видеокарте выпускать дополнительные AGP-запросы без задержки основных стробов адрес/данные.
Graphics Aperture (или AGP) Size. Эта установка резервирует объем системной памяти для использования видеокартой. Ее значение зависит от установленного объема памяти. Обычно устанавливают 1/2 объема. Если в вашей системе установлено меньше 256 мегабайт памяти, нужно установить меньше 1/2 объема.
Также стоит отметить настройку V-Sync, которая присутствует в настройках драйверов. Эта установка определяет максимальное значение FPS в зависимости от частоты обновления монитора. Например, если вы играете в разрешении 1024х768х32 при частоте обновления 85 Гц, то уровень fps не поднимется выше 85. Если заблокировать V-Sync, можно увеличить производительность.

Вопрос производительности
Я не стал делать огромного сравнительного тестирования — ограничимся парочкой компьютерных игр.
Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
— Материнская плата: Gigabyte GA-7N400 (NVIDIA nForce 2 400 Ultra).
— Процессор: AMD Athlon XP 3200+ (Barton).
— Память: 512 Мб PC3200 Hynix DDR SDRAM CL 2.0.
— Жесткий диск: Seagate Barracuda 7 80 Гб.
— Видеокарта: Albatron FX5700P (NVIDIA GeForce FX 5700).
— CD-ROM: ASUS 50x.

На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack и реальные игровые приложения. VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, использовался 32-битный цвет. Звук отключался в приложениях.



Как видно из таблицы, оправданность разгона налицо.
Вот и все, что я хотел вам рассказать. Удачных экспериментов и хороших результатов. Пишите мне о том, что вам интересно (tema@hotbox.ru).

Артем Семенков, tema@hotbox.ru
Видеокарта для тестирования предоставлена компанией Albatron



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета