Painkiller
Painkiller
Жанр: FPS с небольшим ролевым элементом. Разработчик: People Can Fly. Издатель: Dreamcatcher. Количество дисков в оригинальной версии: 3. Похожие игры: Quake, Serious Sam. Минимальные требования: 1,5 GHz, 256 Мb RAM, 64 VRAM, 1,2 Gb free drive space. Рекомендуемые требования: 2,4 GHz, 512 Мb RAM, 128 VRAM, 1,2 Gb free drive space. Локализатор: "Акелла"
Хотите ли вы побывать в удивительных странах, полюбоваться на мрачные готические замки, восхититься прекрасными соборами, взглянуть на торжественное великолепие оперных театров, окинуть взором закрытые фабричные здания и пробежаться по взлетному полю опустевшей военной базы? Может быть, у вас есть какие-то свои, специфические предпочтения? Мы непременно подыщем вам что-нибудь по вкусу. Также не забывайте, что в рамках нашей долгой, но чрезвычайно увлекательной туристической прогулки вам выпадет уникальная возможность повстречаться с сотнями экзотических созданий и... убить их! Растерзать на мелкие кусочки! Заставить их дергаться под разрядами молнии! Заморозить их до нуля Кельвина и разбить на тысячу блестящих осколков! Ваше воображение просто не может представить, что мы можем вам предложить. У нас есть все, а на десерт — свежие, только из бойни, сладкие души. Вам это подходит? Тогда читайте дальше.
Человек
Специально для тех, у кого хватило смелости и мужества продолжить, я расскажу легенду о Даниэле Гарнере, точнее, его смерти и всем, что за этим последовало. Ах, как хрупка наша жизнь! Как она ненадежна и как зависима от досадных случайностей! Кажется, что может быть лучше: здоровье, сила, неплохая работа и любовь очаровательной девушки? Что может быть страшнее, чем дурацкая автокатастрофа, унесшая в мгновение ока жизни как Даниэля, так и его избранницы? Что может быть ужаснее того факта, что ее чистая душа попала в рай, а его — нет. Но наглость и труд — все перетрут, поэтому судья из чистилища пошел на небольшую уступку, очень маленькую, но все же... Даниэль должен всего-навсего в одиночку расправиться с легионами демонов, которые уже начали штурмовать святое убежище. Трудная задача, почти невыполнимая, но это все-таки хоть какой-то, но шанс снова оказаться рядом со своей возлюбленной, поэтому он хмуро кивнул, схватил первое попавшееся орудие смерти и кинулся в бой.
История в игре Painkiller преподносится только в виде междууровневых роликов, как это было, скажем, в DiabloII. История интригующая и местами даже весьма необычная. Проблема лишь в том, что благодаря усилиям услужливых пиратов всеобщее распространение получили двухдисковые версии, которые содержат все-все-все, кроме самого главного — сюжета. Но не надо плакать, ведь сюжет в Painkiller — далеко не самое важное, как и для всех игр подобного рода, чей жанр можно окрестить кратким, но емким словом: "мясо".
Убийца
В этом мире нет места человеку с нежным сердцем. В этом мире приходится убивать, и убивать беспощадно, со звериным оскалом на лице, сконцентрировавшись лишь на поиске еще не успокоенной жертвы. Каждая новая смерть доставляет неземное наслаждение, а каждый пройденный уровень заставляет заполнить образовавшуюся в сознании дыру и кинуться на покорение новых миров. Драйв, безостановочный драйв, местами пугающий, местами веселый, но всегда жесткий и неприедающийся, в стиле эпохального Quake, помноженного на огромные локации Serious Sam.
Каждый новый уровень — это своего рода откровение дизайнерской мысли. Складывается такое ощущение, что авторы просто задались целью охватить в рамках одного проекта все идеи, которые до этого встречались в играх. Хотите уровень в стиле Silent Hill с его узкими коридорами, маленькими комнатками, зыбким светом фонарика и сюрреалистическими изувеченными пациентами психиатрической клиники? Их есть у нас. Хотите побегать по величественному дворцу из Принца Персии, чтобы расквитаться с воинственными сарацинами и целеустремленными паладинами? Всегда пожалуйста. Может быть, вам не хватало мрачных готических замков из того же Quake с его классическими скелетонами и зомби? Соскучились по Венеции? Не находите себе места без чумных городов средних веков? Горите от желания замочить сотню-другую полуистлевших фрицев на вокзале? Сразиться с зомби-спецназовцами в Зоне 51? Или замочить десяток-другой алкашей в русском порту? Здесь есть все, что душе угодно, и даже больше. Просто сил нет описывать вам все увиденное. Что уж тут говорить, если создатели даже умудрились сделать легкий реверанс в сторону S.T.A.L.K.E.R., добавив огромный уровень на разрушенной атомной станции.
А теперь несколько слов о любопытном ролевом элементе: о картах Таро. Собственно, назвать их можно как угодно — главное, что по прохождении каждого из уровней при условии успешного выполнения поставленного задания ("найти всю броню", "убить всех монстров", "не собирать души" и т.д.) вам дается карта, наделенная мистической силой и отдающая эту самую силу своему владельцу. Причем свойства карт очень и очень облегчают игровой процесс на высоких уровнях сложности. Хотите получать в два раза меньше повреждений? Хотите замедлить время, наблюдая со стороны за неповоротливыми статуями врагов? Хотите, чтобы души, остающиеся от них, задерживались на более долгий период? Тогда работайте. Выполняйте задания, которые разнообразят и без того не надоедающий игровой процесс.
Также учтите, что в Painkiller, следуя славным традициям Quake, находится куча секретов, а для того, чтобы добраться до некоторых из них, вам придется немало поломать мозги.
Всего в игре 5 глав по 6 уровней в каждой, но не рассчитывайте, что в процессе первого прохождения вам позволят взглянуть на все. Максимум, что вы увидите — это 70% из них, а остальные вам откроются только если вы сможете (а это очень сложно) собрать все карты, но это, сами понимаете, того стоит.
Мясник
Убивать противников можно и нужно, но, имея предоставленные в Painkiller эксклюзивные методы расчленения, рано или поздно сталкиваешься с мыслью о том, что любоваться просто на замершее тело очень скучно. Гораздо веселее насладиться видом залитой кровью арены, разбросанных по углам кусочков трепещущей ткани и бьющихся в агонии пригвожденных к стенам тел. Как? Сейчас поясню.
Всего в игре имеется пять видов оружия. "Всего пять?" — воскликнете вы. "Целых пять!" — скажу я в ответ, учитывая тот факт, что с помощью данного оружия (внимание!) можно делать просто невероятные комбо. Так, простой и банальный посох неожиданно получает вторую жизнь из-за ультрабрутального венчика, который легким нажатием на левую кнопку мышки раскрывается хищными, бешено вращающимися лепестками. На правую — выстреливается и цепляется за поверхность, а между ним и посохом образуется смертоносный луч, который поджаривает врагов почище меча фанатичного джедая. А если им еще и умудриться попасть во врага, то затяжной полет в вашу сторону ему обеспечен. Но и это еще не все! Хотите мяса? Тогда раскрутите венчик и запустите его по узкому коридору, прямо навстречу топающим гуськом тварям. О результате, я думаю, вы сможете догадаться сами.
Далее у нас классический дробовик, альтернативный огонь из которого замораживает врагов. Расправляться с его помощью с мелкими боссами — одно удовольствие, учитывая чрезмерную хрупкость замороженных объектов.
Painkiller не был бы Painkiller'ом, если бы не коломет-гранатомет. Метко брошенная в толпу врагов бомба и насаживание на осиновые колья уцелевших — его предназначение. Затем идет мечта любого квакера и несбыточный сон любого анриллера — пулемет, к которому сумасшедший мастер приварил еще и рокетлаунчер. Божественное средство расправы с ордами нечисти. Добавьте сюда еще и возможность делать рокетджампы, про которую разработчики футуристических FPS в последнее время упрямо забывают — и вы поймете, какой зажигательный в результате получается deathmatch.
А на закуску — непонятного вида ранее не встречавшийся ни в одной игре звездочкометатель и молниеподжариватель. Нашпигуйте противника стальными сюрикенами для увеличения электропроводимости, а затем дайте ему и его ближайшему окружению потрястись в припадке внезапно нахлынувшей эйфории.
Ха-ха! Хотите больше драйва, тогда намотайте на ус, что в игре используется еще и физический движок Havok, результатами работы которого вы могли насладиться в Max Payne 2 и альфа-версии Half Life 2. Благодаря ему враги очень реалистично разлетаются в разные стороны и болтаются, прибитые за разные части тела кольями на стенах. Большинство объектов в игре можно двигать, ломать и крушить. Кстати, некоторые загадки решаются именно таким, столь непривычным для других шутеров способом: надо куда-нибудь залезть — посмотрите по сторонам, где-то может быть бочка, которую можно подтолкнуть к стене. А как непривычно, когда в ногах путаются трупы, которые лениво шевелятся под вашими нетерпеливыми пинками...
Маньяк
Дальше — больше. Голова идет кругом не только от физики, но в первую очередь от выдаваемой PAIN Engine картинки. Четкие, одни из лучших когда-либо виденных мной в играх текстуры. Великолепная анимация врагов, каждый из которых, несмотря на мерзкий внешний вид, обладает непередаваемой харизмой. И мелкие, но чрезвычайно приятные неожиданности вроде ворон, которые стаями слетаются на свеженькие, только из духовки, трупы. А чтобы было совсем уж интересно, когда вы соберете 65 душ, вам на несколько секунд позволят превратиться в самого настоящего демона с его демоническим черно-белым полуразмытым взглядом и яркими, кроваво-красными пятнами врагов, которые разлетаются на мелкие осколки от одной-единственной подачи.
Я несся по уровням, разбрасывая тварей направо и налево, со слезой бросаясь к финишу и с восторгом принимая каждый новый мир. Не разочаровал ни один. А жесткие металлические рифы, вырывающиеся из динамиков, да сочные звуки еще больше разогревали и без того кипящую от адреналина кровь.
Искусственный интеллект создан именно таким, каким должен быть в игре данного жанра. Скелетоны несутся на вас толпой, зомби меланхолично забрасывают мясом, прорабы шныряют между вагончиками, разбегаясь при вашем появлении. Спецназовцы эффектно стрейфятся, поливая вас огнем из пистолетов. А полуистлевышие фрицы, бегающие дружным строем, делают предупредительный залп вам в грудь и кидаются в штыковую. Убивать таких не просто приятно — это уже начинает доставлять наслаждение. Особенно жутко это смотрится со стороны, когда не вы сидите за компьютером, а позволили приятелю занять место за святая святых. Хаотичный взор, полураскрытый рот, торжествующие восклицания и вырывающийся из груди нездоровый звериный рев — именно это я и наблюдал (а жена, в свою очередь, сказала, что она наблюдала то же самое в моем лице).
Труп
Самое неожиданное в игре — это концовка. Легионы сломлены, генералы повержены, Люцифер поставлен на колени прямо в аду... ан нет! Поставлен, но не до конца. Много силы оказалось у принца тьмы, слишком много для простого смертного. Слишком хитер и коварен оказался враг, заманивший героя в самое пекло.
Даниэль Гарнер — человек, который смог в одиночку отбить атаку от рая, который заслужил себе пропуск на небеса, который плюнул на все и кинулся за своим врагом в место, откуда нет возврата — погиб. Умер. Или нет? Или это завязка на вторую часть? Нет ответа. Хотя о чем тут думать? Играть надо, нечего слезы лить!
Оценка: 9. Если и скажу, что такого я давно не видел, то я вам совру. Я такого не видел вообще! Несмотря на избитую как мир идею kill'em'all, эта игра настолько необычна, что всякие вылупившиеся до этого Serious Sam'ы и Will Rock'и на фоне Painkiller'а смотрятся лишь жалкими тенями, расплывающимися под его хмурым демоническим взглядом. Сочное, кровавое, жесткое и вкусное мясо. Обязательно попробуйте.
Lockust, lockust@tut.by
Диск для обзора предоставлен магазином компьютерной техники "NEXT маркет" на "Динамо"
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: FPS с небольшим ролев