Strategic Commander: European Theater Gold
Strategic Commander: European Theater Gold
Название игры в локализации: "Стратегия победы: Вторая мировая". Жанр: Wargame. Разработчик: Battlefront.com. Издатель и локализатор: "Акелла". Системные требования: Pentium II 233 MHz, 32 Mb RAM, 8 Mb Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 100 Mb Hard Disc Space.
И снова нашему вниманию представлена игра о Второй мировой. Игра является воргеймом, рассчитанным на тех, кто без этого жанра жизни себе не представляет. Те же, кто любит "обвести рамочкой войска и отправить их в атаку на базу", могут сразу бросить читать и бежать играть в Warcraft или его подобия. Ну, а мы с вами немного поговорим о самой войне.
Что такое, по сути, Вторая мировая война? Это противостояние двух блоков — держав Оси и союзников. Ось — это не только пресловутые Германия и Италия (разработчики пока ограничились европейским театром военных действий, так что о Японии вспоминать не будем), но и куча мелких стран (вроде Румынии или Венгрии). Союзники же представляют собой вообще какую-то кучу малу. От тоталитарного Советского Союза до "образцов демократии" — Великобритании и США. Что же касается игры, то в ней полноценнейшим образом воплотили идею противостояния блоков, а не отдельных государств. Воевать можно лишь за одну из двух сторон. Управлять (как в "Дне Победы"), скажем, Венгрией, не получится — извольте руководить всей Осью. С другой стороны, для ведущих стран (Германия, Италия, СССР, США, Великобритания и Франция) подсчет ресурсов и исследований идет отдельно.
Перед началом игры стоит определиться, какой из сценариев мы будем играть (еще, кстати, можно озаботиться игрой по e-mail: человек сильнее компьютера, что общеизвестно). Таковых всего шесть (хотя почему всего — этого числа вполне достаточно). Самый первый из них отражает войну с самого ее начала (вторжения немцев в Польшу). А последний начинается в "День "Д", который положил начало высадке западных союзников в Нормандии. Любой из этих сценариев к вашим услугам, но помните, что в 1946 году война завершится, так что, желая победить за немцев, не ставьте нерешаемых задач, пытаясь сделать это за отведенный короткий срок.
Помимо сценария надо выбрать условия игры. Так, большинству стран можно поставить условия вступления в войну (они могут оставаться нейтралами, вступать в войну в случайное время или же исторически). Также разрешается определиться, например, с советской тактикой "выжженной земли". Если, играя за Ось, вы ее разрешите, ничего хорошего при оккупации СССР вас ждать не будет. Советы будут разрушать все промышленно важные здания, а восстановление таковых требует времени, и немалого. Или, скажем, решите еще перед игрой вопрос, надо ли нам советские и югославские партизаны. Если надо, то периодически на уже захваченных территориях этих стран будут появляться регулярные партизанские формирования, ждать чего-либо хорошего от которых захватчикам не приходится. Да, в игре можно поставить "птичку" в графе, которая разрешает менять условия игры по ее ходу, что настоятельно рекомендую сделать — иначе сможете оценить все богатство возможностей. И еще рекомендую в обязательном порядке включить отображение гексов на карте, иначе будет просто неудобно играть.
Но вот сценарий выбран, и мы смотрим на карту. Что есть карта в "Стратегии победы"? Карта есть отображение Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, поделенное (согласно доброй воргеймерской традиции) на гексы сиречь шестиугольники (диаметр каждого из них, за редким исключением, равен примерно 80 километрам). На карте вы можете увидеть города (двух типов: столицы государств и все остальные), порты, шахты, нефтяные прииски, реки, горы, болота, укрепления и прочие полезно-информативные и утилитарные объекты. На карте также отображаются юниты, раскрашенные в цвета своих стран. На отдельной политической карте вы можете получить информацию о политической ситуации в мире: кто и за кого сейчас воюет, чья территория оккупирована, а кто остался нейтралом.
На карте видны наши войска и соединения противника (территория нейтральных стран открыта только для поверхностного наблюдения, их вооруженные силы скрыты). Войска по своему назначению делятся на четыре рода. Первый — сухопутные. К ним относятся пехотные части (двух видов), а также танковые группы. Вторые — военно-морские силы. Сюда "прописаны" крейсера, линкоры, авианосцы и подводные лодки. Третий — авиация. В нее входят воздушные флоты (включающие в себя одновременно истребители, штурмовики и тактические бомбардировщики) и стратегические бомбардировщики. Ну и, наконец, ракетные войска. Изначально они весьма слабы, но, если их развить, будут вполне окупать затраты на свое производство. Особняком стоят военные штабы, которые после своего приобретения будут улучшать характеристики ваших войск.
Каждая из крупных воюющих стран (их шесть) после своего вступления в войну начинает получать так называемые Очки Военной Продукции (ОВП). Количество таковых зависит от количества и качества контролируемых страной ресурсодобывающих точек на карте. ОВП приносят вам города, порты, шахты и нефтяные прииски (причем последние два приносят больше, чем на них написано на карте, и являются самыми экономически выгодными пунктами). Куда же тратятся эти ОВП? Мы с вами уже знаем, что игра посвящена войне, а значит, "все для фронта, все для победы". Именно этот лозунг наилучшим образом отражает ситуацию. ОВП можно потратить на пополнение и улучшение количественного состава своих частей, на проведение исследований в разных областях военной науки, на приобретение новых военных подразделений. Не так много направлений, как хотелось бы (например, неплохо бы больше внимания уделить экономике), но для эпохи тотальной войны вполне достаточно.
Разберем вышеупомянутые моменты подробнее. С пополнением подразделений, думаю, понятно. Есть только один маленький момент. Осуществить его можно не всегда, и ваша армия, запертая противником на каком-либо участке фронта, просто не будет иметь такой возможности (в самом деле, 6-я армия Паулюса пополнений в Сталинграде не получала). Что касается улучшений, тут еще проще: ваши войска просто получат возможность увеличить свой численный состав (базово он равен 10, а в итоге можно довести до 15). Но учтите, что в боях части получают опыт, а пополнив или улучшив их, частичку этого опыта (из-за прихода новобранцев) вы потеряете.
Приобретя новые подразделения, вы сможете разместить часть либо на территории своей страны, либо на территории оккупированного государства (в последнем случае — только в городах, да и то не во всех).
Что касается исследований, то они проходят следующим образом. Вы приобретаете единицы исследований (грубо говоря, покупаете лабораторию с учеными), а после направляете пункты исследований на одно из предложенных направлений. Чем больше пунктов вложено в какое-либо исследование, тем больше шанс на ваше "продвижение" в указанном направлении (правда, больше десяти условных лабораторий построить все равно нельзя). Исследования бывают самые разнообразные. Так, можно исследовать тяжелые танки, и это не только позволит вам приобретать большие по количественному составу танковые подразделения, но и значительно улучшит боевые характеристики одной отдельно взятой танковой группы. А можно вложить очки исследований в развитие промышленности. Здесь оно сделано несколько нестандартно. Вы не получите большей отдачи от городов и прочих шахт. Просто все войска будут стоить дешевле, вот и все (но мы же уже договорились, что "все для фронта").
Теперь собственно о войне. Как нетрудно догадаться, сухопутные войска перемещаются по суше, морские — по морю, а самолеты летают как хотят (в пределах своей дальности). Но учтите, что передвижение сухопутных и морских подразделений замедляется не только элементами рельефа на суше (горами там или реками), но и отрядами противника (как на суше, так и на море). Каждый отряд обладает набором характеристик, в котором, помимо численности, отражены его способности к атаке на различные роды войск, к защите, к маневру и некоторая другая информация. Характеристики эти стоит внимательно изучить хотя бы для того, чтобы знать: не стоит в лоб атаковать прокачанную танковую группу захудалым пехотным корпусом — вас просто убьют (ярким примером служит кампания "Цитадель", где попытка атаковать даже армией на танки, скорее всего, будет стоить вам большей части этой армии). В общем, перед покупкой нового юнита стоит определиться, что вам нужно.
Ведя военные действия, всегда стоит не только учитывать свои планы, но и просчитывать возможности противника. Ведь, оголив даже маленький участок фронта, можно допустить прорыв армии врага в ваши тылы, а это не только потеря города (пусть даже временная), но и трата ценных ресурсов, которыми вы могли бы распорядиться гораздо лучше противника. Так что просчитывайте варианты.
Никаких особых трудностей освоение войны "на суше и на море" не представляет. Пожалуй, упоминания достоин лишь факт, что подлодки могут уходить от атак со стороны авиации и надводных кораблей. В остальном разберетесь сами. А вот об авиации стоит рассказать несколько подробнее. Воздушные флоты способны не только проводить атаки на соединения противника, но и отражать вражеские атаки на подразделения в радиусе их действия. И враг (при включенном "тумане войны") "огребет" очень "не мелко", пытаясь атаковать с воздуха куда не надо. Ну, а стратегические бомбардировщики предназначены для той же цели, что и в реальной жизни. То бишь атаковать предприятия противника. На мой взгляд, как и в реальной жизни, они слишком дороги по отношению к приносимой пользе. И воплотить теорию Дуэ вам вряд ли удастся: или победите раньше, или враг победит. Так что это, наверное, единственный полностью бесполезный род войск.
Каждый штаб может командовать пятью подразделениями. При этом они не должны находиться от него слишком далеко. Подразделения под руководством опытного генерала (адмиралы в игре не предусмотрены: сказывается преимущественно сухопутная направленность военных действий в Европе, в отличие от Тихого океана) способны на многое. Кстати, у генералов разные способности к командованию, и Роммель однозначно сильнее Ворошилова. И еще: штабы отличаются не слишком высокой скоростью передвижения. Если угнаться за пехотой еще в их силах, то за танками — вряд ли, так что думайте, как поступить, если ваши танковые группировки пошли в прорыв. С другой стороны, воевать без высшего штабного командования войскам пока также никто не запрещал (по крайней мере, в этой игре).
Наиболее интересной является игра, в которой вы ставите другим странам случайные условия вступления в войну. Тут может произойти практически все, что угодно. Правда, есть отдельные моменты, которые сохраняются всегда. Например, СССР после захвата Германией Польши оккупирует ее восточную часть (немцев тут никто не спрашивает). Хорошо хоть, что там ничего ценного нет.
А в общем развитие событий может пойти как угодно. Вот только СССР и США (при случайном условии вступления в войну) будут относиться к Оси все хуже и хуже (зависит от количества оккупированных или вступивших в Ось стран). А уж такие шаги, как оккупация Балтийских стран, вообще поставят Германию на грань войны с восточным соседом. С другой стороны, нападение СССР на Финляндию ничего хорошего в геополитическом смысле для первого не несет. В общем, умело ведя внешнюю политику, всегда можно добиться многого. Жаль только, что в данной конкретной игре нам доступен лишь один серьезный внешнеполитический инструмент — объявление войны.
Перед тем, как завершить обзор, хотелось бы немножко поговорить о возможных путях развития сценария. Например, был у меня такой курьез. Играю за Ось, Италия пока не воюет, Бельгию и Нидерланды не трогаю, сижу тихо-мирно. И вдруг в феврале 1940 года Франция и Великобритания нападают на эти маленькие страны. Само собой, те незамедлительно вступают в Ось, я получаю дополнительно два юнита (и немножко ОВП), а Франция в итоге через год признает свое поражение и сдается. Или еще. Решил я "приколоться", и сразу после разгрома Польши (на что хватило двух ходов) напал на Советский Союз. И с удивлением обнаружил, что, несмотря на мои весьма слабые на тот момент вооруженные силы, у противника силенок, пожалуй, не больше. Хотя СССР и был очень мощной экономически страной (а играл я еще и при "выжженной земле", и с партизанами), но менее, чем за два года, он был полностью повержен (включая Свердловск, куда переехало правительство Советов). Ну и третий пример. Играю за союзников. На западном фронте обороняюсь, коплю силы. Италия летом 1940 года вступает в войну. А я перебросил все военно-морские силы Великобритании и Франции, разбив немецкий флот, в Средиземное море. Результат — при поддержке авианосцев наши доблестные войска разбили Италию и вышли к южным границам Германии. Итог для Оси был, мягко говоря, печальный. Так что простор для вариантов исторического развития практически неисчерпаем, и попробовать осуществить свой собственный план войны на практике вам никто не мешает.
Графика в игре, само собой, не блещет — это обыкновенный воргейм, нацеленный на смысл, а не на внешний лоск. А вот музыка неплоха, жаль только, через некоторое время надоедает однообразностью.
Оценка: 7. Качественный wargame, посвященный событиям Второй мировой войны. Истинное воплощение концепции "тотальной войны" на экранах мониторов. Всем, кто еще не устал командовать армиями и передвигать фишки на карте, пытаясь привести к победе в войне свою сторону, рецептом (в лице данного обзора) прописано.
Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Диск для обзора предоставлен компанией "ВидеоХит"
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных