Patrician III: Rise of the Hanse. Патриций, или как закалялась Ганза


Patrician III: Rise of the Hanse. Патриций, или как закалялась Ганза


Название игры в локализации: "Patrician III: Расцвет Ганзы". Жанр: экономическая стратегия. Разработчик: Ascaron Entertainment. Издатель и локализатор: "Акелла". Похожесть: Patrician II, Port Royale. Системные требования: Pentium II 233 MHz, 32 Mb RAM, 8 Mb Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 700 Mb Free Disc Space

Ганза — это союз балтийских городов, который возник в XIII веке и просуществовал до века XVII. Ганзейский союз не являлся государством в современном смысле этого слова: это был союз купцов, которые собирались вместе для того, чтобы облегчить торговлю в пределах своего балтийского ареала. И в то же время, не являясь государством, Ганза была очень богата и влиятельна. Во власти Ганзейского собрания было не только наложить пошлины на какой-либо город, но даже и объявить его полную блокаду, что имело катастрофические последствия для его экономики. Да и, к тому же, Ганза сама вела войны в случае, если задевались ее торговые интересы. Так, ею как-то была выиграна война с датским королем, который попытался ввести для ганзейских городов новые пошлины. И королю, единовластному правителю целого государства, пришлось отступить перед союзом купцов!

Настоящую силу представляли собой города-государства (вроде Любека или того же Новгорода), которые иногда формально подчинялись князьям, но в основном заботились о своих собственных торговых интересах. Купцы из Любека или Ростока были хорошо известны не только в Северной Европе, но и в Средиземноморье, и на Востоке. И только когда экономические центры стали перемещаться на побережье Атлантики, ганзейские города стали резко терять в богатстве и влиянии. Произошло это где-то после открытия Америки. А вот в игре все может пойти по-иному, но не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.
Игрой занималась компания Ascaron Entertainment, прочно удерживающая за собой нишу торгово-экономических стратегий в период Средних веков и Нового времени. За последнее время у "Аскарона" из общего ряда выбилась лишь игра Tortuga, а все остальные упрямо разрабатывают старые прииски. И не зря: проработка практически всех деталей в последней игре, которую мы сегодня рассматриваем, настолько на уровне, что даже неясно, что еще можно добавить. Но Ascaron найдет, и четвертый "Патриций" станет лучше третьего. И еще: отдельное спасибо "Акелле" за отличную локализацию. Работа выполнена на высшем уровне, и ребята по праву могут ею гордиться.

Игра начинается с обучающей миссии. А дальше перед игроками открывается возможность выбора либо кампаний, каковых несколько, либо свободной игры ("песочницы"). Кампании, по сути, это отдельные сценарии с жестко заданными параметрами и условиями победы. Например, по Европе прошла чума, и вам за очень короткий срок предстоит восстановить численность населения родного города до указанного уровня. Или же достичь нужной суммы личного капитала к, опять же, указанному четко сроку. В общем, кампаниями стоит заниматься только тем, кто уже освоил игру в совершенстве. Остальным — поначалу "потренироваться" на свободной игре, которая представляет собой то, что в глобальных стратегиях окрестили словами Grand Campaign. Задаем стартовые условия (начальный капитал, количество кораблей, родной город), выставляем уровень сложности (настроить можно практически любой параметр: сложность сражений, торговли и прочее), ставим стартовую дату, и — вперед, покорять Ганзу. Покорять в том смысле, что вы можете поставить себе в качестве условия победы достижение руководящего поста в Ганзейском союзе. Можете сами от себя потребовать добиться огромной денежной суммы на счету. Но никто не запрещает и просто играть, не преследуя никаких особенных целей, а живя в мире "Патриция", благо игра это позволяет, заставляя вспоминать свободу незабвенной Elite, пусть и не в том месте и не в то время. Кстати, прежде чем начать свободную игру, учтите, что не всем городам, представленным на карте, даны равные права. Какие-то из них — полноправные члены союза, а другие обладают лишь чем-то вроде ассоциированного членства. Ладога, к примеру, полноценным ганзейским городом не является, а вот Любек — совсем наоборот. А от членства в Ганзе города зависят и ваши возможности. Выбирайте с умом.

Запустив игру, попадаем на карту Северной Европы. На ней 24 города, растянутых по побережью Балтики и Северного моря от Брюгге до Новгорода. Именно между ними будет вестись торговля. Но есть еще и города, не показанные на этой карте. О них разговор чуть позже. Изначально вы находитесь в выбранном родном городе, владеете судном и определенной суммой на счету. Зданий в городе достаточно много, и некоторые из них требуют отдельного рассказа, посему пробежимся "галопом по Европам".
Контора — центр вашей деятельности. Здесь вы можете не только получить множество полезной и ценной информации — она позволяет также вести строительство в городе производственных зданий. А без производства вы не сможете добиться сверхприбылей. Плюс при конторе есть небольшой склад, что также будет неплохим подспорьем на первых порах. И еще в ней можно нанять управляющего, который будет выполнять заданную вами программу. Например, купить столько-то бочек пива по цене не выше такой-то. Далее плотным блоком следуют городские здания. Наиболее интересные среди них — школа, увеличивающая количество зажиточных слоев населения, церковь (куда ж без опиума для народа-то), таверна (наем моряков, капитанов, задания и многое другое) и гильдия, куда при первой возможности стоит записаться (благо взнос не так уж велик). Еще рекомендую строить жилье, которое поднимает вашу популярность у живущих там граждан постоянно и неуклонно. Ну и, наконец, производственные постройки. Тут уж, как говорится, на вкус и цвет. Но о производстве мы с вами еще упомянем.
Итак, пора приступить к торговле. Закупаем какого-нибудь товара и отправляемся в свое первое плавание. Не печальтесь, если первый поход станет неприбыльным, и вы закупили не тот товар. С нами всегда магический Save/Load, который выручит даже самого неумелого торговца из невыгодной ситуации. Лучше всего поначалу просто поплавать по городам, осматриваясь, где, что и по какой цене лучше всего приобретать. Несколько подсказок: в Мальме выгодно покупать железо, а Новгороде — меха (и кто бы мог подумать:)). Ну, а пройдет время, и вы сами будете прекрасно ориентироваться в водовороте цен.

На чем торговать? Видов кораблей четыре штуки. Правда, последний из них (хулк) появляется очень не скоро (примерно с середины XIV века), так что, начав играть с 1300 года, вам до него еще плавать и плавать. Само собой, чем мощнее корабль, тем больше на нем товарная площадь, тем больше можно нанять моряков и поставить пушек (пираты ведь не дремлют). Но в то же время только корабли первых двух видов могут заплывать в города, расположенные на реках. И попасть на том же хулке в Новгород просто невозможно. Так что стройте свою торговую империю разумно, сочетайте все виды кораблей, и счастье обязательно придет.
Поначалу вы будете руководить всей торговлей лично, так как денег немного, и уходят они все на торговлю. Но настанет все же тот счастливый момент, когда деньжат на строительство нового корабля накопится предостаточно. Заказывайте его постройку на верфи и ждите момента схода со стапелей. А пока вы ждете, расскажу вам немного о строительстве кораблей. Итак, строятся они на верфях, но для их заказа надо не только деньги, а и определенное количество материалов. Если в городе этих материалов нет, вам придется либо ждать появления таковых, что может занять месяцы, либо привезти их самолично (последнее значительно ускорит процесс). Но это еще не все. Дело в том, что за строительство кораблей верфи получают опыт. Именно поэтому рекомендуется строить все свои корабли на одной и той же верфи. Уже через 10-20 лет игры выходящий с нее "конечный продукт" будет гораздо выше по качеству, чем у других производителей.
Помимо постройки, корабли можно ремонтировать и улучшать. Основная задача всякого улучшения — приобретение мест под вооружение. Но не стоит забывать, что места под оружие занимают торговые площади, и до зубов вооруженный крэй не сможет быть выгодным кораблем в смысле торговли. Так что наилучший выход — четкое разделение кораблей на военные и торговые.

Но вот корабль достроен. Пришла пора решить, что с ним сделать. Есть три варианта. Первый — включить его в состав лично руководимого вами каравана. Тут все просто и понятно. Второй — отдать корабль подвернувшемуся капитану, дав ему указания, каким торговым маршрутом пользоваться и какие товары приобретать (схема похожа на ту, что дают управляющему конторой, только содержит несколько городов). Капитан, особенно если он сведущ в торговле (у каждого капитана есть характеристики, позволяющие узнать его умения в военном деле, торговле и навигации), будет приносить вам неплохую прибыль, особенно если маршрут вами уже тщательно рассчитан и проверен.
Но есть и третий вариант, весьма, прямо скажем, неординарный. Можно отдать свой корабль пирату, который пообещает взамен процент от взятой добычи. Причем можно отдать ему даже "покалеченный" корабль без вооружения, а пират все равно будет захватывать корабли и приносить вам прибыль. Как это ему удается, вопрос отдельный, достойный хорошего научного трактата. Скажу лишь, что сдавать корабли пиратам в вечную аренду (вам их уже никто не вернет) — дело прибыльное, несмотря на все возможные штрафы, которые могут на вас наложить в случае поимки протеже. И остановить от такого "заработка" вас могут лишь соображения высокоморального характера.
Раз на море есть пираты, значит, есть и военные действия. Именно в расчете на них на кораблях предусмотрены места под вооружение. Рано или поздно какой-нибудь особо смелый (или слишком хорошо вооруженный) пират нападет на вас. После чего вы попадете на локальную карту боя. Перед его началом оцените свои силы. Если корабль ваш не слишком загружен, а пираты сильны, можно попробовать уйти от них — выход за край карты сражения автоматически означает бегство. А вот если скорость невысока (корабль забит товаром), а пираты значительно сильнее — лучше сдаться. Потеря товара все же выгоднее, чем потеря и товара, и корабля. Ну, а если вы рождены, чтоб пиратов сделать пылью, всегда можно попробовать это осуществить. Бой ведется как орудиями катапультно-баллистного типа, так и пушками (последние появляются в более позднее время — поначалу обойдетесь катапультами). Врага можно не только поразить и затопить, но и взять на абордаж, для чего команде стоит прикупить абордажных сабель (кстати, теперь их, в отличие от предыдущих игр, можно покупать совершенно легально). Естественно, последний вариант предпочтительнее, так как захваченный корабль считается полностью вашим, и все три упомянутых варианта его судьбы вам также доступны. А вообще схема боя практически полностью повторяет таковую в других играх компании и трудностей не вызывает.

Напоследок о других способах зарабатывания денег и политике. Деньги можно зарабатывать, давая их в рост другим торговцам. При этом стоит помнить, что они их могут и не вернуть. В таком случае остается только описать их имущество, что не вернет полностью потерь, или же великодушно простить долг, что поднимет ваш авторитет среди населения. Еще один способ заработка — строительство предприятий. Таковые бывают добывающего и производящего характера. Предприятия стоят денег на свое содержание и производят некоторое количество товара (зачастую требуя ресурсов к его производству). Чтобы решить вопрос, надо ли строить именно здесь лесопилку, посмотрите информацию о городе. Если производство леса будет указано там как выгодное — стройте не задумываясь (хотя это я скорее для примера сказал: лес, в отличие от того же железа, — не самый выгодный товар).
Ну, и еще один способ "деньгокачательства" — посылка экспедиций в дальние страны. Помимо стандартной игровой карты, есть еще и общемировая. Поначалу вам на ней мало что известно. Членство в гильдии позволит узнать об открытиях других торговцев. Но вы и сами можете снаряжать экспедиции, открывая "земли незнаемые". Так, экспедиция торговца Моргула Ангмарского открыла Америку в 1302 году. Ну и кто после этого Колумб:)? Само собой, открытия делаются не из альтруистических соображений. Тем же американским индейцам можно очень неплохо сбывать промышленные товары (это прибыльнее европейской торговли). А из Турции можно привезти пряности по баснословно низкой цене. Занимайтесь заморской торговлей: это дело, хотя и требует удачливости, свою лепту в ваш капитал внесет.

Постепенно вам захочется чего-то большего, чем просто торговля (особенно когда ваш личный счет перевалил за несколько миллионов, а количество караванов и предприятий не поддается исчислению). Тут и вступает в игру новое направление — политика. Сразу учтите, что дело это не столько грязное, сколько деньгопотребляющее. Ведь для улучшения отношения к себе придется не только строить здания в городе (родном — непромышленные здания в других городах смысла не имеют), но и устраивать праздники, делать пожертвования и осуществлять много других мероприятий. Зато, став лорд-мэром своего города, вы получите доступ, например, к его вооруженным силам или к возможности расширения его стен. А знаете, насколько приятно отразить самолично нападение бродячего отряда наемников? Это, пожалуй, не хуже, чем экспедиция в Америку. Но и это еще не все: у вас появится еще и возможность стать главой всего (!!!) Ганзейского союза. И вы будете вершить не только внутреннюю политику своего города, но и принимать решения за всю Ганзу. Согласитесь, такая возможность стоит потраченных на нее времени и денег.
Напоследок пару слов об оформлении. Ни графика, ни звуковое оформление никаких новых достижений в технологиях нам не покажут. Стандартное аскароновское 2D, пусть и относительно неплохо нарисованное. Обычное звуковое оформление, но все это меркнет в сравнении с геймплеем. В общем, главная задача графики и звука — не отвлекать и не раздражать игрока — выполнена на достойном уровне.

Оценка: 7. Лучшая на данный момент стратегия экономико-торгового направления. Практически все доступные возможности (от торговли до войны и открытий) не оставят ни одного настоящего стратега-экономиста равнодушным. А имя разработчика придает игре дополнительный вес.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Диск для обзора предоставлен компанией "ВидеоХит"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета