Augustus
Augustus
Жанр: action. Похожесть: Hitman, Enclave. Разработчик: Collision Studios. Издатель: Atari. Количество дисков: 1. Системные требования: PIII-800; 128 Mb RAM, 32 Mb VRAM
Как мало нужно для счастья...
Король умер — да здравствует король! Гай Юлий оставил после себя огромную империю, практически единоправящую всей Европой. Но прошло совсем немного времени, прежде чем Римская Империя была охвачена огнем гражданской войны между Марком Антонием и Гаем Октавианом (позже получившим имя Augustus — Август). Нетрудно вспомнить, что Гай Октавиан победил, а Марк Антоний со своей подругой Клеопатрой решил уйти из жизни с честью. Тут бы и сказочке конец, да вот остался неизвестным народу трудовой подвиг удалого парня Титуса Гладиуса, что на посылках у Августа выполнял секретные поручения в качестве элитного воина. Фамилия знакомая и примечательна: гладиус — короткий римский меч, который и дал название профессии гладиаторов. Понимаете, к чему я клоню? Да-а, Титус — великий гладиатор, покоритель сердец граждан Рима. Не скоро, ох не скоро перестанет задевать разработчиков успех фильма "Гладиатор" про безумного Максимуса aka Mad Maximus! И не только благодаря его полководческим успехам, воспетым в тех же Praetorians, но и на почве зрелищ для народа. Из последнего можно было бы зарядить тот же Gladiator, который больше тяготел к аркаде. Тут же другое дело: пациент обработан настолько, что приставочные корни особо не беспокоят — единственное, что взбесило, так это отсутствие инвертации мыши. Точнее, инвертировать можно, но только и по горизонтальной, и по вертикальной оси. Для обладателей рулей, наверно.
Сюжет игры разворачивается вокруг событий того времени: бравого парня Титуса, ныне бросившего бесперспективный в реалиях гражданской войны гладиаторский спорт (зрелищ народу хватает), просят не ввязываться в кровавые баталии, а разбираться тихо и деликатно. Никакого криминала, все законно: святая цель каждого гражданина Рима разобраться с мятежниками и бандитами, спасти заблудший патруль, найти доказательства причастности к повстанцам подозрительного элемента. И далее в том же духе. Но есть одно "но" (в этом предложении их даже два). Наш герой круто ошибся местом рождения: в древнеримско-греческой звездной канцелярии вообще с головой не дружили. С его умениями рыцаря плаща и кинжала ему бы родиться где-нибудь в феодальной Японии — там его таланты оценили бы по достоинству. Ибо безо всякой подготовки Гладиусу искусство ниндзюцу известно если и не на уровне ловкого Джубэя (Ninja Scroll), то уж точно не хуже, чем Фандорину и черепахам-ниндзя. Ведь герой в душе — не воин на арене, размахивающий двуручным мечом (римляне, кстати, использовали исключительно короткие мечи — они сподручнее), а тихо крадущаяся в ночи тень с вострым кинжалом в руке.
...если учесть...
Звучит весело? Не спешите радоваться, сейчас я расскажу, что отделяет игру от твердой "девятки" (а задумка ой как неплоха!). Это графика. Она, не побоюсь этого слова, ужасна. Разработчики пошли по пути наименьших умственных затрат и сделали малополигональные модели в стиле "Серьезного Сэма" и обтянули их отличными текстурами. Лица прорисованы на уровне Max Payne (1, а не 2), а они мне еще тогда не нравились, так что графика трехгодичной давности минимум, если не обращать внимания на реалистичные текстуры. Движения персонажей навевают неприятные воспоминания о Heroes IV, Morrowind и рекламах о средствах против радикулита. О дерганьях персонажей я расскажу позже, но вот что хорошо — это свет. Ввиду "ниндзявости" геймплея герою часто приходится прятаться в темных местах (есть даже специальный индикатор затененности), а они разбросаны по уровню весьма щедро. Вот и получается, что все идеи разработчиков в плане графического исполнения игры пошли на обрисовку факелов и других осветительных приборов.
Однако спасает геймплей. Он копирует лучшие моменты "Хитмана". Вы представить себе не можете, какое удовольствие приносят простые человеческие радости вроде вырезания себе подобных. Когда под покровом ночи герой тихо подходит к одиноко стоящему на посту воину и быстрым, сильным, но тихим движением обрывает его короткую, но содержательную жизнь, хочется громко аплодировать, но нельзя — другие могут услышать. Однако из-за шпионской направленности игры враги ведут себя странновато. С одной стороны, у них дикие проблемы со зрением — иногда они практически в упор не замечают Гладиуса, но с другой — часто преподносят сюрпризы. Например, есть такая полезная вещь, пилум — короткое древнеримское метательное копье. Герой метает его на далекое расстояние по очень правдоподобной траектории, которая даже отображается на экране, дабы вы не зарядили пилумом в потолок. Так вот, среднему врагу хватает одного попадания. И когда герой попадает, куда хотел, стоящий рядом второй противник, увидев смерть соседа по казарме, достанет меч и пойдет на разборки в сторону, откуда вылетело копье. Ничто не мешает в таком случае тихонько пробраться к трупу, взять копье, подождать возвращения второго противника и с невероятной жестокостью отправить его на встречу к первому. А если вы промахнетесь, враг, заметив вас, ответит вам вашим же копьем.
Кроме того, враги часто патрулируют просто так, от скуки. Мало того, что убить их сложнее: в движущуюся мишень трудно попасть копьем, а тем паче подкрасться, — так еще, заметив труп, они громко орут и зовут подмогу. А зачем лишние проблемы? Потому вам дана возможность взвалить на плечи труп поверженного врага и отнести его в безопасное место. Что приятно, убивать противников тихо вы должны не по конкретному сценарию, а как захотите: враги постоянно передвигаются и останавливаются в самых разных местах, что позволяет действовать по своему усмотрению.
...что горе...
Хотя, если отвлечься от подлых ударов в спину, то теоретически можно всех перебить в относительно честном бою. Относительно потому, что, если вы пойдете напролом, то противостоять вам постоянно будут два-три, а то и больше противников. А ваш герой не Брюс Ли, чтобы убивать врагов толпами — даже один противник вряд ли оставит вас без единой царапины в честном бою. А несколько и подавно. Скорее всего, это благодаря местной боевой системе. Удар есть только один, и одно и то же оружие отнимает одинаковое количество жизненной силы вне зависимости от того, какие кренделя выписывает герой (а у него несколько разных движений). Плюс блок. Ужасный блок. Так как щитов в игре нет (Почему? В заставках есть!), герой стыдливо прикрывается мечом. Во время атаки врага, куда и как бы он ни бил, его оружие натыкается на невидимую стену, а герой и не шелохнется. Да вспомните хотя бы Blood Omen 2 двухлетней давности. Нельзя, стоя бревном, отражать одновременные атаки трех человек! Однако враги отличаются той же демонической способностью. Кроме того, движения и врагов, и Титуса по грациозности и натуральности сравнимы разве что с моей первой попыткой управлять марионеточной куклой. Кошмарное зрелище. Впрочем, миссии к третьей вы привыкнете. Бой разительно отличается от милого моему сердцу Chaos Legion, но игра обыгрывает его за счет другого. Вместо тамошнего ужаса-летящего-на-крыльях-ночи, крутящегося волчком с мечом в обнимку, Титус аккуратно отражает атаки и контратакует — примерно как в Enclave, но не так динамично. Да, из оружия есть еще неудобный топор, по полезности сравнимый с гибридом акулы и золотой рыбки. Исполняет три последних желания.
Меня сильно порадовала демократичность игры в плане возможностей прохождения. В том же "Хитмане" при попытке вырезать всю карту вас называют больным на голову и многозначительно крутят пальцем у виска. А за тихий и спокойных марш через толпы врагов могли даже пушку получше дать. В Augustus можете поступать как хотите, но из-за отсутствия ролевых элементов убийство противников ровно ничего не дает. Исключение составляют мини-задания, когда имеется возможность кого-нибудь спасти. В награду дают лечебное зелье или что-нибудь подобное. Однако, что характерно, никто не заставляет заниматься благотворительностью в пользу беззащитных граждан.
А вот заставки — это что-то. Кажется, в последний раз игру с реальными актерами я видел года три назад (Red Alert 2). Здесь заставок МНОГО, и выполнены они на самом высоком уровне. Явно талантливого режиссера натравили на эту задачу, отлично смотрятся сцены сражений (хотя не идеально — бюджет скромной игры разительно отличается от голливудского фильма вроде "Гладиатора") и встречи великих личностей, жаль только, для самого Титуса Гладиуса места не нашлось. Оно и понятно: видео рассказывает о судьбах мира, а тут рядовой спецназовец.
Игра цепляет еще и озвучкой. Наши пираты даже не поленились озвучить все диалоги и выкрики. Враг стоит, посвистывает, несколько врагов могут переговариваться, но стоит им заметить вас, как они начинают громко кричать: "Я тебя заметил, выходи!" (чистой воды блеф, конечно) или "Где же этот @#$%?", или "Тебе не выжить!". Ничего особенного, но душу греет. Конечно, без ляпов не обошлось: все упорно называют кинжал щитом и иногда порют чушь. Неплохо перевели и заставки, и разговоры, хотя голоса обоих актеров я узнаю с первого возгласа (именно они за месяц до премьеры выдали Lord of the Ring 3 на одном диске).
Музыкальное сопровождение серо и обыденно. Только в заставках поигрывает что-то эпически-возвышенное, в остальное время — банальные сочетания осточертевших семи нот.
...от ума
В общем, если закрыть глаза на графику, временами странный перевод и банальные ляпы (меня до сих пор мучает вопрос, почему для Титуса не нашлось лука? Понятно, что не гладиаторское оружие, но топор зачем-то дали), то играть можно. Даже вполне ничего. Шпионский геймплей принуждает шевелить извилинами. Удивляет другое. С виду игра практически полностью консольна по исполнению, однако ужасная графика говорит об обратном. Вспоминается Grom, во всем копирующий Final Fantasy, но, тем не менее, стопроцентный писишный проект, эдакий анклав приставок на великом персональном с плохой для приставок графикой, но хорошим геймплеем. Игра, конечно, пройдет незамеченной, несмотря на богатенького издателя и, судя по заставкам, большой бюджет. Но все же она заинтересует определенную группу людей, пусть и ненадолго...
Оценка: 6. Шпионский слэшер, больше "шпионский", чем "слэшер". Безусловно хорош, однако многочисленными недоработками ограничивает радость игрока, заставляет думать о все-таки бренности всего консольного, но не JRPG'шного.
Волчок Алексей aka BladeL
Диск предоставлен фирмой "Медиакрафт"
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: action. Похожесть: Hi