Victoria: Empire of the Rising Sun
Victoria: Empire of the Rising Sun
Жанр: глобальная стратегия. Похожесть: Hearts of Iron, Europa Universalis. Разработчик: Paradox Entertainment. Издатель: 1С/ snowball.ru. Количество CD: 2. Системные требования: Pentium II — 300 MHz, 64 Mb RAM, 16 Mb 3D video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 800 Mb Hard Disc Space.
Королева Виктория — одна из самых интересных и могущественных правительниц Британской империи, да и государства мирового масштаба за всю историю. Именно при ней Британия стала править миром. Именно тогда начался расцвет британской культуры, политики, экономики. Не зря ту эпоху назвали "викторианской". И не зря игроделы заинтересовались тем периодом истории человечества. Как обычно, в авангарде всех разработчиков истинных стратегий идет компания Paradox Entertainment, основоположник жанра глобальных стратегий. И, как уже стало традицией, мы получили очередную хорошую игру от "Парадоксов" в традиционном для них жанре. Игру, на которую не жалко потратить драгоценное время своей единственной и неповторимой жизни.
Уже посмотрев на обложку компакт-диска, можно четко определить границы исторического периода, в течение которого будет происходить игровое действо. Нам предложат время с 1835 по 1920 годы. Это было время, когда великие империи колонизировали еще "не цивилизованные" участки света, время, когда интересы Великобритании, Франции, Пруссии, Австро-Венгрии, России и прочих государств более мелкого масштаба сталкивались между собой. Время возникновения новых товаров, услуг, политических партий, родов войск и прочая и прочая. Вы удивитесь, но все вышеперечисленное отражено в игре.
Попав в игровое меню, видим предлагаемые нам три кампании. Среди них традиционная Grand Campaign, вторая кампания, посвященная периоду с 1861 года, и, наконец, кампания "Великая война" (нетрудно догадаться, она стремится поведать о первой глобальной войне в истории человечества — Первой мировой). Как и в предыдущих играх от Paradox Entertainment, мы всегда можем выбрать любое из присутствующих на карте мира государство (а таковых несколько сотен). Так что, если желаете, — объединяйте Германию с Пруссией или же, наоборот, попытайтесь доказать всем, что Мексика — тоже великая держава. Простор для действий огромный, и реиграбельность на максимально высоком уровне.
Страна выбрана, кампания также, карта загружена. Перед глазами игрока — карта мира. На этот раз мы видим некоторое отступление от традиций в сторону, скажем так, углубление. Мир поделен на провинции, а провинции — на более мелкие единицы (назовем их регионами). Каждая провинция может содержать от одного до более чем десятка регионов. Что интересно, одна провинция может быть поделена между несколькими государствами.
Экономическая система в "Виктории" построена лучше, чем в любой из до сих пор встречавшихся мне стратегий (соперничать сможет, пожалуй, лишь Capitalism). Существует масса товаров, каждый из которых кто-то производит. Некоторые товары — чисто сельскохозяйственная продукция, некоторые можно производить только промышленным путем. Для производства многих товаров необходимо сырье (товар менее низкого уровня), которое надо либо добыть, либо приобрести у того, у кого данное сырье наличествует. В общем, пока не начнешь вникать в экономику игры самым серьезным образом, голова немного пухнет от обилия информации. Зато уже через пару-тройку часов вы станете с экономикой "на ты" и легкими движениями мыши будете направлять торговые потоки, организовывать производство и т.д. и т.п.
Если сельскохозяйственную продукцию можно производить в каждом регионе, то фабрики (производящие промышленные товары) строятся только в провинциях. Фабрик можно построить сколь угодно много, да вот беда, на них должны работать рабочие и клерки, а их еще надо "воспитать".
Дело в том, что население в провинциях делится на так называемые Pop (от слова Population). Каждый Pop принадлежит к какому-то социальному слою населения. Например, бывают сельскохозяйственные, рабочие, капиталистические и многие другие Pop. Но просто так, на ровном месте, они не возникают. Единственная категория населения, с которой у вас не будет никаких проблем, это сельскохозяйственные рабочие, обычно их предостаточно. Остальные же появляются в зависимости от многих условий. Например, в государстве, где плохо относятся к промышленности, реформам и образованию, вряд ли будет много капиталистов. А если вы пропагандируете отделение церкви от государства, то клерики будут не только "мутить" народ, но и покидать вашу страну (как это ни странно, но от них тоже бывает польза — в виде спокойствия народа). В общем, забот с различными категориями населения хватает, так что поразмыслить в области внутренней политики будет над чем.
Как правитель страны, вы имеете право проводить в своем государстве реформы. Вы всегда можете разрешить существование партий (того или иного толка), провести социальные изменения в государстве (назначив пенсии или повысив заработную плату), изменить политический строй. Все это незамедлительно повлияет на всю страну, отношение к вам населения, рост количественный разных его категорий, промышленную продукцию и т.д. Например, снизив продолжительность рабочего дня, вы получите улучшение отношения народа к своему правителю, а введя нечто вроде конституционной монархии, будете наблюдать за проведением выборов. С другой стороны, не стоит сломя голову лететь вперед к самому прогрессивному (по вашему мнению) строю. У них у всех — свои недостатки. Так, демократическое правление может привести к тому, что вам не удастся проводить завоевательные войны с прежним пылом. Отсюда мораль: каждое изменение во внутренней политике должно приниматься после долгого обдумывания. И еще, чем прогрессивнее ваша страна в этой области, тем больше расходов это потребует. Так что казна может и "не потянуть" высокие пенсии, зарплаты и бесплатное медицинское обслуживание.
Не меньшую важность для вас должно играть и развитие инфраструктуры страны. Здесь это выражается в строительстве железных дорог. Поначалу таковых просто нет, или они находятся на экспериментальном уровне. Но вот проходят годы, идут исследования, железные дороги страны поднимаются на новые уровни, а вы получаете не только стабильные доходы с этого дела, но и быстрейшее перемещение армий по государству, а это не так уж и маловажно.
Армии — это основа обороноспособности государства. Именно они обороняют вашу территорию (при помощи крепостей, которые также строятся в каждой провинции), наступают, захватывают территории врага. Война в "Виктории" не подкачала. Есть несколько родов сухопутных войск — пехота, кавалерия, артиллерия (позже к ним могут присоединиться танки и авиация). Основной боевой единицей в игре является дивизия (состоящая традиционно из 10 тысяч человек). Дивизии могут быть усилены (например, пехотную дивизию можно усилить артиллерийским полком). Помимо этого, дивизии делятся на профессиональные кадровые (которые с вами на игровой карте всегда) и те, что находятся в мобилизационном резерве (то есть, подготовленные призывники). В случае большой войны всегда можно начать мобилизацию, и присоединить к своим войскам гораздо большие силы, хотя и менее подготовленные.
У каждой дивизии есть показатели организованности, морали, двух видов атаки и защиты (естественно, чем выше эти характеристики, тем лучше для вас). Дивизии можно объединять в армии и ставить над ними командиров, улучшающих их параметры (командиров, кстати, вы можете обучить, правда, итог обучения заранее не известен). Нетрудно догадаться, что кавалерия бегает быстрее пехоты, а огневая мощь артиллерии не сравнима ни с чем. Но только разумное сочетание всех родов войск способно принести вам победу в войне.
Когда две армии встречаются на одной территории, они начинают бой, который происходит прямо на карте мира и отображен символически (как в Hearts of Iron). В бою играют роль характеристики войск, их командиров, местность, а также некоторые другие факторы. Победитель остается в провинции, где было сражение, а проигравший отступает в ближайшую дружественную провинцию. Победитель, если в провинции есть враждебная крепость, может тут же начать ее осаду.
Похожим образом отражены и сражения на море. Вы начинаете с парусных кораблей, но уже скоро перейдете на пароходы, а в будущем — на броненосцы и линкоры. Но флот в игре (по-моему) не имеет особо большого значения. Мне удалось построить огромную Баварскую империю (включая африканские колонии) вообще не заводя флота. С другой стороны, контроль над морями предоставляет вам, к примеру, возможность организовать морскую блокаду побережья противника, что для него будет весьма неприятно.
Но, как известно, "война — это всего лишь продолжение политики". А международная политика в "Виктории" просто шикарная. Вам предоставляются широкие возможности для дипломатических интриг. Хотите — заключайте и разрывайте союзы, объявляйте войны, требуйте права прохода через территорию сопредельных стран или предоставляйте им войска для подавления восстаний и революций (кстати, в России, например, вполне реален Октябрьский переворот, а Австро-Венгрия в середине XIX века может распасться на Австрию и Венгрию). Но не забывайте, что чем хуже вы относитесь к соседям, тем больше они будут "коситься" на вас. И настанет тот момент, когда сильнейший сосед во главе мощного альянса объявит вам войну. А альянсы здесь — дело действенное, и против кучи средних стран одной большой никак не устоять (разве что суперимперии на полконтинента). Так что дипломатия должна быть предметом неустанного внимания игрока.
Также стоит заняться колонизацией. Конечно, такого раздолья для колонизаторов, как это было в Europa Universalis, здесь нет (время не то). Но Африка еще практически не колонизирована, и есть чем заняться (тем более, что африканские земли весьма богаты на редкие товары). О колонизации, пожалуй, стоит сказать несколько подробнее, ведь в ней поначалу не так уж и просто разобраться. Суть в том, что для объявления какой-либо свободной провинции своей собственностью необходимо либо построить во всех регионах этой провинции по зданию своей страны (а здание может быть в регионе только одно), либо же организовать в четырех регионах провинции по зданию каждого типа. Типов этих четыре — Миссия, Торговый пост, Порт и Форт. Таким образом, в большой провинции можно даже обскакать конкурентов, отстроив всего четыре здания. Например, в игре за ту же Баварию, мне удалось колонизировать практически весь Африканский континент самолично, хотя начал я этим заниматься на 40 лет позже остальных. Главное — верно определить цель. А для колонизации отдаленных земель надо иметь выход к морю. Внутриконтинентальной стране колонизация просто недоступна.
В игре важен и научно-технический прогресс. Технологии в игре поделены на пять разделов, в каждом из которых по 25 технологий. Разные государства начинают с разных стартовых условий, так что развить все почти невозможно. На уровень развития технологий также влияет уровень грамотности населения. Но какими бы высокими темпами вы ни шли, быстрее, чем одна технология в год, все равно не получится. Так что выбирайте разумно. Более того, так как в игре присутствует технологическое древо, следует иногда обращать внимание, что вам понадобится, чтобы открыть ту или иную технологию. А иначе можно и остаться "с носом". Технологии играют роль во всем. Именно с их помощью улучшаются ваши войска (и могут появиться их новые виды). Именно технологии дают вам доступ к более совершенным железным дорогам (что важно для экономики и обороны). Только новые технологии дадут вам шанс увеличить доходы страны (а без денег у вашего государства просто нет будущего, так как займы даже самую процветающую страну сведут в могилу быстро и бесповоротно). Так что исследуйте, исследуйте и еще раз исследуйте.
Игра реально отражает многие исторические события, происходившие с 1835 по 1920 годы. Так, можно объединить Италию или Германию, столкнуться с революциями, отделением малых стран от больших, увидеть Гражданскую войну в США и т.п. Можно сказать, что перед нами маленькое пособие по Новой и начальному периоду Новейшей истории в игровом виде.
Что касается условий победы, вы всегда можете видеть, какое место ваша страна занимает в мире по престижу, военной и промышленной мощи. На престиж влияют все ваши действия во внешней политике, а также успешно проведенные войны. Военная мощь зависит от количества дивизий "под ружьем", равно как и от мобилизационного ресурса страны. Ну, а промышленная мощь — от развитости инфраструктуры и количества фабрик. Все эти три компонента (в сумме) и превращаются в ваши победные очки. Естественно, чтобы выиграть, к концу сценария необходимо быть впереди всех по очкам. И для этого вовсе не обязательно захватывать весь мир (да это и нереально). Гораздо проще выбрать перед собой одно направление развития и продвигаться в ту сторону.
Графика подобрана вполне прилично. Игры такого класса не требуют особых изысков, но, например, форма солдат отображена красиво, географическая и политическая карта радует глаз, да и в целом здесь все в порядке. Музыкальные же темы, на мой непритязательный вкус, вполне соответствуют духу эпохи. Так что за оформление если не 10, то 8 уж точно.
Но есть и отрицательные моменты. Главный среди них тот, что игра была выпущена на рынок несколько "сыроватой", и очень часто вылетает. Иногда причины вылета еще можно интуитивно понять (и не делать некоторых действий), но чаще они ставят игрока в недоумение и заставляют громко ругаться. Первый патч несколько исправляет дело, но добавляет новые глюки. И еще, учтите, что официальной локализации пока нет, и "1С" выпустила версию игры в категории Originals (то бишь, на английском языке).
Оценка: 7. Отличная стратегия, которую не особенно портит даже большое количество глюков и вылетов. Игра для тех, кому не жалко проводить дни и ночи, определяя политику своей страны, ведя войны и стремясь к мировому господству.
Диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит"
Morgul Angmarsky Morgul77@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: глобальная стратегия.