Pax Romana


Pax Romana


Название официальной локализации: "Римская империя". Жанр: глобальная стратегия/политическая стратегия. Разработчик: Galilea Production. Издатель: "1С". Количество CD: 1. Похожесть: Europa Universalis. Системные требования: P-III 500 MHz, 128 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 600 Mb Hard Disc Space.

Древний Рим. Великая держава, охватившая своим влиянием все Средиземноморье. Именно Рим принес культуру на варварские земли. Рим построил на землях варваров дороги, что позволило сообщаться между собой самым отдаленным уголкам Республики (а позднее — Империи). Кстати, многие из этих дорог действуют до сих пор. Рим принес культуру, мир, процветание на все свои земли. Он расширялся неуклонно и охватил земли, которые теперь занимают несколько десятков стран. Конечно, история неумолима, и Рим пал, но феномен этой страны до сих пор заставляет непрерывно изучать его миллионы историков, а многие из нас, вспоминая времена Древнего Мира, первым делом вспомнят не Грецию или Египет, а именно их, римлян, которые создали величайшее из государств в истории человечества.

На удивление игры "по мотивам" жизни этой страны не столь часты. За последнее время можно вспомнить лишь Legion да Praetorians. Вот, собственно, и все. Прибавить можем лишь Rome: Total War, которая выйдет не ранее лета. А больше серьезных игр и на память не приходит. И вот совершенно внезапно компания Galilea Production выпустила великолепную игру на тему создания и развития древнеримского государства. Игру, в которой разработчикам удалось оригинальным образом свести воедино совершенно разные жанры, создав поистине настоящий шедевр игростроения. Фактически мы получили две игры вместо одной. На этапе выбора кампании мы можем выбрать между политической и стратегической кампаниями. А различия между ними, надо сказать, кардинальные. И рассказывать о них, пожалуй, лучше всего по отдельности. Проще начать, несомненно, со стратегической кампании, точнее, с кампаний — так как в каждом режиме игры кампаний несколько, отражающих наиболее интересные моменты существования Древнего Рима. Стратегическая кампания предоставит вам возможность взять в свои руки управление Римом и подвластными ему землями на строго определенный период времени. Итак, есть мир, поделенный на государства. Каждое государство поделено на некоторое количество регионов (от одного до упора), где располагаются города. Армии также путешествуют по карте мира от региона к региону.
Доходы государства зависят от экономической развитости регионов и от торговых путей. Экономически можно развиваться в нескольких разных направлениях. Во-первых, земля в регионе должна быть расчищена от лесов, иначе вы просто не сможете ставить там производственные здания. Во-вторых, желательно иметь дорогу, которая имеет не только военное, но и экономическое значение. В-третьих, для увеличения доходов следует строить в регионах производства (сельскохозяйственные и промышленные здания). Последние города построить нельзя. А город — штука тонкая, он возникает сам по себе в регионе, который ваша страна контролирует достаточно долгое время. Ну и, наконец, получаемые деньги зависят также от количества торговых путей, контролируемых вашим государством. Учтите: торговые пути склонны со временем разрушаться, так что не стоит рассчитывать на постоянный доход от однажды построенного пути. Постепенно он придет в упадок, и придется заняться возобновлением торговли. Не забывайте и о том, что чем дальше надо ехать торговцам, тем больше будет их прибыль.

Кстати, хотелось бы упомянуть об одном немаловажном отличии этой игры от Europa Universalis. Дело в том, что никакого выбора страны вам предоставлено не будет. Вы имеете полное право играть только за одну сторону — Рим. Все остальные выступают лишь в качестве противников. Такое положение дел несколько удручает, еще хуже, что в игре отсутствует такая любимая всеми нами Grand Campaign. В итоге поуправлять Римом вы сможете всего лишь пару десятков лет, после чего наступит конец правления (равно как и игры).
Дипломатия и война сделаны на отлично. Дипломатия позволяет не только просматривать уровень отношений с другими странами, объявлять войну и заключать мир, она является здесь также мощным инструментом политики. С ее помощью можно попытаться "загнать в угол" другую страну, предложив ей зависимость от Рима. Или же, наоборот, улучшить отношения с государством-соперником, предложив откупного. Условия мирных договоров также весьма разнообразны. Помимо стандартного "мир в обмен на земли" и "мир в обмен на деньги", мы имеем право потребовать от государства не объявлять нам войну на определенный промежуток времени, можно затребовать ограничения вооружений противной стороны и т.п. Не забывайте только, что все эти функции дипломатии имеют обоюдоострое решение, и противники могут потребовать того же от вас (если война сложится не в вашу пользу).

Война составляла важнейшую часть жизни древнеримского общества. Достаточно сказать, что за всю историю существования Рима было зафиксировано лишь два года, в течение которых римляне ни с кем не воевали. А ведь их государство просуществовало двенадцать с лишним веков! Так что готовьтесь к тому, что воевать придется долго и со вкусом. Что у нас для этого есть? А есть у нас два рода войск (сухопутные и морские), подразделяющихся на несколько видов. Морские войска делятся на галеры и транспортные корабли. Первые — корабли боевые, предназначенные для уничтожения флота противника. А вторые имеют вспомогательное значение: помогают перевозить припасы для галер, а также войска (не забывайте о том, что высадка морского десанта без военного флота невозможна в принципе). А вот сухопутных видов войск несколько побольше. Конечно, главнейшим из них является легион — самое мощное войско, но, с другой стороны, потеря даже одного легиона может ощутимо повлиять на вашу обороноспособность. Помимо легиона, можно нанимать вспомогательную пехоту, лучников, кавалерию и обозы. Без обозов войско в чужой земле практически наверняка обречено на гибель. Какое-то время оно будет кормиться за счет разоренных городов врага, а потом попросту вымрет.
Никаких изысков в боевой режим игры разработчики не внесли. Когда встречаются две враждебные армии, начинается сражение. Перед его началом вам предлагается определить тактику боя. Каждая тактика имеет свои плюсы и минусы. Каждая имеет свой смысл и хороша против какого-либо определенного противника. Тут вам придется опираться на свое чутье полководца, а также на данные разведки (каковых, как известно, много не бывает).

После начала боя вы увидите символическое отображение сражения, а затем узнаете результат битвы. В ходе битвы ваши войска могут погибнуть, но могут и повыситься "в звании", что повлечет за собой более успешные их действия в дальнейшем. Кстати, даже маленькая, но хорошо подготовленная армия способна на многое при встрече с многократно превосходящим ее по численности противником.
Проигравшая в бою армия уничтожается, а победитель остается на поле боя. Если поле боя располагалось в пределах враждебного государства, начнется осада крепости этой страны (если в том регионе вообще имеются какие-нибудь укрепления). Осада — дело долгое, и если вам не терпится, можно попробовать взять крепость штурмом. Но штурм — опасное решение и может стоить вам лучших войск, так как в древнем мире взять крепость было не так уж легко. С другой стороны, разработчики заложили в игру два преимущества для римлян (как в сухопутных, так и в морских битвах). Первое — любая осаждающая город римская армия потихоньку строит осадные машины, и крепость врага непременно падет за относительно короткий (по тем временам) срок. Второе преимущество — в морском сражении римляне могут применить corvus — так назывался мостик, сцепляющий корабль римлян с кораблем врага. После чего появляется возможность корабль врага захватить. А уж вероятность успеха в этом случае взлетает до небес, если у вас есть хотя бы один легион, перевозимый данным флотом.

Вот так и развивается стратегическая игра. Вы захватываете города, воюете и миритесь, развиваете свою страну и т.д., и т.п. Но политическая часть еще интересней. В такой кампании вы командуете не всем Римом, а одной из сенатских фракций. Поначалу вам предложат выбрать одну из фракций. Кстати, некоторые из них имеют особые условия победы. Так, если большинству достаточно будет победы "по очкам" (начисляемым за успехи на выборах, выполненные задания, победы в войнах под руководством полководцев вашей фракции), то, например, фракции плутократов достаточно будет вдвое превзойти своим богатством вторую по этому показателю фракцию Рима. И таких примеров достаточно много.
Фракция состоит из сенаторов (которые предоставляют вам свои голоса) и всадников (помогающих в управлении и на выборах). Каждый сенатор имеет некоторое количество голосов. Приобрести новых сенаторов можно в бане, где, используя свое влияние, вы сможете убедить сенатора перейти на вашу сторону (но он может и отказаться!). А всадники вербуются в базилике. Шанс на наем тех и других можно повысить, если у них есть долги. Заплатите за них требуемую сумму, и они будут относиться к вашей фракции гораздо лучше.

Ваша цель как лидера фракции — постоянно удерживать популярность и влияние своей группировки на высоком уровне. А для этого необходимо выигрывать выборы на руководящие должности. Среди должностей наиболее интересны, конечно, консулы. Консул получает право на выдвижение собственных предложений в сенате (те фракции, у которых нет консулов, смогут что-либо сказать лишь при розыгрыше трибуна). А это право уже само по себе очень многое значит. С другой стороны, есть много других, хотя и менее почетных, но не менее значимых должностей. Так, городской претор осуществляет управление провинцией Италия (состоящей из нескольких регионов). А цензор может потребовать суда над чиновником, нарушившим закон. Так что только успешное совмещение должностей способно принести вам победу.
Как проходит год в политическом режиме игры, мы с вами разберем прямо сейчас. Итак, поначалу вы видите ту же карту, что и в стратегическом режиме. Вы можете строить производственные здания (на деньги фракции), прокладывать торговые пути и готовиться к дальнейшим событиям. Те, у кого под контролем первый консул, смогут также принимать судьбоносные для Рима решения. Вскорости вам предложат начать выдвижение своих кандидатов на выборы. Выдвигая кандидатов, сообразуйтесь с их возможностями на успех (это будет видно по полоске под картинкой сенатора). А во второй половине года начнется предвыборная кампания — одно из интереснейших мест в игре. Победа на выборах зависит не только от "крутости" вашего сенатора самого по себе, но и от удачного распределения имеющихся ресурсов по предвыборным кампаниям всех кандидатов от вашей фракции. Так, вы имеете право назначить хлебные раздачи народу (подкупая его этим). Чем больше у вас зерновых ферм, тем больше раздач можно провести (хотя каждая из них стоит денег). Можно поднять шансы своего сенатора, поддержав его своей успешной речью, или же, наоборот, попробовать запугать сенатора врага (правда, запугивание может иметь и чисто обратный эффект). Вариантов на самом деле масса, но, попрактиковавшись, вы сможете довольно быстро во всем этом разбираться.

В конце года происходят выборы. Вы смотрите на распределение первостепенных и второстепенных должностей, а после этого начинается сенатская фаза игры (как раз в самом начале каждого года, 1 января). Кстати, сразу скажу, что в изначальных настройках вам не дадут много времени "погулять" по площадям Рима, посему лучше сразу поставить себе этого времени побольше.
До начала собственно заседания Сената вы можете осуществить некоторые другие действия. Так, вы можете попытаться привлечь на свою сторону новых сенаторов или всадников, организовать народные гуляния (гонки на колесницах или театральные постановки) для увеличения своей популярности в народе, попытаться получить благословение богов (то бишь стратегмы — о них несколько ниже) и т.д., и т.п. Далее входите в рабочий кабинет и начинайте подготовку к заседанию Сената. Если у вас во фракции есть консул, то во время подготовки займитесь формулировкой предложений на заседание. Таковых предложений может быть достаточно много: выделение бюджета на новые воинские части, раздача хлеба народу, принятие земельных законов, дарование гражданства городам, объявление войны до выборов диктатора (в случае опасности для Рима). Но учтите, что, если консулов у вас во фракции нет, то выдвинуть предложение вы сможете только при розыгрыше стратегмы "трибун".
После формирования предложений начинается само заседание. Выдвигаются предложения (по очереди от каждого из двух консулов), за которые голосуют все фракции, а также сенаторы, не принадлежащие ни к одной из фракций. Прошедшее ваше предложение почти наверняка принесет увеличение вашего влияния и популярности, а отклоненное — наоборот. С другой стороны, некоторые предложения в дальнейшем будут встречены в штыки народом, так что политику стоит вести разумно.

После заседания Сената начинается новый год, в течение которого выполняются принятые решения. Так, чужим народам объявляются войны (или мир), народу дают хлеба (и зрелищ), а командиры разъезжаются по войскам (как и губернаторы по провинциям). Да-да, в политическом режиме (да и в стратегическом также) у войск есть командиры. Именно их присутствие позволяет легионам (и всем остальным) сражаться по-настоящему. Но помните, что у командиров есть некоторый предел частей, которыми они могут командовать (выше этого предела характеристики командиров падают). С другой стороны, командирам можно назначать помощников, что позволит увеличить их предельное количество войск.
Теперь пару слов о стратегмах. Стратегмы — это нечто вроде карточек в настольных играх, способных изменить весь дальнейший ход игры (хотя и не коренным образом). Так, стратегма "римская культура" позволяет ускорить процесс романизации на завоеванных землях, стратегма "трибун" позволит вносить свои предложения в Сенат и отклонять идеи других фракций без голосования. И таких стратегм — превеликое множество, что значительно разнообразит игру.
В целом политическая часть игры заметно интереснее и сложнее стратегической. Не надо большого ума, чтобы победить в условиях полного превосходства над противником. А вот попробуй победить, когда все складывается против тебя. Когда Сенат не хочет отправлять твоих полководцев на войну, а посылает туда сущих бездарей, когда провинции в управление получают все фракции, кроме твоей, и т.д. И только в таких условиях проявляется истинное мастерство настоящего стратега.
Графика не блещет красотами модного сейчас 3D и прочими изысками. С другой стороны, на нее, равно как и на музыку, не обращаешь никакого внимания. Ведь в настоящей стратегии не требуется 10000 полигонов на модель юнита. Здесь важнее смысл игры, а он в "Римской империи" присутствует на полную катушку. К тому же, в игре есть великолепный редактор, позволяющий менять практически все что угодно и как угодно.

P.S. Пиратские версии игры работают из рук вон плохо. А официальная локализация от "1С" требует для нормальной работы создания в рабочем каталоге директории Save.

Оценка: 9. Великолепная игра, по-настоящему способная заинтересовать и захватить любителей жанра глобальных стратегий. А совмещение двух игр в одной способно подарить не один вечер, проведенный за укрощением варваров и принесением мира, культуры и цивилизации на земли Средиземноморья.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Диск для обзора предоставлен компанией "ВидеоХит"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета