Чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Обзор видеокарты Microstar FX5700U-TD128

Чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Обзор видеокарты Microstar FX5700U-TD128

Прошлую битву в Middle-End-секторе NVIDIA благополучно проиграла. Тогда речь шла о поединке ATI Radeon 9600XT vs NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra. Сейчас же, после тотального обновления линеек как в Hi-End-, так и в Middle-End-секторах у обеих компаний битва намечается совершенно между иными представителями Middle-End-сектора. Это NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra в стане NVIDIA и ATI Radeon 9600XT в стане ATI.

Первой из представителей плат на базе чипа NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra до нашей страны добралась плата MicroStar FX5700U-TD128. Продукция этой компании уже достаточно хорошо нам известна. Поэтому вдвойне отраден тот факт, что на белорусском рынке первыми появились именно ее платы на чипе NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Рассмотрением данного изделия мы сегодня и займемся.

Чип NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra
В нашей сравнительной таблице собраны данные не только по самому чипу NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra, но и по его предшественнику в лице NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra, а также прямым конкурентам ATI Radeon 9600 PRO и ATI Radeon 9600 XT. Как видим, FX 5700 Ultra — в чем-то даже новый чип, в отличие от ATI Radeon 9600XT, который представляет собой банальный разгон ATI Radeon 9600 Pro.



Плата Microstar FX5700U-TD128
Комплект поставки
В коробке с весьма интересным тематическим рисунком удалось обнаружить:
— Непосредственно саму плату.
— Переходник DVI-to-D-SUB.
— Видеокабель.
— Кабель для дополнительного питания платы.
— Большой толковый мануал (по установке карты и программному обеспечению).
— 5 CD с драйверами и различным программным обеспечением (Microstar Multimedia Beyond 3D, Microstar Media Center Deluxe 2, Intervideo WinDVD, Virtual Drive Profes-sional, Adobe Photoshop Album SE).
— 5 игровых CD в оригинальной упаковке (The Elder Scrolls: Morrowind, Ghost Recon, Duke Nuken: Manhattan Project, Games Collection CD: The Sum of All Fears, IL-2 Sturmovik, Serious Sam: The Second Encounter, Rally Trophy, Beam Breakers, Zax: The Alien Hunter, Oni).
— Небольшая наклеечка Microstar.
Комплект поставки традиционно богатый. Кое в чем этот параметр у плат Microstar даже лучше, чем у ASUS. Единственное замечание — в ближайшее время в комплекте поставки хотелось бы увидеть обновление комплекта поставки в плане игр.

Дизайн и компоновка платы

Microstar FX5700U-TD128 полностью базируется на референс-дизайне NVIDIA. Все компоненты и элементы питания расположены строго в соответствии с ним. Система охлаждения у платы хотя и отличается от референсной, но коренных отличий от нее по своей реализации также не имеет.
Плата имеет ярко-красный цвет текстолита и несет на борту 128 Мб DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Возможности TV-OUT'а реализуются посредством самого чипа NV36. Реализация возможностей VIVO на плате не предусмотрена, зато место под чип VIVO разведено (обычно устанавливается Philips SAA7108AE), но сам чип не установлен.
Карта оснащена 128 Мб DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 128 бит. Память производства Samsung (K4N26323AE-GC 2.2) имеет время доступа 2,2 нс, что соответствует частоте работы памяти в 450 МГц (900 МГц), на которой она и функционирует. Графический чип, согласно спецификациям, работает на частоте 475 МГц.
Гнездо для дополнительного питания на плате разведено в точности так же, как и на референсной плате NVIDIA. Система охлаждения не страдает излишней "навороченностью". Микросхемы памяти прикрываются с оборотной и лицевой сторон небольшими радиаторами золотистого цвета. Радует, что Microstar не пошла по пути многих производителей видеокарт, которые в последнее время очень любят устанавливать радиаторы на памяти только с лицевой стороны печатной платы, так сказать, "для красоты"=). Охлаждение графического чипа NV36 реализовано установкой приличного размера радиатора, обдуваемого не менее массивным вентилятором. Чип NV36 не имеет такого большого энергопотребления, как NV38, поэтому такое решение инженеров Microstar кажется вполне достаточным.

Тестовый стенд:
Мы наконец-то сменили наш тестовый стенд. Теперь это достаточно мощная система на базе процессора AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
— Материнская плата: MicroStar K7N2 Delta (nForce 2 Ultra 400).
— Процессор: AMD Athlon XP 3200+ Barton (200x11 = 2200 МГц).
— Память: 2x512 Мб DDR PC 3200 Kingston (двухканальный режим, тайминги 5 3 3 2).
— Винчестер: Maxtor Diamond 9 Plus 120 Гб (8 Мб Cashe).
— Видеокарты: Microstar FX5700U-TD128, ASUS Radeon 9600XT.

Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
— Microsoft Windows XP SP1 ENG.
— DirectX 9.0b.
— Драйвер для видеокарт NVIDIA — ForceWare 53.04 WHQL.
— Драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 4.2.
Все излишества и "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.
Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.

Тестовые программы:
— Future Mark 3DMark2003 v340.
— ToMMTi-Systems ShaderMark v2.0 (синтетический DirectX 9 HLSL бенчмарк пиксельных шейдеров).
— CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
— Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 v2225 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо Antalus Flubu).
— Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
— Egosoft X2: The Threat (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
— Square-Enix Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в грядущей игре Final Fantasy XI. К сожалению, данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют).
— Microsoft HALO: Combat Evolved 1.3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
— Massive Development AquaMark 3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore).
— Valve Software/Vivendi Universal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, собственные записанные демки-бенчмарки 3Dnews001 и 3Dnews005).
— Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening v1403 (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
— Activision Call of Duty 1.1 (OpenGL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалась одна из собственных записанных демо-записей 3Dnews002 (облет уровня mp_rocket).
— GSC GameWorld/"Руссобит М" FireStarter (DirectX 8.1/DirectX 9.0, пиксельные и вершинные шейдеры, система частиц, динамические источники света, проецируемые текстуры).
— Core Design/Eidos Entaractive Tomb Raider: Angel of Darkness v49 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию, в качестве демок использовались Paris5_4 Demo, Paris1c Demo и Paris2g Demo).
— Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2004 Demo (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовался комплекс тестовых демок: Botmatch Torlan, Botmatch Rankin, Botmatch Convoy, Botmatch Colossus, Botmatch Bridgeoffate).
— Crytek/UbiSoft FarCry Demo (DirectX 9.0, Pixel Shaders 2.0, настройки качества на максимально возможном уровне, использовалась собственная записанная демка 3Dnews004).

Тестирование
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартой Microstar FX5700U-TD128, мы в стотысячный раз повторяем=), что на сегодняшний день более или менее объективную оценку данному параметру для серии видеокарт дать нельзя, т.к. он сильно зависит от конкретного экземпляра, а также от монитора и соединительного кабеля. Качество 2D, показываемое платой в разрешениях 1024x768x85 Гц и 1280х1024х60 Гц, можно охарактеризовать как отменное. Заметных отклонений в качестве картинки замечено не было.

Разгон
Видеокарта разгонялась при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3DMark2003 v330 и MadOnion 3DMark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark 2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то и разгон считался успешным. Дополнительное охлаждение не применялось.
Итак, видеокарту MICRO-STAR FX5700U-TD128 удалось разогнать до максимальных частот 545/1030 для ядра/памяти соответственно.
Видеокарта Microstar FX 5700U-TD128 — первая на данном чипе, которая прошла у нас тесты, поэтому мы не можем ничего сказать о разгонном потенциале плат на базе NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra. Однако относительно номинала плата разогналась очень даже неплохо.

Результаты тестирования
Синтетические тесты
По традиции начинаем с нашего коренным образом измененного пакета синтетических тестовых программ.

D3D RightMark
Geometry Processing Speed
Тест позволяет оценить скорость обработки геометрии акселератором. Использовался наиболее сложный режим с тремя диффузно-спекулярными источниками света в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0 а также наиболее простой режим с амбиентным освещением также в связке с тремя различными режимами работы: традиционный TCL (Fixed-Function Pipeline), вершинные шейдеры 1.1 и пиксельные шейдеры 1.1, вершинные шейдеры 2.0 и пиксельные шейдеры 2.0. В случае Ambient-освещения (простейшее константное освещение) и трансформации мы получаем практический предел пропускной способности карты по обработке треугольников.
За счет усиления блока вершинных конвейеров у NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra в случае сложной сцены с максимально усложненным освещением в лидерах именно детище NVIDIA. Но все меняется с переходом на 2.0-версию вершинных программ.

Pixel Filling
Тест выполняет множество различных задач, но нас больше всего интересовала возможность измерения производительности закраски буфера кадров. В этом тесте мы использовали две схемы: с одной текстурой размером 256х256 и без нее. Скорость заполнения также больше у NVIDIA.

Pixel Shading
Данный тест пакета D3D RightMark позволяет оценить производительность выполнения различных пиксельных шейдеров второй версии. Здесь максимально упрощена геометрия, для того чтобы свести к минимуму зависимость результатов данного теста от геометрической производительности чипа и проверить работу сугубо пиксельных конвейеров. Приведены режимы работы как с 16-битной точностью работы с плавающей запятой, так и с 32-битной точностью работы с плавающей запятой (переключение точности работы актуально только для чипов NVIDIA). А операции с пиксельными шейдерами у чипов NVIDIA традиционно идут медленнее. В этом мы сможем не раз убедиться на примере реальных игровых приложений.

Point Sprites
Тест направлен на выявление скорости акселератора при выводе точечных спрайтов. В настройках теста нами использовались 2 диффузных источника освещения. Спрайты также идут быстрее на чипах ATI.

Hidden Surface Removal
Тест позволяет оценить эффективность удаления акселератором невидимых точек и примитивов. Удаление невидимых поверхностей всегда было "коньком" NVIDIA.

Codecreatures
А в этом шейдерном приложении в лидерах плата NVIDIA — оптимизации NVIDIA показали себя во всей красе.

3DMark 2003 v340
Традиционное баловство с 3DMark'ами всерьез уже давно не воспринимается=).

Реальные игровые приложения
Игровые тесты весьма неплохо подтверждают результаты синтетики. Благодаря усиленному блоку обработки геометрии у NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra она достаточно неплохо справляется с традиционными задачами в играх, не использующих активно шейдеры поколения DirectX 9.0. В этих приложениях она безусловный лидер в соперничестве с ATI Radeon 9600XT. А вот в тяжелых шейдерных играх (прицел на будущее) быстрее (за счет архитектурных особенностей) уже ATI Radeon 9600XT. Поэтому выбор между этими двумя чипами пользователю придется делать руководствуясь собственными игровыми пристрастиями. Или современные не использующие все прелести DX 9.0 игры (NVIDIA), или новые требовательные к ресурсам видеоакселератора, а также будущие DX 9.0 (DX 9.0c) приложения (ATI).

Выводы
По чипам ATI Radeon 9600XT и NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra мы сделали выводы в нашем разделе по тестированию игровых приложений (подразумевается, что пользователи, покупающие подобные платы, будут использовать их в большинстве своем именно в игровых приложениях).
Что касается непосредственно рассмотренной сегодня Microstar FX5700U-TD128, то здесь мы можем только вновь похвалить MICROSTAR за неизменно высокое качество изготовления плат. Традиционно богатый retail, оригинальная и весьма эффективная система охлаждения, отличный разгонный потенциал платы делают ее весьма и весьма хорошей покупкой.

Видеокарта Microstar FX5700U-TD128 предоставлена для тестирования официальным дистрибьютором Microstar
в РБ компанией "ГРИНЛАЙН КОМПЬЮТЕР"
Бурдыко Алексей, Knes@tut.by



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета