Tortuga: Pirate Hunter.


Tortuga: Pirate Hunter.


Название игры в оригинале: Tortuga: Pirate Hunter. Жанр: стратегия реального времени. Издатель/разработчик: "Акелла"/Ascaron Entertainment. Локализатор: "Акелла". Количество CD: 1. Похожесть: Port Royal. Системные требования: Pentium II 450 MHz, 64 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 300 Mb Hard Disc Space.

Тортуга — это легендарный остров, на котором располагалась крупнейшая пиратская база всех времен. Остров сей находится в Карибском море, и именно там собирались искатели приключений со всего света, дабы пополнить свои тощие кошельки наличностью, добытой неправедным путем. Было это в далекие от нас XVI-XVII века, однако романтика пиратства, да и всего остального, с ним связанного, привлекает до сих пор...

Сегодня я хочу рассказать вам об игре, название которой вынесено в заголовок. "Тортуга" — еще одна неплохая стратегия от Ascaron Entertainment — ярчайшего представителя школы экономико-военных стратегий. Однако данная игра не представляет собой очередного проекта из разряда "купи подешевле, продай подороже". На этот раз разработчики решили ограничиться военной составляющей и создали игру "про пиратов", ваша основная задача в которой, правда, вовсе не пиратство, а скорее каперство, то есть служение своей стране, участвуя в военно-морских сражениях, захватах баз и выполняя прочие не менее интересные задания.

В самом начале мы получим милостивое разрешение разработчиков выбрать себе одну кампанию — обучающую. На мой взгляд, такой подход не совсем верен. Игроки со стажем легко разберутся во всем, что происходит на полях морских сражений (сразу скажу, что сухопутные битвы движком игры не предусмотрены в принципе) на игровой карте. Но уклониться от прохождения обучения не сможет никто, ибо так пожелал бог в лице разработчиков. Вам позволят выбрать себе имя и специализацию (каковых две: с помощью одной вы сможете метче стрелять, а вторая поможет укрепить свою репутацию среди других наций).

По мере прохождения кампаний вам будут открываться новые возможности, равно как и новые страны. Фактически кампаний четыре штуки. В каждой из них вы можете поиграть за одну из четырех стран (Англия, Франция, Испания и Голландия, отсутствует лишь Португалия). Но чтобы открыть для себя все эти страны, придется немало потрудиться.
Главной целью любой кампании является захват определенного количества городов для своей страны. Если в "Порт Рояле" такие задания были достаточно редкими, то в "Тортуге" без их выполнения вы не продвинетесь к успеху никоим образом. Посему всегда будьте готовы к тому, что от вас потребуют захватить тот или иной город.
В начале игры у нас имеется один корабль, на котором есть команда (по максимуму), а также некоторое количество боеприпасов (вполне достаточное для первоначального развития). Что ж, узнаем у губернатора, что ему нужно на данный момент, и отправляемся в свое первое плавание.

Но перед тем, как осуществить выход в море, хочу немного рассказать вам о том, что же представляет собой типичный город в этой игре. Если в "Порт Рояле" и ему подобных город представал в виде панорамы с высоты птичьего полета, на которой можно было рассмотреть жителей, а также различить жилые дома, производственные здания и иже с ними, то в "Тортуге" все это отменили. Экономико-производственная составляющая сведена к нулю. Вы больше не сможете отстраивать собственные ресурсодобывающие здания, устраивать производственные цепочки, строить дома для населения и т.д., и т.п. Теперь город — это место с фиксированным количеством административных зданий, новые среди которых не появятся. Города делятся на два типа: административные центры и все остальные. Административные центры отличаются от всех прочих тем, что в них расположены дворцы губернаторов. Более никаких серьезных отличий не наблюдается.
В городах можно встретить дворец губернатора (в административных центрах) — именно там можно получить задания (без выполнения которых на прохождение кампании не стоит и рассчитывать), там же можно завести себе жену. Сделать это вы можете только тогда, когда губернатор предложит вам жениться на своей дочери. После чего незамедлительно последует свадьба, и в городе появится ваш собственный дом (это единственный случай, когда город обзаводится новым зданием). Жена в игре — понятие утилитарного характера. Это очень нужный и полезный юнит, так как именно у нее можно получить информацию практически обо всем включая местонахождение известных пиратов, "золотого флота" (о нем несколько позже), несюжетных заданиях и прочем.

На рынке вы можете приобретать и продавать товары (хорошо хоть никто не отменил торговую часть, иначе получилось бы вообще нечто несуразное). Правда, учитывая военную направленность игры, на сверхприбыли от торговли рассчитывать не стоит (хотя подзаработать вполне реально, ведь война — дело нелегкое и требует некоторого капитала). Но главное, на рынке можно нанимать матросов в команду, а также закупаться пушками и боеприпасами. Ненамного меньше полезна таверна: в ней вы можете получить информацию, взять несюжетное задание, а также сыграть в кости. Игра в кости — занятие чрезвычайно прибыльное (при небольшой удаче). А уж игроку, чтобы накопить некоторый капитал, достаточно великого и могучего заклинания всех времен и народов — save/load. Кстати, иногда в тавернах можно приобрести за вполне приличную сумму кусок карты, на которой указано месторасположение сокровищ. Собрав несколько кусочков, вы сможете определить это место, после чего останется самая малость: приплыть туда, выиграть сражение с превосходящими силами противника (то, что они будут превосходящими — несомненно) и забрать деньги. Не то чтобы их было особенно много, но на пропитание и проживание вполне хватает.

Следующее здание — верфь. К сожалению, даже ее функции разработчики ухитрились урезать по максимуму. Если в предыдущих играх серии вам было позволено приобретать на верфи новые корабли, то теперь "халявы не будет!" Новые корабли можно получить лишь захватив их в бою. А на верфи их можно лишь починить либо продать. С другой стороны, эти опции верфи имеют кардинальное значение, так как без починки кораблей вы долго не продержитесь, а продажа — дело необходимое. Последнее не упомянутое мной здание — это причал, нажав на изображение которого вы окажетесь на морской карте мира.
Карта представляет собой регион Карибского моря "и окрестностей". На ней изображено порядка четырех десятков портов, также можно видеть изображения флотов четырех держав и пиратов, равно как и некоторые другие события. Например, иногда появляются изображения тонущих пассажиров кораблей (едва держащихся на поверхности воды на досках). Таковых пассажиров можно спасти, получив за это награду либо немедленно, либо по прибытии в порт, принадлежащий стране их проживания. В общем и целом, заметив что-либо непонятное, лучше навестить это место: вдруг там найдется нечто полезное для вас лично?

Изначально вы знаете точное месторасположение лишь нескольких городов, а остальные лишь предстоит открыть (однако учтите, что местонахождение любого города всегда можно посмотреть в вашем дневнике, где четко указаны все города). Так что советую в начале игры заняться плаванием по карте и открытием новых городов. Благо за это дают очки опыта, хотя и в относительно небольшом количестве.
Теперь настало время поговорить об опыте и званиях. В процессе игры вы "прокачиваете" своего персонажа. Если изначально он всего лишь "мелкая сошка" в необъятном мире Карибов, то под конец получит звание адмирала и станет известнейшим моряком. Но для получения новых званий необходимо зарабатывать опыт. Получают его благодаря выполнению заданий, уничтожению пиратов (равно как и кораблей враждебных государств), а также при открытии городов, ранее не известных вам как капитану. В общем, поле деятельности вполне широкое, и заняться есть чем. В любом городе всегда можно найти список известных пиратов, за уничтожение которых не только полагается большое количество очков опыта, но и некоторое (вполне солидное) денежное вознаграждение. Список этот большим не бывает никогда, но три-четыре имени найти можно. Однако если вы возьметесь активно уничтожать пиратов, новые имена будут появляться там не так уж часто.

Но вот мы отправились в плавание. Поначалу плаваем по миру, разбираемся, что к чему. Очень быстро обнаружится, что отнюдь не все так уж рады видеть нашего героя в карибских водах. Нет, изначально другие державы относятся к нам вполне прилично (по крайней мере, в порты пускают), но вот пираты — это сущее бедствие. Для них закон не писан, и многие из них (в начале игры) считают своим долгом расправиться с игроком. И как только на вас нападут, начнется первое морское сражение в жизни вашего антипиратского alter ego.
Возможно, в самом начале никто и не поймет, в чем заключается главное разочарование игры. Но уже через полчаса сражений это станет ясно как день. Я не знаю, зачем было так поступать, но в игре "Тортуга" вы имеете право вывести на бой один (и только один!) корабль из всего вашего флота. Как результат сражения с флотом противника, превосходящим вас не только количеством, но и качеством, превращаются в сущий кошмар. Да, вполне реально выиграть бой одним галеоном против четырех, но уже при соотношении 1:6 победить практически невозможно (разве что при нечеловеческом везении). Именно поэтому вам нет смысла держать в своем флоте больше одного корабля (за исключением штурма городов).

Чтобы выиграть серьезный бой одним кораблем, главное — правильно маневрировать и вовремя стрелять. У вас имеется три типа боеприпасов: ядра, картечь и книппеля. Ядра наносят равный урон всем частям корабля, картечь бьет прежде всего по экипажу, ну, а книппеля — по такелажу. Так что посмотрите на расположение сил противника (оно не сильно отличается в начале боя), направление ветра и другие факторы. После этого и выбирайте тактику своих действий. Я, например, предпочитаю обстреливать корабли врага картечью, после чего брать их на абордаж. Так и корабль получишь невредимым, и продать его сможешь дороже. Но для успешного осуществления такой тактики следует попрактиковаться, иначе провал гарантирован.
Выиграв сражение (или несколько подряд), вам придется отойти в ближайший порт, чтобы подлечиться и набрать новую команду. Люди погибают, корабли получают повреждения, да и боеприпасы имеют неприятное свойство расходоваться. Так что постарайтесь не слишком далеко отплывать от дружественных портов, иначе погибель вам гарантирована. Конечно, полноценная смерть вас в этой игре не ждет. Даже если ваш флот был разбит наголову, вы все равно получите маленькое суденышко и сумеете продолжить свои приключения. Но фактически это означает начинать карьеру с начала, так что лучше не допускать такого исхода.

Постепенно вы будете продвигаться вперед по сюжету, приобретать опыт, зарабатывать новые звания и получать все более сложные задания. Когда-нибудь вашему герою дадут первое задание по захвату порта недружественной державы. Именно тогда вы ощутите на своей шкуре, что такое правильное владение тактикой морского боя.
Хочу сказать еще об одном неприятном моменте. Разработчики явно переиграли в Pirates! и решили ввести в свою игру некоторые (отнюдь не лучшие) элементы оттуда. Теперь настроение вашей команды со временем падает. Для поддержания его на должном уровне необходимо, чтобы на корабле всегда было достаточно зерна и рома, а еще вы должны регулярно побеждать в битвах. Но даже в случае соблюдения этих двух условий вы не застрахованы от того, что через какое-то время всем вашим подчиненным надоест морская жизнь, и они захотят поделить добычу и сойти на берег.

Вам придется поделить заработанные деньги (чем выше уровень сложности кампании, тем больше средств достанется вам лично), после чего на корабле автоматически появится новая команда и некоторое количество боеприпасов (небольшое). Все остальные товары, корабли и боеприпасы будут проданы, чтобы доля на одного члена команды увеличилась. Я не считаю это все таким уж великим достижением Ascaron Entertainment.
Немного о дипломатии. У каждой их четырех стран имеется к вам свое собственное отношение. Меняется оно в зависимости от ваших действий. Взятие портов или атака на корабли одной из держав ничего хорошего вам не принесет (с другой стороны, линкоры, например, можно добыть лишь атаковав английские конвои). А вот уничтожение пиратов (особенно именных) в дальнейшем зачтется. Так что вполне реально, напав на флот одного из государств, впоследствии восстановить с ним добрососедские отношения, всего лишь уничтожив пару-тройку мощных пиратов. Да, еще. Если у вас плохие отношения с какой-либо страной, то ее буканьеры будут охотиться также и за вами (а не только за настоящими пиратами). Конечно, зачастую эти буканьеры не так уж хорошо оснащены, но пренебрегать опасностью с их стороны не стоит. Более того, их захват или уничтожение повлечет за собой дальнейшее ухудшение отношений со страной их проживания. С другой стороны, захватив буканьера одной из стран, всегда можно продать его в административном центре этого государства за неплохие деньги. Государства ценят способных капитанов, и это видно невооруженным взглядом.

Напоследок хотелось бы сказать об испанском "золотом флоте". Обычно это флотилия из трех-четырех галеонов, которая направляется в Европу. Сведения о ней вы можете получить как от жены, так и от информаторов в тавернах. А захват такой флотилии очень даже полезен. Мало того, что вы получите неплохой груз золота (300-400 тысяч), так еще и корабли сможете продать за кругленькую сумму.
Что касается графики и звукового сопровождения, то многого ждать от них не стоит. Такие игры изначально не рассчитаны на высокий уровень оформления. Графика — всего лишь 2D, но игру за это упрекнуть сложно, так как выглядит она вполне прилично. Звуки вполне на уровне, можно попытаться представить себе морской бой. А музыка — она всего лишь не отвлекает от игры.

Оценка: 5. Вывод: "Тортуга" — это игра о борьбе великих морских держав в Карибском море в Новое время. Если вы хотите ощутить романтику службы на благо одной из четырех стран, эта игра для вас. Если вам просто интересны морские сражения того времени, вам также стоит на это посмотреть. В общем, любителям лихих пиратских времен посвящается.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Диск для обзора предоставлен компанией "ВидеоХит"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета