Обзор видеокарт ATI Radeon 9800SE
Обзор видеокарт ATI Radeon 9800SE
Появление на рынке таких флагманов 3D-графики, как ATI Radeon 9800 Pro и NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra (а сейчас — и их обновленных версий в виде "разгонов" упомянутых чипов ATI Radeon 9800 XT и NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra), не могло не спровоцировать появление и урезанных решений на базе дорогостоящего Hi-End, который многим просто-напросто не по карману, а многим просто не нужен (но уже сейчас мы можем констатировать все большую распространенность DirectX 9.0 игр, поэтому с последним заявлением уже можно и не согласиться — правда, только в том случае, если вы не проженный фанат косынки/сапера, и "детские забавы" в виде всяких "Думов" третьей серии и "Халф-Лайфов" второго эпизода для вас не представляют абсолютно никакого интереса).
Это вполне закономерное явление как с экономической и маркетинговой точек зрения, так и с технологической, поскольку нынешние технологии производства графических чипов подразумевают некоторый процент брака, который, тем не менее, можно пустить в дело, применив некоторые хитрости.
Совсем другое дело, когда выпуск урезанных решений фактически не санкционирован производителем самих чипов. Если вы сейчас зайдете на сайт компании ATI, то в разделе доступных на данный момент решений из линейки Radeon вы не увидите даже упоминания про такой чип, как Radeon 9800SE. Почему же так? — спросит пользователь. Разве этот чип не компании ATI, и не она должна нести за него ответственность? Все это было бы действительно так, но только в том случае, если бы дело не касалось чипа, который получается из отбракованных в процессе производства чипов R350, которые идут для производства карт Radeon 9800 Pro. Здесь ситуация более щекотливая, чем может показаться на первый взгляд. Именно поэтому компания ATI в этом деле как бы и ни при чем. Все операции по производству плат на базе чипа Radeon 9800SE отдаются на откуп партнерам. Естественно, это не могло не спровоцировать непосредственно самих партнеров на еще большие ухищрения с платами, носящими названия Radeon 9800SE. Именно поэтому сейчас в рознице имеются две (даже три) разновидности плат на базе чипа Radeon 9800SE, которые (как покажет наше тестирование) имеют кардинально различающуюся производительность при подчас одной и той же розничной цене. Налицо явная путаница и неразбериха для конечных пользователей, которые хотят приобрести плату уровня "чуть похуже, чем Hi-End=)", но уже не могут этого сделать из-за того, что партнеры ATI начинают устанавливать отбракованные чипы ATI R350 на разные PCB. Что же получается в итоге? Ниже мы попробуем разобраться с тем, какие же платы есть на рынке на сегодняшний день, и как, что называется, "на глаз" определить, какое же перед нами изделие.
Radeon 9800SE: пытаемся разобраться…
Прежде всего необходимо рассказать о том, как же появляются на свет такие чипы, как Radeon 9800SE, и какими потенциальными возможностями (и сопутствующими проблемами=)) такие платы обладают.
А возможность появления таких чипов, как ATI Radeon 9800SE, заложена в технологии производства самих графических чипов. В процессе производства попадаются кристаллы, которые не могут работать на необходимых частотах. Так, к примеру, появился на свет ATI Radeon 9800, который работает на пониженных относительно ATI Radeon 9800 Pro частотах. Однако существует и другой вид производственного брака, когда чип может работать на необходимых частотах, но вместо этого у него сбоит какой-либо конвейер рендеринга. В этом случае для того, чтобы такие ядра не пропадали зря, а все равно шли в производство, отключают половину ядра (т.е. половина конвейеров рендеринга становятся нерабочими) и начинают делать платы с таким чипом. Поскольку чип изначально изготавливался для работы с полным числом конвейеров рендеринга (для чипа R350 это число равно 8), то есть физически в чипе присутствуют именно 8 конвейеров, а 4 конвейера отключаются программно, то у "великих народных умельцев" появляется реальный шанс программно же эти выключенные конвейеры включить обратно. Далее мы рассмотрим все аспекты программной переделки плат из Radeon 9800SE в полноценные ATI Radeon 9800 Pro, но с небольшой оговоркой. Понятно, что в случае переделки платы вы не получаете 100% исправную плату, так как, если ее отбраковали для плат Radeon 9800SE, то в чипе УЖЕ имеется дефект на одном из конвейеров рендеринга. Да, возможно, "на глаз" после переделки видно ничего не будет, но, тем не менее, где-то и когда-то брак чипа вылезет наружу. Дело в том, что отбраковке подвергаются чипы даже с самыми малыми "отклонениями", а потому счастливчики могут заполучить в распоряжение плату, которая после переделки будет вести себя, что называется, "как надо", а может, естественно, и не повезти — чип после переделки будет сбоить и "глючить".
Однако перспектива получить ATI Radeon 9800 Pro из ATI Radeon 9800SE "нахаляву" будет омрачена той самой неразберихой среди партнеров ATI, которая упоминалась в начале статьи. Дело в том, что ATI "отпустила" своих партнеров "в вольное плавание", отдав проектирование плат с дефектными чипами R350 на откуп самим производителям. Изначально отбракованные чипы R350 должны были устанавливаться на PCB от ATI Radeon 9700 Pro и иметь 256-битный интерфейс обмена с памятью. Так некоторые производители видеокарт и поступили. Но затем возникла идея относительно удешевления производства плат на базе ATI Radeon 9800SE путем установки отбракованного чипа R350 на более простую PCB от ATI Radeon 9500 Pro с 128-битным интерфейсом обмена с памятью. Удешевление производства последовало, а вот удешевления самих плат в рознице нет. Ширина шины обмена с памятью на коробках никак не фигурировала, а потому пользователи фактически покупали кота в мешке. Совершенно понятно, что во втором случае получить из ATI Radeon 9800SE после включения 4-х дополнительных конвейеров рендеринга полноценный ATI Radeon 9800 Pro никак не получится, так как всему будет мешать ширина шины обмена с памятью в 128 бит, которая у полноценного ATI Radeon 9800 Pro должна быть равна 256 битам. И после переделки вы получите вместо ATI Radeon 9800 Pro неизвестную маркетолагам ATI плату с производительностью, явно не дотягивающей до уровня ATI Radeon 9800 Pro.
Как же отличить ту или иную плату на ATI Radeon 9800SE? На практике дизайн PCB ATI Radeon 9700 Pro и ATI Radeon 9500 Pro отличить совсем нетрудно, а поэтому ниже приводим небольшое практическое руководство по тому, как же все-таки с ходу отличить "правильный" ATI Radeon 9800SE от "неправильного":
Слева фотография платы PowerColor Radeon 9800SE. А справа — фотография референc-платы ATI Radeon 9700 Pro. Как видим, дизайн PCB обеих плат полностью идентичен, то есть PowerColor Radeon 9800SE представляет собой "правильную" плату на базе Radeon 9800SE, после переделки которой мы получим ATI Radeon 9800 Pro.
А вот как выглядит референс-дизайн ATI Radeon 9500 Pro:
Из всего вышеприведенного следует, что платы Radeon 9800SE на базе этой PCB нужно считать "неправильными"=) из-за 128-битной шины обмена с памятью.
Отличить на практике PCB, на базе которой изготавливаются обе версии Radeon 9800 SE, несложно.
За ориентир можно взять хотя бы расположение чипов памяти. У PCB Radeon 9700 Pro чипы памяти расположены по 2 штуки вокруг графического чипа, а на PCB от ATI Radeon 9500 Pro чипы расположены в ряд над графическим чипом.
Radeon 9800SE: программная переделка на практике
Ниже представлен своеобразный краткий FAQ для начинающих по переделке платы на базе ATI Radeon 9800SE в полноценный ATI Radeon 9800 Pro (естественно, при наличии ATI Radeon 9800SE с 256-битной шиной памяти).
Открывание заблокированных конвейеров будем производить программой RivaTuner последней версии, в состав которой уже входят разнообразные скрипты, в том числе и для включения заблокированных конвейеров.
Для включения конвейеров необходимо пропатчить оригинальные драйверы скриптом, который лежит по адресу: папка установки RivaTuner/Patch Scripts/ATI/SoftR9x00.
Диалоговое окно имеет следующий вид:
После этого можно устанавливать драйверы с уже пропатченным файлом. Если драйвер имел сертификацию WHQL, то после описанных выше действий программа установки сообщит, что WHQL'а у вас уже нет:
О включении конвейеров можно будет судить здесь:
Как видим, все конвейеры включились, но вот тестов в таком режиме плата не прошла.
Платы
В тестировании приняли участие сразу 2 платы на базе ATI Radeon 9800SE: на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro (Power-Color Radeon 9800SE) и на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro (Sapphire Radeon 9800SE).
PowerColor Radeon 9800SE 256 бит
Комплект поставки
Поскольку плата попала на тестирование не в retail-варианте, а с OEM-комплектацией, то и рассказывать о комплекте поставки особо нечего:
• непосредственно сама плата;
• мануал на 5 языках (русского нет);
• 1 CD с программой WinDVD 4.
Констатируем абсолютно стандартный комплект для платы, поставляющейся в OEM-варианте.
Дизайн и компоновка платы
Как уже было отмечено выше, видеокарта ATI Radeon 9800SE изготавливается на PCB от Radeon 9700 Pro. Каких-либо отличий от референсной платы ATI Radeon 9700 Pro найти не удалось — использован эталонный дизайн печатной платы.
Плата имеет традиционный для ATI ярко-красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Мб DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Сторонних кодеков для реализации TV-OUT'а на плате не предусмотрено — возможности его поддержки уже интегрированы в сам чип Radeon 9800SE. В качестве регулятора напряжения используется старый добрый двухфазный SC1175CSW от Semtech.
Карта оснащена 128 Мб DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 256 бит. Также обращаю ваше внимание на то, что конвейеров рендеринга 4, а не 8 (еще 4 программно отключены). Память производства Hynix (HY5DU283222) имеет время доступа 2,8 нс, что соответствует частоте работы памяти примерно в 355 МГц (710 МГц), но память функционирует на положенной ей частоте 340 МГц (680 МГц). То есть имеется небольшой запас на разгон по памяти. Графический чип также согласно спецификациям работает на частоте 380 МГц.
Для чипов памяти абсолютно никакого охлаждения не предусмотрено. Для охлаждения графического процессора применена низкопрофильная система охлаждения, которую весьма эффективной не назовешь — стандартный референсный небольшого размера вентилятор, насаженный на радиаторы. Тем не менее, в штатном режиме работы при многочасовой работе в 3D проблем со стабильностью не возникало. Но нагрев радиаторов был вполне приличный.
В целом же компоновка и дизайн хороши тем, что повторяют дизайн ATI Radeon 9700 Pro, а не ATI Radeon 9500 Pro (а такие платы, как мы уже отмечали выше, на рынке в скором времени будут преобладать), поэтому владельцы ATI Radeon 9800SE на базе PCB от Radeon 9700 Pro могут смело приступать к включению заблокированных программным способом 4-х конвейеров рендеринга. Ничто не мешает сделать то же самое владельцам Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9500Pro, но ввиду жесткого ограничения по ширине шины обмена с памятью (128 бит) и более низких частот производительность будет СУЩЕСТВЕННО ниже, нежели у разблокированного Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro, который побывал в нашей лаборатории.
Sapphire Atlantis Radeon 9800SE (128 бит)
Комплект поставки
В коробке удалось обнаружить:
• руководство пользователя;
• диск с драйверами;
• диск с фирменной утилитой RedLine, PowerDVD;
• игру Tomb Raider: Angel of Darkness;
• удлинители TV;
• переходники DVI-to-d-Sub;
• SVideo-to-RCA;
• переходник-разветвитель для внешнего питания.
Как видим, комплект поставки достаточно богатый. Sap-phire продолжает нас радовать.
Дизайн и компоновка платы
Видеокарта в точности повторяет референс-дизайн платы на базе Radeon 9500 Pro. Плата имеет традиционный для ATI ярко-красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Мб DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Сторонних кодеков для реализации TV-OUT'а на плате не предусмотрено — возможности поддержки оного уже интегрированы в сам чип Radeon 9800SE.
Карта оснащена 128 Мб DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 128 (!) бит. Но чипы размещены не так, как на Radeon 9800SE, выполненном по дизайну ATI Radeon 9700 Pro. Также обращаю ваше внимание на то, что конвейеров рендеринга 4, а не 8 (еще 4 программно отключены). Память производства Hynix (HYB25D128323C-3.3) имеет время доступа 3,3 нс, что соответствует частоте работы памяти примерно в 303 МГц (606 МГц), но память функционирует на частоте 270 МГц (540 МГц). Графический чип работает на частоте 325 МГц.
Для чипов памяти абсолютно никакого охлаждения не предусмотрено. Для охлаждения графического процессора также применена низкопрофильная система охлаждения — тот же стандартный референсный небольшого размера вентилятор, насаженный на радиаторы. Тем не менее, в штатном режиме работы при многочасовой работе в 3D проблем со стабильностью не возникало. Однако нагрев радиаторов был вполне приличный.
Тестирование
Тестовый стенд:
• Материнская плата: JetWay S446 (SiS 645).
• Процессор: P4 Northwood 1,6 A @ 2,13 A ГГц (133x16).
• Память: 256 Мб Hynix PC2100 DDR SDRAM (CL=2).
• Винчестер: Maxtor Diamond Plus 8 40 Гб.
• Видеокарты:
— Sapphire Atlantis Radeon 9800 128 Мб (ATI Radeon 9800);
— ATI Radeon 9800SE;
— Sapphire Atlantis Radeon 9800SE.
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
• Microsoft Windows XP SP1 ENG.
• DirectX 9.0b.
• Драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator 45.23 WHQL и ForceWare 52.16.
• Драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 3.9.
Все "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
• Future Mark 3DMark2003 v330 и (!) v340.
• ToMMTi-Systems ShaderMark v2.0 (DirectX 9 HLSL бенчмарк пиксельных шейдеров — о специфике данной программы далее в материале).
• iXBT.com/Digit-Life D3D RightMark 1.0.2.7. (Public Beta 1) (комплексный DirectX 9.0 синтетический тест).
• MadOnion 3DMark2001SE.
• CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
• id Software/Activision Return to Castle Wolfenstein v1.0 (Open GL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалось Demo Check-point).
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 (Di-rect3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо Antalus Flubu).
• Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
• Egosoft X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
• Square-Enix Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в грядущей игре Final Fantasy XI. К сожалению, данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют).
• Microsoft HALO: Combat Evol-ved 1.2 (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
• Massive Development Aqua-Mark 3 (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore).
• Valve Software/Vivendi Uni-versal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию).
• Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening (Di-rect3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартами, мы по традиции повторяем=), что более или менее объективно оценить данный параметр для серии видеокарт на сегодняшний день нельзя. На наш субъективный взгляд качество 2D, показываемое всеми платами в разрешениях 1024x768x85 Гц и 1280х1024х60 Гц, можно охарактеризовать как хорошее. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.
Результаты тестирования
Тесты на плате PowerColor Radeon 9800SE проводились в двух режимах: в номинальном и с разблокированными четырьмя дополнительными (точнее, законными ATI Radeon 9800 Pro) конвейерами. Несколько плат от Sapphire на PCB от ATI Radeon 9500 Pro переделке поддались, но тесты пройти не смогли. То есть перед нами типичный пример того, что "не все платы ATI Radeon 9800SE одинаково полезны=)". Также для сравнения приведены результаты платы на NVIDIA GeForce FX 5900, разогнанной до частот Ultra-версии чипа, чтобы можно было наглядно соотносить результаты пропатченного PowerColor Radeon 9800SE с результатами его конкурента из стана NVIDIA. Тем более, что ни в первом, ни во втором случае мы не получим плат, работающих настолько же быстро, как оригинальные ATI Radeon 9800 Pro и NVIDIA GeForce FX 5900. Но тем и интересно наше сравнение.
Синтетические тесты
В данном обзоре мы решили не приводить результаты тестов в таких уже ставших традиционными синтетических бенчмарках, как ShaderMark v2.0 и D3D RightMark, так как обзор данных плат является, по сути, потребительским, и обилие ненужных диаграмм синтетических тестов с прогнозируемыми результатами ясности для читателей вряд ли добавит.
3DMark 2001SE
Посмотрим на результаты "старожилов" наших тестирований. Они вполне прогнозируемы. Как и следовало ожидать, плата Sapphire Radeon 9800SE со 128 бит шиной памяти показывает самые плохие результаты из всех протестированных плат. 128-битная шина обмена с памятью дает о себе знать. Ее соперник из стана NVIDIA в лице разогнанной до частот 450/850 МГц для ядра и памяти соответственно ASUS V9950 находится ровно посередине между вариантом ATI Radeon 9800SE от PowerColor на 256-битной шине в номинальном и с включенными четырьмя дополнительными конвейерами рендеринга.
3DMark 2003
Расстановка сил в данном бенчмарке между конкурирующими компаниями явно в пользу NVIDIA, однако нам было более интересно увидеть разницу в производительности между оригинальным ATI Radeon 9800SE 256 бит и его пропатченным вариантом. Как можно видеть из диаграмм, эта разница весьма и весьма существенна (в предыдущем тесте такой яркой разницы увидеть было нельзя из-за большей процессорозависимости данного теста в сравнении с 3DMark 2003). А ведь за 128 и 256 бит версии ATI Radeon 9800SE порой просят одинаковые деньги, и, нужно отметить, очень даже немалые.
Codecreatures
Расстановка сил и процентных соотношений абсолютных значений результатов в данном тесте остается прежней, с той только разницей, что лидерство платы NVIDIA более отчетливое.
Реальные игровые приложения
Но от синтетических приложений переходим к рассмотрению производительности плат в реальных игровых приложениях.
Unreal Tournament 2003
Unreal Tournament 2003, традиционно "любящий" карты NVIDIA, показывает явное преимущество нашего с вами представителя калифорнийской компании в данном тесте. В остальном же — все те же печальные результаты ATI Radeon 9800SE 128 бит и все те же выдающиеся результаты ATI Radeon 9800SE со всеми включенными конвейерами рендеринга.
X2: The Threat Demo
Лидерство сходных по позиционированию продуктов NVIDIA в данном тесте уже традиционно. Обработка стенсильных теней на картах NVIDIA в движке X2: The Threat требует меньшего количества проходов. Раскладка сил в стане 2-х вариантов ATI Radeon 9800SE та же.
Unreal II: The Awakening
В низком разрешении платы от NVIDIA и ATI (PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит с включенными восемью конвейерами рендеринга) показывают полный паритет. В высоком же разрешении плата от ATI вырывается вперед. Нам, опять-таки, неясна ситуация с результатами теста Unreal 2 в соотношении с результатами тестов Unreal Tournament 2003. Результаты различные, хотя движки у игр одинаковые (движок Unreal 2 представляет собой лишь немного "косметически переделанный" движок от Unreal Tournament 2003). Мы уже отмечали такие странные результаты тестов в данных бенчмарках в наших предыдущих материалах. И нам остается и на этот раз указать на странные результаты тестов и только напомнить читателям, что в Unreal Tournament 2003 встроенный бенчмарк есть, а в Unreal 2 — нет, что, в общем-то, и наводит на определенные мысли=).
Final Fantasy XI Official Benchmark 2
Расклад сил в целом тот же. Констатируем незначительное лидерство платы ATI с включенными конвейерами.
AquaMark 3
Весьма показательный тест на сегодня. Лидерство платы NVIDIA налицо.
Gun Metal Benchmark 2
Безоговорочное лидерство платы NVIDIA. В весьма тяжелом графическом тесте, использующем пиксельные шейдеры 1.1 и вершинные версии 2.0, урезанность Sapphire Radeon 9800SE 128 бит дает о себе знать в очень серьезном процентном соотношении с платой PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит. Переделка PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит дает плате PowerColor серьезные дивиденды.
HALO: Combat Evolved
С выходом новых драйверов ForceWare 52.16 расклад сил в данном реальном игровом DirectX 9.0 тесте изменился в лучшую для NVIDIA сторону. Как видим, на обоих бенчмарках ASUS V9950 @ 450/850 уверенно лидирует. Также просим вас обратить внимание на просто невиданный доселе эффект от включения 4-х дополнительных конвейеров рендеринга.
Half-Life 2 Leaked Beta
С Half-Life 2 ситуация для NVIDIA весьма неоднозначная. С одной стороны, явный проигрыш в одном из тестов (результаты на уровне Radeon 9800SE 128 (!) бит). С другой — уже более хорошая картина в другом из банчмарков. Однако полученный нами ATI Radeon 9800 Pro все равно лидирует в общем зачете и в первом, и во втором тестах.
Качество изображения
Производительность при работе с AA и Aniso нами уже рассматривалась. Мы можем лишь снова отметить более быстрый AA у сходных по позиционированию карт NVIDIA и ATI, а также примерный паритет как в режиме работы с анизотропной фильтрацией, так и в наиболее тяжелом режиме с одновременным включением Aniso и AA.
AntiAliasing 6x/8x + Aniso-tropic Filtering 8x/16x
В новом нашем режиме тестирования качества изображения с максимально возможной детализацией отмечаем лидерство платы PowerColor Radeon 9800SE 256 бит с включенными восемью конвейерами рендеринга.
Выводы
Две рассмотренные нами разновидности плат на базе ATI Radeon 9800SE выразительно показали, что "не все SE одинаково полезны". Плата Sapphire на ATI Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro показывает во всех тестах существенно более низкую производительность, нежели 256-битный вариант ATI Radeon 9800SE от PowerColor. Рекомендовать изделия на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro к покупке можно лишь в том случае, если их цена существенно ниже, чем у "правильного" ATI Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro. Хотя некоторые продавцы карт Radeon 9800SE, к счастью, начинают писать, какой же товар у них действительно на складе, а не пытаются продать покупателю кота в мешке. Нам же остается только посетовать на то, что сама ATI пожелала отмалчиваться по поводу отбракованных R350 и все отдала на откуп своим партнерам. Если бы компания сама взялась за эти чипы, появление которых, кстати говоря, было просто неизбежным, мы бы вряд ли увидели такую неразбериху с картами, которую можем наблюдать сейчас.
Автор выражает благодарность компании "ГРИНЛАЙН КОМПЬЮТЕР" (www.greenline.by) за предоставленное на тестирование оборудование.
Бурдыко Алексей, Knes@tut.by
Появление на рынке таких флагманов 3D-графики, как ATI Radeon 9800 Pro и NVIDIA GeForce FX 5900 Ultra (а сейчас — и их обновленных версий в виде "разгонов" упомянутых чипов ATI Radeon 9800 XT и NVIDIA GeForce FX 5950 Ultra), не могло не спровоцировать появление и урезанных решений на базе дорогостоящего Hi-End, который многим просто-напросто не по карману, а многим просто не нужен (но уже сейчас мы можем констатировать все большую распространенность DirectX 9.0 игр, поэтому с последним заявлением уже можно и не согласиться — правда, только в том случае, если вы не проженный фанат косынки/сапера, и "детские забавы" в виде всяких "Думов" третьей серии и "Халф-Лайфов" второго эпизода для вас не представляют абсолютно никакого интереса).
Это вполне закономерное явление как с экономической и маркетинговой точек зрения, так и с технологической, поскольку нынешние технологии производства графических чипов подразумевают некоторый процент брака, который, тем не менее, можно пустить в дело, применив некоторые хитрости.
Совсем другое дело, когда выпуск урезанных решений фактически не санкционирован производителем самих чипов. Если вы сейчас зайдете на сайт компании ATI, то в разделе доступных на данный момент решений из линейки Radeon вы не увидите даже упоминания про такой чип, как Radeon 9800SE. Почему же так? — спросит пользователь. Разве этот чип не компании ATI, и не она должна нести за него ответственность? Все это было бы действительно так, но только в том случае, если бы дело не касалось чипа, который получается из отбракованных в процессе производства чипов R350, которые идут для производства карт Radeon 9800 Pro. Здесь ситуация более щекотливая, чем может показаться на первый взгляд. Именно поэтому компания ATI в этом деле как бы и ни при чем. Все операции по производству плат на базе чипа Radeon 9800SE отдаются на откуп партнерам. Естественно, это не могло не спровоцировать непосредственно самих партнеров на еще большие ухищрения с платами, носящими названия Radeon 9800SE. Именно поэтому сейчас в рознице имеются две (даже три) разновидности плат на базе чипа Radeon 9800SE, которые (как покажет наше тестирование) имеют кардинально различающуюся производительность при подчас одной и той же розничной цене. Налицо явная путаница и неразбериха для конечных пользователей, которые хотят приобрести плату уровня "чуть похуже, чем Hi-End=)", но уже не могут этого сделать из-за того, что партнеры ATI начинают устанавливать отбракованные чипы ATI R350 на разные PCB. Что же получается в итоге? Ниже мы попробуем разобраться с тем, какие же платы есть на рынке на сегодняшний день, и как, что называется, "на глаз" определить, какое же перед нами изделие.
Radeon 9800SE: пытаемся разобраться…
Прежде всего необходимо рассказать о том, как же появляются на свет такие чипы, как Radeon 9800SE, и какими потенциальными возможностями (и сопутствующими проблемами=)) такие платы обладают.
А возможность появления таких чипов, как ATI Radeon 9800SE, заложена в технологии производства самих графических чипов. В процессе производства попадаются кристаллы, которые не могут работать на необходимых частотах. Так, к примеру, появился на свет ATI Radeon 9800, который работает на пониженных относительно ATI Radeon 9800 Pro частотах. Однако существует и другой вид производственного брака, когда чип может работать на необходимых частотах, но вместо этого у него сбоит какой-либо конвейер рендеринга. В этом случае для того, чтобы такие ядра не пропадали зря, а все равно шли в производство, отключают половину ядра (т.е. половина конвейеров рендеринга становятся нерабочими) и начинают делать платы с таким чипом. Поскольку чип изначально изготавливался для работы с полным числом конвейеров рендеринга (для чипа R350 это число равно 8), то есть физически в чипе присутствуют именно 8 конвейеров, а 4 конвейера отключаются программно, то у "великих народных умельцев" появляется реальный шанс программно же эти выключенные конвейеры включить обратно. Далее мы рассмотрим все аспекты программной переделки плат из Radeon 9800SE в полноценные ATI Radeon 9800 Pro, но с небольшой оговоркой. Понятно, что в случае переделки платы вы не получаете 100% исправную плату, так как, если ее отбраковали для плат Radeon 9800SE, то в чипе УЖЕ имеется дефект на одном из конвейеров рендеринга. Да, возможно, "на глаз" после переделки видно ничего не будет, но, тем не менее, где-то и когда-то брак чипа вылезет наружу. Дело в том, что отбраковке подвергаются чипы даже с самыми малыми "отклонениями", а потому счастливчики могут заполучить в распоряжение плату, которая после переделки будет вести себя, что называется, "как надо", а может, естественно, и не повезти — чип после переделки будет сбоить и "глючить".
Однако перспектива получить ATI Radeon 9800 Pro из ATI Radeon 9800SE "нахаляву" будет омрачена той самой неразберихой среди партнеров ATI, которая упоминалась в начале статьи. Дело в том, что ATI "отпустила" своих партнеров "в вольное плавание", отдав проектирование плат с дефектными чипами R350 на откуп самим производителям. Изначально отбракованные чипы R350 должны были устанавливаться на PCB от ATI Radeon 9700 Pro и иметь 256-битный интерфейс обмена с памятью. Так некоторые производители видеокарт и поступили. Но затем возникла идея относительно удешевления производства плат на базе ATI Radeon 9800SE путем установки отбракованного чипа R350 на более простую PCB от ATI Radeon 9500 Pro с 128-битным интерфейсом обмена с памятью. Удешевление производства последовало, а вот удешевления самих плат в рознице нет. Ширина шины обмена с памятью на коробках никак не фигурировала, а потому пользователи фактически покупали кота в мешке. Совершенно понятно, что во втором случае получить из ATI Radeon 9800SE после включения 4-х дополнительных конвейеров рендеринга полноценный ATI Radeon 9800 Pro никак не получится, так как всему будет мешать ширина шины обмена с памятью в 128 бит, которая у полноценного ATI Radeon 9800 Pro должна быть равна 256 битам. И после переделки вы получите вместо ATI Radeon 9800 Pro неизвестную маркетолагам ATI плату с производительностью, явно не дотягивающей до уровня ATI Radeon 9800 Pro.
Как же отличить ту или иную плату на ATI Radeon 9800SE? На практике дизайн PCB ATI Radeon 9700 Pro и ATI Radeon 9500 Pro отличить совсем нетрудно, а поэтому ниже приводим небольшое практическое руководство по тому, как же все-таки с ходу отличить "правильный" ATI Radeon 9800SE от "неправильного":
Слева фотография платы PowerColor Radeon 9800SE. А справа — фотография референc-платы ATI Radeon 9700 Pro. Как видим, дизайн PCB обеих плат полностью идентичен, то есть PowerColor Radeon 9800SE представляет собой "правильную" плату на базе Radeon 9800SE, после переделки которой мы получим ATI Radeon 9800 Pro.
А вот как выглядит референс-дизайн ATI Radeon 9500 Pro:
Из всего вышеприведенного следует, что платы Radeon 9800SE на базе этой PCB нужно считать "неправильными"=) из-за 128-битной шины обмена с памятью.
Отличить на практике PCB, на базе которой изготавливаются обе версии Radeon 9800 SE, несложно.
За ориентир можно взять хотя бы расположение чипов памяти. У PCB Radeon 9700 Pro чипы памяти расположены по 2 штуки вокруг графического чипа, а на PCB от ATI Radeon 9500 Pro чипы расположены в ряд над графическим чипом.
Radeon 9800SE: программная переделка на практике
Ниже представлен своеобразный краткий FAQ для начинающих по переделке платы на базе ATI Radeon 9800SE в полноценный ATI Radeon 9800 Pro (естественно, при наличии ATI Radeon 9800SE с 256-битной шиной памяти).
Открывание заблокированных конвейеров будем производить программой RivaTuner последней версии, в состав которой уже входят разнообразные скрипты, в том числе и для включения заблокированных конвейеров.
Для включения конвейеров необходимо пропатчить оригинальные драйверы скриптом, который лежит по адресу: папка установки RivaTuner/Patch Scripts/ATI/SoftR9x00.
Диалоговое окно имеет следующий вид:
После этого можно устанавливать драйверы с уже пропатченным файлом. Если драйвер имел сертификацию WHQL, то после описанных выше действий программа установки сообщит, что WHQL'а у вас уже нет:
О включении конвейеров можно будет судить здесь:
Как видим, все конвейеры включились, но вот тестов в таком режиме плата не прошла.
Платы
В тестировании приняли участие сразу 2 платы на базе ATI Radeon 9800SE: на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro (Power-Color Radeon 9800SE) и на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro (Sapphire Radeon 9800SE).
PowerColor Radeon 9800SE 256 бит
Комплект поставки
Поскольку плата попала на тестирование не в retail-варианте, а с OEM-комплектацией, то и рассказывать о комплекте поставки особо нечего:
• непосредственно сама плата;
• мануал на 5 языках (русского нет);
• 1 CD с программой WinDVD 4.
Констатируем абсолютно стандартный комплект для платы, поставляющейся в OEM-варианте.
Дизайн и компоновка платы
Как уже было отмечено выше, видеокарта ATI Radeon 9800SE изготавливается на PCB от Radeon 9700 Pro. Каких-либо отличий от референсной платы ATI Radeon 9700 Pro найти не удалось — использован эталонный дизайн печатной платы.
Плата имеет традиционный для ATI ярко-красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Мб DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Сторонних кодеков для реализации TV-OUT'а на плате не предусмотрено — возможности его поддержки уже интегрированы в сам чип Radeon 9800SE. В качестве регулятора напряжения используется старый добрый двухфазный SC1175CSW от Semtech.
Карта оснащена 128 Мб DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 256 бит. Также обращаю ваше внимание на то, что конвейеров рендеринга 4, а не 8 (еще 4 программно отключены). Память производства Hynix (HY5DU283222) имеет время доступа 2,8 нс, что соответствует частоте работы памяти примерно в 355 МГц (710 МГц), но память функционирует на положенной ей частоте 340 МГц (680 МГц). То есть имеется небольшой запас на разгон по памяти. Графический чип также согласно спецификациям работает на частоте 380 МГц.
Для чипов памяти абсолютно никакого охлаждения не предусмотрено. Для охлаждения графического процессора применена низкопрофильная система охлаждения, которую весьма эффективной не назовешь — стандартный референсный небольшого размера вентилятор, насаженный на радиаторы. Тем не менее, в штатном режиме работы при многочасовой работе в 3D проблем со стабильностью не возникало. Но нагрев радиаторов был вполне приличный.
В целом же компоновка и дизайн хороши тем, что повторяют дизайн ATI Radeon 9700 Pro, а не ATI Radeon 9500 Pro (а такие платы, как мы уже отмечали выше, на рынке в скором времени будут преобладать), поэтому владельцы ATI Radeon 9800SE на базе PCB от Radeon 9700 Pro могут смело приступать к включению заблокированных программным способом 4-х конвейеров рендеринга. Ничто не мешает сделать то же самое владельцам Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9500Pro, но ввиду жесткого ограничения по ширине шины обмена с памятью (128 бит) и более низких частот производительность будет СУЩЕСТВЕННО ниже, нежели у разблокированного Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro, который побывал в нашей лаборатории.
Sapphire Atlantis Radeon 9800SE (128 бит)
Комплект поставки
В коробке удалось обнаружить:
• руководство пользователя;
• диск с драйверами;
• диск с фирменной утилитой RedLine, PowerDVD;
• игру Tomb Raider: Angel of Darkness;
• удлинители TV;
• переходники DVI-to-d-Sub;
• SVideo-to-RCA;
• переходник-разветвитель для внешнего питания.
Как видим, комплект поставки достаточно богатый. Sap-phire продолжает нас радовать.
Дизайн и компоновка платы
Видеокарта в точности повторяет референс-дизайн платы на базе Radeon 9500 Pro. Плата имеет традиционный для ATI ярко-красный цвет печатной платы, несет на борту 128 Мб DDR-памяти, интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 аналоговый, 1 цифровой и 1 TV-OUT. Сторонних кодеков для реализации TV-OUT'а на плате не предусмотрено — возможности поддержки оного уже интегрированы в сам чип Radeon 9800SE.
Карта оснащена 128 Мб DDR-памяти, размещенной в 8 микросхемах (по 4 чипа с лицевой и оборотной сторон печатной платы) в прогрессивной (BGA) упаковке с разрядностью шины в 128 (!) бит. Но чипы размещены не так, как на Radeon 9800SE, выполненном по дизайну ATI Radeon 9700 Pro. Также обращаю ваше внимание на то, что конвейеров рендеринга 4, а не 8 (еще 4 программно отключены). Память производства Hynix (HYB25D128323C-3.3) имеет время доступа 3,3 нс, что соответствует частоте работы памяти примерно в 303 МГц (606 МГц), но память функционирует на частоте 270 МГц (540 МГц). Графический чип работает на частоте 325 МГц.
Для чипов памяти абсолютно никакого охлаждения не предусмотрено. Для охлаждения графического процессора также применена низкопрофильная система охлаждения — тот же стандартный референсный небольшого размера вентилятор, насаженный на радиаторы. Тем не менее, в штатном режиме работы при многочасовой работе в 3D проблем со стабильностью не возникало. Однако нагрев радиаторов был вполне приличный.
Тестирование
Тестовый стенд:
• Материнская плата: JetWay S446 (SiS 645).
• Процессор: P4 Northwood 1,6 A @ 2,13 A ГГц (133x16).
• Память: 256 Мб Hynix PC2100 DDR SDRAM (CL=2).
• Винчестер: Maxtor Diamond Plus 8 40 Гб.
• Видеокарты:
— Sapphire Atlantis Radeon 9800 128 Мб (ATI Radeon 9800);
— ATI Radeon 9800SE;
— Sapphire Atlantis Radeon 9800SE.
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
Система:
• Microsoft Windows XP SP1 ENG.
• DirectX 9.0b.
• Драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator 45.23 WHQL и ForceWare 52.16.
• Драйвер для видеокарт ATI — Catalyst 3.9.
Все "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие. Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL-, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
• Future Mark 3DMark2003 v330 и (!) v340.
• ToMMTi-Systems ShaderMark v2.0 (DirectX 9 HLSL бенчмарк пиксельных шейдеров — о специфике данной программы далее в материале).
• iXBT.com/Digit-Life D3D RightMark 1.0.2.7. (Public Beta 1) (комплексный DirectX 9.0 синтетический тест).
• MadOnion 3DMark2001SE.
• CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
• id Software/Activision Return to Castle Wolfenstein v1.0 (Open GL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалось Demo Check-point).
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 (Di-rect3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing. Использовалось демо Antalus Flubu).
• Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
• Egosoft X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
• Square-Enix Final Fantasy XI Official Benchmark 2 (бенчмарк для оценки производительности в грядущей игре Final Fantasy XI. К сожалению, данных по характеристикам движка игры разработчики не предоставляют).
• Microsoft HALO: Combat Evol-ved 1.2 (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
• Massive Development Aqua-Mark 3 (DirectX 9.0, Vertex Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscore).
• Valve Software/Vivendi Uni-versal Games Half-life 2 leaked beta (DirectX 9.0, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, качество по умолчанию).
• Legend Ent./Epic Games Unreal II: The Awakening (Di-rect3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемому видеокартами, мы по традиции повторяем=), что более или менее объективно оценить данный параметр для серии видеокарт на сегодняшний день нельзя. На наш субъективный взгляд качество 2D, показываемое всеми платами в разрешениях 1024x768x85 Гц и 1280х1024х60 Гц, можно охарактеризовать как хорошее. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.
Результаты тестирования
Тесты на плате PowerColor Radeon 9800SE проводились в двух режимах: в номинальном и с разблокированными четырьмя дополнительными (точнее, законными ATI Radeon 9800 Pro) конвейерами. Несколько плат от Sapphire на PCB от ATI Radeon 9500 Pro переделке поддались, но тесты пройти не смогли. То есть перед нами типичный пример того, что "не все платы ATI Radeon 9800SE одинаково полезны=)". Также для сравнения приведены результаты платы на NVIDIA GeForce FX 5900, разогнанной до частот Ultra-версии чипа, чтобы можно было наглядно соотносить результаты пропатченного PowerColor Radeon 9800SE с результатами его конкурента из стана NVIDIA. Тем более, что ни в первом, ни во втором случае мы не получим плат, работающих настолько же быстро, как оригинальные ATI Radeon 9800 Pro и NVIDIA GeForce FX 5900. Но тем и интересно наше сравнение.
Синтетические тесты
В данном обзоре мы решили не приводить результаты тестов в таких уже ставших традиционными синтетических бенчмарках, как ShaderMark v2.0 и D3D RightMark, так как обзор данных плат является, по сути, потребительским, и обилие ненужных диаграмм синтетических тестов с прогнозируемыми результатами ясности для читателей вряд ли добавит.
3DMark 2001SE
Посмотрим на результаты "старожилов" наших тестирований. Они вполне прогнозируемы. Как и следовало ожидать, плата Sapphire Radeon 9800SE со 128 бит шиной памяти показывает самые плохие результаты из всех протестированных плат. 128-битная шина обмена с памятью дает о себе знать. Ее соперник из стана NVIDIA в лице разогнанной до частот 450/850 МГц для ядра и памяти соответственно ASUS V9950 находится ровно посередине между вариантом ATI Radeon 9800SE от PowerColor на 256-битной шине в номинальном и с включенными четырьмя дополнительными конвейерами рендеринга.
3DMark 2003
Расстановка сил в данном бенчмарке между конкурирующими компаниями явно в пользу NVIDIA, однако нам было более интересно увидеть разницу в производительности между оригинальным ATI Radeon 9800SE 256 бит и его пропатченным вариантом. Как можно видеть из диаграмм, эта разница весьма и весьма существенна (в предыдущем тесте такой яркой разницы увидеть было нельзя из-за большей процессорозависимости данного теста в сравнении с 3DMark 2003). А ведь за 128 и 256 бит версии ATI Radeon 9800SE порой просят одинаковые деньги, и, нужно отметить, очень даже немалые.
Codecreatures
Расстановка сил и процентных соотношений абсолютных значений результатов в данном тесте остается прежней, с той только разницей, что лидерство платы NVIDIA более отчетливое.
Реальные игровые приложения
Но от синтетических приложений переходим к рассмотрению производительности плат в реальных игровых приложениях.
Unreal Tournament 2003
Unreal Tournament 2003, традиционно "любящий" карты NVIDIA, показывает явное преимущество нашего с вами представителя калифорнийской компании в данном тесте. В остальном же — все те же печальные результаты ATI Radeon 9800SE 128 бит и все те же выдающиеся результаты ATI Radeon 9800SE со всеми включенными конвейерами рендеринга.
X2: The Threat Demo
Лидерство сходных по позиционированию продуктов NVIDIA в данном тесте уже традиционно. Обработка стенсильных теней на картах NVIDIA в движке X2: The Threat требует меньшего количества проходов. Раскладка сил в стане 2-х вариантов ATI Radeon 9800SE та же.
Unreal II: The Awakening
В низком разрешении платы от NVIDIA и ATI (PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит с включенными восемью конвейерами рендеринга) показывают полный паритет. В высоком же разрешении плата от ATI вырывается вперед. Нам, опять-таки, неясна ситуация с результатами теста Unreal 2 в соотношении с результатами тестов Unreal Tournament 2003. Результаты различные, хотя движки у игр одинаковые (движок Unreal 2 представляет собой лишь немного "косметически переделанный" движок от Unreal Tournament 2003). Мы уже отмечали такие странные результаты тестов в данных бенчмарках в наших предыдущих материалах. И нам остается и на этот раз указать на странные результаты тестов и только напомнить читателям, что в Unreal Tournament 2003 встроенный бенчмарк есть, а в Unreal 2 — нет, что, в общем-то, и наводит на определенные мысли=).
Final Fantasy XI Official Benchmark 2
Расклад сил в целом тот же. Констатируем незначительное лидерство платы ATI с включенными конвейерами.
AquaMark 3
Весьма показательный тест на сегодня. Лидерство платы NVIDIA налицо.
Gun Metal Benchmark 2
Безоговорочное лидерство платы NVIDIA. В весьма тяжелом графическом тесте, использующем пиксельные шейдеры 1.1 и вершинные версии 2.0, урезанность Sapphire Radeon 9800SE 128 бит дает о себе знать в очень серьезном процентном соотношении с платой PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит. Переделка PowerColor ATI Radeon 9800SE 256 бит дает плате PowerColor серьезные дивиденды.
HALO: Combat Evolved
С выходом новых драйверов ForceWare 52.16 расклад сил в данном реальном игровом DirectX 9.0 тесте изменился в лучшую для NVIDIA сторону. Как видим, на обоих бенчмарках ASUS V9950 @ 450/850 уверенно лидирует. Также просим вас обратить внимание на просто невиданный доселе эффект от включения 4-х дополнительных конвейеров рендеринга.
Half-Life 2 Leaked Beta
С Half-Life 2 ситуация для NVIDIA весьма неоднозначная. С одной стороны, явный проигрыш в одном из тестов (результаты на уровне Radeon 9800SE 128 (!) бит). С другой — уже более хорошая картина в другом из банчмарков. Однако полученный нами ATI Radeon 9800 Pro все равно лидирует в общем зачете и в первом, и во втором тестах.
Качество изображения
Производительность при работе с AA и Aniso нами уже рассматривалась. Мы можем лишь снова отметить более быстрый AA у сходных по позиционированию карт NVIDIA и ATI, а также примерный паритет как в режиме работы с анизотропной фильтрацией, так и в наиболее тяжелом режиме с одновременным включением Aniso и AA.
AntiAliasing 6x/8x + Aniso-tropic Filtering 8x/16x
В новом нашем режиме тестирования качества изображения с максимально возможной детализацией отмечаем лидерство платы PowerColor Radeon 9800SE 256 бит с включенными восемью конвейерами рендеринга.
Выводы
Две рассмотренные нами разновидности плат на базе ATI Radeon 9800SE выразительно показали, что "не все SE одинаково полезны". Плата Sapphire на ATI Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro показывает во всех тестах существенно более низкую производительность, нежели 256-битный вариант ATI Radeon 9800SE от PowerColor. Рекомендовать изделия на базе PCB от ATI Radeon 9500 Pro к покупке можно лишь в том случае, если их цена существенно ниже, чем у "правильного" ATI Radeon 9800SE на базе PCB от ATI Radeon 9700 Pro. Хотя некоторые продавцы карт Radeon 9800SE, к счастью, начинают писать, какой же товар у них действительно на складе, а не пытаются продать покупателю кота в мешке. Нам же остается только посетовать на то, что сама ATI пожелала отмалчиваться по поводу отбракованных R350 и все отдала на откуп своим партнерам. Если бы компания сама взялась за эти чипы, появление которых, кстати говоря, было просто неизбежным, мы бы вряд ли увидели такую неразбериху с картами, которую можем наблюдать сейчас.
Автор выражает благодарность компании "ГРИНЛАЙН КОМПЬЮТЕР" (www.greenline.by) за предоставленное на тестирование оборудование.
Бурдыко Алексей, Knes@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2004 год в рубрике hard :: video