Видеокарты на базе ATI Radeon 9800 SE, 9800, 9800 Pro производства Sapphire, или Пытаемся разобраться в неразберихе…

Видеокарты на базе ATI Radeon 9800 SE, 9800, 9800 Pro производства Sapphire, или
Пытаемся разобраться в неразберихе…


Введение
Поколение чипов ATI Radeon 9800 SE, 9800, 9800 Pro внесло больше неразберихи, чем канитель, вызванная непонятной номенклатурой Radeon 8500 и Radeon 9000. А вспомните путаницу референс-дизайнов Radeon 9500/9500 Pro и переделку Radeon 9500 в Radeon 9700.
Все в какой-то степени повторяется — нет, с названиями в линейке 9800 все в порядке, а вот с референс-дизайном 9800 SE маленькая неувязочка. В данном материале мы постараемся разъяснить все неточности и факты, непонятные читателю, так чтобы у него не осталось каши в голове или каких-либо сомнений: "А то ли я покупаю?"
Для нашего материала мы решили остановиться на продукции компании Sapphire. Sapphire является одним из главных стратегических партнеров канадской компании ATI и выпускает целую линейку видеокарт, построенных на ее чипах. Но нас интересовали только видеокарты, построенные на чипах серии Radeon 9800. Прежде чем перейти к рассмотрению продукции Sapphire, скажем пору слов о чипах 9800 SE, 9800 и 9800 Pro.

ATI Radeon 9800 SE, 9800, 9800 Pro
Начнем мы со старшего брата — 9800 Pro. ATI Radeon 9800 Pro базируется на обновленном ядре Radeon 9700 Pro. Частоты графического ядра и памяти у 9800 Pro составляют 380 и 680 (DDR) МГц соответственно. Видеокарты, построенные на чипах Radeon 9800 Pro, поддерживают фрагментарный потоковый FIFO-буфер. Данный буфер позволяет запускать шейдеры неограниченной длины. Помимо этого, Radeon 9800 Pro может похвастаться оптимизацией под данные трафаретного типа, которые необходимы для создания реалистичных игр.
В целом Hi-End-решение у ATI получилось хорошим и, чего следовало ожидать, дорогим, но, как говорится, одним Hi-End сыт не будешь: не каждый может себе позволить отдать 400 у.е. за видеокарту, поэтому компания ATI выпустила mainstream-решение Radeon 9600/9600 Pro, но между 9800 Pro и 9600 Pro оставалась очень важная незаполненная рыночная ниша.

Тогда ATI использовала проверенную временем тактику и выпустила версию 9800, которая отличается от старшего брата лишь меньшими частотами: 325 МГц для графического ядра и 580 (DDR) МГц для памяти. А чуть позже в прайсах фирм, помимо видеокарт, построенных на Radeon 9800, появились платы, основанные на 9800 SE, о котором ни из официальных источников, ни от самой ATI не поступало никакой информации.
ATI Radeon 9800 SE: что это?
Довольно интересный вопрос:). По сути, 9800 SE — это отбраковка 9800, которая является половиной чипа последнего и имеет вдвое меньшее количество конвейеров рендеринга. Немного проясним ситуацию. Выпуск современных видеочипов — достаточно сложный процесс, поэтому отбракованные чипы неизбежны, особенно при таком количестве транзисторов, поэтому все те, которые не смогли стать Radeon'ами 9800 Pro, становятся просто 9800-ми, а чипы, у которых присутствует брак в конвейере рендеринга или блоке HSR, становятся версиями SE. Ко всей этой каше добавляются два дизайна видеоплат…

Самое интересное в этой ситуации — это то, что компания ATI гордо заявляет: "А что такое Radeon 9800 SE? Мы никогда в жизни не выпускали такого графического ядра. Да и вообще это все китайские производители, которым было разрешено запустить платы на отбракованных чипах — они это и сделали". Ну что ж, вполне убедительно, а что скажет ATI по поводу того, что видеокарты выпускает не кто иной как Sapphire — ее главный партнер, который также является дочерним предприятием PC Partner, которая в свое время являлась основным производителем видеокарт на чипах ATI, в том числе и для самой ATI, и, между прочим, тоже не обошла стороной так называемые происки китайцев. В общем, полная неразбериха, покрытая тайной и мраком, которую, как обычно, разгребать журналистам и маркетологам.
Ну что ж, приступим: для того, чтобы разобраться с ситуацией, нужно посмотреть реальные продукты, основанные на вышеперечисленных чипах. Проявим уважение к старшим и позволим открывать бал Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб.

Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб
Видеокарта построена на чипе ATI Radeon 9800 Pro и имеет AGP 2X/4X/8X интерфейс.
Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб оснащена восемью чипами памяти объемом 16 Мб каждый, поэтому общий объем видеопамяти составляет 128 Мб. Память в упаковке BGA производства Samsung имеет время доступа 2,8 наносекунды и расположена по обеим сторонам печатной платы. Память работает на частоте 340 (680 DDR) МГц, но теоретически: исходя из параметра времени доступа память может функционировать на 350 (700 DDR) МГц. Шина обмена с памятью составляет 256 бит. Частота графического ядра стандартна — 380 МГц. Видеоплата в точности является копией референс-платы ATI — даже кулер тот же, что и на эталонной плате.

Набор выходов стандартен: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа Radeon 9800 Pro. Комплект поставки стандартен для продуктов ATI и включает руководство пользователя, переходник
S-video-to-RCA, переходник DVI-to-d-Sub и диск с драйверами и утилитами.
Честно сказать, автора данного материала маркетинговая политика ATI, мягко говоря, огорчает. Взять хотя бы такую банальную вещь, как комплект поставки двух видеокарт высшей ценовой категории. Разница между комплектами поставок видеокарт, в основе которых лежат графические ядра NVIDIA и ATI, довольно серьезная, явно не в пользу последней. Ну неужели нельзя подарить людям бесплатных дисков, красивых коробочек, ручек?
Теперь давайте посмотрим на младшего брата — видеокарту, основанную на чипе ATI Radeon 9800.

Sapphire Atlantis RADEON 9800 128 Мб
Видеокарта является копией Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб: все вышесказанное о последней справедливо и для Sapphire Atlantis RADEON 9800 128 Мб. Единственное отличие видеокарт заключается в частотах чипа и памяти. На Atlantis RADEON 9800 128 Мб установлена более медленная, в соответствии с рекомендациями ATI для плат Radeon 9800, память производства Samsung, которая имеет время выборки 3,3 наносекунды, что соответствует 300 (600 DDR) МГц.
Память функционирует на рекомендованной ATI частоте в 290 (580 DDR) МГц. Частота графического ядра составляет 325 МГц. Комплект поставки аналогичен таковому у видеокарты Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб.
Теперь пришло время и для наших "происков китайцев".

Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит)
Видеокарта построена на чипе ATI Radeon 9800 SE, имеет AGP 2X/4X/8X интерфейс и оснащена 128 Мб памяти, расположенной в упаковках BGA по обеим сторонам печатной платы. Память аналогична по характеристикам таковой у видеокарты Sapphire Atlantis RADEON 9800 128 Мб, но от другого производителя — Infineon.
Взглянув на Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит), сразу узнаешь старого знакомого, а именно печатную плату Radeon 9500 Pro, поэтому шина обмена с памятью составляет 128 бит. Набор выходов стандартен: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа Radeon 9800 SE.
Комплект поставки аналогичен таковому у видеокарты Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб.

Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит)
Видеокарта построена на чипе ATI Radeon 9800 SE и имеет AGP 2X/4X/8X интерфейс. Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) оснащена той же памятью, что и Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит), имеет тот же набор выходов: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. TV-OUT реализован посредством самого чипа Radeon 9800 SE.
Единственное отличие — дизайн: видеокарта основана на печатной плате Radeon 9700 Pro, а значит, имеет 256-битный интерфейс обмена с памятью. Комплект поставки аналогичен таковому у видеокарты Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб. Отличить видеокарты Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит) несложно: они различаются расположением микросхем памяти, которые на 128-битном SE расположены в ряд.

Переделка ATI Radeon 9800 SE в Radeon 9800
Многие задаются вопросом: а почему данная переделка вообще возможна? Дело в том, что чипы с архитектурой R350 имеют различный DeviceID. DeviceID — это "документ", если его так можно назвать, характеризующий чип, то бишь его технические характеристики, в том числе и количество конвейеров. У R350 De-viceID прописывается из BIOS при каждом старте компьютера в процессе инициализации видеокарты, то бишь он не фиксирован. Чипы семейства R350 ATI Radeon 9800SE/9800/ 9800 Pro имеют различный DeviceID. Поэтому при загрузке драйверы видеокарты определяют из DeviceID, с каким количеством конвейеров придется работать.
Как вы уже догадались, 8 конвейеров можно включить. Существует несколько способов включения конвейеров, мы рассмотрим два: аппаратный и программный.
Аппаратный способ переделки Radeon 9800 SE в Radeon 9800 довольно сложен. Если вы не владеете в достаточной мере паяльником, то не стоит за него браться, да и, кроме того, он не дает стопроцентной гарантии. Поэтому данный способ подробно расписывать мы не будем. Суть его в том, что нужно перепаять резистор в другое положение, но он очень маленький, а потому работа эта тонкая и кропотливая.

Если не хотите паять, можно использовать теплопроводящий клей, с помощью которого нужно нарисовать необходимую дорожку. После перепайки или рисования дорожки нужно прошить новый BIOS от полноценного Radeon 9800. Все готово, однако, как уже говорилось выше, данный способ не дает стопроцентной гарантии нормальной работы всех восьми конвейеров. Во многих форумах люди пишут о том, что в результате аппаратной переделки появляются различные артефакты, выпадение пикселей и т.д.
Программный способ переделки — самый простой и неприхотливый, однако стопроцентной гарантии тоже не дает. Для того, чтобы его осуществить, вам понадобится скачать утилиту RivaTuner последней версии и патч SoftR9x00. Патч должен подходить к версии драйверов. Взять все это можно с сайта Guru3D. Запускаем утилиту RivaTuner и щелкаем на закладке Power User, далее кликаем на кнопке Open Patch Script, идем и открываем патч по следующему пути: /PatchScripts/ATI/SoftR9x00/. Соглашаемся с лицензией и указываем патчу путь к файлу ati2mtag.sys, он располагается по адресу /Windows/system32/ drivers/, и патчим его. Проверяем, не возникло ли при этом ошибок. Перегружаемся и тестируем…
А здесь нас ждал сюрприз: наш Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) хоть и сообщал о включенных восьми конвейерах судя по диагностике утилиты RivaTuner, но все приложения запускались с артефактами.
Вывод один: нам не повезло, нам попался RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) с браком в конвейере рендеринга или блоке HSR. Автор данного материала пытался включить конвейеры также на Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит), но результатов это не дало: конвейеры вроде бы и включились, но приложения висли.

Тестирование
Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
• Материнская плата: FIC AD11 (AMD 761+ VIA 686B).
• Процессор: AMD Athlon XP 2000+ (Tbred).
• Память: 512 Мб PC2100 NCP DDR SDRAM CL 2.0.
• Жесткий диск: Maxtor Diamond Plus 8 30 Гб.
• Видеокарты: Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб, Sapphire Atlantis RADEON 9800 128 Мб, Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит), Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит).
• CD-RW NEC 9300A.
• Звуковая плата: ESS Alegro 1989.
• Модем: Acorp M-56PIM.

На тестовом стенде были установлены ОС Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 1 и следующие тестовые программы и реальные игровые приложения:
• Драйвер для видеокарт ATI Catalyst 3.8.
• FutureMark 3DMark 2003.
• D3D RightMark.
• Doom III Alfa Version.
• HALO: Combat Evolved (Mic-rosoft, Direct3D, Vertex/Pixel Shaders 1.1/2.0, Hardware T&L, максимально установленное качество).
• Unreal Tournament 2003 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing).
• Serious Sam The Second Encounter (OpenGL, мультитекстурирование, настройки тестирования — Quality).
• Doom III (Alfa-версия).
• GunMetal BenchMark (Di-rectX 9.0 бенчмарк, вершинные шейдеры 2.0, пиксельные шейдеры 1.1, Hardware T&L).
• Quake3 Arena (OpenGL, мультитекстурирование, demo001, настройки тестирования все на максимальном уровне: уровень детализации — High).
• Tomb Raider — Angel Of Darkness (Direct3D, DirectX 9.0, три разных записанных demo, максимально установленное качество).
• Unreal II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество).
• Return to Castle Wolfenstein (OpenGL, мультитекстурирование, тестирования — Quality, Demo Checkpoint).

Как проходило тестирование
VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, и использовался 32-битный цвет.

Качество 2D
Оценка этого параметра довольно спорная, оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля. Качество всех видеокарт в разрешениях 1280x1024x75 Hz, 1024x768x85 Hz можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования
3DMark 2003
В попугаях картина ясная: Radeon 9800 Pro впереди, второе место за 9800-м, третье — 9800SE (256 бит). А 128-битный 9800SE показывает почти в два раза меньшую производительность, нежели 9800.
Теперь давайте посмотрим результаты тестов поподробнее. Рассматривать игровые сцены по отдельности нет необходимости, так как картина идентична для всех игровых сцен: 9800 Pro впереди планеты всей, за ним младший брат — 9800, ну, и наши так называемые "происки китайцев".
Тесты на скорость заполнения очень сильно зависят от рабочих частот и в меньшей степени — от шины обмена с памятью, поэтому отставание Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 bit) не настолько значительно, но все же не маленькое.
Вершинные и пиксельные шейдеры. Результаты 256-битного SE очень даже неплохи, чего не скажешь о его 128-битном брате, отставание которого от полноценного 9800 значительно.
D3D RightMark — без комментариев: 128-битная шина обмена с памятью делает свое черное дело. Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) очень даже неплох: отставание от Radeon 9800 не слишком большое. Ну, и версия Pro показывает замечательную производительность…
Codecreatures — та же картина, что и в D3D RightMark.
Результаты в игровых приложениях разбирать по полочкам нет надобности: картина идентична везде: Radeon 9800 Pro впереди, второе место за 9800-м, третье — 9800SE (256 бит), ну, и четвертое — за 128-битным SE.
Производительность последнего меньше производительности Radeon 9800 в среднем в два раза.

Тестовые приложения Radeon
9800 Pro
Radeon
9800
Radeon
9800 SE
(256 bit)
Radeon
9800 SE
(128 bit)
3DMark 2003
1024x768x32
Scores 5205 4586 3441 2378
GT1 - Wings of Fury, fps 130.1 124.5 90.8 75.6
GT2 - Battle of Proxycon, fps 38.1 32.7 29.5 18.4
GT3 - Troll's Lair, fps 33.1 28.8 22.4 16.3
GT4 - Mother Nature, fps 33.4 28.7 22.1 15.3
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 1708 1466.6 1210.5 1110.1
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 2662.6 2273.3 1812 1474.7
Vertex Shader, fps 18.3 15.7 12.1 11.2
Pixel Shader 2.0, fps 48.3 44.4 33.4 24.5
RagTroll, fps 24.3 21.1 16.3 14.2
1280x1024x32
Scores 3970 3491 2780 1810
GT1 - Wings of Fury, fps 114.7 107.5 78.4 55.3
GT2 - Battle of Proxycon, fps 26.0 22.3 18.7 13.2
GT3 - Troll's Lair, fps 23.7 20.6 16.4 10.4
GT4 - Mother Nature, fps 27.4 23.6 19.5 14.2
FillRate (Single Texturing), MTexels/s 1782.1 1528.7 1230.4 990.3
FillRate (Multi Texturing), MTexels/s 2783.1 2408.2 1890.2 1234.5
Vertex Shader, fps 17.9 15.3 11.9 8.9
Pixel Shader 2.0, fps 35.8 32.8 19.1 16.4
RagTroll, fps 17.8 15.0 12.3 8.3
D3D RightMark
1024x768x32
Geometry Processing Speed
Fixed-Function Pipeline, fps 25 22.5 17.45 12.21
Vertex Shaders 1.1, fps 33.22 28.56 23.11 15.43
Vertex Shaders 2.0, fps 0 0 0 0
Vertex Shaders 1.1, Pixel Shaders 1.1, fps 22.70 19.59 15.23 12.38
Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, fps 0 0 0 0
Hidden Surface Removal
Fixed-Function Pipeline, fps 0 41.18 32.65 22.45
Vertex Shaders 1.1, fps 13.65 13.65 9.87 9.8
Vertex Shaders 2.0, fps 47.53 24.62 18.76 14.12
Pixel Filling
Vertex Shaders 1.1, fps 1886.92 1632.06 1245.1 993.86
Vertex Shaders 2.0, fps 1907.52 1652.45 1248.56 1004.12
Pixel Shaders 1.1, fps 1866.47 1619.21 1235.76 987.27
Pixel Shaders 2.0, fps 1910.95 1652.49 1248.87 1004.95
Pixel Shading
Pixel Shaders 2.0, fps 175.39 151.24 114.2 84.26
Point Sprites
Vertex Shaders 1.1, fps 845.85 726.05 586.33 432.28
Vertex Shaders 2.0, fps 847.47 727.94 588.01 432.45
Codecreatures
1024x768x32
Codecreatures BenchMark, fps 43.90 39.30 29.30 21.60
Codecreatures - среднее число полигонов 15.5 14.0
1280x1024x32
Codecreatures BenchMark, fps 36.2 31.5 20.6 12.5
Codecreatures - среднее число полигонов 13.4 11.7


Radeon
9800 Pro
Radeon
9800
Radeon
9800 SE
(256 bit)
Radeon
9800 SE
(128 bit)
Игровые приложения
1024x768x32
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps 210.3 206.7 150.4 138.5
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps 85.3 84.7 65.5 42.9
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps 77.4 75.3 60.3 39.7
Doom III Alfa Version (OpenGL), fps 39.0 33.8 25.60 18.30
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus, fps 147.59 48.42 36.8 25.6
Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps 67.33 65.86 54.2 28.1
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps 47.57 40.42 30.8 20.6
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps 46.01 45.12 33.6 22.9
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps 28.73 24.65 18.4 14.7
Halo (Direct3D), fps 36.65 35.35 28.7 20.1
GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps 27.61 24.75 18.5 11.5
GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps 30.31 28.42 20.3 16.4
1280x1024x32
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps 199.5 191.6 148.3 137.4
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps 85.2 84.0 64.9 42.6
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps 75.9 72.8 57.4 36.2
Doom III Alfa Version (OpenGL), fps 25.9 22.4 16.70 11.900
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus, fps 142.74 48.09 34.2 24.3
Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps 65.80 62.52 51.3 26.2
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps 39.99 38.55 29.7 19.5
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps 45.92 44.98 33.1 22.3
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps 27.14 25.30 18.5 14.5
Halo (Direct3D), fps 34.74 33.61 25.9 17.6
GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps 21.47 19.22 13.2 10.3
GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps 26.69 24.34 17.4 10.8


Radeon
9800 Pro
Radeon
9800
Radeon
9800 SE
(256 bit)
Radeon
9800 SE
(128 bit)
Качество изображения
1024x768x32
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus
4X FSAA, fps 43.56 43.49 30.6 21.3
8X Aniso, fps 43.60 46.17 32.5 22.9
4X FSAA & 8X Aniso, fps 43.6 43.55 30.1 20.8
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin
4X FSAA, fps 83.5 83.2 64.6 42.1
8X Aniso, fps 84.3 84.2 65.8 42.9
4X FSAA & 8X Aniso, fps 83.6 83.3 64.9 42.4

Выводы
Одним словом, Sapphire Atlantis RADEON 9800 PRO 128 Мб — Hi-End, хоть и не последней свежести, так как вышла обновленная версия 9800XT.
Sapphire Atlantis RADEON 9800 128 Мб — привлекательное решение, но цена все-таки немного высоковата для нашего среднестатистического пользователя.
Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (256 бит) — в ценовом плане эта видеокарта попривлекательней того же 9800, а если учесть возможность включения всех конвейеров, то плата является чуть ли не самым оптимальным решением за 200 у.е. — жаль стопроцентных гарантий этого самого включения нет.
Sapphire Atlantis RADEON 9800SE 128 Мб (128 бит) — рекомендовать данную видеокарту можно только если цена на нее упадет до приемлемого уровня.
Компания ATI и так называемые "китайцы" добавили головной боли как покупателям, так и менеджерам, которым явно придется потратить много времени и нервов, чтобы объяснить, чем один SE хуже или лучше другого. В общем, ATI нам скучать не дает:). А вы, дорогие читатели, смотрите в оба при покупке продукции, построенной на решениях от ATI — надеюсь, данный материал вам в этом поможет.

Артем Семенков, tema@hotbox.ru
Видеокарты предоставлены для тестирования фирмой "СВ-Трейдинг"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2004 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета