Counter-Strike: Condition Zero
Counter-Strike: Condition Zero
Игра: Counter-Strike: Condition Zero. Жанр: FPS.
Разработчики: Valve (http://www.valvesoftware.com), Ritual Enter-tainment (http://www.ritual.com). Издатель: Sierra (http://www.sierra.com). Похожесть: Counter-Strike. Рекомендуемые требования: Windows 9x/ME/2000/XP, P3-700 MHz, 64 Mb RAM, 32 Mb video card, sound card
Весь игровой мир облетела новость, что обокрали Valve — злоумышленники утащили совсем уж сырую версию HL2. Та же участь постигла и Counter-Strike: Condition Zero. Не знаю, будут ли разработчики в нем что-нибудь подправлять, но оставить без внимания появление у нас на прилавках столь долгожданной игры, пусть даже это и не официальный релиз, просто нельзя. Итак, что же за блюдо нам подали?
Запускаем игру и тут же замечаем первый ляп: у одного из спецназовцев на главном меню кривой ствол автомата. Скажите, это чтоб из-за угла стрелять? Сразу как-то настроение испортилось, ведь если уже стартовое меню содержит ошибку, то что же будет дальше? Ну да ладно, не будем делать скоропалительных выводов. Лучше заглянем в обучение. В нем, как всегда, попрыгаем, побегаем, постреляем: научимся пользоваться некоторыми прибамбасами в экипировке: радиоуправляемой бомбой, рацией, фотоаппаратом (фотографировать секретные документы и преступные "стрелки"), "электрофомкой" (приборчик для вскрытия замков) и оптоволоконной камерой. Последний девайс очень интересен — служит для шпионского наблюдения сквозь (!) двери, ящики, пол/потолок. Причем изображение цветное и отличного качества! Вот до чего техника дошла.
Стоит заметить, что все эти штуки мы сможем использовать только в специально установленных местах — просто так, где вздумается, для собственной безопасности заглянуть, сколько там врагов за стенкой, даже и не мечтайте. Это, в принципе, все, так что живо отправляемся смотреть то, ради чего, собственно, CS:CZ и затевался — сингл-плейер.
Точка отсчета
Нас сразу же, без каких-либо объяснений (сюжета никакого нет, брифинги очень редкие, так что цели миссии мы узнаем непосредственно на поле боя), бросают на север Африки. Летим мы туда на вертолете, который, как можно было предположить, сбивают африканские террористы. С этого момента мы начинаем первую миссию. И первое задание — найти вывалившегося из вертолета снайпера. Смело бросаемся в бой, обливаемся потом и кровью — и вскоре находим нашего пропавшего ворошиловского стрелка. Он, даже не помышляя о том, чтоб помочь нам, преспокойно отсиживается в какой-то комнатке с кучей гранат и коробок с патронами для нашей M16. И откуда это все у него? Теперь я понимаю, почему у янки-вояк такие огромные рюкзаки — они набиты патронами для всевозможных видов оружия. Жаль, что такую запасливость ставят в ущерб здравому смыслу: коробка с патронами примерно по размеру равна клавиатуре, а патронов в ней всего ничего. Нельзя, что ли, было нарисовать просто рожок — смотрелось бы приятнее и разумнее. В целом, если не присматриваться и не задумываться, то такие мелочи и не заметишь, но стоит хоть немного логически поразмышлять над увиденным, и вы поймете, сколько в игре недоработок.
Во время операции в России привлекают внимание надписи на русском. Вот, например, входная дверь бункера, на ней аккуратно выведено: "Силосная яма". Хотя на силосную яму там и намека нет. Идем дальше. Коридор бункера примерно в 2 метра шириной и дверь около метра, а на двери красуется надпись: "Район ограниченной скорости движения автотранспорта". В других коридорах, наверное, пешеходные переходы со светофорами ставят, чтобы хоть как-то усмирить "коридорных гонщиков". А вот следующую лаконичную надпись можно было лицезреть на ящике средних размеров: "Осторожно, тяжелый". Небось, бывали случаи, когда кто-то пытался поднять его, да надорвался:). Вот мне интересно, эти надписи от искрометного чувства юмора или от безграничной глупости? Еще по поводу ящиков. Мы такие сильные, что иногда даже будем передвигать некоторые недетских размеров металлические ящики, дабы куда-либо запрыгнуть. С этим разработчики загнули — тут подъемный кран нужен, а не человеческие мускулы.
Хочется отметить почти полную неинтерактивность окружения. Следы от пуль на стенах остаются, лампочки бьются, а вот люстры, фонари и светильники — нет. Одни деревянные ящики нельзя уничтожить, другие можно — и они разлетаются на щепки очень быстро, буквально с двух выстрелов. На многочисленных бочках девелоперы вообще отдохнули — ни единого следа от пули. Однако есть бочки, которые можно взорвать. Предметы интерьера как будто привидения — пули пролетают насквозь. Фрагменты стен и доски, которыми заколочены двери или окна, ломаются только тогда, когда они заграждают путь, запланированный по сценарию. Вообще такой уровень интерактивности можно сравнить с годом 2001 или еще раньше, но сегодня такой халтуры быть совсем не должно. Весьма прискорбно.
А как у нас дела с игропроцессом? Плоховато... Был интересный случай с вражеской гранатой. Бегу по лестнице, вижу двух террористов, одного убиваю, а другой убегает вверх по лестнице. Я за ним, но тут, вероятно, задеваю триггер, и из ступенек (!) вылетает граната. И так можно бегать взад-вперед, а гранаты у лестницы никогда не закончатся. Добавьте сюда еще солдат, появляющихся из воздуха на ваших глазах и бегущих в нескольких сантиметрах от земли. Вы такое когда-нибудь видели? Я видел в этой игре. А самолет, летающий, как вертолет?.. Пусть это был суперсамолет, но тогда как его можно было сбить примерно десятью выстрелами из "слона"?
Интересное противоречие: случается, что вы убили врага стрельбой по одному патрону, а он в падении такие кренделя выписывает, что не всякий гимнаст так сможет. И наоборот: палим из мощного пулемета очередью, а неприятель просто падает на месте. А как вам такое: стреляю с двух метров из помпового дробовика по террористу, и он, поверженный, заваливается вперед. Вот такая вот у нас физика. Наблюдать подстреленного бойца вообще ухохочешься. Представьте себе кланяющегося японца, который пытается в это время еще и бежать — вот вам и раненый солдат.
В CS:CZ вражеские снайперы вооружены снайперскими винтовками с лазерными прожекторами. Да-да, я не оговорился, именно прожекторами, а не прицелами. Дело в том, что разработчики решили облегчить нам поиск палящего невесть откуда бойца. Поэтому они оборудовали снайперские винтовки такими мощными лазерами, что не заметить толстый красный луч просто невозможно.
Кстати, в игре можно встретить бойцов, напоминающих воинов Василия Ивановича Чапаева или Семена Михайловича Буденного. Они нападают на вас, с остервенением размахивая шашками-мачете. Им только лошадей да папахи с красной ленточкой не хватает — ни дать ни взять форменные красноармейцы. Тоже мне террористы. Еще были замечены шахиды, с ног до головы обвешанные взрывчаткой. И что вы думаете, при попадании в них они взорвутся? Ага, держите карман шире. Задача шахидов заключается в том, как я понимаю, чтобы добежать до вас и взорвать себя. Совершенно бесполезный юнит, потому что добежит он до вас только в том случае, если вы отлучитесь попить чайку и, таким образом, не сможете стрелять. В некоторых коридорах встречаются русские спецназовцы с красной звездой на беретке. Может, разработчики и не подозревают, что СССР больше нет?
ИИ абсолютно не блещет этим самым вторым "И". Любимое занятие наших напарников, которые появляются, кстати говоря, совершенно неожиданно посреди миссии и так же неожиданно могут куда-то исчезнуть, — сунуться нам под прицел. Причем это единственное, что они хорошо делают. И просто пробивает на истерический смех, когда союзник и враг перестреливаются из снайперских винтовок с расстояния, чуть превышающего длину винтовки. А одно из любимых занятий неприятеля заключается в том, чтобы с пулеметом или дробовиком подбежать к вам практически в упор, на мгновение замяться (проверить, заметили ли вы его:)), а уж только потом начать стрелять. Да, стреляют боты с переменным успехом: то палят так, что еле ноги унесешь, то внаглую не хотят в нас попадать. Со стороны ИИ не наблюдается никаких разумных тактических ходов. Даже неразумных. На сайте издателя написано: "CS:CZ тактический шутер". Вся тактика заключается в том, чтобы без остановки бежать вперед и умерщвлять непокорных — хуже от этого не будет.
В миссиях, где нужно пробраться незамеченными, враги вообще сражают наповал своей глупостью. Если на секунды две попасться на глаза неприятелю и снова спрятаться, то последний выдаст что-нибудь вроде такого: "Наверное, это ветер". И это в здании-то! Возможно, имеется в виду сквозняк, но даже после такой систематической игры в прятки охранник не удосужится проверить, чего это там за ящиками ветер так разгулялся. Короче, ИИ хуже некуда.
Близнецы или нет?
Теперь давайте сравним CS:CZ с сетевым CS. Куда ж без этого? Весь арсенал, который мы будем получать по ходу игры, почти такой же, как и в сетевом CS, разве что оружие немного подрисовали да гранатомет добавили. В инвентаре теперь может быть не один автомат/винтовка и пистолет, а несколько. Переработана физика метания гранат: они теперь бросаются от груди, будто мы в баскетболе отдаем пас. На первых порах ну очень сложно рассчитать, с какой силой и под каким углом надо бросать, чтобы попасть туда, куда задумал. И зачем это надо было менять? Что касается стрелкового вооружения: помните Dual Beretta (B-1-5)? Никчемные пушки были — неточно стреляли. Зато здесь довольно эффективное оружие, во всяком случае, востребованней, чем в сетевом CS. Если по вам враг стреляет из пистолета (вроде Glock18, судя по звуку), то отниматься будет только по одному хэлсу или по единице брони. Еще одно небольшое нововведение: когда патронов в магазине остается совсем мало, то индикатор окрашивается в красный цвет. Новичкам это, возможно, и нужно, но закаленным в сетевых баталиях игрокам совсем ни к чему — они уже чувствуют, сколько патронов остается в обойме.
Модели солдатиков стали куда лучше. Новые заложники по сравнению со старыми вообще красавцы, да и двигаются реалистичнее. А еще эти заложники имеют крепкое телосложение, так что захватчики наверняка помучились с их усмирением. Преобразилась консоль: сейчас она представляет собой окошко. Чтобы самому полностью не прописывать какой-либо параметр, в старом CS надо было набрать пару букв и понажимать Tab до получения необходимой команды, теперь же появляется еще и небольшая всплывающая менюшка со списком возможных команд на заданные буквы плюс значение этого параметра. Вот, в общем-то, и все нововведения, да их много и не должно быть — проект изначально был задуман только ради сингла.
"Речка, небо голубое..."
Игра построена на чуть подлатанном движке Half-Life, который года два назад, может, и вызывал восхищение, но сейчас уже полностью устарел. Графика по сегодняшним меркам совершенно не блещет, и если это можно было бы простить сетевому CS, то уж сингл-проекту — никак. Ну где сейчас можно увидеть такой убогий дым? Причем дым от дымовой гранаты и от вышедшего из строя стационарного пулемета совершенно разный! От гранаты он напоминает туман — и ладно. Но от пулемета... Станьте около этого орудия со слегка испачканной белой простынею и начните делать ею волнообразные движения — вот вам и дым. Возможно, девелоперы так и делали:). С огнем та же история. Теперь понятно, почему у спецназовца на главном меню ствол кривой. Не могли уже заплатить толковому художнику. А флора? Кустики крестовидные, деревья какие-то страшненькие встречаются с ярко-салатовым цветом ствола, будто не от мира сего. А можно ли простить в наше время исчезающие трупы? Причем одни исчезают, а другие нет. Не такого убожества мы ждали столь долгое время.
Звук не воробей...
Звук просто ужасен. Гул налетевшего самолета, сброшенные со свистом и громко взрывающиеся бомбы да шум лопастей вертолета очень даже соответствуют реальности. Но вся эта техника летает нечасто и непродолжительно, так что особых впечатлений звуковое сопровождение не оставляет. Самое неприятное — это звуки стрельбы. Кому там не нравилось, как стреляет оружие в сетевом CS? Сейчас вы будете просто молиться на него. Ведь M16 в CS:CZ стреляет громче и внушительнее, чем пулемет M249. Пулеметик просто детским голоском лопочет, трещит, как сорока. А этот ужаснейший звук от "эмки" с глушителем? Такое чувство, что кому-то передавили горло, и он, пытаясь кричать, еще и зубами клацает. Добавьте сюда озвучивание стрельбы дробовика и его перезарядку — и у вас останутся незабываемые впечатления. Из звуков если что и правдоподобно, так это назойливое жужжание мух — они так реалистично жужжат, что, кажется, действительно летают по комнате, и это раздражает до такой степени, что колонки хочется просто вырубить.
Русские солдаты разговаривают то на родном, то на английском языке и так дико... извините, ржут (по-другому и не скажешь), что я даже как-то испугался. А вот что выдал мне главарь русских террористов, когда я за ним гнался: "You cannot stop us, дурак". Сразу видно, веселые люди занимались озвучкой — такое "удачное" смешение языков. Вообще в каждой игре, где должна быть русская речь, у иностранных разработчиков возникают проблемы с языком. Вместо того, чтобы пригласить любого русскоязычного, сами всякую ерунду городят.
Музыка есть, правда, почему-то не в каждой миссии. Она какая-то серенькая и незаметная, игропроцессу не мешает, однако и слух не радует.
Оценка: 4
Наверное, все силы брошены на доработку HL2. И пускай. Мы еще пару лет поиграем в старый добрый сетевой Counter-Strike, пока он сам себя не изживет. Игра рекомендуется только для просмотра всем любителям CS, и только ради интереса. А вообще обращать на нее внимание, думаю, не стоит.
Stinger, maks_stinger@mail.ru
Диск для обзора предоставлен торговой точкой "Компьютерные диски У Димы" на Раковском Кирмаше
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных