Жирная точка
Жирная точка
Человек верующий определенно находится в более выгодном положении, нежели человек знающий. Отбросив теологические аспекты этого утверждения, приведем пример из области технологий. Вот, скажем, проблема выбора аппаратной платформы для нового компьютера. Убежденный сторонник Intel'а спит спокойно, кушает с аппетитом и не может понять, каким боком к нему применимы услуги медицинского центра On Clinic. Есть и противоположное состояние, характеризуемое лихорадочными метаниями от варианта к варианту, сопровождаемое рассмотрением самых диковинных конфигураций и тотальным поиском всей доступной по теме информации. Смутная надежда на то, что по достижении некой критичной массы данных все станет на свои места, и благостный покой будет, наконец, достигнут, обманчива в высшей степени. Полная ясность недостижима, особенно в условиях бюджетной ограниченности. Рай для технических писателей оборачивается адом для конечного пользователя, пытающегося вычленить что-то полезное из могучего потока обзоров и тестовых сравнений, противоречивых и неоднозначных. Что делать — жизнь вообще штука сложная!
Тем не менее, ситуация вовсе не безнадежна, не без просветов, по крайней мере. Сомневающимся и колеблющимся прямая дорога на AnandTech ("Budget CPU Shootout: Clash of the 'rons" — http://www.anandtech.com/cpu/showdoc.html?i=1927), где проводится сравнение процессоров в нижней ценовой категории. Вот она, та самая редкая удача, когда все красиво и определенно, когда вроде бы давно известные факты сведены воедино, и полученная в итоге цельная картина определенно свидетельствует: процессоры AMD в этой категории однозначно впереди. Тех, кто "в центре цифровой вселенной", беспокоить не будем — все равно их чипы лучше, и выводов — этих прелестных позолоченных ножек — на Celeron'ах больше, остальным же настоятельно рекомендуем посмотреть обзор и насладиться осознанием собственного превосходства.
В качестве тестовой системы использовались конфигурации на основе материнских плат Intel D865PERL (865PE) и ASUS A7N8X (nForce2). Обе работали в двухканальном режиме (2x256 Мб DDR400 на таймингах 2-3-3-6) и оснащались видеокартой ATI Radeon 9800Pro 256 Мб, так что режимы 1024х768 в игровых тестах вряд ли были ограничены производительностью этого монстра. Сами испытания были весьма обширны, хоть и не включали в себя низкоуровневые тесты. Вот полный перечень: Business и Content Creation Winstone 2004, двухпроходное кодирование в DivX 5.1, рендеринг в 3D Studio Max, компилирование в Visual C++ 6.0 и, конечно, игрушки: Aquamark3, C & C Generals: Zero Hour, GunMetal, Halo, SimCity 4, Unreal Tournament 2003, Warcraft 3: Frozen Throne, Wolfenstein: Enemy Territory и Quake III Arena. Обзор включает массу информативных диаграмм, так что посмотреть на него стоит обязательно, мы же представим только сокращенные данные (впрочем, вполне характеризующие общее соотношение сил).
Что касается бизнес-бенчмарков, то с ними вроде бы все понятно: офис — он и есть офис. Процессоры AMD опережают своих конкурентов вчистую. Content Creation включает в себя достаточно тяжелые приложения, в том числе Photoshop и Premiere от Adobe, а также ньютековский LightWave, что, однако, шансов Intel-чипам все равно не дает. Кодирование в MPEG-4 — фреймрейт под DivX был определен как среднее значение по результатам двух проходов. Традиционно ядро P4 имело в задачах кодирования сильные позиции, и это нашло свое отражение в результатах, где аж целых две топовых модели Celeron смогли обогнать младший из Athlon'ов и единственный участвующий в забеге Duron.
В игровых задачах ситуация слабо меняется. В Unreal процессоры AMD доминируют безоговорочно, а под QIIIA в их стройные ряды просачивается лишь P4 1800 МГц, который и в обзор попал лишь для полноты картины как представитель чипов куда более высокой стоимости.
Делать из всего этого выводы — занятие абсолютно бесперспективное. Поставлена жирная точка, тема выжата, как лимон, и продолжать ее — лишь глумиться над несчастным 370-м сокетом. Что стоит отметить, так это более чем удачные результаты, показанные Duron 1600 МГц. Существуют также варианты чипов на 1400 и 1800 МГц, функционирующие на шине 266 МГц и отличающиеся от Athlon'ов лишь уменьшенным до 64 Кб кэшем второго уровня. Самое интересное, что по заявлениям AMD само их появление было вызвано требованиями рынков Южной Америки и Восточной Европы, так что даже пользователь с полупустым (или наполовину полным?) кошельком иной раз может повлиять на планы пузатого чипмейкера. Самым, отметим, благоприятным для себя образом.
Если какая-то, хотя бы частичная, ясность с процессорами достигнута, то в отношении мониторов о ней можно только мечтать. Более того, предпринимаются откровенные попытки навести тень на плетень и ввергнуть потребителя в состояние перманентной депрессии на почве полного непонимания происходящего. Усилиями производителей мониторов и телевизоров все осознали необходимость борьбы с бликами на поверхности экрана. "Не блестеть!" — установка понятная и оправданная. Вроде бы. Однако прошлым летом Philips пошел на попятную (http://www.newscenter.philips.com/USA/InformationCenter/NewsCenter/FPressRelease.asp?lArticleId=2809&lNodeId) и задумал совместить ЖКИ-монитор с обязательным предметом любого интерьера — банальным зеркалом. Идея, как и все сумасшедшие проекты, одновременно проста принципиально и трудно реализуема на практике. Нужно зеркало, способное менять свою отражающую способность от очень высокого до невероятно низкого, плюс ЖКИ-монитор. Вместе с альбедо должна меняться и прозрачность наружной поверхности зеркала, т.к. ей мало не блестеть, надо еще стать максимально прозрачной. Тем не менее, технологических возможностей Philips хватило для создания хитрой многослойной конструкции, реализующей эту смелую задумку. Зеркало тут является неотъемлемой частью жидкокристаллической технологии и использует те же поляризационные эффекты.
Зачем все это, спросите? В Philips считают, что подобные возможности окажутся востребованными. В своей HomeLab, совмещающей обычное жилище и научную лабораторию, они наблюдали более 200 человек и их реакцию на использование новинки. Надо понимать, тем понравилось совмещать рутинные утренние процедуры с просмотром компьютерной и телевизионной информации. Вообще говоря, интересы Philips, являющейся крупнейшим поставщиком средств отображения данных для мировой индустрии отелей, очевидны. Сама компания планирует начать поставки именно в этом секторе и лишь в дальнейшем расширить рынок сбыта, предложив эту продукцию для домашнего использования.
Предполагается интегрирование в зеркала ЖКИ-матриц трех диагоналей: 17, 23 и 30 дюймов, причем само зеркало может иметь отличные от матрицы размеры, т.е. выводимое изображение будет занимать лишь часть общей площади. Стоимость, как сообщал PC World, составит от $2500 за меньшую из диагоналей. Первые образцы были собраны "вручную", если такое определение подходит к высокотехнологичному производству жидкокристаллических мониторов, и переданы для тестирования в несколько отелей.
Планы у разработчиков, прямо скажем, наполеоновские, так что функции, выполняемые Mirror TV, могут быть расширены нетривиальными применениями. Чего, например, стоит беспроводной доступ к медицинской телеметрии и вывод на зеркало/экран кардиограммы человека, пытающегося побриться утром первого января.
Технология, короче говоря, может изменить многое. Очевидно, однако, и то, чего она поменять не сможет — так старая недобрая примета с разбитым зеркалом в отношении 30-дюймового LCD-экрана обретает какую-то особенную глубину.
А ведь есть куда более полезные и многообещающие точки приложения инженерных усилий. Компьютерный мир давно страдает от шума, производимого многочисленными электродвигателями и подвижными узлами в составе любого системного блока. Какие там гигагерцы — продвинутая система может характеризоваться количеством моторчиков! Каждый привод и вентилятор вносит в общее дело свой скромный вклад, и в результате мы получаем настольную модель довоенной лесопилки в масштабе 1:180. Не то чтобы борьба с шумом не велась вообще, однако результаты далеки от желаемых. VIA (http://www.viaarena.com/?PageID=289) предложит вам купить свой C3 — "самый холодный из X86-совместимых" и расскажет об ужасах пребывания в помещениях даже с небольшим уровнем шума. Zalman пытался решить проблему по-своему (http://www.nordichardware.com/reviews/cooling/2003/ZalmanTNN500A/), однако 25 килограммов металла за тысячу долларов, вероятнее всего, не самое полезное из компьютерных изобретений.
При этом само существование звукопоглощающих материалов не вызывает ни у кого ни тени сомнения, как и широта их применений. Небольшое умственное усилие — и на повестку дня выходит вопрос об использовании таких материалов для снижения уровня шума современных вычислительных систем. И такие предложения есть (http://www.dynamat.com/computer.htm). Прилично снизить уровень акустического шума позволяет Dynamat — звукопоглощающий материал от компании Dynamic Control. В процессе диссипации энергия вибрации преобразуется в тепло, однако если улучшение шумовой ситуации очевидно, то повышение температуры, обусловленное физикой процесса, засечь с помощью бытовых средств не получится. По данным производителя, приведенным на сайте, уровень шума уменьшается в различных пределах для разных компонентов в системном блоке, однако всегда заметен (40% для флоппи-дисковода, 43% для CD-ROM, 41% для общесистемного уровня при неактивном жестком диске — 8/8,6/8,2 дБ cоответственно).
Dynamic Control продает Dynamat в самоклеящихся листах, размещаемых на внутренней поверхности стенок корпуса, и оценивает свои технологии совсем не дешево — около $30 за набор для системника средних размеров. Эта сумма вполне может решить проблему с помощью подбора малошумящих кулеров на процессор и для блока питания, однако сам подход, согласитесь, куда более жизнеспособен, нежели упоминавшиеся выше. Что касается принципиальной необходимости платить за тишину, то можно ведь поступить и иначе: корпус компьютера, плотно заполненный ватой, проблему решает в два этапа: сначала система становится очень тихой, затем — абсолютно бесшумной, причем навсегда. Очередная, скажем так, жирная точка.
Г. Ярцев, http://atom.by
По материалам AnandTech, Philips Electronics N.V. и Dynamic Control of North America, Inc.
Человек верующий определенно находится в более выгодном положении, нежели человек знающий. Отбросив теологические аспекты этого утверждения, приведем пример из области технологий. Вот, скажем, проблема выбора аппаратной платформы для нового компьютера. Убежденный сторонник Intel'а спит спокойно, кушает с аппетитом и не может понять, каким боком к нему применимы услуги медицинского центра On Clinic. Есть и противоположное состояние, характеризуемое лихорадочными метаниями от варианта к варианту, сопровождаемое рассмотрением самых диковинных конфигураций и тотальным поиском всей доступной по теме информации. Смутная надежда на то, что по достижении некой критичной массы данных все станет на свои места, и благостный покой будет, наконец, достигнут, обманчива в высшей степени. Полная ясность недостижима, особенно в условиях бюджетной ограниченности. Рай для технических писателей оборачивается адом для конечного пользователя, пытающегося вычленить что-то полезное из могучего потока обзоров и тестовых сравнений, противоречивых и неоднозначных. Что делать — жизнь вообще штука сложная!
Тем не менее, ситуация вовсе не безнадежна, не без просветов, по крайней мере. Сомневающимся и колеблющимся прямая дорога на AnandTech ("Budget CPU Shootout: Clash of the 'rons" — http://www.anandtech.com/cpu/showdoc.html?i=1927), где проводится сравнение процессоров в нижней ценовой категории. Вот она, та самая редкая удача, когда все красиво и определенно, когда вроде бы давно известные факты сведены воедино, и полученная в итоге цельная картина определенно свидетельствует: процессоры AMD в этой категории однозначно впереди. Тех, кто "в центре цифровой вселенной", беспокоить не будем — все равно их чипы лучше, и выводов — этих прелестных позолоченных ножек — на Celeron'ах больше, остальным же настоятельно рекомендуем посмотреть обзор и насладиться осознанием собственного превосходства.
В качестве тестовой системы использовались конфигурации на основе материнских плат Intel D865PERL (865PE) и ASUS A7N8X (nForce2). Обе работали в двухканальном режиме (2x256 Мб DDR400 на таймингах 2-3-3-6) и оснащались видеокартой ATI Radeon 9800Pro 256 Мб, так что режимы 1024х768 в игровых тестах вряд ли были ограничены производительностью этого монстра. Сами испытания были весьма обширны, хоть и не включали в себя низкоуровневые тесты. Вот полный перечень: Business и Content Creation Winstone 2004, двухпроходное кодирование в DivX 5.1, рендеринг в 3D Studio Max, компилирование в Visual C++ 6.0 и, конечно, игрушки: Aquamark3, C & C Generals: Zero Hour, GunMetal, Halo, SimCity 4, Unreal Tournament 2003, Warcraft 3: Frozen Throne, Wolfenstein: Enemy Territory и Quake III Arena. Обзор включает массу информативных диаграмм, так что посмотреть на него стоит обязательно, мы же представим только сокращенные данные (впрочем, вполне характеризующие общее соотношение сил).
Business Winstone 2004 | Content Creation Winstone 2004 | Кодирование в DivX 5.1 (fps) | UT 2003 Flyby 1024x768 (fps) | Quake III Arena 640x480 (fps) | |
AMD Athlon XP 1700+ (1466 МГц) | 17,2 | 20,2 | 25,11 | 150,46 | 216,1 |
AMD Athlon XP 2200+ (1800 МГц) | 18,3 | 23,2 | 29,38 | 167,76 | 228,3 |
AMD Athlon XP 2400+ (2000 МГц) | 19,1 | 24,8 | 31,73 | 178,81 | 255,1 |
AMD Athlon XP 2500+ (Barton 1833 МГц) | 20,1 | 24,4 | 30,72 | 181,81 | 262 |
AMD Athlon XP 2600+ (2083 МГц) | 19,9 | 26,2 | 33,68 | 187,62 | 269,2 |
AMD Duron 1600 МГц | 15,8 | 20,2 | 26,29 | 144,17 | 207,6 |
Intel Celeron 2000 МГц | 12,5 | 15,4 | 22,3 | 112,83 | 151,5 |
Intel Celeron 2200 МГц | 13,4 | 16,8 | 24,1 | 119,31 | 156,9 |
Intel Celeron 2400 МГц | 13,5 | 16,9 | 25,57 | 122,63 | 160,3 |
Intel Celeron 2600 МГц | 13,7 | 17,7 | 26,82 | 127,27 | 159 |
Intel Pentium 4А 1800 МГц | 15,4 | 18,4 | 21,99 | 139,02 | 210,1 |
В игровых задачах ситуация слабо меняется. В Unreal процессоры AMD доминируют безоговорочно, а под QIIIA в их стройные ряды просачивается лишь P4 1800 МГц, который и в обзор попал лишь для полноты картины как представитель чипов куда более высокой стоимости.
Делать из всего этого выводы — занятие абсолютно бесперспективное. Поставлена жирная точка, тема выжата, как лимон, и продолжать ее — лишь глумиться над несчастным 370-м сокетом. Что стоит отметить, так это более чем удачные результаты, показанные Duron 1600 МГц. Существуют также варианты чипов на 1400 и 1800 МГц, функционирующие на шине 266 МГц и отличающиеся от Athlon'ов лишь уменьшенным до 64 Кб кэшем второго уровня. Самое интересное, что по заявлениям AMD само их появление было вызвано требованиями рынков Южной Америки и Восточной Европы, так что даже пользователь с полупустым (или наполовину полным?) кошельком иной раз может повлиять на планы пузатого чипмейкера. Самым, отметим, благоприятным для себя образом.
Если какая-то, хотя бы частичная, ясность с процессорами достигнута, то в отношении мониторов о ней можно только мечтать. Более того, предпринимаются откровенные попытки навести тень на плетень и ввергнуть потребителя в состояние перманентной депрессии на почве полного непонимания происходящего. Усилиями производителей мониторов и телевизоров все осознали необходимость борьбы с бликами на поверхности экрана. "Не блестеть!" — установка понятная и оправданная. Вроде бы. Однако прошлым летом Philips пошел на попятную (http://www.newscenter.philips.com/USA/InformationCenter/NewsCenter/FPressRelease.asp?lArticleId=2809&lNodeId) и задумал совместить ЖКИ-монитор с обязательным предметом любого интерьера — банальным зеркалом. Идея, как и все сумасшедшие проекты, одновременно проста принципиально и трудно реализуема на практике. Нужно зеркало, способное менять свою отражающую способность от очень высокого до невероятно низкого, плюс ЖКИ-монитор. Вместе с альбедо должна меняться и прозрачность наружной поверхности зеркала, т.к. ей мало не блестеть, надо еще стать максимально прозрачной. Тем не менее, технологических возможностей Philips хватило для создания хитрой многослойной конструкции, реализующей эту смелую задумку. Зеркало тут является неотъемлемой частью жидкокристаллической технологии и использует те же поляризационные эффекты.
Зачем все это, спросите? В Philips считают, что подобные возможности окажутся востребованными. В своей HomeLab, совмещающей обычное жилище и научную лабораторию, они наблюдали более 200 человек и их реакцию на использование новинки. Надо понимать, тем понравилось совмещать рутинные утренние процедуры с просмотром компьютерной и телевизионной информации. Вообще говоря, интересы Philips, являющейся крупнейшим поставщиком средств отображения данных для мировой индустрии отелей, очевидны. Сама компания планирует начать поставки именно в этом секторе и лишь в дальнейшем расширить рынок сбыта, предложив эту продукцию для домашнего использования.
Предполагается интегрирование в зеркала ЖКИ-матриц трех диагоналей: 17, 23 и 30 дюймов, причем само зеркало может иметь отличные от матрицы размеры, т.е. выводимое изображение будет занимать лишь часть общей площади. Стоимость, как сообщал PC World, составит от $2500 за меньшую из диагоналей. Первые образцы были собраны "вручную", если такое определение подходит к высокотехнологичному производству жидкокристаллических мониторов, и переданы для тестирования в несколько отелей.
Планы у разработчиков, прямо скажем, наполеоновские, так что функции, выполняемые Mirror TV, могут быть расширены нетривиальными применениями. Чего, например, стоит беспроводной доступ к медицинской телеметрии и вывод на зеркало/экран кардиограммы человека, пытающегося побриться утром первого января.
Технология, короче говоря, может изменить многое. Очевидно, однако, и то, чего она поменять не сможет — так старая недобрая примета с разбитым зеркалом в отношении 30-дюймового LCD-экрана обретает какую-то особенную глубину.
А ведь есть куда более полезные и многообещающие точки приложения инженерных усилий. Компьютерный мир давно страдает от шума, производимого многочисленными электродвигателями и подвижными узлами в составе любого системного блока. Какие там гигагерцы — продвинутая система может характеризоваться количеством моторчиков! Каждый привод и вентилятор вносит в общее дело свой скромный вклад, и в результате мы получаем настольную модель довоенной лесопилки в масштабе 1:180. Не то чтобы борьба с шумом не велась вообще, однако результаты далеки от желаемых. VIA (http://www.viaarena.com/?PageID=289) предложит вам купить свой C3 — "самый холодный из X86-совместимых" и расскажет об ужасах пребывания в помещениях даже с небольшим уровнем шума. Zalman пытался решить проблему по-своему (http://www.nordichardware.com/reviews/cooling/2003/ZalmanTNN500A/), однако 25 килограммов металла за тысячу долларов, вероятнее всего, не самое полезное из компьютерных изобретений.
При этом само существование звукопоглощающих материалов не вызывает ни у кого ни тени сомнения, как и широта их применений. Небольшое умственное усилие — и на повестку дня выходит вопрос об использовании таких материалов для снижения уровня шума современных вычислительных систем. И такие предложения есть (http://www.dynamat.com/computer.htm). Прилично снизить уровень акустического шума позволяет Dynamat — звукопоглощающий материал от компании Dynamic Control. В процессе диссипации энергия вибрации преобразуется в тепло, однако если улучшение шумовой ситуации очевидно, то повышение температуры, обусловленное физикой процесса, засечь с помощью бытовых средств не получится. По данным производителя, приведенным на сайте, уровень шума уменьшается в различных пределах для разных компонентов в системном блоке, однако всегда заметен (40% для флоппи-дисковода, 43% для CD-ROM, 41% для общесистемного уровня при неактивном жестком диске — 8/8,6/8,2 дБ cоответственно).
Dynamic Control продает Dynamat в самоклеящихся листах, размещаемых на внутренней поверхности стенок корпуса, и оценивает свои технологии совсем не дешево — около $30 за набор для системника средних размеров. Эта сумма вполне может решить проблему с помощью подбора малошумящих кулеров на процессор и для блока питания, однако сам подход, согласитесь, куда более жизнеспособен, нежели упоминавшиеся выше. Что касается принципиальной необходимости платить за тишину, то можно ведь поступить и иначе: корпус компьютера, плотно заполненный ватой, проблему решает в два этапа: сначала система становится очень тихой, затем — абсолютно бесшумной, причем навсегда. Очередная, скажем так, жирная точка.
Г. Ярцев, http://atom.by
По материалам AnandTech, Philips Electronics N.V. и Dynamic Control of North America, Inc.
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 2003 год в рубрике hard :: monitor