ATI Radeon 9600XT. Видеокарта ASUS RADEON 9600XT 128 Мб

ATI Radeon 9600XT. Обзор видеокарты ASUS RADEON 9600XT 128 Мб

Массовый рынок является наиболее важным сегментом рынка видеокарт: hi-end-продукция доступна не многим в связи со своей большой стоимостью. У большинства пользователей, особенно в нашей стране, нет денег или просто нет желания приобретать устройства стоимостью в полтысячи долларов, поэтому вендоры выпускают продукты для нескольких ценовых ниш: low-end, middle и hi-end. Так всегда было и так всегда будет, потому что именно такая тактика позволяет компаниям наиболее выгодно самореализоваться, а также удовлетворить запросы всех потребителей.

Обновление hi-end-решения ATI Radeon 9800 Pro на Radeon 9800XT не заставило себя долго ждать, но массовый рынок тоже нельзя оставлять без присмотра, и компания ATI обновляет своего "середнячка" Radeon 9600 Pro на Radeon 9600XT.

ATI Radeon 9600XT (RV360)
Новое графическое решение, направленное на массовый рынок, как и стоило ожидать, отличается от своего предшественника совсем незначительно: все та же схема с двумя блоками вершинных программ и четырьмя пиксельными конвейерами по текстурнику на каждом, все те же 300 (600 DDR) МГц по памяти и шина обмена с памятью в 128 бит. Единственное значимое отличие — возросшая до 500 МГц частота графического чипа. Также стоит отметить возросший коэффициент сжатия (Hyper-Z III+) — 24:1 (у предшественника — 8:1).
Вот, собственно говоря, и все отличия.
Напоследок приведем таблицу, в которой собраны технические характеристики основных графических чипов массового рынка: ATI Radeon 9600XT и его предшественника Radeon 9600 Pro, а также NVIDIA GeForce FX 5700 и его предшественника GeForce FX 5600 Ultra.
Слухи о том, что ASUS станет партнером ATI, поползли по Сети достаточно давно, однако мало кто верил в это. Но после того, как MSI поддержала продукцию ATI, у многих не осталось сомнений в том, что ASUS последует тем же путем. Сенсация состоялось. Компанию ASUS вполне можно понять: продукция ATI популярна в Европе, NVIDIA — на западе, что может быть лучше, чем выпускать видеокарты на обоих конкурирующих чипах, без ущерба себе…
Сегодня мы рассмотрим видеокарту ASUS, построенную на графическом чипе ATI Radeon 9600XT.




ATI Radeon 9600XT

ATI Radeon 9600 Pro

NVIDIA GeForceFX 5700 Ultra

NVIDIA GeForceFX 5600 Ultra
Технологический процесс 0,13 мкм 0,13 мкм 0,13 мкм 0,13 мкм
Технология чипа 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Кол-во транзисторов 75 миллионов 75 миллионов 82 миллионов 80 миллионов
Шина памяти 128 бит DDR 128 бит DDR 128 бит DDR 128 бит DDR
Пропускная способность памяти 9,6 Гбайт/с 9,6 Гбайт/с 14,4 Гбайт/с 12,8 Гбайт/с
Скорость пиксельных программ 2,0 гигапиксель/с 1,6 гигапиксель/с 1,9 гигапиксель/с 1,6 гигапиксель/с
Скорость заполнения 12 млрд. сэмплов/с 9,6 млрд. сэмплов/с 27,2 млрд. сэмплов/с 5,6 млрд. сэмплов/с
Режимы сглаживания 2x, 4x, 6x, 8x 2x, 4x, 6x, 8x 2x, 4x 2x, 4x, 6x, 8x
Скорость обработки треугольников/c 250 млн. 200 млн. 240 млн. 100 млн.
Режим AGP 1x/2x/4x/8x 1x/2x/4x/8x 1x/2x/4x/8x 1x/2x/4x/8x
Объём видеопамяти 128/256 Мбайт 128/256 Мбайт 128/256 Мбайт 128/256 Мбайт
Частота памяти 300 МГц (600 DDR) 300 МГц (600 DDR) 450 МГц (900 DDR) 400 МГц (800 DDR)
Тип памяти BGA 2,8 нс BGA 2,8 нс BGA 2,2 нс BGA 2,5 нс
Частота графического ядра 400 МГц 500 МГц 475 Мгц 400 МГц
Кол-во блоков вершмнных программ 2 2 Массив с плавающей точкой Массив с плавающей точкой
Кол-во пиксельных конвейеров 4 4 8 4
Кол-во текстурных блоков на конвейер 1 1 1 1
Кол-во текстур на текстурный блок 16 16 16 16
Версия API DirectX 9.0 9.0 9.0+ 9.0+
Версия пиксельных программ 2.0 2.0 2.0+ 2.0+
Версия вершинных программ 2.0 2.0 2.0+ 2.0+
Режим сглаживания Мультисэмплинг Мультисэмплинг Мультисэмплинг Мультисэмплинг
Оптимизации Hyper Z III+, SmartShader 2.1, SmoothVision 2.1 Hyper Z III, SmartShader 2.0, SmoothVision 2.0 IntelliSample HCT IntelliSample HCT, CineFX
Число выходов на мониторы 2 2 2 2
RAMDAC 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц 2 x 400 МГц
Число битов на канал цвета 10 10 10 10
ASUS RADEON 9600XT 128 Мб
Видеокарта выполнена на текстолите ярко-оранжевого цвета и имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x. ASUS RADEON 9600XT 128 Мб оснащена восьмью чипами памяти объемом 16 Мб каждый, поэтому общий объем видеопамяти составляет 128 мегабайт. Память в упаковке BGA производства Samsung имеет время доступа 2,8 наносекунды и расположена по обеим сторонам печатной платы.
Память работает на частоте 340 (680 DDR) МГц, но теоретически: исходя из параметра времени доступа память может функционировать на 350 (700 DDR) МГц. Шина обмена с памятью составляет 128 бит. Частота графического ядра стандартна — 500 МГц.
Дизайн ASUS RADEON 9600XT 128 Мб практически в точности повторяет референс-дизайн ATI. Но есть несколько отличий: видеокарта от ASUS обладает возможностями оцифровки видео (VIVO — Video In, Video OUT), поэтому на оборотной стороне платы распаян чип RAGE Theater. Охлаждение нестандартно: кулер, мощность которого значительно выше, нежели у стандартного, а также большой радиатор, стилизованный под логотип компании ASUS, который, помимо графического чипа, прикрывает чипы памяти, но функция этого радиатора скорее декоративная, нежели практическая, что вполне объясняется отсутствием радиатора на чипах памяти с оборотной стороны печатной платы.
Набор выходов стандартен: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT/IN. TV-OUT реализован посредством возможностей самого чипа Radeon 9600XT.
Видеокарта ASUS RADEON 9600XT 128 Мб поставляется в коробке красивого дизайна, в которой, помимо самой видеокарты, находились: руководство пользователя, переходник S-video-to-RCA, переходник DVI-to-d-Sub, удлинитель TV, диск с драйверами и утилитами, а также несколько компьютерных игр. Все диски упакованы в стильный фирменный бокс.

Тестирование
Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
• Материнская плата: Gigabyte GA-8IK1100 (Intel 875P).
• Процессор: Intel Pentium 4 3000 МГц (800 МГц).
• Память: 512 Мб PC3200 Hynix DDR SDRAM CL 2.0.
• Жесткий диск: Seagate Barracuda 7, 80 Гб.
• Видеокарты: ASUS RADEON 9600XT 128 Мб, Sapphire Atlan-tis RADEON 9600 Pro 128 Мб и ASUS V9560 Ultra (NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra).
• CD-ROM ASUS 50X.
• Монитор Sony E230.
На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 1 и следующие тестовые программы и реальные игровые приложения:
— драйвер для видеокарт ATI: Catalyst 3.8;
— драйвер для видеокарт NVIDIA: Detonator 52.16;
— D3D RightMark;
— Doom III Alfa Version;
— HALO: Combat Evolved (Microsoft, Direct3D, Vertex/ Pixel Shaders 1.1/2.0, Hardware T&L, максимально установленное качество);
— Unreal Tournament 2003 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing);
— Serious Sam The Second Encounter (OpenGL, мультитекстурирование, настройки тестирования — Quality);
— Doom III (alfa-версия);
— GunMetal BenchMark (Di-rectX 9.0 бенчмарк, вершинные шейдеры 2.0, пиксельные шейдеры 1.1, Hardware T&L);
— Quake3 Arena (OpenGL, мультитекстурирование, demo001, настройки тестирования все на максимальном уровне: уровень детализации — High);
— Tomb Raider — Angel Of Darkness (Direct3D, DirectX 9.0, три разных записанных demo, максимально установленное качество);
— Unreal II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество);
— Return to Castle Wolfenstein (OpenGL, мультитекстурирование, тестирования — Quality, Demo Checkpoint).


Результаты тестирования видеокарты
Radeon 9600XT Radeon 9600 Pro NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra
Тестовые приложения

D3D RightMark

1024x768x32

Geometry Processing Speed
Fixed-Function Pipeline, fps 32.3 28.1 19.14
Vertex Shaders 1.1, fps 19.8 14.2 8.56
Vertex Shaders 2.0, fps 0 0 0
Vertex Shaders 1.1, Pixel Shaders 1.1, fps 24.7 19.3 12.56
Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 2.0, fps 0 0 0

Hidden Surface Removal
Fixed-Function Pipeline, fps 34.8 29.4 22.27
Vertex Shaders 1.1, fps 24.76 18.9 13.65
Vertex Shaders 2.0, fps 34.5 29.1 22.43

Pixel Filling
Vertex Shaders 1.1, fps
1640.83

1634.23
1542.85
Vertex Shaders 2.0, fps
1658.86

1643.65
1553.14
Pixel Shaders 1.1, fps
1662.98

1651.6
1547.71
Pixel Shaders 2.0, fps
1056.17

1043.89
957.46
Pixel Shaders 2.0, fps 35.6 31.3 20.7

Point Sprites
Vertex Shaders 1.1, fps 410.75 352.56 281.67
Vertex Shaders 2.0, fps 410.87 352.69 281.95

Codecreatures

1024x768x32
Codecreatures BenchMark, fps 40.8 36.5 21.2
Codecreatures - среднее число полигонов






1280x1024x32






Codecreatures BenchMark, fps 29.3 23.8 15.3
Codecreatures - среднее число полигонов






Игровые приложения

1024x768x32
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps 206.9 206.3 207.5
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps 132.8 128.4 134.8
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps 103.4 98.7 110.7
Doom III Alfa Version (OpenGL), fps 23.7 16.3 26.апр
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus, fps 78.90 74.67 59.11
Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps 85.12 79.8 55.17
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps 41.9 37.7 21.45
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps 52.3 49.5 32.27
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps 43.4 40.1 22.45
Halo (Direct3D), fps 46.3 42.7 27.82
GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps 23.87 20.4 14.47
GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps 25.82 22.9 18.88

1280x1024x32
Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps 206.9 206.3 205.0
Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps 122.9 118.9 125.0
Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps 79.0 75.9 78.3
Doom III Alfa Version (OpenGL), fps 15.9 11.1 16.3
Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus, fps 72.51 68.2 46.42
Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps 66.98 52.3 41.03
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps 41.2 37.8 21.45
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps 52.1 48.9 32.25
Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps 41.9 36.8 19.45
Halo (Direct3D), fps 45.9 41.2 27.64
GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps 23.3 19.8 14.28
GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps 25.4 22.7 18.88

Качество изображения

1024x768x32

Unreal Tournament 2003 (Direct3D), Demo: botmatch-antalus
4X FSAA, fps 71.26 67.24 60.64
8X Aniso, fps 73.60 69.17 64.52
4X FSAA & 8X Aniso, fps 65.6 62.95 56.7

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin
4X FSAA, fps 119.3 116.2 121.5
8X Aniso, fps 115.9 111.8 122.5
4X FSAA & 8X Aniso, fps 93.6 89.3 101.1
Драйверы ATI Catalyst 3.8
Новые драйверы имеют ряд изменений по сравнению с прошлой версией драйвера Catalyst. Изменился немного дизайн закладок: теперь отдельные закладки OpenGL и Direct3D собраны в одну — 3D. Теперь, чтобы добраться до специальных настроек (V-sync, настройки текстур и т.д.), придется пощелкать мышкой. Автору данного материала это не очень понравилось, но зато неопытным пользователям явно придется по вкусу: непонятные для них настройки не будут мозолить глаза.
В новой версии драйверов появилась довольно интересная функция восстановления — VPU Recover. Данная функция очень полезна. Если при запуске современной компьютерной игры произойдет сбой 3D-драйвера, то VPU Recover перезапустит драйвер без перезагрузки компьютера. Вам останется лишь перезапустить 3D-приложение.
Помимо функции восстановления, Catalyst 3.8 может похвастаться функцией динамического разгона Overdrive. Если данная функция включена, она определяет температуру чипа. Если температура не слишком высокая и имеется запас, то драйвер повышает частоту графического ядра. Частоты меняются в соответствии с порогами температур, установленными ATI.
И это еще не все. В меню Properties закладки 3D скрывается функция SMARTSHADER Effects. Данная функция позволяет накладывать на изображение эффекты посредством пост-фильтров. Согласитесь, пользы от этого мало, так что SMARTSHADER Effects — просто забавная функция.

Как проходило тестирование
VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию и использовался 32-битный цвет.

Качество 2D
Оценка этого параметра довольно спорная, оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля.
Качество видеокарты ASUS RADEON 9600XT 128 Мб в разрешениях 1600x1200x60 Гц, 1280x1024x85 Гц, 1024x768x100 Гц можно охарактеризовать как хорошее.

Результаты тестирования
D3D RightMark
Данный тестовый пакет является одним из лучших синтетических тестов на сегодняшний день, хотя этот профессиональный и замечательный инструмент довольно сложен для новичков.
Тест настраивался для работы в разрешении 1024х768, была выставлена полная детализация и освещение 3 Specular — три сложных источника с бликами.
Во всех тестах победа досталась ATI Radeon 9600XT. В некоторых тестах, например, в Hidden Surface Removal, производительность Radeon 9600XT была почти в два раза выше таковой у NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra.
Предшественник Radeon 9600 Pro отставал от 9600XT незначительно: в среднем на 4-6 фпс.

Codecreatures
Данный BenchMark использует пиксельные программы поколения DirectX 8.1. И опять победа Radeon 9600XT: отставание конкурента довольно значительное, чего не скажешь о предшественнике, который опять же проигрывает 4-6 фпс.

Quake3 Arena (OpenGL)
Стандартное демо уже не может отразить преимущество того или иного графического ускорителя: результаты просто зашкаливают, поэтому автор данного материала обращается к читателям с просьбой о помощи в написании демки для тестирования в данном игровом приложении (сам я не геймер, поэтому достоянную демку записать не смогу).

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL)
Ситуация меняется кардинальным образом, и в лидеры вырывается продукт от NVIDIA, за ним с незначительным отрывом идет Radeon 9600XT, ну, и Radeon 9600 Pro.

Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL)
Опять OpenGL-приложение и лидерство GeForce FX 5600 Ultra. Как видно, продукт NVIDIA лучше справляется c OpenGL-приложениями.

Doom III Alfa Version (OpenGL)
Комментировать результаты сырой альфа-версии — неблагодарное дело, поэтому результаты тестирования в Doom III Alfa Version приводятся для наглядности и возможной оценки компьютерных игр нового поколения.

Unreal Tournament 2003 (Direct3D)
Direct3D-приложения демонстрируют уже обратную ситуацию: ATI Radeon 9600XT в лидерах.
Предшественник Radeon 9600 Pro недалек от XT. NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra — поражение.

В оставшихся Direct3D-приложениях: Unreal II: The Awakening, Tomb Raider — Angel Of Darkness, Halo и GunMetal BenchMark, — наблюдаем идентичную ситуацию.

Качество изображения
При включении антиалиасинга и различных режимов анизотропной фильтрации ситуация очень знакомая: в Direct3D-приложениях лидерство за продуктами ATI, но разрыв между Radeon 9600XT и GeForce FX 5600 Ultra немного сократился, в OpenGL-приложениях лидерство за продуктом NVIDIA.

Выводы
ATI Radeon 9600XT. Выход обновленного "середнячка" ATI не принес чего-то инновационного или революционного: производительность в сравнении с предшественником увеличилась не значительно, но, тем не менее, победа над продуктом NVIDIA очевидна.
Не стоит списывать со счетов и тот факт, что NVIDIA тоже обновила линейку продуктов, предназначенных для массового рынка, поэтому с нетерпением ждем появления GeForce FX 5700 Ultra — вот тогда и посмотрим, чьи в лесу шишки…
ASUS RADEON 9600XT 128 Мб — видеокарта с хорошим качеством изготовления, хорошим охлаждением, узнаваемым и броским дизайном, а также замечательным комплектом поставки.

Артем Семенков, tema@hotbox.ru
Видеокарта ASUS RADEON 9600XT 128 Мб для тестирования предоставлена компанией "CD-Life" — официальным дистрибьютором продукции компании ASUS на территории Республики Беларусь



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 49 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета