Корпорации HI-TECH: контрнаступление

Корпорации HI-TECH: контрнаступление

Даже беглый анализ нынешнего состояния высокотехнологического сектора мировой экономики показывает: славные времена конца 90-х с их "бумом hi-tech" вполне могут вернуться. И уже скоро. На этот раз "двигателями прогресса", судя по всему, станут производители компьютерного "железа", компании, занятые в сфере информационных технологий, и, конечно же, интернет-компании — куда сейчас без них. Словом, опять Силиконовая Долина во всей своей красе.

Формально теперь можно считать, что все началось 14 октября — в тот момент, когда корпорация Intel, крупнейший мировой производитель микропроцессоров, объявила о грандиозном увеличении прибыли. Биржевые аналитики и не ожидали ничего подобного: прибыль компании в III квартале нынешнего года составила $1,7 млрд, тогда как аналогичный квартал минувшего года принес ей $686 млн. Такого резкого скачка в компании не наблюдали уже 25 лет. Представители Intel, контактирующие с прессой, объясняют такой прогресс существенным ростом спроса на продукцию полупроводниковой промышленности, особенно со стороны азиатских производителей компьютерной техники и бытовой электроники.

Сразу вслед за Intel об аналогичном взрывном росте своих прибылей — в два раза — сообщил другой крупнейший мировой производитель полупроводников — компания Texas Instruments. Texas Instruments обнародовала финансовые итоги третьего квартала, из которых видно, что прибыль корпорации в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на $260 млн, то есть в два раза. При этом ее выручка выросла на 13% и составила $2,53 млрд. Затем выяснилось, что минувший квартал оказался удачным и для таких мировых IT-гигантов, как Advanced Micro Devises (AMD) и Samsung Electronics Co.

Такого успеха не ожидал никто — ни акционеры корпораций, ни аналитики. Но самое важное тут другое: о своих сенсационных успехах заявляют те IT-компании, чья основная продукция — микросхемы и комплектующие, то есть "базовые элементы" всей компьютерной индустрии. Просто так микросхемы никто не выпускает, и столь бурный рост производства свидетельствует лишь об одном: производители микросхем получили большие заказы от производителей компьютерной техники и периферии. А значит, последние также заявят о своих бизнес-достижениях, причем уже менее, чем через полгода. Оно и понятно: корпоративный сектор во всем мире начал, наконец, масштабное обновление компьютерного парка. А значит, вскоре "подтянут" свои показатели и производители ПО, и веб-разработчики, и многие другие.

О том, что на рынке компьютерного "железа" ожидается новый бум, свидетельствуют и некоторые другие данные. Например, о том, что уже в 2004 году объемы продаж LCD-телевизоров вырастут вдвое. Правда, по мнению аналитиков Reuters, взрывной рост рынка телевизоров, построенных на LCD-панелях, ожидается только в 2005 году, но и это говорит о многом. Ведь инвестиции в производство делаются сейчас, а это значит, что финансисты настроены оптимистически, и испуг, вызванный обвалом 2000 года, уже прошел. Вообще, бум "плоских телевизоров" вполне мог бы произойти уже в следующем году, но развитие этого рынка пока сдерживается нехваткой жидкокристаллических панелей. Заводы по их масштабному производству заработают как раз в 2005 году.

2003 год также запомнился небывалой вирусной, хакерской и спамерской активностью. Все это означает, что весьма неплохо чувствуют себя разработчики антивирусного ПО и специалисты в области информационной безопасности. Действительно, начиная с середины августа, когда начались первые массовые заражения интернет-червями Blaster и SoBig.F, акции ведущих компаний в области информационной безопасности выросли более чем на 20%, в два раза перегнав по темпам роста совокупный технологический индекс NASDAQ. Учитывая ожидаемую к рождественским и новогодним праздникам волну кибератак, аналитики прогнозируют продолжение роста рынка антивирусного ПО. По оценкам экспертов, в 2003 году он вырастет на 18% (до $2,6 млрд), а в 2004 году — до $2,8 млрд. При этом 60% всех домашних и 40% корпоративных компьютеров по-прежнему не защищены должным образом от вирусов. Неудивительно, что корпорация Symantec еще в начале октября на 33% повысила стоимость обновления годовой подписки на всю линейку своих продуктов для домашних пользователей, объясняя этот шаг возросшими затратами на разработку антивирусного ПО. Домашние пользователи приносят сейчас около 40% от всего дохода Symantec, хотя темпы роста корпоративного рынка пока что выше. За неделю, последовавшую после появления последней версии вируса Blaster, розничные продажи антивирусных продуктов Symantec выросли втрое, а акции Symantec выросли в цене на 22%. Акции второго по величине разработчика антивирусного ПО — Network Associates — выросли на 30%. Бумаги Trend Micro подорожали на 33%. Словом, "кому война, а кому мать родна".

Однако самым масштабным экономическим событием отрасли hi-tech, о котором объявлено в конце года, несомненно, станет выход на фондовый рынок компании Google. Итак, крупнейшая в мире поисковая система Google собирается осуществить первичное размещение акций (IPO) на бирже в начале следующего года. Сумма размещаемых акций составит порядка 25 миллиардов долларов (то есть эта компания будет стоить больше, чем крупнейший онлайн-магазин Amazon.com). На сегодняшний день, если верить публикуемым в мировой прессе данным, Google консультировался уже как минимум с десятком инвестиционных банков в поисках агента, который займется распространением акций, и даже выбрал несколько предварительных кандидатов. Подобный шаг интернет-гиганта вполне оправдан. Поскольку акции будут проданы с аукциона, компании удастся избежать участи своих менее удачливых коллег и конкурентов, которых потрясли финансовые скандалы.

Продажу акций владельцы корпорации предполагают организовать в электронной форме по принципу "голландского аукциона", в ходе которого вначале объявляется самая высокая цена на продаваемый товар, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель. Правда, по слухам, банкиры сейчас пытаются отговорить Google от "голландского аукциона". Объясняется это тем, что при первичном размещении акций по традиционной схеме их цена, как правило, искусственно занижается посредниками, снимающими впоследствии сливки с операций на вторичном рынке. "Голландский аукцион" же сразу выявляет истинную стоимость акций.
На сегодняшний день статистика такова: Google обрабатывает около 200 миллионов поисковых запросов в день и имеет в своей базе 3,1 миллиарда проиндексированных страниц. Годовой оборот компании, в которой работает тысяча человек, составляет, по разным оценкам, от пятисот миллионов до миллиарда долларов в год, объем прибыли — как минимум сто миллионов долларов. При этом ресурсы роста оцениваются некоторыми биржевыми экспертами как "поистине безграничные".

Впрочем, у любого внимательного наблюдателя обязательно возникает несколько вопросов. Например, зачем вообще Google столь масштабное привлечение капитала? Десяток серверов купить? Но для этого 25 миллиардов многовато будет… Рекламную кампанию провести? Да вроде Google и так все знают… Более того, еще всего год назад владельцы поисковика заявляли, что дополнительные инвестиции им вообще не нужны (мол, такова у них специфика бизнеса), да и не торопятся они размещать свои акции, потому что не хотят потом зависеть от собраний акционеров и биржевых котировок. И вот, как мы видим, все меняется. Почему? Увидим. А пока давайте просто радоваться стремительному экономическому возрождению мировой индустрии высоких технологий.
Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2003 год в рубрике разное :: бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета