Рынок ноутбуков: перманентная революция
Рынок ноутбуков: перманентная революция
Еще не так давно компьютер-ноутбук считался своего рода "игрушкой для богатых" — он стоил неприлично дорого по сравнению с десктопом, но в то же время функции его были весьма ограничены. Однако в последние пару лет ситуация стремительно меняется. Ноутбуки завоевывают все новые позиции на рынке, во многом благодаря последним технологическим достижениям и постоянному снижению цен. В начале нынешнего года их доля в объеме продаж всех категорий компьютеров достигла в мире 25-27% и, по прогнозам исследовательской компании IDC, к 2007 году увеличится до 35%. Чем же вызваны такие перемены?
В первую очередь, наверное, существенным повышением функциональности — все-таки технический прогресс не стоит на месте. Действительно, еще совсем недавно портативные компьютеры не могли сравниться с настольными ПК ни по надежности, ни по производительности. Их блеклые экраны быстро утомляли глаза пользователей, недостаточный набор физических портов ограничивал возможность подключения периферийных устройств, а срок службы батарей был весьма скромным, так что для более-менее полноценной работы неизбежно приходилось искать розетку. Кроме того, многочисленные нарекания пользователей вызывала портативность — точнее, ее отсутствие. Многие из ноутбуков прежних поколений, вопреки рекламе, оказывались слишком тяжелыми и громоздкими. Но все это остается в прошлом. Современные портативные ПК все более соответствуют требованиям пользователей.
В первую очередь перемены затронули питание ноутбуков. Сегодня уже все ведущие производители используют в своей продукции литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторные батареи — легкие, емкие и долговечные. Это позволило сделать современные ноутбуки значительно более легкими и тонкими, а также продлить время их автономной работы.
Но настоящая революция все же еще впереди. Сейчас ряд японских компаний (Toshiba, NEC, Sony, Hitachi) и корейская Samsung работают над прототипами новых миниатюрных химических топливных элементов. Будучи одноразовыми и весьма дешевыми, они смогут обеспечить ноутбуки питанием на протяжении более чем восьми часов. Принцип их действия основан на химической реакции выделения водорода из метилового спирта с последующим его преобразованием в электрическую энергию.
Такая "супербатарейка" по размеру и весу не будет превышать обычную пластмассовую зажигалку, использовать же ее можно одновременно с обычным аккумулятором, который благодаря внедрению нового источника питания можно будет уменьшить раз в пять. Правда, и тут не обходится без проблем. Поскольку химические топливные элементы используют огнеопасный метанол, их применение оказывается зачастую ограниченным противопожарными правилами.
Например, такие источники тока нельзя брать на борт самолета. Но, думается, подобные ограничения рано или поздно будут сняты — прогресс противопожарными инструкциями не остановить.
Другая причина, делающая ноутбуки все более популярными, — это их растущие коммуникационные возможности. Интеграция с сотовым телефоном, КПК и беспроводными сетями типа Wi-Fi, встроенный модем, — все это в порядке вещей для современных моделей. Типичный пример такой "продвинутости" — новые модели ноутбуков PowerBookG4 компании Apple. В этой модификации компания не только устанавливает карту Airport, позволяющую осуществить подключение к сети на скорости 54 Mbps по протоколу 802.11, но и добавляет к ней технологию Bluetooth, которая обеспечивает работу в сетях GPRS и даже позволяет управлять ноутбуком с сотового телефона. Вероятно, такое сочетание вариантов беспроводного подключения скоро станет стандартным и для ноутбуков других фирм.
Вместе с тем, идет непрерывная работа в направлении миниатюризации ноутбуков и уменьшения их веса. Производители и разработчики ведут неустанный поиск оптимального сочетания пропорций и конструктивных материалов. Так, в середине сентября текущего года компания Apple выпустила очередную версию упомянутого выше 15-дюймового PowerBookG4 в суперлегком алюминиевом (а не титановом, как в предыдущих моделях) корпусе. Новый компьютер весит 2,5 кг при том, что его толщина составляет 2,8 сантиметра. Однако и это не предел — одновременно компания представила публике 12-дюймовый PowerBookG4, который, обладая всеми достоинствами своего старшего брата, весит всего 2 килограмма, а его размер — 27,7х21,8 см. При этом его яркий монитор позволяет пользователю работать с разрешением ХGA (1024x768).
В настоящий момент Apple принадлежит около 7% рынка портативных компьютеров, и по многим направлением она опережает остальных производителей, являясь своего рода законодательницей мод. Руководство Apple утверждает, что 42% всего объема проданных ею в текущем году компьютеров приходится именно на ноутбуки. И менеджеры компании рассчитывают на дальнейший рост продаж, несмотря на то, что ей придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны других производителей — например, корпорации IBM, которая владеет 9% этого рынка.
Разработчики IBM также постоянно работают над улучшением ноутбуков своей компании, внедряя новшества одно за другим и расширяя выбор моделей. Неудивительно, что доходы IBM от продажи этих устройств растут быстрее, чем доходы от продажи серверов и настольных ПК.
Западные аналитики все чаще заявляют, что 2004 год, вполне вероятно, станет настоящим "годом ноутбуков". В первую очередь — из-за существенного снижения цен на фоне роста практичности и функциональности. Падение же цен на портативные компьютеры связывают с двумя факторами: жесткой конкуренцией между производителями и удешевлением производства жидкокристаллических дисплеев. Что ж, будем надеяться, что аналитики на этот раз не ошибутся в своих прогнозах.
Денис Лавникевич
Еще не так давно компьютер-ноутбук считался своего рода "игрушкой для богатых" — он стоил неприлично дорого по сравнению с десктопом, но в то же время функции его были весьма ограничены. Однако в последние пару лет ситуация стремительно меняется. Ноутбуки завоевывают все новые позиции на рынке, во многом благодаря последним технологическим достижениям и постоянному снижению цен. В начале нынешнего года их доля в объеме продаж всех категорий компьютеров достигла в мире 25-27% и, по прогнозам исследовательской компании IDC, к 2007 году увеличится до 35%. Чем же вызваны такие перемены?
В первую очередь, наверное, существенным повышением функциональности — все-таки технический прогресс не стоит на месте. Действительно, еще совсем недавно портативные компьютеры не могли сравниться с настольными ПК ни по надежности, ни по производительности. Их блеклые экраны быстро утомляли глаза пользователей, недостаточный набор физических портов ограничивал возможность подключения периферийных устройств, а срок службы батарей был весьма скромным, так что для более-менее полноценной работы неизбежно приходилось искать розетку. Кроме того, многочисленные нарекания пользователей вызывала портативность — точнее, ее отсутствие. Многие из ноутбуков прежних поколений, вопреки рекламе, оказывались слишком тяжелыми и громоздкими. Но все это остается в прошлом. Современные портативные ПК все более соответствуют требованиям пользователей.
В первую очередь перемены затронули питание ноутбуков. Сегодня уже все ведущие производители используют в своей продукции литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторные батареи — легкие, емкие и долговечные. Это позволило сделать современные ноутбуки значительно более легкими и тонкими, а также продлить время их автономной работы.
Но настоящая революция все же еще впереди. Сейчас ряд японских компаний (Toshiba, NEC, Sony, Hitachi) и корейская Samsung работают над прототипами новых миниатюрных химических топливных элементов. Будучи одноразовыми и весьма дешевыми, они смогут обеспечить ноутбуки питанием на протяжении более чем восьми часов. Принцип их действия основан на химической реакции выделения водорода из метилового спирта с последующим его преобразованием в электрическую энергию.
Такая "супербатарейка" по размеру и весу не будет превышать обычную пластмассовую зажигалку, использовать же ее можно одновременно с обычным аккумулятором, который благодаря внедрению нового источника питания можно будет уменьшить раз в пять. Правда, и тут не обходится без проблем. Поскольку химические топливные элементы используют огнеопасный метанол, их применение оказывается зачастую ограниченным противопожарными правилами.
Например, такие источники тока нельзя брать на борт самолета. Но, думается, подобные ограничения рано или поздно будут сняты — прогресс противопожарными инструкциями не остановить.
Другая причина, делающая ноутбуки все более популярными, — это их растущие коммуникационные возможности. Интеграция с сотовым телефоном, КПК и беспроводными сетями типа Wi-Fi, встроенный модем, — все это в порядке вещей для современных моделей. Типичный пример такой "продвинутости" — новые модели ноутбуков PowerBookG4 компании Apple. В этой модификации компания не только устанавливает карту Airport, позволяющую осуществить подключение к сети на скорости 54 Mbps по протоколу 802.11, но и добавляет к ней технологию Bluetooth, которая обеспечивает работу в сетях GPRS и даже позволяет управлять ноутбуком с сотового телефона. Вероятно, такое сочетание вариантов беспроводного подключения скоро станет стандартным и для ноутбуков других фирм.
Вместе с тем, идет непрерывная работа в направлении миниатюризации ноутбуков и уменьшения их веса. Производители и разработчики ведут неустанный поиск оптимального сочетания пропорций и конструктивных материалов. Так, в середине сентября текущего года компания Apple выпустила очередную версию упомянутого выше 15-дюймового PowerBookG4 в суперлегком алюминиевом (а не титановом, как в предыдущих моделях) корпусе. Новый компьютер весит 2,5 кг при том, что его толщина составляет 2,8 сантиметра. Однако и это не предел — одновременно компания представила публике 12-дюймовый PowerBookG4, который, обладая всеми достоинствами своего старшего брата, весит всего 2 килограмма, а его размер — 27,7х21,8 см. При этом его яркий монитор позволяет пользователю работать с разрешением ХGA (1024x768).
В настоящий момент Apple принадлежит около 7% рынка портативных компьютеров, и по многим направлением она опережает остальных производителей, являясь своего рода законодательницей мод. Руководство Apple утверждает, что 42% всего объема проданных ею в текущем году компьютеров приходится именно на ноутбуки. И менеджеры компании рассчитывают на дальнейший рост продаж, несмотря на то, что ей придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны других производителей — например, корпорации IBM, которая владеет 9% этого рынка.
Разработчики IBM также постоянно работают над улучшением ноутбуков своей компании, внедряя новшества одно за другим и расширяя выбор моделей. Неудивительно, что доходы IBM от продажи этих устройств растут быстрее, чем доходы от продажи серверов и настольных ПК.
Западные аналитики все чаще заявляют, что 2004 год, вполне вероятно, станет настоящим "годом ноутбуков". В первую очередь — из-за существенного снижения цен на фоне роста практичности и функциональности. Падение же цен на портативные компьютеры связывают с двумя факторами: жесткой конкуренцией между производителями и удешевлением производства жидкокристаллических дисплеев. Что ж, будем надеяться, что аналитики на этот раз не ошибутся в своих прогнозах.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2003 год в рубрике hard :: notebook