Аферы в Интернете: "нигерийские письма"

Аферы в Интернете: "нигерийские письма"

Год назад в США в суде Детройта слушалось нашумевшее на всю Америку дело о крупном мошенничестве. Подсудимая — Анна Мария Поэт, сотрудница адвокатской конторы в Детройте, была обвинена в хищении корпоративных средств в особо крупных размерах. С февраля по август 2002 года она незаконно перевела в общей сложности 2,1 миллиона долларов со счетов фирмы, в которой работала, на различные счета в Южной Африке и на Тайване.

Классический случай: все началось с простого письма, пришедшего по электронной почте от человека, представившегося чиновником министерства горной промышленности Южной Африки Мабусо Нельсоном. Мнимый чиновник предложил ей комиссионные в размере 4,5 млн. долларов за помощь в переводе 18 млн. долларов на счет в США из банка в Южной Африке. Правда, по его словам, нужно было оплатить предварительные расходы, которые должны были пойти на взятки и прочие "организационные затраты". Женщина согласилась оплатить эти расходы, для чего похитила деньги со счета своей фирмы. Тогда она предполагала, что легко сможет покрыть недостачу, получив в результате сделки щедрые комиссионные.
Но суммы расходов, указываемые "чиновником министерства", постоянно росли, и в относительно короткий срок счета фирмы оказались опустошены. Хищения были обнаружены, когда адвокатская контора получила уведомление, что ее чек на сумму 36 тысяч долларов не может быть принят к оплате из-за отсутствия средств на счете фирмы. В общей сложности было зафиксировано 13 незаконных банковских переводов.
В то же самое время, когда излишне доверчивая Анна Мария Поэт обчищала счета собственной фирмы, американка Шала Гасеми и ее муж потеряли более 400 тысяч долларов, также попавшись на уловку интернет-мошенников. Супруги ничего не заподозрили, когда им предложили перечислить юристу, якобы оформляющему сделку, 7,5 тысяч долларов. Более того, затем они отправили на указанный счет еще 400 тысяч USD, ожидая свои проценты с суммы в 27 миллионов долларов, которая должна была вот-вот поступить из Нигерии. Эта история также наделала в Штатах немало шума.

Оба этих случая, как и множество других, аналогичных им, относятся к разряду мошенничеств, квалифицируемых американскими судебными органами как "афера 419" — по номеру соответствующей статьи законодательства Нигерии — страны, из которой тянутся корни многих афер, построенных по этой схеме. Специалисты по информационной безопасности называют это просто: "нигерийские письма".
Почему именно Нигерия стала "автором" этого вида мошенничества? Дело в том, что первые послания по e-mail с просьбой "помочь перевести капиталы" начали в массовом порядке приходить именно оттуда. Для придания весомости своим сообщениям нигерийцы представляются кем угодно: от вдов политических диктаторов до опальных министров прежних властей. Доходит до того, что с бесплатных почтовых серверов приходят письма от имени государственных учреждений и банков Нигерии. Имидж Нигерии как страны, страдающей от непрерывных гражданских войн и раздираемой многочисленными внутренними противоречиями, только помогал мошенникам — их жертвы охотно верили, что кто-то хочет перевести свои деньги в более спокойное место. Собственно, верят и сейчас.

Схема обмана проста: мошенник представляется получателю представителем знатной нигерийской (зимбабвийской, кенийской...) семьи, которая попала в немилость на родине по причине гражданской войны (государственного переворота, экономического кризиса...). К адресату обращаются с выгодным предложением перевести на его счет круглую сумму денег с целью их сохранения. Клиент вроде как ничем не рискует, а обещанный процент кажется легкой добычей. Затем получателя просят перевести мизерную (по сравнению с обещанной) сумму — для оформления перевода, дачи взятки или оплаты услуг юриста. Обычно после перечисления всякий контакт пропадает, но иногда жертву "доят" еще некоторое время, обещая что "вот-вот все будет готово, но нужно заплатить еще немного, так как возникли непредвиденные осложнения".
Основным полем деятельности мошенников являются западная Европа и США. Там доверчивых граждан, жаждущих легких денег и имеющих собственные небольшие капиталы, обнаруживается намного больше, чем, скажем, на территории бывшего СССР или в Латинской Америке. Вот и строчат африканцы свои плачевные послания тысячами, нещадно эксплуатируя человеческую жадность и закон больших чисел. Тем более что нигерийские интернет-кафе предоставляют час доступа всего за один доллар, который обычно стократно окупается для мошенников. Ведь, если верить результатам специальных исследований, примерно один процент пользователей интернета (то есть каждый сотый) из миллионов, получивших по e-mail "нигерийские письма", оказываются вовлеченными в эту аферу.

Масштабы этого мошенничества оказались столь велики, что в сентябре 2002 года в Нью-Йорке даже состоялась специальная "Международная Конференция по Афере 419". На ней выступил, в частности, специально для этого прилетевший в США президент Нигерии Олусегун Обасаньо, который заявил, что Центральным банком его страны будут предприняты серьезные санкции против нигерийских банков, обслуживающих счета мошенников. Однако проку от этого на самом деле мало: Нигерия уже давно не лидирует в данном виде преступного бизнеса.
Специалисты по компьютерной безопасности указывают на то, что в последнее время с "нигерийскими вдовами" успешно конкурируют уголовники из стран СНГ. Действуют они, в отличие от африканских "коллег", более продуманно и целенаправленно. Они не рассылают письма всем подряд, полагаясь лишь на закон больших чисел. Их "целевой группой" стали клиенты уважаемых западных банков, финансовых и страховых компаний, а также агентств по трудоустройству высококвалифицированного персонала. Так, сомнительные письма были получены клиентами Lloyds TSB, Barclays и ряда других финансовых организаций. Как показало расследование, в данном случае корреспонденция приходила из России через провайдера, расположенного в Австралии, но эта схема была не единственной и могла измениться в любой момент.

Объектам внимания мошенников предлагается сделать выгодные капиталовложения или же устроиться на высокооплачиваемую работу. Причем злоумышленники явно используют тонкие психологические приемы — они повышают мотивацию своих потенциальных жертв, называя свои предложения "ограниченными по времени" и утверждая, что приз (высокооплачиваемую работу, например) получит тот, кто успеет первым ответить на письмо. То, что атаке подверглись не наивные домохозяйки, а "белые воротнички" из солидных деловых кругов, говорит о высокой квалификации интернет-мошенников. Понятно, что высокопоставленные менеджеры крупных компаний, даже потеряв значительные суммы, вряд ли обратятся в полицию. Ведь объявить во всеуслышание, что ты стал жертвой виртуальных аферистов, — значит раз и навсегда угробить свою карьеру.
Существует еще несколько мошеннических схем, связанных с использованием электронной почты. Их также принято называть "нигерийскими письмами", хотя ко всему вышеописанному они, как правило, отношения не имеют. Под ударом в этих ситуациях обычно оказываются руководители и/или собственники различных предприятий.

Вариант первый. Некие бизнесмены сообщают вам о том, что считают вашу фирму весьма перспективной и желают инвестировать в нее значительную сумму — порядка 200-300 тысяч долларов, которую предполагается зачислить на специальный трастовый счет. От вас при этом требуется сущий пустяк: 4-5 тысяч долларов на погашение "операционных расходов". Глупо, но некоторые клюют на эту удочку.
Вариант второй. Примерно то же самое, но от вас никаких денег не требуют, а инвестиции предлагают перевести прямиком на ваши счета. Для этого необходимо лишь сообщить полные банковские реквизиты фирмы с образцами подписей и оттиском печати. Ну-ну…
Вариант третий. Незнакомые добродетели приглашают встретиться на их территории для обсуждения чрезвычайно выгодного для вас делового предложения. Все расходы (проезд, проживание, связь) приглашающая сторона берет на себя. Чтобы быть готовым к возможному заключению сделки, вы должны взять с собой печать, бланки с подписями. Понятно, что это уже откровенный жуткий криминал — "в гостях" вас насильно заставят подписать любые документы, дать подтверждение по телефону и так далее. Домой, скорее всего, вы уже не вернетесь никогда.

Вариант четвертый. Специально для наивных Буратино. Присылает некая фирма пользователю Сети письмо с радостным сообщением, что, мол, он выиграл в проводимой ею интернет-лотерее… автомобиль. (Сам адресат ни о какой лотерее слыхом не слыхивал, но ему все равно приятно.) Но, поскольку фирма торговая, то для получения выигрыша, дабы соблюсти все формальности, пользователь должен купить у этой конторы, скажем, стиральную машину. Деньги переводить туда-то. Для пущей убедительности в таком письме может присутствовать фотография "выигранного" автомобиля и всевозможные "атрибуты подлинности" типа номера лицензии, свидетельства о регистрации фирмы и прочая чепуха.
Почему же так происходит? Почему неглупые вроде бы люди столь легко попадаются на удочку виртуальных мошенников? Западные общества защиты прав потребителей задались этим вопросом еще несколько лет назад и тогда же провели соответствующие социологические исследования. Выяснилось, что большинство начинающих (и не только) пользователей Сети абсолютно уверены в том, что виртуальный мир принципиально отличается от мира реального, и что существуют какие-то особые законы, которыми управляется интернет-пространство. Именно это заблуждение, как ничто другое, способствует успеху сетевых мошенников. И, само собой, интернет-аферистам помогают обычные человеческие пороки, и прежде всего — легковерие, жадность и любовь к халяве. Словом, до тех пор, пока многие люди находятся в плену своих мифологических представлений об интернете, виртуальным мошенникам голодать не придется. Впрочем, когда иллюзии будут разрушены даже у самых доверчивых, безработица мошенникам не грозит. Человеческая жадность никуда не денется.

Ну и напоследок — десять наиболее популярных способов надувательства в интернете, определенных Национальной Лигой потребителей США.
На первом месте — всевозможные мошенничества на интернет-аукционах. Как правило, это сообщение о продаже несуществующего лота (например, ноутбука или цифровой фотокамеры) по весьма привлекательной цене. Жертва оплачивает покупку — как правило, посредством персонального банковского чека или чека почтового ведомства, и тщетно ждет товар. На втором месте — мошенничества, связанные с электронной торговлей, а именно: неполучение товара, неполное получение товара или получение в ненадлежащем виде. На третьем месте — описанные в этой статье "нигерийские письма". Далее идут: неполная или искаженная поставка компьютерного программного обеспечения, мошенничество с доступом в интернет, расходы на кредитные карточки за предметы, которые никогда не покупались, предложения высокоприбыльной работы на дому, авансовые займы, липовые предложения сделок с помощью кредитной карточки и деловые предложение с явно завышенной оценкой ожидаемой прибыли.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2003 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета