Новое — хорошо забытое старое

Новое — хорошо забытое старое

Данное выражение не даром было вынесено в заголовок статьи. Потому что речь сегодня пойдет не о последних новинках, а о прошлом поколении видеочипов от NVIDIA, которые не так давно "заправляли" на рынке сегмента mainstream и High-End, а если конкретно, то это NVIDIA GeForce Ti 4200, Ti 4400 и Ti 4600 в исполнении компании Sparkle.

Положа руку на сердце: половина, а то и большинство белорусских пользователей не могут позволить себе покупать комплектующие последних моделей. Такое положение вещей представляется вполне логичным, если принять во внимание особенности жизненного цикла продукта. В первой части этого цикла производитель продает продукт по завышенной цене, снимая сливки, а в конце цикла цена продукта падает до минимума. В то же время качественные показатели теряют свою актуальность (в редких случаях этого не происходит — то есть вы можете купить все еще актуальный продукт по низкой цене). Поэтому автор данного материала решил выяснить актуальность и оправданность покупки видеокарт, построенных на базе графических ядер NVIDIA GeForce Ti 4200, Ti 4400 и Ti 4600. Данные карты фактически сняты с производства. Зато они появились в продаже у некоторых фирм, хоть и в ограниченных количествах, но по рекордно низкой для них цене. Итак, цена на эту продукцию довольно привлекательна, а вот производительность, актуальность на сегодняшний день и запас на будущeе — это нам и придется выяснить, но для начала давайте поподробнее познакомимся с реальными изделиями от Sparkle.

Sparkle SP7200T2
Видеокарта построена на базе графического ядра NVIDIA GeForce Ti 4200 и имеет интерфейс AGP х2/x4. Компоновка и дизайн платы стандартны — рекомендованный NVIDIA референс-дизайн. Охлаждение также стандартно — небольшой кулер со смещенным относительно центра вентилятором, что позволяет в какой-то степени избежать мертвой зоны. Видеокарта оснащена 128 мегабайтами памяти со временем выборки 4 наносекунды, что соответствует частоте работы 250 (500 (DDR)) МГц, но память работает на стандартной, рекомендованной NVIDIA частоте работы 222 (444 (DDR)) МГц. Память производства Samsung размещена в 8-ми микросхемах на обеих сторонах PCB. Частота графического ядра также стандартна и составляет 250 МГц. Видеокарта имеет стандартный набор выходов: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. Аналоговый выход реализован посредством встроенного RAMDAC, а DVI-выход реализован посредством второго встроенного RAMDAC и дополнительного трансмиттера от Silicon Image. TV-OUT реализован посредством кодека Philips SAA7108E.

Sparkle SP7200T4-DV VIVO
Видеокарта построена на базе графического ядра NVIDIA GeForce Ti 4400 и имеет интерфейс AGP х2/x4.
Компоновка и дизайн платы стандартны, а вот система охлаждения изменена. В Sparkle SP7200T4-DV применены два больших радиатора, один с одной стороны, другой с другой стороны PCB, вкупе с двумя вентиляторами. Плюсы такой системы охлаждения очевидны: радиаторами прикрыты и графическое ядро, и чипы памяти, но есть и существенный минус, который сводит все плюсы на нет: большой радиатор обязательно будет перекашиваться и не сможет в должной степени прикрывать сразу все чипы памяти.
Видеокарта несет на своем борту 128 мегабайт памяти Samsung, размещенной в 8-ми микросхемах на обеих сторонах PCB. Память со временем доступа 3,6 наносекунды, что соответствует частоте работы 275 (550 (DDR)) МГц, на которой память и работает. Частота графического ядра стандартна и составляет 275 МГц. Видеокарта имеет стандартный набор выходов: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT.
Так же, как и в Sparkle SP7200T2, присутствует видеовход, да и вообще у всех видеокарт семейства GeForce 4 Ti: аналоговый реализован посредством встроенного RAMDAC, а DVI-выход реализован посредством второго RAMDAC и дополнительного трансмиттера от Silicon Image. TV-OUT реализован посредством кодека Philips SAA7108E.

Sparkle SP7200T6-DV VIVO
Видеокарта построена на базе графического ядра NVIDIA GeForce Ti 4600 и имеет интерфейс AGP х2/x4.
Компоновка, дизайн платы и система охлаждения в точности повторяют таковую у модели, построенной на NVIDIA GeForce Ti 4400, Sparkle SP7200T4-DV. Да и вообще платы являются близнецами, а иначе и не могло быть, вспомним те далекие времена, когда вышли продукты NVIDIA GeForce 4 Ti. Через небольшой промежуток времени NVIDIA GeForce Ti 4400 был снят с производства, а было это связано с ослабеванием интереса к старшему, 4600-му графическому чипу. Ну, посудите сами, зачем платить бoльшие деньги за карту, которая отличается немного бoльшими частотами? А платы NVIDIA GeForce Ti 4400 имели тот же дизайн и компоновку PCB, что и 4600 и, при наличии хорошей памяти, установленной тем или иным производителем, с легкостью становились NVIDIA GeForce Ti 4600. Видеокарта несет на своем борту 128 мегабайт памяти Samsung, размещенной в 8-ми микросхемах на обеих сторонах PCB.
Память со временем цикла 2,8 наносекунды, что соответствует частоте работы 357 (724 (DDR)) МГц, но память работает на стандартной, рекомендованной NVIDIA, частоте работы 325 (650 (DDR)) МГц.
Частота графического ядра стандартна и составляет 300 МГц. Видеокарта имеет стандартный набор выходов: аналоговый, цифровой (DVI) и TV-OUT. Так же, как и у двух предыдущих карт, присутствует видеовход. Реализация выходов аналогична таковой у Sparkle SP7200T2, да и вообще у всех видеокарт семейства GeForce 4 Ti. TV-OUT реализован посредством все того же кодека Philips SAA7108E. Видеокарты поставляются в ОЕМ-варианте, в комплект поставки входит металлизированный пакет, диск с драйвером и переходник, реализующий функции TV-выхода и видеовхода.

Overclocking или разгон по-нашему
Видеокарты разгонялись при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась с помощью бенчмарка GLMark и 3DMark 2001 SE, которые прокручивались три раза. Если появлялись искажения на мониторе, то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если компьютер зависал, то частоту графического ядра понижали на несколько мегагерц. Если же все три раза бенчмарки прокручивались нормально, то разгон считался удавшимся. Дополнительное охлаждение не применялось.
Видеокарта Sparkle SP7200T2 разогналась до частот: 310 Мгц для графического ядра и 620 МГц для памяти. Видеокарта Sparkle SP7200T4-DV разогналась до частот: 310 Мгц для графического ядра и 655 МГц для памяти. Видеокарта Sparkle SP7200T6-DV разогналась до частот: 330 Мгц для графического ядра и 720 МГц для памяти.

Тестирование
Тестовые испытания проводились на тестовом стенде следующей конфигурации:
— материнская плата: FIC AD11 (AMD 761+ VIA 686B);
— процессор: AMD Athlon XP 2000+ (Tbred);
— память: 512 Мбайт PC2100 NCP DDR SDRAM CL 2.0;
— жесткий диск: Maxtor Diamond Plus 8 30 Гбайт;
— видеокары: Sparkle SP7200T2 (NVIDIA GeForce Ti 4200), Spar-kle SP7200T4-DV (NVIDIA Ge-Force Ti 4400), Sparkle SP7200 T6-DV (NVIDIA GeForce Ti 4600), NVIDIA GeForce Ti 4800SE, NVIDIA GeForce Ti 4200-8x, NVIDIA GeForce FX 5600;
— CD-RW NEC 9300A;
— звуковая плата: ESS Alegro 1989;
— модем: Acorp M-56PIM.
На тестовом стенде были установлены операционная система Microsoft Windows XP с установленным Service Pack 1 и следующие тестовые программы и реальные игровые приложения:
— Драйвер для видеокарт ATI: Catalyst 3.8;
— Драйвер для видеокарт NVIDIA: Detonator 52.16;
— FutureMark 3DMark 2003;
— D3D RightMark;
— Unreal Tournament 2003 (Direct3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing);
— Serious Sam The Second Encounter (OpenGL, мультитекстурирование, настройки тестирования — Quality);
— Doom III (Alfa-версия);
— GunMetal BenchMark (DirectX 9.0 бенчмарк, вершинные шейдеры 2.0, пиксельные шейдеры 1.1, Hardware T&L);
— Quake3 Arena (OpenGL, мультитекстурирование, demo001, настройки тестирования все на максимальном уровне: уровень детализации — High);
— Tomb Raider — Angel Of Darkness (Direct3D, DirectX 9.0, три разных записанных demo, максимально установленное качество);
— Unreal II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardware T&L, Dot3, cube texturing, качество);
— Return to Castle Wolfenstein (OpenGL, мультитекстурирование, тестирования — Quality, Demo Checkpoint).

Как проходило тестирование
VSync отключался. Компрессия текстур отключалась непосредственно в игровых приложениях. Все тестовые программы и игровые приложения настраивались на максимальную детализацию, и использовался 32-битный цвет.

Качество 2D
Оценка этого параметра довольно спорная, оценить его можно только субъективно, так как качество выводимого изображения зависит и от монитора, и от соединительного кабеля. Качество всех видеокарт в разрешениях 1280x1024x75Hz, 1024x768x85Hz можно охарактеризовать как хорошее.


Тестовые приложения

Ti 4800SE

FX 5600

Ti 4200

Ti 4200-8X

Ti 4400

Ti 4600

3DMark 2003

1024x768x32

Scores

1544

2494

1367

1365

1503

1628

GT1 - Wings of Fury, fps

98.3

98.5

87

87.2

99.4

101.2

GT2 - Battle of Proxycon, fps

10.1

14.8

8.8

8.7

9.8

10.9

GT3 - Troll's Lair, fps

9.6

15.3

8.6

8.4

9.4

10.3

GT4 - Mother Nature, fps

---

13.1

---

---



---

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

814.4

792.6

593.8

593.5

732.9

858

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

2058.6

1057

1642.1

1642.2

1948.8

2197.5

Vertex Shader, fps

5.6

5.7

5.1

5.0

5.6

6.1

Pixel Shader 2.0, fps

---

15.1

---

---

---

---

RagTroll, fps

5.6

8.0

5

5

5.5

6.1

1280x1024x32

Scores

1153

1872

995

993

1145

1227

GT1 - Wings of Fury, fps

74.8

73.3

67.4

67.3

75.2

78.4

GT2 - Battle of Proxycon, fps

10.6

10.6

6.7

6.5

10.7

10.8

GT3 - Troll's Lair, fps

7.3

11.3

5.9

5.8

6.8

7.8

GT4 - Mother Nature, fps

---

10.1

---

---

---

---

FillRate (Single Texturing), MTexels/s

830.4

810.2

393.2

393.6

640.8

877.2

FillRate (Multi Texturing), MTexels/s

2098.6

1078.4

1243.1

1243.6

1565.4

2250.5

Vertex Shader, fps

5.5

5.6

3.8

3.9

4.7

6.0

Pixel Shader 2.0, fps

---

12.1

---

---

---

---

RagTroll, fps

4.8

6.7

4.8

4.9

5.2

5.2

D3D RightMark

1024x768x32

Geometry Processing Speed

Vertex Shaders 1.1, fps

14.51

13.2

13.22

13.21

14.48

15.42

Hidden Surface Removal

Vertex Shaders 1.1, fps

4.1

2.8

3.1

3.2

3.6

4.7

Pixel Filling

Vertex Shaders 1.1, fps

910.94

620.05

730.04

730.11

849.57

937.04

Pixel Shaders 1.1, fps

907.45

625.06

736.94

736.96

850.88

937.93

Point Sprites

Vertex Shaders 1.1, fps

343.23

302.305

303.308

303.310

338.43

370.2

Игровые приложения

1024x768x32

Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps

215.5

213.5

215.5

215.6

216.1

216.0

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps

92.5

84.4

93.1

93.8

93.6

93.3

Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps

86.6

80.6

84.5

84.2

87.3

88.0

Unreal Tournament 2003 (Direct3D) Demo: antalus-flyby, fps

122.02

114.8

105

104

108.9

117.9

Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps

58.06

41.72

51.42

51.53

56.80

59.41

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps

28.8

17.6

36.15

36.21

43.2

44.5

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps

39.19

25.58

53.58

53.53

62.1

65.6

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps

21.45

15.44

26.14

26.11

29.4

32.7

GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps

14.77

13.5

13.1

13.2

13.23

13.71

GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps

16.88

14.6

14.51

14.52

15.24

17.76

1280x1024x32

Quake3 Arena (OpenGL), Demo: 002, fps

166.8

148.9

143.8

143.3

160.4

173.5

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL), Demo: CheckPoin, fps

92.1

81.6

88.2

88.8

91.5

92.5

Serious Sam 2 The Second Encounter (OpenGL), Demo: Value The Jaguar, fps

80.5

64.9

72.5

72.8

57.3

82.4

Unreal Tournament 2003 (Direct3D) Demo: antalus-flyby, fps

86.01

64.2

72

71.6

85.3

88.5

Unreal II: The Awakening (Direct3D), fps

45.99

31.1

39.08

39.12

45.76

47.55

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris5_4, fps

28.97

17.8

35.56

35.76

40.73

44.1

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris1c, fps

39.17

25.60

53.59

53.51

57.9

65.6

Tomb Raider - Angel Of Darkness (Direct3D), Demo: Paris2g, fps

21.42

15.44

26.11

26.13

32.2

32.5

GunMetal BenchMark 1 (Direct3D), fps

14.38

12.2

12

12.1

20.4

20.8

GunMetal BenchMark 2 (Direct3D), fps

16.48

12.3

9.8

9.7

8.9

17.54

Качество изображения

1024x768x32

Unreal Tournament 2003 (Direct3D)

4X FSAA

72.6

71.5

42.6

42.3

71.8

81.7

8X Aniso

76.89

87.3

44.6

44.5

75.3

86.6

4X FSAA & 8X Aniso

38.43

61.7

34.6

34.4

36.7

43.8

Return to Castle Wolfenstein (OpenGL)

4X FSAA

93.4

79.4

69.9

69.6

75.1

96.2

8X Aniso

86.4

80.7

68.9

68.7

72.3

86.0

4X FSAA & 8X Aniso

86.4

70.8

58.6

58.3

59.8

85.9
Пояснения к результатам тестирования
3DMark 2003
В "попугаях" картина очень даже предсказуемая: NVDIA GeForce FX 5600 вырывается за счет поддержки пиксельных шейдеров версии 2.0. Дело в том, что в 3Dmark 2003 в сцене GT4 — Mother Nature и тесте Pixel Shader 2.0 используются пиксельные программы версии 2.0, которые поддерживает только FX 5600, а если же карта не поддерживает пиксельный шейдер 2.0, то сцена просто не проигрывается и "попугаев" от этого не добавляется.
Давайте рассмотрим результаты поподробнее.
В сцене GT1 — Wings of Fury вперед вырывается NVIDIA GeForce Ti 4600, за ним следуют NVIDIA GeForce Ti 4800SE и GeForce Ti 4400. Отставание GeForce FX 5600 объяснимо: сцена GT1 — Wings of Fury довольно простенькая, здесь нет ни шейдеров версии 2.0, ни каких-либо DirectX 9.0 — оптимизаций, поэтому выигрывает тот, у кого больше рабочие частоты чипа и памяти.
GT2 — Battle of Proxycon — картина почти та же, за исключением того, что FX 5600 догнал GeForce Ti 4800SE, а связано это с пиксельными шейдерами версии 1.4, с которыми первый справляется довольно неплохо.
GT3 — Troll's Lair — пиксельные шейдеры двух версий (1,1 и 1,4), а значит победа NVIDIA GeForce FX 5600.
Также стоит отметить, что во всех вышеперечисленных игровых сценах с повышением разрешения разница между результатами незначительна, а порой ее нет вообще.
Сцену GT4 — Mother Nature проходит только NVIDIA GeForce FX 5600, так как это единственный чип, который поддерживает пиксельные программы версии 2.0.
Тесты на скорость заполнения опять же очень предсказуемы. И при синглтекстурировании, и при мультитекстурировании побеждает тот, у кого больше рабочие частоты, а значит места расположены следующим образом: NVIDIA GeForce Ti 4600, NVIDIA GeForce Ti 4800SE и NVIDIA GeForce FX 5600.
С вершинными программами лучше всех справляется NVIDIA GeForce Ti 4600, но разница между всеми результатами невелика.

Пиксельные шейдеры 2.0 — без комментариев.
RagTroll — довольно сложный тест (в тесте фигурируют 16 тролей, прорисованных с использованием 5500 треугольников) даже для новых графических чипов, не говоря уже о чипах прошлого поколения. В данном тесте с небольшим отрывом лидирует NVIDIA GeForce FX 5600, а за ним уверенно идут NVIDIA GeForce Ti 4600, NVIDIA GeForce Ti 4800SE и NVIDIA Ti 4400.

D3D RightMark
Последняя версия данного синтетического пакета показалась автору этого материала очень удачной, а если быть точным, то D3D RightMark является замечательным профессиональным инструментом для тестирования видеокарт, который наверняка теперь будет использоваться постоянно. Тест настраивался для работы в разрешении 1024х768, была выставлена полная детализация и освещение 3 Specular — три сложных источника с бликами.
Как видно из таблицы, мы не стали включать тесты с использованием пиксельных и вершинных шейдеров версии 2.0, а ограничились лишь версией 1.1. Результат также был известен заранее: во всех тестах победил NVIDIA GeForce Ti 4600. Победа эта вполне объяснима: тесты не использовали новомодных шейдеров версии 2.0 либо каких-то оптимизаций под API DirectX 9.0, а с обработкой старых версий шейдеров и NVIDIA GeForce Ti 4600 отлично справляется.

Quake3 Arena (OpenGL)
Очень старый инструмент для тестирования, и все видеокарты показали отличный результат.

Return to Castle Wolfenstein
Все видеокарты показали приблизительно одинаковые результаты, за исключением NVIDIA GeForce FX 5600. Сложно сказать, чем именно обусловлено отставание этого чипа даже от NVIDIA GeForce Ti 4200. Скорее всего, дело в драйверах, но с выходом новых драйверов постараемся дать рациональное объяснение этой неясности.

Serious Sam 2 The Second Encounter
Та же картина, что и во время предыдущего тестирования, но с интересными вариациями: чипы серии GeForce FX проиграли в OpenGL-приложениях как предшественникам, так и продуктам конкурента — компании ATI. Давайте посмотрим Direct3D-приложения.

Unreal Tournament 2003 и Unreal II: The Awakening
Картина почти та же: NVIDIA GeForce Ti 4600, NVIDIA GeForce Ti 4800SE и NVIDIA Ti 4400 впереди, за ними уверенно, с отставанием в 5-10 fps (в среднем), идет NVIDIA GeForce Ti 4200 и NVIDIA GeForce FX 5600 в аутсайдерах. Что ж, придется дождаться новых драйверов и сравнить заново NVIDIA GeForce Ti 4200 и NVIDIA GeForce FX 5600.

Tomb Raider — Angel Of Darkness
Компьютерная игра нового поколения — одна из самых сложных на сегодняшний день. Во всех сценах побеждает NVIDIA GeForce Ti 4600. Есть одно предположение: как уже упоминалось выше Tomb Raider — Angel Of Darkness довольно новая компьютерная игра, которая использует API DirectX 9 и вершинные пиксельные шейдеры версий 2.0. Поэтому при работе NVIDIA GeForce Ti 4600 используются старые версии шейдеров, а при работе NVIDIA GeForce FX 5600 используются новые 2.0 версии, которые и обрабатывать сложней; поэтому мы видим абсолютный проигрыш последнего. Но это только предположение, и в настоящий момент автор данного материала ищет возможность доказать или опровергнуть этот факт.

GunMetal BenchMark
Бенчмарк нового поколения. Результаты тестов расположились в порядке убывания тактовых частот: большие частоты — больший результат, меньшие частоты — меньший результат.

Качество изображения
При включении антиалиасинга в Direct3D и в OpenGL — приложениях производительность пропорциональна тактовым частотам, но необходимо отметить, что разрыв результатов основных конкурентов NVIDIA GeForce Ti 4600 и NVIDIA GeForce FX 5600 больше в OpenGL — приложении и составляет 17 fps или 25%. С анизотропной фильтрацией лучше справляется NVIDIA GeForce FX 5600, и это хорошо заметно в Direct3D — приложении, а с OpenGL опять неразбериха. При включении антиалиасинга и анизотропной фильтрации картина та же, что и при включении исключительно анизотропной фильтрации.

Выводы
Как показывают результаты тестирования, в большинстве современных игр даже младшая из линейки GeForce 4Ti превзошла более современный чип FX5600 (в приложениях, не использующих API DirectX 9.0), при этом стоимость ее значительно ниже. Таким образом, такой показатель, как количество fps за потраченные деньги (очень важный для любого покупателя), у любой из трех карт линейки GeForce 4Ti на порядок выше, чем у FX5600. Плюс к этому вы получаете бесплатный видеовход (реализация которого обычно обходится в 14-18 у.е.), который позволит вам заняться оцифровкой видео.
Видеокарты Sparkle SP7200T2 (NVIDIA GeForce Ti 4200), Sparkle SP7200T4-DV (NVIDIA GeForce Ti 4400) и Sparkle SP7200T6-DV (NVIDIA GeForce Ti 4600) являются стандартными видеокартами с хорошим качеством изготовления и приемлемой ценой, а так же приличным потенциалом для разгона. Не обошлось и без минусов — система охлаждения на Sparkle SP7200T4-DV и Sparkle SP7200T6-DV, хотя, если вспомнить тот факт, что по рекомендации NVIDIA видеокарты, построенные на базе графических чипов NVIDIA GeForce Ti 4600 и NVIDIA GeForce Ti 4400, не нуждаются в радиаторах на памяти, то это вовсе и не минус.
Немного о ценах: Sparkle SP7200T2 (NVIDIA GeForce Ti 4200) стоит чуть больше 100 у.е., Sparkle SP7200T4-DV (NVIDIA GeForce Ti 4400) — чуть более 130 у.е. и Sparkle SP7200T6-DV (NVIDIA GeForce Ti 4600) — чуть больше 150 у.е.

Артем Семенков tema@hotbox.ru
Видеокарты для тестирования предоставлены фирмой "СВ-Трейдинг"



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2003 год в рубрике hard :: video

©1997-2024 Компьютерная газета