Видеокарта ASUS V9950 (NVIDIA GeForce FX 5900)
Обзор видеокарты ASUS V9950 (NVIDIA GeForce FX 5900)
В сегодняшнем обзоре речь пойдет о видеокарте ASUS V9950, которая построена на чипе NVIDIA GeForce FX 5900. Чип представляет собой что-то вроде "работы над ошибками" компании NVIDIA в плане доработки, откровенно говоря, неудачного чипа NVIDIA GeForce FX 5800. В этом обзоре мы не будем заострять внимание на архитектурных отличиях и особенностях чипа GeForce FX 5900 (об этом — в одном из следующих номеров КГ), а более подробно остановимся непосредственно на самой плате ASUS V9950.
Компания ASUS в представлении не нуждается. Ее продукция всегда пользовалась заслуженной репутацией очень качественного брэнда. ASUS всегда была в числе первых компаний, представляющих продукцию на чипах NVIDIA. Будет ли так сейчас, когда ASUS объявила также о поставках линейки видеокарт на чипах ATI, неизвестно, но будем надеяться, что "работа на два фронта" пойдет ей только на пользу.
Комплект поставки
В очень красочной коробке, которая является де-факто стандартом в FX-линейке продуктов ASUS, уместились:
• непосредственно сама плата;
• переходник DVI-to-D-sub;
• кабель S-Video — RCA;
• руководство пользователя (на англ. языке);
• руководство по установке драйверов (на 14 языках включая русский);
• 3 CD с играми (Gunmetal, Delta Force: Black Hawk Down, Battle Engine);
• 1 CD с демо-версиями игр (WarcrAnisotropic Filteringt III, Splinter Cell, Big Mutha Truckers, BREED, Colin McRae Rally 3 и TOCA Race Driver);
• 2 CD с разнообразным фирменным софтом от ASUS.
Мы только в очередной раз можем отметить превосходный комплект поставки ASUS, чем эта компания славилась всегда.
Дизайн и компоновка платы
Дизайн PCB-платы от ASUS полностью аналогичен эталонному дизайну референс-платы от NVIDIA. Отличий нет ни в расположении основных элементов, ни даже в компоновке конденсаторов.
Сама плата получилось очень тяжелой. Скорее всего, дело в массивной системе охлаждения (более подробно о ней ниже) с медными радиаторами. Карта имеет классический темно-зеленый цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 256 бит (8 чипов по 32 бита каждый, размещенных на лицевой стороне PCB). Как видим, карта имеет вдвое меньший объем памяти, нежели ее старшая сестра GeForce FX 5900 Ultra, что достигается путем недоукомплектации карты еще 8 микросхемами памяти, места под посадку которых с оборотной стороны платы остаются свободными. Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Формирование сигнала для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil164CT64 от Silicon Image. На плате также разведено посадочное место под VIVO-чип, но сам чип не установлен (он будет устанавливаться на более дорогостоящую Ultra-версию платы). Также на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, которое необходимо "прожорливому" GeForce FX 5900. Дополнительное питание на плату можно и не подключать, но в этом случае карта будет работать на пониженных частотах (250 МГц у ядра и 500 МГц у памяти). Недостатком конструкции разъема дополнительного питания на ASUS V9950 можно считать его вертикальное положение. Во-первых, подключение питания при уже установленной в слот AGP видеокарте весьма затруднительно, а во-вторых, крепеж разъема оставляет желать лучшего.
Для чипов памяти, размещенных, как уже упоминалось выше, только с лицевой стороны печатной платы, предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,2 нс, что соответствует частоте работы 454 MHz (908 MHz), но память работает на положенной по спецификациям NVIDIA частоте 425 MHz (850 MHz). Частота работы GPU — 400 MHz, что также соответствует рекомендованной NVIDIA частоте.
Охлаждение на ASUS V9950 организовано весьма грамотно, и в процессе тестирования нареканий по части перегрева не возникало, да и в разогнанном режиме с платой все было в порядке, несмотря на просто выдающиеся разгонные показатели. Система охлаждения представляет собой сплошную конструкцию, которая состоит из весьма массивного сплошного медного радиатора, прикрывающего как сам чип, так и чипы памяти (для которых предусмотрены небольшие углубления, что увеличивает плотность прилегания оных к радиатору), двух вентиляторов (лопасти которых, кстати говоря, светятся в ультрафиолете, так что ASUS V9950 — можно сказать, находка для любителей моддинга=)), обдувающих как сам графический чип, так и микросхемы памяти. В довершение ко всему хочется добавить, что, несмотря на достаточно внушительные размеры и кажущуюся в связи с этим громоздкость системы охлаждения, соседний PCI-слот не блокируется. Однако "терзать" какое-либо устройство, устанавливая его в первый слот, не стоит, так как вместе с ним будет "терзаться" и видеокарта, поскольку приток холодного воздуха будет затруднен. Также в плюсы данной системы охлаждения относим очень малый уровень шума (про Flow FX даже и не вспоминаем=)), который на фоне работы процессорного кулера едва различим.
Тестирование
Тестовый стенд:
• Материнская плата: JetWay S446 (SiS 645).
• Процессор P4 Northwood 1,6 A @ 2,13 A GHz (133x16).
• Память: 256 Mb Hynix PC2100 DDR SDRAM (CL=2).
• Винчестер: Maxtor Diamond Plus 8 40 Gb.
• Видеокарты:
— ASUS V9950 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5900).
— ASUS V9900/TD Video Suite 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5800).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
• Microsoft Windows XP SP1 ENG.
• DirectX 9.0b.
• Драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator 52.16 WHQL.
Все "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.
Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
• Future Mark 3DMark2003 v330.
• MadOnion 3DMark2001SE.
• CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
• id Software/Activision Return to Castle Wolfenstein v1.0 (Open GL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалось Demo Checkpoint).
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 (Di-rect3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing).
• Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
• Novalogic Comanche 4 Demo v1.0.1.10 (Direct3D, мультитекстурирование, Hardware T&L, пиксельные и вершинные шейдеры).
• Croteam/GodGames Serious Sam: The second Encounter v1.07 (OpenGL, мультитекстурирование, настройки качества — пресет Quality (анизотропная фильтрация, предлагаемая по умолчанию, отключалась)).
• Egosoft X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
• Microsoft HALO: CoMbat Evo-lved (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/ 1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
• Massive Development AquaMark3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscoretm).
• Legend Ent./Epic Games Un-real II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardwa-re T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемого видеокартами, мы в стотысячный раз повторяем=), что на сегодняшний день более или менее объективно оценить данный параметр для серии видеокарт нельзя, т.к. качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D зависит также от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику его оценки.
Качество 2D, показываемое всеми платами, в разрешениях 1024x768x85 Hz и 1280х1024х60 Hz можно охарактеризовать как хорошее. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.
Разгон
Видеокарты разгонялись при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3D Mark2003 v330 и MadOnion 3D Mark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то разгон считался успешным. В качестве дополнительного охлаждения использовался обычный 8х8 см вентилятор, обдувающий прежде всего чипы памяти видеокарты.
Результаты разгона для протестированных плат оказались следующими:
• Видеокарту ASUS V9900/ TD удалось разогнать до частот 490 MHz/1 GHz для ядра/памяти соответственно.
• Видеокарту ASUS V9950 удалось разогнать до частот 500 MHz/975 MHz для ядра/памяти соответственно.
Результаты разгона просто замечательные для обеих плат. Все же качественная 2,2 нс память от Samsung на ASUS V9950 смогла заработать на еще больших частотах, нежели это демонстрирует ее маркировка, что в очередной раз подкрепляет утверждение о том, что видеокарты ASUS входят в число самых разгоняемых.
Результаты тестирования
Комментировать здесь, собственно, практически нечего=). Налицо явная победа видеокарты ASUS V9950 на чипе NVIDIA GeForce FX 5900 во всех тестах и всех разрешениях. В связи с выходом новых драйверов ForceWare 52.16 (скажите Deto-nator'у гуд бай=)) не удалось снять показания в альфа-версии игры DooM III, так как на новой версии драйверов игра корректно не запускается (все же сырость альфы дает о себе знать).
Выводы
По чипу NVIDIA GeForce FX 5900 хочется высказать только удовлетворение тем, что все недоработки и недостатки чипа NVIDIA GeForce FX 5800 были устранены. Причем в качестве положительных моментов здесь выступают не только возросшие скоростные показатели нового чипа, но также и избавление от многострадальной системы охлаждения FlowFX (для ASUS V9900/TD неактуально). А вот сама карта ASUS V9950 нам однозначно понравилась во всех отношениях. Даже если не упоминать просто замечательный комплект поставки, качество изготовления платы и отменный разгонный потенциал видеокарты делают ее очень хорошей покупкой.
Бурдыко Алексей,
Видеокарты предоставлены интернет-магазином www.ultra-price.com
В сегодняшнем обзоре речь пойдет о видеокарте ASUS V9950, которая построена на чипе NVIDIA GeForce FX 5900. Чип представляет собой что-то вроде "работы над ошибками" компании NVIDIA в плане доработки, откровенно говоря, неудачного чипа NVIDIA GeForce FX 5800. В этом обзоре мы не будем заострять внимание на архитектурных отличиях и особенностях чипа GeForce FX 5900 (об этом — в одном из следующих номеров КГ), а более подробно остановимся непосредственно на самой плате ASUS V9950.
Компания ASUS в представлении не нуждается. Ее продукция всегда пользовалась заслуженной репутацией очень качественного брэнда. ASUS всегда была в числе первых компаний, представляющих продукцию на чипах NVIDIA. Будет ли так сейчас, когда ASUS объявила также о поставках линейки видеокарт на чипах ATI, неизвестно, но будем надеяться, что "работа на два фронта" пойдет ей только на пользу.
Комплект поставки
В очень красочной коробке, которая является де-факто стандартом в FX-линейке продуктов ASUS, уместились:
• непосредственно сама плата;
• переходник DVI-to-D-sub;
• кабель S-Video — RCA;
• руководство пользователя (на англ. языке);
• руководство по установке драйверов (на 14 языках включая русский);
• 3 CD с играми (Gunmetal, Delta Force: Black Hawk Down, Battle Engine);
• 1 CD с демо-версиями игр (WarcrAnisotropic Filteringt III, Splinter Cell, Big Mutha Truckers, BREED, Colin McRae Rally 3 и TOCA Race Driver);
• 2 CD с разнообразным фирменным софтом от ASUS.
Мы только в очередной раз можем отметить превосходный комплект поставки ASUS, чем эта компания славилась всегда.
Дизайн и компоновка платы
Дизайн PCB-платы от ASUS полностью аналогичен эталонному дизайну референс-платы от NVIDIA. Отличий нет ни в расположении основных элементов, ни даже в компоновке конденсаторов.
Сама плата получилось очень тяжелой. Скорее всего, дело в массивной системе охлаждения (более подробно о ней ниже) с медными радиаторами. Карта имеет классический темно-зеленый цвет PCB, несет на борту 128 Mb DDR-памяти с шиной передачи данных в 256 бит (8 чипов по 32 бита каждый, размещенных на лицевой стороне PCB). Как видим, карта имеет вдвое меньший объем памяти, нежели ее старшая сестра GeForce FX 5900 Ultra, что достигается путем недоукомплектации карты еще 8 микросхемами памяти, места под посадку которых с оборотной стороны платы остаются свободными. Карта имеет интерфейс AGP 2x/4x/8x и стандартный набор выходов: 1 DVI-I, 1 аналоговый и 1 TV-OUT. Формирование сигнала для цифровых мониторов осуществляется TMDS-трансмиттером Sil164CT64 от Silicon Image. На плате также разведено посадочное место под VIVO-чип, но сам чип не установлен (он будет устанавливаться на более дорогостоящую Ultra-версию платы). Также на лицевой стороне печатной платы можно увидеть разъем для дополнительного питания, которое необходимо "прожорливому" GeForce FX 5900. Дополнительное питание на плату можно и не подключать, но в этом случае карта будет работать на пониженных частотах (250 МГц у ядра и 500 МГц у памяти). Недостатком конструкции разъема дополнительного питания на ASUS V9950 можно считать его вертикальное положение. Во-первых, подключение питания при уже установленной в слот AGP видеокарте весьма затруднительно, а во-вторых, крепеж разъема оставляет желать лучшего.
Для чипов памяти, размещенных, как уже упоминалось выше, только с лицевой стороны печатной платы, предусмотрена прогрессивная BGA-упаковка. Время выборки чипов памяти — 2,2 нс, что соответствует частоте работы 454 MHz (908 MHz), но память работает на положенной по спецификациям NVIDIA частоте 425 MHz (850 MHz). Частота работы GPU — 400 MHz, что также соответствует рекомендованной NVIDIA частоте.
Охлаждение на ASUS V9950 организовано весьма грамотно, и в процессе тестирования нареканий по части перегрева не возникало, да и в разогнанном режиме с платой все было в порядке, несмотря на просто выдающиеся разгонные показатели. Система охлаждения представляет собой сплошную конструкцию, которая состоит из весьма массивного сплошного медного радиатора, прикрывающего как сам чип, так и чипы памяти (для которых предусмотрены небольшие углубления, что увеличивает плотность прилегания оных к радиатору), двух вентиляторов (лопасти которых, кстати говоря, светятся в ультрафиолете, так что ASUS V9950 — можно сказать, находка для любителей моддинга=)), обдувающих как сам графический чип, так и микросхемы памяти. В довершение ко всему хочется добавить, что, несмотря на достаточно внушительные размеры и кажущуюся в связи с этим громоздкость системы охлаждения, соседний PCI-слот не блокируется. Однако "терзать" какое-либо устройство, устанавливая его в первый слот, не стоит, так как вместе с ним будет "терзаться" и видеокарта, поскольку приток холодного воздуха будет затруднен. Также в плюсы данной системы охлаждения относим очень малый уровень шума (про Flow FX даже и не вспоминаем=)), который на фоне работы процессорного кулера едва различим.
Тестирование
Тестовый стенд:
• Материнская плата: JetWay S446 (SiS 645).
• Процессор P4 Northwood 1,6 A @ 2,13 A GHz (133x16).
• Память: 256 Mb Hynix PC2100 DDR SDRAM (CL=2).
• Винчестер: Maxtor Diamond Plus 8 40 Gb.
• Видеокарты:
— ASUS V9950 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5900).
— ASUS V9900/TD Video Suite 128 Mb (NVIDIA GeForce FX 5800).
Операционная система, тестовые программы, драйверы и настройки
• Microsoft Windows XP SP1 ENG.
• DirectX 9.0b.
• Драйвер для видеокарт NVIDIA — Detonator 52.16 WHQL.
Все "красивости" в операционной системе убирались, система настраивалась на максимальное быстродействие.
Vsync принудительно отключался через драйверы как в OpenGL, так и в Direct3D-приложениях. Технология сжатия текстур S3TC также отключалась.
Тестовые программы:
• Future Mark 3DMark2003 v330.
• MadOnion 3DMark2001SE.
• CodeCult Codecreatures v1.0.0 (DirectX 8.1 приложение, шейдеры, Hardware T&L).
• id Software/Activision Return to Castle Wolfenstein v1.0 (Open GL, мультитекстурирование. Настройка качества изображения на максимальном уровне. Использовалось Demo Checkpoint).
• Digital Extreme/Epic Games Unreal Tournament 2003 (Di-rect3D, Hardware T&L, вершинные шейдеры, Dot3, cube texturing).
• Yeti studious Gun Metal Benchmark 2 v1.20s (DirectX 9.0 бенчмарк, Vertex Shaders 2.0, Pixel Shaders 1.1, Hardware T&L).
• Novalogic Comanche 4 Demo v1.0.1.10 (Direct3D, мультитекстурирование, Hardware T&L, пиксельные и вершинные шейдеры).
• Croteam/GodGames Serious Sam: The second Encounter v1.07 (OpenGL, мультитекстурирование, настройки качества — пресет Quality (анизотропная фильтрация, предлагаемая по умолчанию, отключалась)).
• Egosoft X2: The Threat Demo (Direct3D, мультитекстурирование, Dot3, режим встроенного в демо-версию бенчмарка).
• Microsoft HALO: CoMbat Evo-lved (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Shaders 1.1/ 1.4/2.0, Hardware T&L, качество максимально возможное).
• Massive Development AquaMark3 (DirectX 9.0, Vertex Shaders 1.1/1.4/2.0, Pixel Sha-ders 1.1/1.4/2.0, Hardware T&L, режим AquaMark3 Triscoretm).
• Legend Ent./Epic Games Un-real II: The Awakening (Direct3D, вершинные шейдеры, Hardwa-re T&L, Dot3, cube texturing, качество, предлагаемое программой BenchemAll).
Качество 2D
Прежде чем дать оценку качеству изображения, выдаваемого видеокартами, мы в стотысячный раз повторяем=), что на сегодняшний день более или менее объективно оценить данный параметр для серии видеокарт нельзя, т.к. качество 2D сильно зависит от конкретного экземпляра, а проверить все карты по понятным причинам невозможно. Качество 2D зависит также от монитора и соединительного кабеля, что, в свою очередь, привносит солидную долю субъективизма в методику его оценки.
Качество 2D, показываемое всеми платами, в разрешениях 1024x768x85 Hz и 1280х1024х60 Hz можно охарактеризовать как хорошее. Заметных отклонений в качестве картинки ни у одного из протестированных экземпляров замечено не было.
Разгон
Видеокарты разгонялись при помощи утилиты RivaTuner. Стабильность работы при разгоне проверялась при помощи бенчмарков Future Mark 3D Mark2003 v330 и MadOnion 3D Mark2001SE. В первом прокручивалась третья игровая сцена Trolls' Lair в зацикленном режиме для быстрого выявления разгонного потенциала плат. После нахождения критических частот три раза прокручивался тест 3DMark2001SE. Если на мониторе появлялись искажения (выбитые пиксели, полосы, линии и т.д.), то частоту памяти понижали на несколько мегагерц. Если же компьютер зависал, то понижали частоту графического чипа. Если тесты прокручивались успешно, то разгон считался успешным. В качестве дополнительного охлаждения использовался обычный 8х8 см вентилятор, обдувающий прежде всего чипы памяти видеокарты.
Результаты разгона для протестированных плат оказались следующими:
• Видеокарту ASUS V9900/ TD удалось разогнать до частот 490 MHz/1 GHz для ядра/памяти соответственно.
• Видеокарту ASUS V9950 удалось разогнать до частот 500 MHz/975 MHz для ядра/памяти соответственно.
Результаты разгона просто замечательные для обеих плат. Все же качественная 2,2 нс память от Samsung на ASUS V9950 смогла заработать на еще больших частотах, нежели это демонстрирует ее маркировка, что в очередной раз подкрепляет утверждение о том, что видеокарты ASUS входят в число самых разгоняемых.
Результаты тестирования
Комментировать здесь, собственно, практически нечего=). Налицо явная победа видеокарты ASUS V9950 на чипе NVIDIA GeForce FX 5900 во всех тестах и всех разрешениях. В связи с выходом новых драйверов ForceWare 52.16 (скажите Deto-nator'у гуд бай=)) не удалось снять показания в альфа-версии игры DooM III, так как на новой версии драйверов игра корректно не запускается (все же сырость альфы дает о себе знать).
Видеокарты | ASUS V9900/TD | ASUS V9950 |
Синтетические бенчмарки | 1024x768 | |
3DMark'03 v 330 (scores) | 4374,0 | 5028,0 |
3DMark'01 SE (scores) | 10617,0 | 11395,0 |
Codecreatures | 38,1 | 42,2 |
Игровые тесты: | 1024x768 | |
Quake 3: Arena | 211,1 | - |
Return to Castle Wolfenstein | 95,2 | 122,6 |
DooM III | 18,4 | - |
Serious Sam | 81,8 | 83,2 |
Unreal Tournament 2003 | 124,3 | 131,3 |
Gun Metal Benchmark 2 | 25,8 | 29,8 |
Comanche 4 Demo | 39,4 | 41,8 |
Синтетические бенчмарки | 1280x1024 | |
3DMark'03 v 330 (scores) | 3358,0 | 3933,0 |
3DMark'01 SE (scores) | 9259,0 | 9962,0 |
Codecreatures | 30,8 | 34,3 |
Игровые тесты: | 1280x1024 | |
Quake 3: Arena | 199,3 | - |
Return to Castle Wolfenstein | 94,1 | 122,1 |
DooM III | 15,2 | - |
Serious Sam | 78,1 | 84,2 |
Unreal Tournament 2003 | 111,7 | 120,8 |
Gun Metal Benchmark 2 | 22,7 | 26,9 |
Comanche 4 Demo | 39,1 | 41,4 |
Выводы
По чипу NVIDIA GeForce FX 5900 хочется высказать только удовлетворение тем, что все недоработки и недостатки чипа NVIDIA GeForce FX 5800 были устранены. Причем в качестве положительных моментов здесь выступают не только возросшие скоростные показатели нового чипа, но также и избавление от многострадальной системы охлаждения FlowFX (для ASUS V9900/TD неактуально). А вот сама карта ASUS V9950 нам однозначно понравилась во всех отношениях. Даже если не упоминать просто замечательный комплект поставки, качество изготовления платы и отменный разгонный потенциал видеокарты делают ее очень хорошей покупкой.
Бурдыко Алексей,
Видеокарты предоставлены интернет-магазином www.ultra-price.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2003 год в рубрике hard :: video