Хороший специалист — сертифицированный специалист
Хороший специалист — сертифицированный специалист
Еще совсем недавно специалисту в области информационных технологий для получения работы достаточно было предъявить диплом о высшем образовании и предоставить рекомендации. Сейчас положение кардинально изменилось. При заполнении вакансий серьезные работодатели предпочитают сертифицированных специалистов. Иностранные партнеры соглашаются иметь дело только с теми организациями, квалификация персонала которых подтверждена соответствующими сертификатами. Сертифицированными специалистами гордятся, сведения об их количестве в штате компании обязательно фигурируют во всех каталогах и буклетах.
Сертификация специалистов стала жизненно необходимой в конце 80-х годов, когда бурное развитие компьютерного аппаратного и программного обеспечения привело к тому, что учебные заведения уже не успевали перестраивать свои учебные программы. В уровнях технической и информационной подготовки между поставщиками и потребителями новых технологий наметился угрожающий разрыв, и ведущие производители очень скоро поняли, что без организации системы обучения и проверки знаний специалистов успешное продвижение их технологий станет невозможным.
В 1989 году Novell впервые реализовала программу сертификации специалистов — Certified Novell Engineer (CNE), а систему компьютерного тестирования, позволяющую быстро и объективно проверить знания, разработала для этой программы компания Drake Technologies. Это был первый опыт, а уже к середине 90-х годов обучение и сертификация ИТ-специалистов стали отдельным бизнесом. Знаменательным событием явилось вступление в игру компании Microsoft в 1992 году, а к 1993 году уже 20 производителей аппаратного и программного обеспечения имели свои программы сертификации.
Дальнейшее развитие рынка тестирования проходило как в глубь, так и вширь. Разрабатываются сертификационные программы для разных категорий специалистов — от пользователей до разработчиков. А для того, чтобы все эти специалисты имели доступ к обучению и сертификации, производители технологий и продуктов создают мировую сеть авторизованных центров обучения. Параллельно развивается сеть центров тестирования Drake Technologies, в которых осуществляется независимая проверка знаний. В 1995 году Drake Technologies продает свой бизнес компании Sylvan Learning Technologies, и 740 Центров тестирования Drake Prometric, расположенные в 70 странах, меняют имена на Sylvan Prometric. В марте 2000 года Sylvan Prometric становится частью корпорации Thomson и получает новое название — Thomson Prometric, штаб-квартира организации находится в Балтиморе (штат Мэрилэнд, США).
С монополией Prometric было покончено в 1997 году, когда на рынок тестирования вышел новый агрессивный игрок — Virtual University Enterprises (VUE), являющийся подразделением международной корпорации National Computer Systems (NCS). Центральный офис находится в г. Блюмингтон (штат Миннесота, США).
Услуги, которые оказывают обе тестирующие организации, для кандидатов абсолютно равноценны. Главным преимуществом Prometric является более широкий список предоставляющих свои экзамены вендоров (более 80), однако есть ряд тестов, которые можно сдать исключительно в VUE (такие, как Corel, Macromedia, Linux Professional Institute и др.).
Всего в настоящий момент в 140 станах мира работают более 7000 тестовых центров Prometric и VUE, число которых постоянно растет. Всемирная сеть авторизованных центров обеспечивает кандидату возможность пройти тестирование практически в любой стране.
Тестирование доступно для всех желающих без каких-либо ограничений по возрасту, месту проживания, уровню образования или подготовки.
Международная система сертификации, сложившаяся к настоящему времени, функционирует следующим образом:
• компания-вендор (Micro-soft, Novell, Cisco и др.) формулирует профессиональные требования в виде тестов по собственной программе сертификации;
• Prometric и VUE обеспечивают подготовку и доставку в авторизованные центры тестирования персональных тестов для кандидатов, проведение тестирования на компьютере и получение результатов тестирования сразу по его окончании;
• компания-вендор высылает свои сертификаты успешно прошедшим тестирование кандидатам, вносит их в свои базы данных и оказывает им поддержку.
Экзамены (тесты) бывают нескольких типов:
• Основные экзамены проводятся для получения статуса по существующей программе сертификации, их могут сдавать все желающие.
• Переходные экзамены предназначены для специалистов, уже имеющих определенную сертификацию, при обновлении программ сертификации. Обычно это один бесплатный экзамен, который включает вопросы из всех экзаменов по новой программе и является более сложным по сравнению с ними. Сдавать его можно только один раз.
• Экзамены для подтверждения сертификации — либо новые экзамены, либо специальные экзамены для подтверждения знаний и опыта. Их сдают с установленной компанией-производителем регулярностью.
• Предварительные (бета-) экзамены предлагаются сертифицированным специалистам для проверки новых тестов. Эти экзамены содержат больше вопросов и их продолжительность дольше. В отличие от других типов экзаменов, результат тестирования сообщается только после того, как компания обработает все результаты и выберет проходной балл. Бета тесты стоят дешевле или бесплатны.
По принципу построения тесты могут быть адаптивными и неадаптивными.
• Неадаптивный тест состоит из последовательности несвязанных между собой вопросов, которые случайным образом выбираются из базы. Кандидат имеет возможность сколько угодно раз возвращаться к предыдущим вопросам и изменять свои ответы. Количество вопросов и продолжительность теста обычно сообщается в начале теста.
• В адаптивном экзамене каждый следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Если кандидат ответил правильно, то следующий вопрос ему задается более сложный, если неправильно, то сложность следующего вопроса снижается. Тест завершается либо когда заканчивается время, либо когда кандидат отвечает стабильно и система может выставить оценку.
Экзамены также могут быть открытыми и закрытыми. Во время открытого экзамена кандидатам разрешается пользоваться словарем, справочниками, руководствами. На закрытом экзамене пользоваться какими бы то ни было материалами запрещено. Все тесты имеют англоязычные версии, большинство из них также доступны на основных европейских языках: немецком, французском, испанском, итальянском. Сейчас появились тесты Novell, Microsoft и на русском языке, но их пока немного.
Процедура сдачи экзамена одинакова для всех центров тестирования во всем мире и состоит из следующих этапов:
1. Кандидат заполняет письменную заявку на прохождение теста и подписывает соглашение, в котором он подтверждает свое согласие с правилами проведения тестирования. В заявке указывается информация о кандидате, номер, дата и время сдачи теста.
2. Центр тестирования выставляет счет, после оплаты которого заказывается тест в PROMETRIC или VUE.
3. Тестирующая компания формирует тест и присылает его в центр тестирования по каналам связи в зашифрованном виде.
4. Тест запускается на специально выделенной защищенной машине, и в рамках отведенного времени кандидат должен ответить на вопросы и решить имитационные задачи.
5. После окончания теста распечатывается именной отчет с указанием числа набранных баллов, проходного балла и результата (сдал — не сдал). Этот отчет является единственным документом, удостоверяющим, что специалист действительно сдавал данный тест. Результаты тестирования автоматически передаются производителю.
6. Если кандидат сдал необходимое количество тестов, компания-производитель высылает ему по почте сертификат, подтверждающий его квалификацию.
Статус сертифицированных специалистов приносит серьезные дивиденды их обладателям. Фирма, по продуктам которой получен сертификат, осуществляет их всестороннюю поддержку: уведомление и рассылку новых версий программных продуктов, бесплатные подписки на техническую литературу, приглашения на конференции и семинары.
Поскольку традиционное образование не способно охватить все многообразие рынка программных средств, так же как и вовремя отреагировать на его изменение, диплом об окончании учебного заведения уже не может гарантировать наличие знаний и навыков работы в конкретной области информационных технологий. В отличие от сертификатов, которые выдают различные учебные центры и которые отражают лишь факт посещения конкретных курсов, сертификат, полученный в результате тестирования, — это объективное свидетельство высокой квалификации специалиста. В случае непрофильного образования сертификация — это вообще единственный путь подтверждения специалистом своей компетентности.
Сертификация — это испытанное средство профессионального роста и построения карьеры, поскольку для работодателей наличие сертификата является своеобразным "знаком качества". По данным компании Thomson Prometric, около 20% специалистов, желающих получить какую-либо сертификацию, надеются с ее помощью найти новую работу, 14% — занять более высокую позицию, 18% хотят наилучшим образом соответствовать занимаемой должности, а 24% ожидают увеличения заработной платы.
В России первый авторизованный центр тестирования Prometric появился в 1993 году в Москве ("САМАН-МАТИ"). В настоящее время российских авторизованных центров тестирования уже 70: 40 центров Prometric (из них 9 в Москве) и 30 центров VUE (12 в Москве).
Белорусские ИТ-специалисты для сдачи сертификационных экзаменов на первых порах были вынуждены ездить в Москву, но затем компании "Белсофт" и IBA стали организовывать выездные сессии московских центров тестирования.
Сейчас в Минске сдать экзамены можно на трех площадках — в двух авторизованных центрах тестирования Pro-metric (Nef и IBA), а также на базе Курсов повышения квалификации компании "БелСофт".
Поскольку для получения статуса авторизованного центра тестирования необходимо выполнить жесткие требования в отношении помещений, технического оснащения и подготовки администраторов тестирования, то в этом отношении для кандидатов все перечисленные точки равнозначны. Отличия между ними сводятся, в основном, к количеству тестовых станций, оперативности заказа тестов, возможностям их отмены или переноса.
Информационные технологии стремительно развиваются, непрерывно усложняются программные, технические средства и их системная поддержка, поэтому нет никаких сомнений, что в будущем рынку будет требоваться все большее количество сертифицированных специалистов, а сертификат станет со временем таким же необходимым атрибутом специалиста, каким сейчас является диплом об образовании.
Артем Ермаков
Еще совсем недавно специалисту в области информационных технологий для получения работы достаточно было предъявить диплом о высшем образовании и предоставить рекомендации. Сейчас положение кардинально изменилось. При заполнении вакансий серьезные работодатели предпочитают сертифицированных специалистов. Иностранные партнеры соглашаются иметь дело только с теми организациями, квалификация персонала которых подтверждена соответствующими сертификатами. Сертифицированными специалистами гордятся, сведения об их количестве в штате компании обязательно фигурируют во всех каталогах и буклетах.
Сертификация специалистов стала жизненно необходимой в конце 80-х годов, когда бурное развитие компьютерного аппаратного и программного обеспечения привело к тому, что учебные заведения уже не успевали перестраивать свои учебные программы. В уровнях технической и информационной подготовки между поставщиками и потребителями новых технологий наметился угрожающий разрыв, и ведущие производители очень скоро поняли, что без организации системы обучения и проверки знаний специалистов успешное продвижение их технологий станет невозможным.
В 1989 году Novell впервые реализовала программу сертификации специалистов — Certified Novell Engineer (CNE), а систему компьютерного тестирования, позволяющую быстро и объективно проверить знания, разработала для этой программы компания Drake Technologies. Это был первый опыт, а уже к середине 90-х годов обучение и сертификация ИТ-специалистов стали отдельным бизнесом. Знаменательным событием явилось вступление в игру компании Microsoft в 1992 году, а к 1993 году уже 20 производителей аппаратного и программного обеспечения имели свои программы сертификации.
Дальнейшее развитие рынка тестирования проходило как в глубь, так и вширь. Разрабатываются сертификационные программы для разных категорий специалистов — от пользователей до разработчиков. А для того, чтобы все эти специалисты имели доступ к обучению и сертификации, производители технологий и продуктов создают мировую сеть авторизованных центров обучения. Параллельно развивается сеть центров тестирования Drake Technologies, в которых осуществляется независимая проверка знаний. В 1995 году Drake Technologies продает свой бизнес компании Sylvan Learning Technologies, и 740 Центров тестирования Drake Prometric, расположенные в 70 странах, меняют имена на Sylvan Prometric. В марте 2000 года Sylvan Prometric становится частью корпорации Thomson и получает новое название — Thomson Prometric, штаб-квартира организации находится в Балтиморе (штат Мэрилэнд, США).
С монополией Prometric было покончено в 1997 году, когда на рынок тестирования вышел новый агрессивный игрок — Virtual University Enterprises (VUE), являющийся подразделением международной корпорации National Computer Systems (NCS). Центральный офис находится в г. Блюмингтон (штат Миннесота, США).
Услуги, которые оказывают обе тестирующие организации, для кандидатов абсолютно равноценны. Главным преимуществом Prometric является более широкий список предоставляющих свои экзамены вендоров (более 80), однако есть ряд тестов, которые можно сдать исключительно в VUE (такие, как Corel, Macromedia, Linux Professional Institute и др.).
Всего в настоящий момент в 140 станах мира работают более 7000 тестовых центров Prometric и VUE, число которых постоянно растет. Всемирная сеть авторизованных центров обеспечивает кандидату возможность пройти тестирование практически в любой стране.
Тестирование доступно для всех желающих без каких-либо ограничений по возрасту, месту проживания, уровню образования или подготовки.
Международная система сертификации, сложившаяся к настоящему времени, функционирует следующим образом:
• компания-вендор (Micro-soft, Novell, Cisco и др.) формулирует профессиональные требования в виде тестов по собственной программе сертификации;
• Prometric и VUE обеспечивают подготовку и доставку в авторизованные центры тестирования персональных тестов для кандидатов, проведение тестирования на компьютере и получение результатов тестирования сразу по его окончании;
• компания-вендор высылает свои сертификаты успешно прошедшим тестирование кандидатам, вносит их в свои базы данных и оказывает им поддержку.
Экзамены (тесты) бывают нескольких типов:
• Основные экзамены проводятся для получения статуса по существующей программе сертификации, их могут сдавать все желающие.
• Переходные экзамены предназначены для специалистов, уже имеющих определенную сертификацию, при обновлении программ сертификации. Обычно это один бесплатный экзамен, который включает вопросы из всех экзаменов по новой программе и является более сложным по сравнению с ними. Сдавать его можно только один раз.
• Экзамены для подтверждения сертификации — либо новые экзамены, либо специальные экзамены для подтверждения знаний и опыта. Их сдают с установленной компанией-производителем регулярностью.
• Предварительные (бета-) экзамены предлагаются сертифицированным специалистам для проверки новых тестов. Эти экзамены содержат больше вопросов и их продолжительность дольше. В отличие от других типов экзаменов, результат тестирования сообщается только после того, как компания обработает все результаты и выберет проходной балл. Бета тесты стоят дешевле или бесплатны.
По принципу построения тесты могут быть адаптивными и неадаптивными.
• Неадаптивный тест состоит из последовательности несвязанных между собой вопросов, которые случайным образом выбираются из базы. Кандидат имеет возможность сколько угодно раз возвращаться к предыдущим вопросам и изменять свои ответы. Количество вопросов и продолжительность теста обычно сообщается в начале теста.
• В адаптивном экзамене каждый следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Если кандидат ответил правильно, то следующий вопрос ему задается более сложный, если неправильно, то сложность следующего вопроса снижается. Тест завершается либо когда заканчивается время, либо когда кандидат отвечает стабильно и система может выставить оценку.
Экзамены также могут быть открытыми и закрытыми. Во время открытого экзамена кандидатам разрешается пользоваться словарем, справочниками, руководствами. На закрытом экзамене пользоваться какими бы то ни было материалами запрещено. Все тесты имеют англоязычные версии, большинство из них также доступны на основных европейских языках: немецком, французском, испанском, итальянском. Сейчас появились тесты Novell, Microsoft и на русском языке, но их пока немного.
Процедура сдачи экзамена одинакова для всех центров тестирования во всем мире и состоит из следующих этапов:
1. Кандидат заполняет письменную заявку на прохождение теста и подписывает соглашение, в котором он подтверждает свое согласие с правилами проведения тестирования. В заявке указывается информация о кандидате, номер, дата и время сдачи теста.
2. Центр тестирования выставляет счет, после оплаты которого заказывается тест в PROMETRIC или VUE.
3. Тестирующая компания формирует тест и присылает его в центр тестирования по каналам связи в зашифрованном виде.
4. Тест запускается на специально выделенной защищенной машине, и в рамках отведенного времени кандидат должен ответить на вопросы и решить имитационные задачи.
5. После окончания теста распечатывается именной отчет с указанием числа набранных баллов, проходного балла и результата (сдал — не сдал). Этот отчет является единственным документом, удостоверяющим, что специалист действительно сдавал данный тест. Результаты тестирования автоматически передаются производителю.
6. Если кандидат сдал необходимое количество тестов, компания-производитель высылает ему по почте сертификат, подтверждающий его квалификацию.
Статус сертифицированных специалистов приносит серьезные дивиденды их обладателям. Фирма, по продуктам которой получен сертификат, осуществляет их всестороннюю поддержку: уведомление и рассылку новых версий программных продуктов, бесплатные подписки на техническую литературу, приглашения на конференции и семинары.
Поскольку традиционное образование не способно охватить все многообразие рынка программных средств, так же как и вовремя отреагировать на его изменение, диплом об окончании учебного заведения уже не может гарантировать наличие знаний и навыков работы в конкретной области информационных технологий. В отличие от сертификатов, которые выдают различные учебные центры и которые отражают лишь факт посещения конкретных курсов, сертификат, полученный в результате тестирования, — это объективное свидетельство высокой квалификации специалиста. В случае непрофильного образования сертификация — это вообще единственный путь подтверждения специалистом своей компетентности.
Сертификация — это испытанное средство профессионального роста и построения карьеры, поскольку для работодателей наличие сертификата является своеобразным "знаком качества". По данным компании Thomson Prometric, около 20% специалистов, желающих получить какую-либо сертификацию, надеются с ее помощью найти новую работу, 14% — занять более высокую позицию, 18% хотят наилучшим образом соответствовать занимаемой должности, а 24% ожидают увеличения заработной платы.
В России первый авторизованный центр тестирования Prometric появился в 1993 году в Москве ("САМАН-МАТИ"). В настоящее время российских авторизованных центров тестирования уже 70: 40 центров Prometric (из них 9 в Москве) и 30 центров VUE (12 в Москве).
Белорусские ИТ-специалисты для сдачи сертификационных экзаменов на первых порах были вынуждены ездить в Москву, но затем компании "Белсофт" и IBA стали организовывать выездные сессии московских центров тестирования.
Сейчас в Минске сдать экзамены можно на трех площадках — в двух авторизованных центрах тестирования Pro-metric (Nef и IBA), а также на базе Курсов повышения квалификации компании "БелСофт".
Поскольку для получения статуса авторизованного центра тестирования необходимо выполнить жесткие требования в отношении помещений, технического оснащения и подготовки администраторов тестирования, то в этом отношении для кандидатов все перечисленные точки равнозначны. Отличия между ними сводятся, в основном, к количеству тестовых станций, оперативности заказа тестов, возможностям их отмены или переноса.
Информационные технологии стремительно развиваются, непрерывно усложняются программные, технические средства и их системная поддержка, поэтому нет никаких сомнений, что в будущем рынку будет требоваться все большее количество сертифицированных специалистов, а сертификат станет со временем таким же необходимым атрибутом специалиста, каким сейчас является диплом об образовании.
Артем Ермаков
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2003 год в рубрике разное :: бизнес