Онлайновое обучение стало конкурентоспособным
Онлайновое обучение стало конкурентоспособным
Дистанционное обучение и сдача экзаменов с использованием Интернета сейчас на слуху у всех, кто хоть как-то связан с образованием. Но мы оговоримся сразу: в данной статье речь пойдет только про ситуацию с дистанционным образованием в России и на Западе. Белорусский опыт в этой области пока слишком мал, но, в то же время, заслуживает отдельного разговора. Однако, в конце концов, никто и ничто не мешает белорусам получать при помощи Интернета зарубежное образование, не покидая собственной квартиры.
Что имеем + прогнозы
Сначала немного цифр и прочих данных, характеризующих индустрию дистанционного образования за рубежом. Сегодня 85% из числа компаний, входящих в список журнала Fortune (то есть лидеров мирового бизнеса), выделяют средства на оплату переподготовки своих сотрудников.
Из этих средств уже более 50% уходит на оплату дистанционного образования. В США и Канаде насчитывается более 800 университетов и прочих учебных заведений, предлагающих как очное, так и дистанционное образование и курсы повышения квалификации. При этом они не сосредоточены в Нью-Йорке или Вашингтоне, а разбросаны по всей территории Северной Америки.
В США рынок дистанционного образования растет более чем на 40% ежегодно. Примерно 350 тысяч человек, которые учатся исключительно дистанционно, платят учебным заведениям за онлайн-курсы $1,75 млрд в год. Сейчас оборот всего рынка дистанционного образования составляет в США $4,5 млрд, а к 2005 году он увеличится до $15 млрд.
Американские корпорации, не склонные к расточительству в условиях замедленного роста экономики, в 2005 году потратят на е-learning, по данным исследовательской фирмы IDC, до $12,98 млрд. Сейчас в США исследованиям образовательного рынка уделяется еще большее внимание.
Некоторые факты и тенденции, интересующие американских специалистов, могут быть полезны и тем, кто развивает рынок дистанционного образования в русскоязычном сегменте Интернета или думает о возможности учиться дистанционно самому.
На сегодняшний день 83% американских семей имеют дома компьютер. По прогнозам американских исследователей, к 2005 году доступ к Сети во всем мире будут иметь около одного миллиарда человек, что создает совершенно новую картину возможностей дистанционного овладения знаниями.
По тем же прогнозам, уже в 2010 году на Земле дистанционно, через компьютерную сеть, будет обучаться больше людей, чем в "традиционных" школах и вузах.
Главные клиенты — "взрослые студенты"
Стремительное развитие технологий и появление новых областей знаний в сочетании с ростом конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места и развитием глобального рынка труда требуют от американских белых (да и синих) воротничков учиться постоянно.
Наличия одного диплома, выданного 10-15 лет назад, уже недостаточно. Поэтому портрет американского учащегося стремительно меняется. 42% студентов всех частных и государственных вузов США старше 25 лет. Более того, число желающих учиться взрослых людей растет непропорционально высокими темпами. В период между 1970 и 2000 годами количество студентов в возрасте 18-24 лет выросло на 41%. За этот же срок число учащихся старше 25 лет увеличилось на 170%, причем среди них особенно много женщин — 57%.
При таком быстром росте потребностей в образовании у американских колледжей скоро просто не будет возможности принять на учебу всех желающих.
Поэтому характер самого образовательного рынка в западных странах уже сейчас существенно меняется. Независимые тренинговые структуры и коммерческие онлайн-программы вузов отбирают учащихся у традиционных колледжей.
Уже сейчас 33% всех, кто учится дистанционно, выбирают платные тренинговые курсы, а не программы университетов.
Повзрослевшие студенты лучше понимают, какие именно программы и курсы им нужны, и зачастую владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические постулаты. Вместе с тем, они более критично относятся к содержанию программ обучения и хотят заранее знать, зачем в них включены те или иные темы или предметы.
Традиционная форма подачи информации в виде лекций для них менее приемлема. Они предпочитают интерактивные, нелинейные формы изложения материала и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Для них важно не количество "аудиторных часов", заявленных авторами курса, а конкретные знания, которые помогут им в их дальнейшей работе.
Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью. Вместо диплома многие из них предпочитают получить "сертификат", подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. В связи с этим особое значение приобретают достоверность и качество знаний, которые предлагают те или иные дистанционные программы.
Еще одной тенденцией "образования через Интернет" стало стирание формальных границ между средней школой, колледжем и постуниверситетским образованием.
Раньше тот или иной курс, входящий, например, в программу обучения деловому администрированию, мог преподаваться только на постуниверситетском уровне.
Теперь независимая компания может с успехом преподавать ее в онлайне всем студентам, в том числе не имеющим диплома.
Поэтому неудивительно, что многие американские колледжи все чаще задумываются о переносе части своих учебных программ в Интернет. Аналитики предсказывают, что "половина всех вузовских программ скоро будет доступна в онлайне".
Эта тенденция стимулируется чрезвычайно высокой мобильностью американской рабочей силы.
По данным Министерства труда США, около 40% работающих американцев меняют работу ежегодно. Естественно, потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации является краеугольным камнем всего рынка труда.
Дистанционное образование в Рунете
Ведущие российские бизнесмены вполне справедливо считают самыми эффективными инвестициями капиталовложения в "человеческий ресурс". Сейчас как российские вузы, так и тренинговые фирмы серьезно анализируют свои перспективные планы и, в частности, активизируют работу по развитию всех видов дистанционного образования.
Так, по прогнозам аналитиков, к 2018 году компьютеры смогут "осуществлять перевод с других языков в режиме реального времени с качеством, достаточным для правильного понимания и организации эффективного взаимодействия". Это окончательно сделает
рынок образования глобальным.
Но глобализация никогда не заменит полностью обучения "здесь и сейчас" — то есть для конкретной работы в конкретном месте.
Поэтому сейчас уже многие российские компании начинают разработку собственных систем дистанционного обучения, внедрение которых — по опыту большинства — позволяет сократить расходы на образование и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала.
Однако, несмотря на активное развитие информационных технологий и появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения все еще несопоставимы с западными.
Безусловно, развитие дистанционного обучения как сегмента в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы существенно активизируется.
Конечно, в России существует масса проблем и препятствий на пути развития дистанционного образования, однако реальная экономия средств вузов и корпораций здесь очевидна.
Правда, по утверждениям самих участников "образовательного" рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности — прежде всего, хорошие телекоммуникационные каналы. Причем в первую очередь это должно произойти в провинции, на которую изначально и был рассчитан новый вариант обучения.
Пока же "продвинутые" российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации своих сотрудников в соответствии с уровнем развития современных технологий, по большей части вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия.
Приоритетные направления развития бизнес-образования в России — это курсы по менеджменту, тренинги по специализированному ПО (например, MS Project), технологиям процессного управления предприятием, использованию ERP-систем.
В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако специалисты пока не прогнозируют для них большой доли рынка образовательных услуг. Хотя, конечно, в этой сфере вообще прогнозы делать сложно — еще четыре года назад в Рунете вообще не было онлайнового образования как такового.
Денис Лавникевич
по материалам сайтов CNews.ru, 5ballov.ru и е-learning.com
Дистанционное обучение и сдача экзаменов с использованием Интернета сейчас на слуху у всех, кто хоть как-то связан с образованием. Но мы оговоримся сразу: в данной статье речь пойдет только про ситуацию с дистанционным образованием в России и на Западе. Белорусский опыт в этой области пока слишком мал, но, в то же время, заслуживает отдельного разговора. Однако, в конце концов, никто и ничто не мешает белорусам получать при помощи Интернета зарубежное образование, не покидая собственной квартиры.
Что имеем + прогнозы
Сначала немного цифр и прочих данных, характеризующих индустрию дистанционного образования за рубежом. Сегодня 85% из числа компаний, входящих в список журнала Fortune (то есть лидеров мирового бизнеса), выделяют средства на оплату переподготовки своих сотрудников.
Из этих средств уже более 50% уходит на оплату дистанционного образования. В США и Канаде насчитывается более 800 университетов и прочих учебных заведений, предлагающих как очное, так и дистанционное образование и курсы повышения квалификации. При этом они не сосредоточены в Нью-Йорке или Вашингтоне, а разбросаны по всей территории Северной Америки.
В США рынок дистанционного образования растет более чем на 40% ежегодно. Примерно 350 тысяч человек, которые учатся исключительно дистанционно, платят учебным заведениям за онлайн-курсы $1,75 млрд в год. Сейчас оборот всего рынка дистанционного образования составляет в США $4,5 млрд, а к 2005 году он увеличится до $15 млрд.
Американские корпорации, не склонные к расточительству в условиях замедленного роста экономики, в 2005 году потратят на е-learning, по данным исследовательской фирмы IDC, до $12,98 млрд. Сейчас в США исследованиям образовательного рынка уделяется еще большее внимание.
Некоторые факты и тенденции, интересующие американских специалистов, могут быть полезны и тем, кто развивает рынок дистанционного образования в русскоязычном сегменте Интернета или думает о возможности учиться дистанционно самому.
На сегодняшний день 83% американских семей имеют дома компьютер. По прогнозам американских исследователей, к 2005 году доступ к Сети во всем мире будут иметь около одного миллиарда человек, что создает совершенно новую картину возможностей дистанционного овладения знаниями.
По тем же прогнозам, уже в 2010 году на Земле дистанционно, через компьютерную сеть, будет обучаться больше людей, чем в "традиционных" школах и вузах.
Главные клиенты — "взрослые студенты"
Стремительное развитие технологий и появление новых областей знаний в сочетании с ростом конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места и развитием глобального рынка труда требуют от американских белых (да и синих) воротничков учиться постоянно.
Наличия одного диплома, выданного 10-15 лет назад, уже недостаточно. Поэтому портрет американского учащегося стремительно меняется. 42% студентов всех частных и государственных вузов США старше 25 лет. Более того, число желающих учиться взрослых людей растет непропорционально высокими темпами. В период между 1970 и 2000 годами количество студентов в возрасте 18-24 лет выросло на 41%. За этот же срок число учащихся старше 25 лет увеличилось на 170%, причем среди них особенно много женщин — 57%.
При таком быстром росте потребностей в образовании у американских колледжей скоро просто не будет возможности принять на учебу всех желающих.
Поэтому характер самого образовательного рынка в западных странах уже сейчас существенно меняется. Независимые тренинговые структуры и коммерческие онлайн-программы вузов отбирают учащихся у традиционных колледжей.
Уже сейчас 33% всех, кто учится дистанционно, выбирают платные тренинговые курсы, а не программы университетов.
Повзрослевшие студенты лучше понимают, какие именно программы и курсы им нужны, и зачастую владеют практическим опытом, помогающим лучше и быстрее понять теоретические постулаты. Вместе с тем, они более критично относятся к содержанию программ обучения и хотят заранее знать, зачем в них включены те или иные темы или предметы.
Традиционная форма подачи информации в виде лекций для них менее приемлема. Они предпочитают интерактивные, нелинейные формы изложения материала и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Для них важно не количество "аудиторных часов", заявленных авторами курса, а конкретные знания, которые помогут им в их дальнейшей работе.
Поэтому и получение дипломов для них не является самоцелью. Вместо диплома многие из них предпочитают получить "сертификат", подтверждающий знание ими конкретных дисциплин и методик. В связи с этим особое значение приобретают достоверность и качество знаний, которые предлагают те или иные дистанционные программы.
Еще одной тенденцией "образования через Интернет" стало стирание формальных границ между средней школой, колледжем и постуниверситетским образованием.
Раньше тот или иной курс, входящий, например, в программу обучения деловому администрированию, мог преподаваться только на постуниверситетском уровне.
Теперь независимая компания может с успехом преподавать ее в онлайне всем студентам, в том числе не имеющим диплома.
Поэтому неудивительно, что многие американские колледжи все чаще задумываются о переносе части своих учебных программ в Интернет. Аналитики предсказывают, что "половина всех вузовских программ скоро будет доступна в онлайне".
Эта тенденция стимулируется чрезвычайно высокой мобильностью американской рабочей силы.
По данным Министерства труда США, около 40% работающих американцев меняют работу ежегодно. Естественно, потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации является краеугольным камнем всего рынка труда.
Дистанционное образование в Рунете
Ведущие российские бизнесмены вполне справедливо считают самыми эффективными инвестициями капиталовложения в "человеческий ресурс". Сейчас как российские вузы, так и тренинговые фирмы серьезно анализируют свои перспективные планы и, в частности, активизируют работу по развитию всех видов дистанционного образования.
Так, по прогнозам аналитиков, к 2018 году компьютеры смогут "осуществлять перевод с других языков в режиме реального времени с качеством, достаточным для правильного понимания и организации эффективного взаимодействия". Это окончательно сделает
рынок образования глобальным.
Но глобализация никогда не заменит полностью обучения "здесь и сейчас" — то есть для конкретной работы в конкретном месте.
Поэтому сейчас уже многие российские компании начинают разработку собственных систем дистанционного обучения, внедрение которых — по опыту большинства — позволяет сократить расходы на образование и оптимизировать процесс повышения квалификации персонала.
Однако, несмотря на активное развитие информационных технологий и появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения все еще несопоставимы с западными.
Безусловно, развитие дистанционного обучения как сегмента в системе российского образования будет продолжаться и, вполне вероятно, в ближайшие годы существенно активизируется.
Конечно, в России существует масса проблем и препятствий на пути развития дистанционного образования, однако реальная экономия средств вузов и корпораций здесь очевидна.
Правда, по утверждениям самих участников "образовательного" рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности — прежде всего, хорошие телекоммуникационные каналы. Причем в первую очередь это должно произойти в провинции, на которую изначально и был рассчитан новый вариант обучения.
Пока же "продвинутые" российские компании, в полной мере осознающие необходимость поддерживать уровень квалификации своих сотрудников в соответствии с уровнем развития современных технологий, по большей части вынуждены пользоваться услугами учебных центров, проводящих регулярные аудиторные занятия.
Приоритетные направления развития бизнес-образования в России — это курсы по менеджменту, тренинги по специализированному ПО (например, MS Project), технологиям процессного управления предприятием, использованию ERP-систем.
В настоящее время по исходным учебным программам планируется разрабатывать и запускать онлайновые курсы, однако специалисты пока не прогнозируют для них большой доли рынка образовательных услуг. Хотя, конечно, в этой сфере вообще прогнозы делать сложно — еще четыре года назад в Рунете вообще не было онлайнового образования как такового.
Денис Лавникевич
по материалам сайтов CNews.ru, 5ballov.ru и е-learning.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2003 год в рубрике интернет :: разное