XGI Volari
XGI Volari
Пошатнувшаяся гегемония nVidia на рынке графических чипсетов не только обнадежила акционеров ATi Techno-logies, но и вселила надежду в сердца начинающих видеочипмейкеров. В самом деле, не боги горшки обжигают, да и тех самых благодарных покупателей, за чей кошелек и ведется вся эта нешуточная борьба, пруд пруди. Почему бы не попробовать, в самом деле? Вот XGI Technology и пробует.
Компания основана в мае текущего года и за свою короткую историю уже не раз сменила имя. Первоначальное Tu Chiang Technology по вполне очевидным причинам сменилось на более звучное Xabre Graphics Inc., но только следующая итерация привела к текущему состоянию дел. Эти любопытные эволюции, помимо всего прочего, проясняют ситуацию с исследовательским потенциалом новичка и позволяют проследить связь XGI с SiS Corporation, вернее, ее отделением мультимедийных продуктов, во-первых и давно вроде как сошедшем со сцены Trident во-вторых. Компания создана не на пустом месте и сохранила команды разработчиков обеих своих предшественников. Какой-то задел, очевидно, имеется, даже принимая во внимание тот факт, что ни SiS'овский Xabre, ни, тем паче, продукты Trident серьезного влияния на рынок игровых видеокарт не оказывали. Продолжения же серии Xabre не получится как минимум в связи с тем, что эта торговая марка принадлежит SiS, хотя куда как более вероятным объяснением была бы ссылка на слабенькую популярность продуктов на основе этого процессора, а сомнительная известность вряд ли сыграла бы на руку начинающему производителю high-end-видеочипов — XGI Technology позиционирует себя именно так.
Осознавая широту рынка и не желая уступать ни пяди потенциально денежной нивы, амбициозный новичок предлагает три процессора для настольных систем — Volari V8, Volari V5, Volari V3 и одну модель для ноутбуков — XP5 (фактически это просто сменивший правообладателя Trident XP5). Вполне в соответствии с тем, как это делают теперешние законодатели мод ATi и nVidia, будут предложены и ultra-версии чипа с увеличенными тактовыми частотами. Однако гвоздем программы, призванным пробить убаюканное регулярными анонсами новых продуктов внимание игровой общественности, станет двухчиповый дизайн топовых карт. Решение использовать два процессора на одной карте не тянет на принципиальную революционность, однако в случае, если этот ход позволит на равных конкурировать со старшими моделями Radeon и GeForce, его можно будет смело занести в скрижали истории как первую из удачных попыток реализации такого дизайна.
Чип V8 позиционируется XGI как high-end-процессор и изготавливается (как, впрочем, и его младшие собратья) по 0,13-микронной технологии. Тактовая частота составляет в штатном режиме 300 МГц и 350 МГц для ultra-релиза. 90 миллионов транзисторов, поддержка DirectX 9.0, до 256 Мб памяти DDR или DDR2 с частотами 325 или 450 МГц соответственно. Микросхема оснащена 8 конвейерами рендеринга, двумя блоками вертексных и четырьмя — пиксельных шейдеров, что должно обеспечить филрейт 2,4 гигапикселей в секунду при частоте ядра 300 МГц. Еще один численный показатель — по два блока текстурирования на каждый конвейер дают в итоге 4,8 гигатекселя/с. Полоса пропускания памяти шириной 128 бит составит 14,4 Гб/с. Процессор обеспечивает режимы сглаживания 2х/4х FSAA. Те же значения для ultra-версии микросхемы (память 375/500 МГц для DDR и DDR2): 2,8 Гпксл/с, 5,6 Гтксл/с, 16 Гб/с.
V5 является полным функциональным аналогом модели V8, за исключением двух важных архитектурных отличий: он оснащен только четырьмя конвейерами и двумя блоками пиксельных шейдеров. Скорость работы памяти в таком случае остается неизменной относительно показателей V8, остальные пиковые показатели снижаются до 1,2 Гпксл/с и 2,4 Гтксл/с у стандартной версии чипа и 1,4/2,8 для ultra.
Оба чипа совместимы с требованиями спецификаций DirectX 9.0 и OpenGL 1.4, в то время как младшая из предлагаемых XGI моделей — Volari V3 — является Direct 8.1 совместимой. Процессор позиционируется для использования в составе видеокарт начального уровня. Чип поддерживает до 128 Мб памяти и использует архитектуру с двумя конвейерами и двумя блоками наложения текстур. Тактовая частота 300 МГц обеспечивает максимальную скорость заполнения 600 мегапикселей в секунду. Полоса пропускания 128-разрядной шины памяти составляет 9,6 Гб/с.
Что касается мобильной версии GPU XP5, то он будет представлен в двух модификациях: XP5m64 для систем с 64 Мб видеопамяти и XP5m32 — для 32 Мб DDR-памяти тактируемой частотой 250 МГц.
Чипмейкер не был бы таковым, если бы на каждое из используемых им решений не предложил собственное фирменное наименование. XGI вовсе не является исключением из общего правила, и выход новых процессоров компании расширил список доступных высокотехнологичных ругательств. Тем, кому было мало QuantiSpeed от AMD, Hyper Treading от Intel и SoundStorm от nVidia, могут радоваться: теперь в их арсенале появились архитектуры распараллеливания вычислений BitFluent, шины памяти BroadBahn, технология динамического управления тактовой частотой V-Drive, видеопроцессор CipherVideo и "визуальный улучшатель" (иначе и не скажешь!) ColorAmp Engine.
BitFluent представляет собой метод организации работы двух процессоров на одной видеокарте. Все до подозрительности просто: один из чипов стандартно подключен к шине AGP 8х, но имеет в своем составе дополнительный механизм ввода-вывода, чья полоса пропускания аналогична возможностям AGP-шины в режиме восьмикратной накачки. Учитывая важность элемента, ему присвоено собственное наименование — BitFluent Bridge. Предположительно имеющиеся в распоряжении процессора 2,1 Гб/с обеспечат ему прозрачный доступ к данным с задержками, не превышающими нормально допустимые значения. Оба процессора работают параллельно, каждый занимается расчетом своего кадра, имеет отдельный фреймбуфер и адресует собственную память. XGI заявляет о превышении порога скорости обмена в 32 Гб/с, но эта маркетинговая уловка легко объясняется простым умножением на два полосы пропускания двух независимых банков памяти DDR2-типа на частоте 500 МГц. Сильной стороной решения является интуитивно очевидное отсутствие препятствий для полной загрузки двух процессоров и их использования почти с удвоенной эффективностью по сравнению с однопроцессорными платами. Другое дело, что рост филрейта далеко не всегда напрямую увязан с увеличением реального быстродействия.
BroadBahn — архитектура памяти — также имеет интересные особенности. Вообще-то говоря, особенность эта одна, зато какая! Формально 128-битная шина памяти состоит из четырех независимых 32-разрядных шин, подключенных к четырем каналам памяти. По информации XGI, между устройствами-пользователями памяти (3D/2D-движки, видеопроцессор и командный процессор) и этими каналами расположен дополнительный блок, коммутирующий подключения и для этих целей использующий внутренний интерфейс с разрядностью 128х4. Разработчики заявляют об эффективности, близкой к использованию настоящего 512-битного подключения. Идея в том, что такой механизм обеспечивает возможность независимого обращения любого из "потребителей" к любому из каналов памяти. Своего рода "жульничество", вроде бы, очевидно, так как ширина каждого из каналов (32) меньше суммарной разрядности подключенных к нему шин (128), и при одновременном использовании кому-то явно пришлось бы ожидать освобождения ресурса, однако XGI заявляет об использовании алгоритмов сжатия данных, пересылаемых между GPU и памятью, так что в итоге все может быть и не столь однозначно. Технология организации виртуальных каналов обмена данными в составе системных чипсетов эффективно используется той же SiS достаточно давно. Коэффициент сжатия, по данным производителя, близок к двукратному. К тому же, очевидно, что разработка такого решения явно сопровождалась анализом трафика, и распределение нагрузки каким-то образом оптимизировано.
Технология V-Drive предположительно позволяет изменять тактовую частоту ядра в зависимости от интенсивности нагрузки. С учетом двухпроцессорного дизайна и высокочастотных режимов процессора/памяти потребляемая мощность оборачивается серьезной проблемой. Представленные образцы старших моделей видеокарт XGI оснащены двумя (!) дополнительными 4-пиновыми разъемами и внушительными кулерами, так что возможность экономии нескольких ватт становится действительно важным фактором. Сама XGI, кстати, говорит о V-Drive в диаметрально противоположном ключе — как о системе, позволяющей в нужный момент оперативно увеличить вычислительную мощь видеокарты: "V-Drive ratchets up processing power in perfectly timed response to computational demands". Суть, однако, от этого не меняется: очевидно наличие механизма динамического управления частотой и/или питанием. Будущее покажет, насколько актуально было применение этой технологии.
CipherVideo представляет собой технологию обработки вводимого видеопотока, будь то оцифрованный видеосигнал или MPEG-2 с DVD-устройства. В обоих случаях потребуется определенный набор операций, ставящих целью улучшение качества изображения, выводимого на экран монитора. CipherVideo — это набор фирменных решений XGI, ориентированных на качественный рендеринг видео.
ColorAmp Engine позволяет осуществлять оперативную цветовую и яркостную коррекцию 2D/3D-изображений. Согласно сообщениям XGI, ColorAmp обеспечивает дополнительную цветовую насыщенность и улучшенное освещение 3D-моделей для улучшения зрительного восприятия зрительных образов. Пользователю будет предоставлен ряд заводских настроек для различных режимов (DVD-воспроизведение, трехмерные игры), предполагающих, к тому же, возможность дополнительных регулировок.
И все же XGI доказала главное: с точки зрения производительности ее решения выглядят более чем убедительно. Выставленные на Computex 2003 видеокарты с процессорами компании не стесняясь продемонстрировали вполне конкурентоспособные бенчмарки, хотя и уступили GeForce FX 5900 Ultra и Radeon 9800 Pro в классе наиболее быстродействующих продуктов. Что касается Volari Duo V8 Ultra, то она показала 5370 баллов по 3DMark 2003, одночиповая версия Volari V8 Ultra — около 3000, и 2000 — у Volari V5 Ultra. Учитывая обычный в таких случаях потенциал "доводки" драйверов, а в двухпроцессорных конструкциях на драйверы возлагается дополнительная и очень важная функция бесперебойного обеспечения данными обоих чипов, у XGI получился неплохой старт.
Выпуском видеокарт на GPU серии Volari, как предполагается, займутся PowerColor и Gygabyte. На сайте XGI в этой связи упоминается только "Club-3D", очень похожий, кстати говоря, на дочернее европейское подразделение того же PowerColor. Ждать анонсов осталось недолго — менеджеры XGI в качестве предполагаемого срока начала массового производства называли ноябрь текущего года. Цены, вероятнее всего, окажутся на уровне стоимости аналогичных по скорости продуктов с процессорами от nVidia и ATi.
Г. Ярцев, http://www.atom.by/
По материалам XGI, PCStats и Tweak Town
Пошатнувшаяся гегемония nVidia на рынке графических чипсетов не только обнадежила акционеров ATi Techno-logies, но и вселила надежду в сердца начинающих видеочипмейкеров. В самом деле, не боги горшки обжигают, да и тех самых благодарных покупателей, за чей кошелек и ведется вся эта нешуточная борьба, пруд пруди. Почему бы не попробовать, в самом деле? Вот XGI Technology и пробует.
Компания основана в мае текущего года и за свою короткую историю уже не раз сменила имя. Первоначальное Tu Chiang Technology по вполне очевидным причинам сменилось на более звучное Xabre Graphics Inc., но только следующая итерация привела к текущему состоянию дел. Эти любопытные эволюции, помимо всего прочего, проясняют ситуацию с исследовательским потенциалом новичка и позволяют проследить связь XGI с SiS Corporation, вернее, ее отделением мультимедийных продуктов, во-первых и давно вроде как сошедшем со сцены Trident во-вторых. Компания создана не на пустом месте и сохранила команды разработчиков обеих своих предшественников. Какой-то задел, очевидно, имеется, даже принимая во внимание тот факт, что ни SiS'овский Xabre, ни, тем паче, продукты Trident серьезного влияния на рынок игровых видеокарт не оказывали. Продолжения же серии Xabre не получится как минимум в связи с тем, что эта торговая марка принадлежит SiS, хотя куда как более вероятным объяснением была бы ссылка на слабенькую популярность продуктов на основе этого процессора, а сомнительная известность вряд ли сыграла бы на руку начинающему производителю high-end-видеочипов — XGI Technology позиционирует себя именно так.
Осознавая широту рынка и не желая уступать ни пяди потенциально денежной нивы, амбициозный новичок предлагает три процессора для настольных систем — Volari V8, Volari V5, Volari V3 и одну модель для ноутбуков — XP5 (фактически это просто сменивший правообладателя Trident XP5). Вполне в соответствии с тем, как это делают теперешние законодатели мод ATi и nVidia, будут предложены и ultra-версии чипа с увеличенными тактовыми частотами. Однако гвоздем программы, призванным пробить убаюканное регулярными анонсами новых продуктов внимание игровой общественности, станет двухчиповый дизайн топовых карт. Решение использовать два процессора на одной карте не тянет на принципиальную революционность, однако в случае, если этот ход позволит на равных конкурировать со старшими моделями Radeon и GeForce, его можно будет смело занести в скрижали истории как первую из удачных попыток реализации такого дизайна.
Чип V8 позиционируется XGI как high-end-процессор и изготавливается (как, впрочем, и его младшие собратья) по 0,13-микронной технологии. Тактовая частота составляет в штатном режиме 300 МГц и 350 МГц для ultra-релиза. 90 миллионов транзисторов, поддержка DirectX 9.0, до 256 Мб памяти DDR или DDR2 с частотами 325 или 450 МГц соответственно. Микросхема оснащена 8 конвейерами рендеринга, двумя блоками вертексных и четырьмя — пиксельных шейдеров, что должно обеспечить филрейт 2,4 гигапикселей в секунду при частоте ядра 300 МГц. Еще один численный показатель — по два блока текстурирования на каждый конвейер дают в итоге 4,8 гигатекселя/с. Полоса пропускания памяти шириной 128 бит составит 14,4 Гб/с. Процессор обеспечивает режимы сглаживания 2х/4х FSAA. Те же значения для ultra-версии микросхемы (память 375/500 МГц для DDR и DDR2): 2,8 Гпксл/с, 5,6 Гтксл/с, 16 Гб/с.
V5 является полным функциональным аналогом модели V8, за исключением двух важных архитектурных отличий: он оснащен только четырьмя конвейерами и двумя блоками пиксельных шейдеров. Скорость работы памяти в таком случае остается неизменной относительно показателей V8, остальные пиковые показатели снижаются до 1,2 Гпксл/с и 2,4 Гтксл/с у стандартной версии чипа и 1,4/2,8 для ultra.
Оба чипа совместимы с требованиями спецификаций DirectX 9.0 и OpenGL 1.4, в то время как младшая из предлагаемых XGI моделей — Volari V3 — является Direct 8.1 совместимой. Процессор позиционируется для использования в составе видеокарт начального уровня. Чип поддерживает до 128 Мб памяти и использует архитектуру с двумя конвейерами и двумя блоками наложения текстур. Тактовая частота 300 МГц обеспечивает максимальную скорость заполнения 600 мегапикселей в секунду. Полоса пропускания 128-разрядной шины памяти составляет 9,6 Гб/с.
Что касается мобильной версии GPU XP5, то он будет представлен в двух модификациях: XP5m64 для систем с 64 Мб видеопамяти и XP5m32 — для 32 Мб DDR-памяти тактируемой частотой 250 МГц.
Чипмейкер не был бы таковым, если бы на каждое из используемых им решений не предложил собственное фирменное наименование. XGI вовсе не является исключением из общего правила, и выход новых процессоров компании расширил список доступных высокотехнологичных ругательств. Тем, кому было мало QuantiSpeed от AMD, Hyper Treading от Intel и SoundStorm от nVidia, могут радоваться: теперь в их арсенале появились архитектуры распараллеливания вычислений BitFluent, шины памяти BroadBahn, технология динамического управления тактовой частотой V-Drive, видеопроцессор CipherVideo и "визуальный улучшатель" (иначе и не скажешь!) ColorAmp Engine.
BitFluent представляет собой метод организации работы двух процессоров на одной видеокарте. Все до подозрительности просто: один из чипов стандартно подключен к шине AGP 8х, но имеет в своем составе дополнительный механизм ввода-вывода, чья полоса пропускания аналогична возможностям AGP-шины в режиме восьмикратной накачки. Учитывая важность элемента, ему присвоено собственное наименование — BitFluent Bridge. Предположительно имеющиеся в распоряжении процессора 2,1 Гб/с обеспечат ему прозрачный доступ к данным с задержками, не превышающими нормально допустимые значения. Оба процессора работают параллельно, каждый занимается расчетом своего кадра, имеет отдельный фреймбуфер и адресует собственную память. XGI заявляет о превышении порога скорости обмена в 32 Гб/с, но эта маркетинговая уловка легко объясняется простым умножением на два полосы пропускания двух независимых банков памяти DDR2-типа на частоте 500 МГц. Сильной стороной решения является интуитивно очевидное отсутствие препятствий для полной загрузки двух процессоров и их использования почти с удвоенной эффективностью по сравнению с однопроцессорными платами. Другое дело, что рост филрейта далеко не всегда напрямую увязан с увеличением реального быстродействия.
BroadBahn — архитектура памяти — также имеет интересные особенности. Вообще-то говоря, особенность эта одна, зато какая! Формально 128-битная шина памяти состоит из четырех независимых 32-разрядных шин, подключенных к четырем каналам памяти. По информации XGI, между устройствами-пользователями памяти (3D/2D-движки, видеопроцессор и командный процессор) и этими каналами расположен дополнительный блок, коммутирующий подключения и для этих целей использующий внутренний интерфейс с разрядностью 128х4. Разработчики заявляют об эффективности, близкой к использованию настоящего 512-битного подключения. Идея в том, что такой механизм обеспечивает возможность независимого обращения любого из "потребителей" к любому из каналов памяти. Своего рода "жульничество", вроде бы, очевидно, так как ширина каждого из каналов (32) меньше суммарной разрядности подключенных к нему шин (128), и при одновременном использовании кому-то явно пришлось бы ожидать освобождения ресурса, однако XGI заявляет об использовании алгоритмов сжатия данных, пересылаемых между GPU и памятью, так что в итоге все может быть и не столь однозначно. Технология организации виртуальных каналов обмена данными в составе системных чипсетов эффективно используется той же SiS достаточно давно. Коэффициент сжатия, по данным производителя, близок к двукратному. К тому же, очевидно, что разработка такого решения явно сопровождалась анализом трафика, и распределение нагрузки каким-то образом оптимизировано.
Технология V-Drive предположительно позволяет изменять тактовую частоту ядра в зависимости от интенсивности нагрузки. С учетом двухпроцессорного дизайна и высокочастотных режимов процессора/памяти потребляемая мощность оборачивается серьезной проблемой. Представленные образцы старших моделей видеокарт XGI оснащены двумя (!) дополнительными 4-пиновыми разъемами и внушительными кулерами, так что возможность экономии нескольких ватт становится действительно важным фактором. Сама XGI, кстати, говорит о V-Drive в диаметрально противоположном ключе — как о системе, позволяющей в нужный момент оперативно увеличить вычислительную мощь видеокарты: "V-Drive ratchets up processing power in perfectly timed response to computational demands". Суть, однако, от этого не меняется: очевидно наличие механизма динамического управления частотой и/или питанием. Будущее покажет, насколько актуально было применение этой технологии.
CipherVideo представляет собой технологию обработки вводимого видеопотока, будь то оцифрованный видеосигнал или MPEG-2 с DVD-устройства. В обоих случаях потребуется определенный набор операций, ставящих целью улучшение качества изображения, выводимого на экран монитора. CipherVideo — это набор фирменных решений XGI, ориентированных на качественный рендеринг видео.
ColorAmp Engine позволяет осуществлять оперативную цветовую и яркостную коррекцию 2D/3D-изображений. Согласно сообщениям XGI, ColorAmp обеспечивает дополнительную цветовую насыщенность и улучшенное освещение 3D-моделей для улучшения зрительного восприятия зрительных образов. Пользователю будет предоставлен ряд заводских настроек для различных режимов (DVD-воспроизведение, трехмерные игры), предполагающих, к тому же, возможность дополнительных регулировок.
И все же XGI доказала главное: с точки зрения производительности ее решения выглядят более чем убедительно. Выставленные на Computex 2003 видеокарты с процессорами компании не стесняясь продемонстрировали вполне конкурентоспособные бенчмарки, хотя и уступили GeForce FX 5900 Ultra и Radeon 9800 Pro в классе наиболее быстродействующих продуктов. Что касается Volari Duo V8 Ultra, то она показала 5370 баллов по 3DMark 2003, одночиповая версия Volari V8 Ultra — около 3000, и 2000 — у Volari V5 Ultra. Учитывая обычный в таких случаях потенциал "доводки" драйверов, а в двухпроцессорных конструкциях на драйверы возлагается дополнительная и очень важная функция бесперебойного обеспечения данными обоих чипов, у XGI получился неплохой старт.
Выпуском видеокарт на GPU серии Volari, как предполагается, займутся PowerColor и Gygabyte. На сайте XGI в этой связи упоминается только "Club-3D", очень похожий, кстати говоря, на дочернее европейское подразделение того же PowerColor. Ждать анонсов осталось недолго — менеджеры XGI в качестве предполагаемого срока начала массового производства называли ноябрь текущего года. Цены, вероятнее всего, окажутся на уровне стоимости аналогичных по скорости продуктов с процессорами от nVidia и ATi.
Г. Ярцев, http://www.atom.by/
По материалам XGI, PCStats и Tweak Town
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2003 год в рубрике hard :: video