Обзор видеокарты GeXcube GC-R9600L-C3 на чипе ATi Radeon 9600SE
Обзор видеокарты GeXcube GC-R9600L-C3 на чипе ATi Radeon 9600SE
Info-Tek Corp. — энергично развивающаяся компания, специализирующаяся на выпуске трехмерных ускорителей и мультимедиа-устройств, — имеет 12-летний опыт в сфере электронной промышленности. Наладив производственные линии на Тайване и в Китае, компания сосредоточилась на выпуске относительно недорогой и качественной продукции. Ориентируясь на применение современных технологий, Info-Tek Corp. быстро вошла в доверие ATi и вскоре стала ее официальным партнером. Теперь Info-Tek выпускает свою продукцию под брэндом GeXcube. Под этой торговой маркой ею выпускаются в первую очередь графические карты среднего ценового диапазона, основанные на чипах RV280 — RV350, а также low-end-решения.
Модельный ряд
Модельный ряд GeXсube весьма обширен. Он включает в себя серии B3, C3 и D3 относящихся к новому семейству видеокарт Game Buster. К первой серии относятся видеокарты, оснащенные 64 мегабайтами памяти, ко второй — 128 мегабайтами, к третьей — 256 Мб. Карты базируются на чипах Radeon 9200, 9600, 9800 серии PRO, "не PRO" VIVO и бюджетной серии SE. К последней как раз относится рассматриваемая в данном обзоре видеокарта модели GC-R9600L-C3 с 64-разрядным интерфейсом памяти. Следует отметить, что семейство Game Buster было анонсировано 6 марта текущего года. Первоначально оно включало лишь карты, построенные на чипах Radeon 9600 в "обычном" и PRO-вариантах с объемом видеопамяти 64 Мб и 128 Мб. Массовые поставки видеокарт начались только в начале мая. Чуть позже к семейству Game Buster примкнули карты на чипах Radeon 9800 и Radeon 9800 PRO. А вот первая продукция серии SE поступила в продажу совсем недавно, в первых числах августа.
Упаковка и комплектация
Все видеокарты семейства Game Buster поставляются в коробочном варианте. Стильное оформление коробки смотрится очень эффектно: на матовой поверхности рисунка глянцем нанесены все основные логотипы, явно подчеркивающие лучшие достоинства ускорителя. Это, в частности, сам лейбл Powered by ATi, название чипа Radeon 9600, Game Buster, стандарт DirectX 9.0 и т.д. С двух сторон, в местах открытия, коробка заклеена двумя стикерами с надписью "Quality assurance cheked", подтверждающей прохождение контроля качества. Видеокарта была укомплектована содержательным руководством пользователя на разных языках, но, как обычно, исключая русский, два компакт-диска — с пакетом драйверов и отдельной программой PowerDVD XP 4.0, стандартным 1,5-метровым S-Video-кабелем со спаренными штекерами типа Composite и S-Video. Завершил комплектацию адаптер DVI-VGA.
Видеокарта
Печатная плата для видеокарт серии GC-R9600L представлена в облегченном варианте. Проектировщики отступили от эталонного дизайна плат ATi, уменьшив ее по ширине. При этом, на первый взгляд, создается впечатление, что она смотрится непропорционально длинной. Тем не менее, это делает ее очень компактной. Откровенно говоря, предыдущая моя видеоплата FIC ATi Radeon 9200 смотрелась несколько "лысоватой" при своем референсном дизайне.
Итак, карта имеет типичные для ее класса 15-контактный разъем VGA, 24-контактный разъем DVI и видеовыход, организованный через 7-пиновый разъем S-Video. Изготовлена плата на текстолите ярко-вишневого цвета. На лицевой ее стороне был нанесен логотип "Powered by ATi", свидетельствующий о том, что изготовителем является официальный партнер ATi, серия GC-R9600L и ревизия 1.0, с обратной стороны — 3 мануфактурные гарантийные наклейки, на одной из которых указана страна-изготовитель — "Made in TWN", т.е. Тайвань, что, конечно же, не может не радовать по сравнению с "Made in China".
Графическое ядро. Охлаждение
Итак, в основу видеопроцессора карты GL-R9600L положен чип Radeon 9600SE, базирующийся на все том же ядре RV350, но с шириной шины памяти 64 бита. Его рабочая частота при этом составляет стандартные 325 МГц, как и у Radeon 9600. В качестве охлаждения чипа использован всего лишь один габаритный многореберный радиатор из алюминия, что позволяет в дополнение к нему установить вполне серьезный вентилятор. Крепление радиатора навесного пружинного типа. В качестве термоинтерфейса между радиатором и самим чипом использована теплопроводящая подложка. В силу плотного соприкосновения поверхностей она эффективно обеспечивает тепловой контакт. На плате также предусмотрена распайка для местного питания кулера. При необходимости, воспользовавшись паяльником, можно доработать питающую цепь, припаяв два вывода для последующего подключения вентилятора.
Видеопамять
Видеокарта оснащена четырьмя банками графической синхронно-динамической памяти с удвоенной пропускной способностью (GDDR SDRAM) фирмы Samsung с информационной емкостью 256 Мбит каждый. Суммарный объем памяти составляет 128 Мб. Микросхемы изготовлены по технологии КМОП, имеют тип упаковки TSOP-II c 66 выводами и оперируют на частоте 202,5 МГц, что составляет примерно 5 наносекунд для скоростной характеристики памяти. Параметр CAS Latency на удивление составляет 2 такта, в отличие от номинальных трех. На каждой из микросхем продублирован Part Number K4D551638D-TC50. Расположение — две микросхемы с каждой стороны печатной платы. Данная серия памяти, ориентированная на массовое производство, также встречается с рабочей частотой 250 МГц, 275 МГц, 300 МГц, а также 166 МГц, параметр быстродействия при этом составляет, соответственно, 4,0 нс, 3,6 нс, 3,3 нс и 6,0 нс. Тем не менее, память с быстродействием 5,0 нс не является типичной для Radeon 9600. Видеокарты, построенные на основе данного видеопроцессора, комплектуются, как правило, 4-наносекундными микросхемами памяти. Однако 64-разрядный интерфейс памяти заставляет производителей карт переходить на новые стандарты, дабы удешевить свою продукцию и придать ей массовый характер. GeXcube также укомплектовывает свои видеокарты микросхемами памяти фирмы Hynix.
Инсталляция и эксплуатация
Установка драйверов для Windows XP прошла без каких-либо проблем. Драйвер Catalyst 3.6 обнаружил графический чип ATi Radeon 9600 Series. Для Windows Me от установки драйверов было решено отказаться, т.к. эта ОС используется мною лишь в редких случаях, а потому необходимость в обновлении версии драйверов отпадает. Итак, после запуска Windows Me с уже установленным Catalyst 3.4 драйвер, на мое удивление обнаружил "прошный" Radeon 9600. Вероятнее всего, что на момент выхода 4-й версии Catalyst серия Radeon 9600 PRO с урезанной шиной памяти до 64 бит попросту отсутствовала, вследствие чего чип некорректно распознаваем. Однако, написав небольшую программу и исследовав ею адресное пространство в диапазоне адресов C0000h — C0256h, я обнаружил, что VideoBIOS для данного чипа был взят от Radeon 9600 PRO. Смотрите сами.
Действительно, факт наличия якобы установленного Radeon 9600 PRO также подтвердила строка VESA OEM string — "ATi Radeon 9600 PRO". Это означает, что потенциал разгона у GC-R9600L-3C с текущей версией VideoBIOS предполагается внушительный. Но о разгоне чуть позже.
Теперь что касается потребления картой энергии. После установки видеоплаты мой несильно мощный "300-ваттник" Codegen Model 250XA отлично справился со своей задачей. При тех же значениях +4,89 В и +12,03 В остались величины +5 В и +12 В. Сперва мне показалось, что напряжение +12 В значительно снизилось и составило +11,80 В. Но позже выяснилось, что был активизирован протокол Bus disconnect. Кстати, вот и одна из его отрицательных сторон.
Оценка производительности
Во-первых, на прилагаемом компакт-диске, к сожалению, отсутствовала программа для разгона видеокарты. Потому для этих целей было решено воспользоваться последней версией известной PowerStrip 3.45 с номером сборки 410. Во-вторых, принимая во внимание отсутствие кулера на данной карте, я снабдил ее небольшим вентилятором от 486-й машины, который верой и правдой охлаждал сперва GF2 MX400 (200/183), а затем и Radeon 9200 (250/200).
Оговорюсь сразу, что зафиксировать новые частоты для памяти и графического ядра при установленной версии драйверов Catalyst 3.6 мне не удалось. Значения частот опускались до дефолтовых. Сложилось такое впечатление, что в очередной раз я приобрел Radeon 9200 c абсолютно отсутствующим потенциалом к разгону. Тем не менее, удачным оказался разгон с Catalyst 3.4 как под Windows Me, так и под Windows XP. Проблема, как видите, кроется в самих драйверах. Учитывая тот факт, что в моем распоряжении оказался Radeon 9600 PRO, частоту для графического ядра я сразу поднял до отметки 400 МГц, а частоты памяти после многократного игрового тестирования решено было зафиксировать на отметке 230 МГц. При этом прирост частоты для ядра составил 23%, и 15% — для памяти.
Теперь о тестовой конфигурации. Для измерения производительности видеокарты была использована следующая конфигурация: Athlon XP 1,67 ГГц Epox EP-8KHA+ на VIA KT266A, 512 Мб PC2100 от Micron. Частота синхроимпульсов равнялась номинальным 133,3 МГц. Карта работала в режиме 4Х с номинальной частотой AGP 66,6 МГц. В тестовый пакет были включены Quake3, Unreal Tournament 2003 и DoomIII Alfa. Для сравнения были использованы результаты предыдущих моих тестирований карт Abit Siluro MX400 64 Mб и FIC ATi Radeon 9200 64 Мб.
А вот результаты тестов.
Как видно из диаграммы, производительность карты на Radeon 9600SE нельзя назвать достаточной. При стандартных частотах ядра и памяти она всего на несколько кадров обходит Radeon 9200. И только повышение частот позволяет Radeon 9600SE в режиме 640x480х16 на 45% обойти своего младшего собрата и почти настолько же — в режиме 640х480х32.
В данном игровом приложении Radeon 9200 также почти вплотную подобрался к Radeon 9200SE, особенно это заметно в тестах Botmatch. Здесь в первую очередь преимущество за разрядностью шины памяти и как следствие — за высокой полосой пропускания. Будь у Radeon 9200 частота ядра 325 МГц, он бы на равных конкурировал со своим старшим братом. В тестах Flyby картина несколько иная.
Первоочередным критерием производительности в данном тесте является частота ядра. Radeon 9200 не хватает всего 75 МГц для того, чтобы обойти Radeon 9600SE.
В Quake3, ставшем уже классикой в жанре игрового тестирования, повышение частот ядра и памяти Radeon 9600SE дает положительный результат лишь при высоких разрешениях.
Заключение
Итак, производительность новой линейки чипов Radeon 9600SE остается практически на том же уровне, что и у Radeon 9200, вследствие узкого интерфейса памяти. Пожалуй, по критерию производительности с данной серией Radeon можно сопоставить серию Radeon 9100. Поднятие частот не дает существенного повышения эффективности работы в 3D-приложениях. Тем не менее, безусловный плюс чипов в варианте SE — аппаратная поддержка стандарта DirectX 9.0, а также наличие полноценного чипа Radeon 9600 PRO. Что касается самой карты GeXcube GC-R9600L-3C в целом, то ее великолепное качество, а также отличный потенциал к разгону даже при относительно медленной памяти заставляют обратить на видеоплаты GeXcube серии Game Buster особое внимание как обычных покупателей, так и энтузиастов-экспериментаторов.
Виталий Джангл, cbid@tut.by
при содействии интернет-магазина shop-grodno.com
Info-Tek Corp. — энергично развивающаяся компания, специализирующаяся на выпуске трехмерных ускорителей и мультимедиа-устройств, — имеет 12-летний опыт в сфере электронной промышленности. Наладив производственные линии на Тайване и в Китае, компания сосредоточилась на выпуске относительно недорогой и качественной продукции. Ориентируясь на применение современных технологий, Info-Tek Corp. быстро вошла в доверие ATi и вскоре стала ее официальным партнером. Теперь Info-Tek выпускает свою продукцию под брэндом GeXcube. Под этой торговой маркой ею выпускаются в первую очередь графические карты среднего ценового диапазона, основанные на чипах RV280 — RV350, а также low-end-решения.
Модельный ряд
Модельный ряд GeXсube весьма обширен. Он включает в себя серии B3, C3 и D3 относящихся к новому семейству видеокарт Game Buster. К первой серии относятся видеокарты, оснащенные 64 мегабайтами памяти, ко второй — 128 мегабайтами, к третьей — 256 Мб. Карты базируются на чипах Radeon 9200, 9600, 9800 серии PRO, "не PRO" VIVO и бюджетной серии SE. К последней как раз относится рассматриваемая в данном обзоре видеокарта модели GC-R9600L-C3 с 64-разрядным интерфейсом памяти. Следует отметить, что семейство Game Buster было анонсировано 6 марта текущего года. Первоначально оно включало лишь карты, построенные на чипах Radeon 9600 в "обычном" и PRO-вариантах с объемом видеопамяти 64 Мб и 128 Мб. Массовые поставки видеокарт начались только в начале мая. Чуть позже к семейству Game Buster примкнули карты на чипах Radeon 9800 и Radeon 9800 PRO. А вот первая продукция серии SE поступила в продажу совсем недавно, в первых числах августа.
Упаковка и комплектация
Все видеокарты семейства Game Buster поставляются в коробочном варианте. Стильное оформление коробки смотрится очень эффектно: на матовой поверхности рисунка глянцем нанесены все основные логотипы, явно подчеркивающие лучшие достоинства ускорителя. Это, в частности, сам лейбл Powered by ATi, название чипа Radeon 9600, Game Buster, стандарт DirectX 9.0 и т.д. С двух сторон, в местах открытия, коробка заклеена двумя стикерами с надписью "Quality assurance cheked", подтверждающей прохождение контроля качества. Видеокарта была укомплектована содержательным руководством пользователя на разных языках, но, как обычно, исключая русский, два компакт-диска — с пакетом драйверов и отдельной программой PowerDVD XP 4.0, стандартным 1,5-метровым S-Video-кабелем со спаренными штекерами типа Composite и S-Video. Завершил комплектацию адаптер DVI-VGA.
Видеокарта
Печатная плата для видеокарт серии GC-R9600L представлена в облегченном варианте. Проектировщики отступили от эталонного дизайна плат ATi, уменьшив ее по ширине. При этом, на первый взгляд, создается впечатление, что она смотрится непропорционально длинной. Тем не менее, это делает ее очень компактной. Откровенно говоря, предыдущая моя видеоплата FIC ATi Radeon 9200 смотрелась несколько "лысоватой" при своем референсном дизайне.
Итак, карта имеет типичные для ее класса 15-контактный разъем VGA, 24-контактный разъем DVI и видеовыход, организованный через 7-пиновый разъем S-Video. Изготовлена плата на текстолите ярко-вишневого цвета. На лицевой ее стороне был нанесен логотип "Powered by ATi", свидетельствующий о том, что изготовителем является официальный партнер ATi, серия GC-R9600L и ревизия 1.0, с обратной стороны — 3 мануфактурные гарантийные наклейки, на одной из которых указана страна-изготовитель — "Made in TWN", т.е. Тайвань, что, конечно же, не может не радовать по сравнению с "Made in China".
Графическое ядро. Охлаждение
Итак, в основу видеопроцессора карты GL-R9600L положен чип Radeon 9600SE, базирующийся на все том же ядре RV350, но с шириной шины памяти 64 бита. Его рабочая частота при этом составляет стандартные 325 МГц, как и у Radeon 9600. В качестве охлаждения чипа использован всего лишь один габаритный многореберный радиатор из алюминия, что позволяет в дополнение к нему установить вполне серьезный вентилятор. Крепление радиатора навесного пружинного типа. В качестве термоинтерфейса между радиатором и самим чипом использована теплопроводящая подложка. В силу плотного соприкосновения поверхностей она эффективно обеспечивает тепловой контакт. На плате также предусмотрена распайка для местного питания кулера. При необходимости, воспользовавшись паяльником, можно доработать питающую цепь, припаяв два вывода для последующего подключения вентилятора.
Видеопамять
Видеокарта оснащена четырьмя банками графической синхронно-динамической памяти с удвоенной пропускной способностью (GDDR SDRAM) фирмы Samsung с информационной емкостью 256 Мбит каждый. Суммарный объем памяти составляет 128 Мб. Микросхемы изготовлены по технологии КМОП, имеют тип упаковки TSOP-II c 66 выводами и оперируют на частоте 202,5 МГц, что составляет примерно 5 наносекунд для скоростной характеристики памяти. Параметр CAS Latency на удивление составляет 2 такта, в отличие от номинальных трех. На каждой из микросхем продублирован Part Number K4D551638D-TC50. Расположение — две микросхемы с каждой стороны печатной платы. Данная серия памяти, ориентированная на массовое производство, также встречается с рабочей частотой 250 МГц, 275 МГц, 300 МГц, а также 166 МГц, параметр быстродействия при этом составляет, соответственно, 4,0 нс, 3,6 нс, 3,3 нс и 6,0 нс. Тем не менее, память с быстродействием 5,0 нс не является типичной для Radeon 9600. Видеокарты, построенные на основе данного видеопроцессора, комплектуются, как правило, 4-наносекундными микросхемами памяти. Однако 64-разрядный интерфейс памяти заставляет производителей карт переходить на новые стандарты, дабы удешевить свою продукцию и придать ей массовый характер. GeXcube также укомплектовывает свои видеокарты микросхемами памяти фирмы Hynix.
Инсталляция и эксплуатация
Установка драйверов для Windows XP прошла без каких-либо проблем. Драйвер Catalyst 3.6 обнаружил графический чип ATi Radeon 9600 Series. Для Windows Me от установки драйверов было решено отказаться, т.к. эта ОС используется мною лишь в редких случаях, а потому необходимость в обновлении версии драйверов отпадает. Итак, после запуска Windows Me с уже установленным Catalyst 3.4 драйвер, на мое удивление обнаружил "прошный" Radeon 9600. Вероятнее всего, что на момент выхода 4-й версии Catalyst серия Radeon 9600 PRO с урезанной шиной памяти до 64 бит попросту отсутствовала, вследствие чего чип некорректно распознаваем. Однако, написав небольшую программу и исследовав ею адресное пространство в диапазоне адресов C0000h — C0256h, я обнаружил, что VideoBIOS для данного чипа был взят от Radeon 9600 PRO. Смотрите сами.
Действительно, факт наличия якобы установленного Radeon 9600 PRO также подтвердила строка VESA OEM string — "ATi Radeon 9600 PRO". Это означает, что потенциал разгона у GC-R9600L-3C с текущей версией VideoBIOS предполагается внушительный. Но о разгоне чуть позже.
Теперь что касается потребления картой энергии. После установки видеоплаты мой несильно мощный "300-ваттник" Codegen Model 250XA отлично справился со своей задачей. При тех же значениях +4,89 В и +12,03 В остались величины +5 В и +12 В. Сперва мне показалось, что напряжение +12 В значительно снизилось и составило +11,80 В. Но позже выяснилось, что был активизирован протокол Bus disconnect. Кстати, вот и одна из его отрицательных сторон.
Оценка производительности
Во-первых, на прилагаемом компакт-диске, к сожалению, отсутствовала программа для разгона видеокарты. Потому для этих целей было решено воспользоваться последней версией известной PowerStrip 3.45 с номером сборки 410. Во-вторых, принимая во внимание отсутствие кулера на данной карте, я снабдил ее небольшим вентилятором от 486-й машины, который верой и правдой охлаждал сперва GF2 MX400 (200/183), а затем и Radeon 9200 (250/200).
Оговорюсь сразу, что зафиксировать новые частоты для памяти и графического ядра при установленной версии драйверов Catalyst 3.6 мне не удалось. Значения частот опускались до дефолтовых. Сложилось такое впечатление, что в очередной раз я приобрел Radeon 9200 c абсолютно отсутствующим потенциалом к разгону. Тем не менее, удачным оказался разгон с Catalyst 3.4 как под Windows Me, так и под Windows XP. Проблема, как видите, кроется в самих драйверах. Учитывая тот факт, что в моем распоряжении оказался Radeon 9600 PRO, частоту для графического ядра я сразу поднял до отметки 400 МГц, а частоты памяти после многократного игрового тестирования решено было зафиксировать на отметке 230 МГц. При этом прирост частоты для ядра составил 23%, и 15% — для памяти.
Теперь о тестовой конфигурации. Для измерения производительности видеокарты была использована следующая конфигурация: Athlon XP 1,67 ГГц Epox EP-8KHA+ на VIA KT266A, 512 Мб PC2100 от Micron. Частота синхроимпульсов равнялась номинальным 133,3 МГц. Карта работала в режиме 4Х с номинальной частотой AGP 66,6 МГц. В тестовый пакет были включены Quake3, Unreal Tournament 2003 и DoomIII Alfa. Для сравнения были использованы результаты предыдущих моих тестирований карт Abit Siluro MX400 64 Mб и FIC ATi Radeon 9200 64 Мб.
А вот результаты тестов.
Как видно из диаграммы, производительность карты на Radeon 9600SE нельзя назвать достаточной. При стандартных частотах ядра и памяти она всего на несколько кадров обходит Radeon 9200. И только повышение частот позволяет Radeon 9600SE в режиме 640x480х16 на 45% обойти своего младшего собрата и почти настолько же — в режиме 640х480х32.
В данном игровом приложении Radeon 9200 также почти вплотную подобрался к Radeon 9200SE, особенно это заметно в тестах Botmatch. Здесь в первую очередь преимущество за разрядностью шины памяти и как следствие — за высокой полосой пропускания. Будь у Radeon 9200 частота ядра 325 МГц, он бы на равных конкурировал со своим старшим братом. В тестах Flyby картина несколько иная.
Первоочередным критерием производительности в данном тесте является частота ядра. Radeon 9200 не хватает всего 75 МГц для того, чтобы обойти Radeon 9600SE.
В Quake3, ставшем уже классикой в жанре игрового тестирования, повышение частот ядра и памяти Radeon 9600SE дает положительный результат лишь при высоких разрешениях.
Заключение
Итак, производительность новой линейки чипов Radeon 9600SE остается практически на том же уровне, что и у Radeon 9200, вследствие узкого интерфейса памяти. Пожалуй, по критерию производительности с данной серией Radeon можно сопоставить серию Radeon 9100. Поднятие частот не дает существенного повышения эффективности работы в 3D-приложениях. Тем не менее, безусловный плюс чипов в варианте SE — аппаратная поддержка стандарта DirectX 9.0, а также наличие полноценного чипа Radeon 9600 PRO. Что касается самой карты GeXcube GC-R9600L-3C в целом, то ее великолепное качество, а также отличный потенциал к разгону даже при относительно медленной памяти заставляют обратить на видеоплаты GeXcube серии Game Buster особое внимание как обычных покупателей, так и энтузиастов-экспериментаторов.
Виталий Джангл, cbid@tut.by
при содействии интернет-магазина shop-grodno.com
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2003 год в рубрике hard :: video