Корпорация Inmarsat. Перипетии спутниковой империи

Корпорация Inmarsat. Перипетии спутниковой империи

Сегодня даже маленькие дети знают, что мы живем в эпоху глобальных коммуникаций. Причем глобальных в самом прямом смысле этого слова — прямо сейчас я могу, нажав несколько кнопок на своем мобильном телефоне, позвонить своему брату в Нью-Йорк и осведомиться, в каком баре и с какими девушками он проводит в данный момент время. Но все же это не совсем глобальная связь. Окажись я вне зоны покрытия своего сотового оператора — и мой мобильник сразу станет бессмысленным куском пластика с начинкой из микросхем. И не позвоню я уже брату в Нью-Йорк…

Понятно, что такая ситуация приемлема для частного лица (то бишь меня), но никак не может устраивать более серьезные структуры. Именно поэтому в мире уже почти четверть века существует действительно глобальная система связи. В любой момент времени десятки тысяч самолетов находятся в небе, тысячи судов бороздят водные просторы — и при этом все они непрерывно на связи, причем независимо от того, в какой точке планеты находятся. Происходит это благодаря спутниковой системе связи под названием Inmarsat. Впрочем, Inmarsat используют не только корабли и самолеты. Спутниковые телефоны/терминалы этой системы имеются на всех морских нефтяных платформах, во всех дальних экспедициях, в кабинетах и автомобилях весьма высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов, у журналистов в "горячих точках" — словом, везде, где необходимо иметь моментальную связь с любой точкой мира, не считаясь при этом с затратами (все-таки недешевое удовольствие).
Система Inmarsat была создана в 1979 году по инициативе Международной морской организации (IMO — Interna-tional Maritime Organization) с изначальной целью улучшения морской связи и повышения безопасности мореплавания. Прошло двадцать лет, и в апреле 1999 года Inmarsat была преобразована в частную компанию со штаб-квартирой в Лондоне.

С технической точки зрения Inmarsat — первая в мире система мобильной спутниковой связи, осуществляющая голосовую телефонную связь, передачу факсимильных сообщений и данных со скоростями до 144 Кбит/с (включая пакетную передачу данных) на море, на суше и в воздухе. Компания предлагает свои услуги конечным пользователям через сеть сервис-провайдеров, связь доступна на территории всей планеты. Геостационарные орбитальные спутники системы Inmarsat расположены на высоте 35.786 км. (22.223 мили). Группировка состоит из четырех основных спутников третьего поколения Inmarsat-3 (Индоокеанский IOR — 64,5 в.д.; Тихоокеанский POR — 178 в.д.; Восточно-Атлантический AORE — 15,5 з.д.; Западно-Атлантический AORW — 54 з.д.). В группировку также входят резервные спутники, находящиеся на той же высоте, но в настоящее время не задействованные для передачи данных.

На 2004 год запланировано выведение на орбиту трех новых спутников Inmarsat четвертого поколения; сейчас они находятся в стадии разработки. Ожидается, что их рабочая мощность будет в 100 раз выше, чем у существующих. Это позволит передавать данные со скоростью до 432 Кбит/с и открыть новую услугу B-GAN — Broadband Global Area Network (широкополосная глобальная сеть). По оценкам экспертов компании, оснащение спутниковой группировки аппаратами четвертого поколения откроет большие возможности для снижения тарифов — до 75% от существующих в стандарте Inmarsat-М4.
Глобальная сеть Inmarsat — это весьма удачный коммерческий проект. Компания начала приносить прибыль еще в конце 1980-х годов, и число ее клиентов в конце прошлого года превысило полмиллиона. Интересно, что еще в 2002 году отдельные представители отрасли спутниковых коммуникаций высказывали сомнения относительно перспектив дальнейшего роста компании. Однако в нынешнем году в экономику вмешалась политика: Inmarsat с самого начала года получает сверхприбыли, предоставляя свои услуги на Ближнем Востоке правительству и армии США, а также многочисленным средствам массовой информации — там же, и по тем же причинам. Война, понимаете ли…

Конечно, у Inmarsat есть и конкуренты — более молодые системы Globalstar и Iridium Satellite. После кризиса hi-tech-индустрии в 2000-2001 годах обе они оказались на грани банкротства. Два года назад даже вполне серьезно готовилась процедура сведения с орбиты и затопления в океане всех спутников системы Iridium. Однако обошлось. Обе компании сменили руководство, реструктуризировали долги и нашли новых инвесторов. Правда, рыночную нишу под условным названием "корабли-самолеты-экспедиции" по-прежнему плотно занимает Inmarsat, так что Globalstar и Iridium Satellite вынуждены искать иное применение своим мощностям. Сегодня, насколько мне известно, обе компании решили сосредоточить усилия на передаче интернет-трафика, а также цифрового телевидения и радио.
В то же время компания Inmarsat остается признанным лидером на рынке спутниковой связи. Ее годовой доход, по итогам 2002 года, составил $463 млн (вырос на 5%), прибыль до уплаты налогов увеличилась на 11% и составила $314 млн, прибыль в расчете на акцию увеличилась на 165% и составила $1,64. Нынешний год, по всем признакам, окажется еще намного более успешным.

В данный момент компания Inmarsat проходит переломный этап в своем развитии. Речь идет о смене собственника. Сейчас компанией владеет группа из десяти акционеров, в число которых входят крупнейшие европейские телекоммуникационные операторы, например, France Telecom. Собственно говоря, переговоры о возможной продаже Inmarsat какой-либо частной инвестиционной группе начались еще в июне 2002 года, но акционеры компании долго не могли придти к единому мнению относительно подобной сделки. Тем более, что речь идет о продаже не только самой спутниковой группировки и наземных станций, но и технических разработок, патентов и ноу-хау, а также вспомогательных компаний, производящих оборудование и оказывающих услуги по интеграции для Inmarsat. Самым сложным было оценить совокупную стоимость всего этого "куста" предприятий. А ведь нужно еще учитывать недостроенные спутники четвертого поколения и контракты на их запуски. Ведь если новые владельцы решат спутники не запускать, придется платить колоссальную неустойку.

Таких вот "мелочей" набралось столько, что только 8 сентября нынешнего года специально созданная консалтинговая фирма Inmarsat Ventures начала рассматривать предложения от частных инвестиционных групп, объединявших инвесторов со всего мира. Официальные чиновники телекоммуникационной индустрии Великобритании, которые по долгу службы внимательно следят за происходящим, считают, что стоимость предложений вряд ли превысит полтора миллиарда долларов.
На сегодняшний день наиболее вероятные покупатели Inmarsat — консорциумы Apax Partners & Permira и Apollo Management & Soros Group. В настоящее время они ожидают согласованного решения Совета директоров Inmarsat. Предполагается, что цена сделки составит около $1,4 млрд. То есть цена за одну акцию составит $12-13. Биржевые аналитики считают ее вполне обоснованной и справедливой.

Уже сейчас известно, что за покупкой Inmarsat последуют инвестиции в систему, призванные сделать ее более доступной, демократичной, так сказать. Старейший и крупнейший проект глобальной спутниковой связи готовится к новому рывку.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2003 год в рубрике mobile :: телефоны

©1997-2024 Компьютерная газета