Антанта


Антанта


Название игры в оригинале: "Антанта"

Жанр: RTS
Похожесть: "Казаки", "Завоевание Америки", Empire Earth
Издатель/Разработчик: "Бука"/"Леста"
Системные требования: Pentium III 500 MHz, 256 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 600 Mb Hard Disc Space

Представьте себе такую идиллическую картину. Начало XX века. Технический прогресс неумолимо двигается вперед. Государства Европы пытаются (надо сказать, небезуспешно) создать общее экономическое пространство, претворить в жизнь те идеи свободного перемещения людей, которые воплотил сейчас Евросоюз. И в то же время страны поделены на два блока, каждый из которых активно готовится к войне.

И вот наступил страшный день, 28 июня 1914 года. Прозвучал выстрел в Сараево. Выстрел, которому суждено было изменить судьбу десятков народов и миллионов людей. Выстрел, который стал сигналом к началу Первой мировой войны, одной из самых кровавых войн в истории человечества. Выстрел, после которого пути назад ни для одной из крупных стран уже не было. Никто не хотел уступать, а результат оказался плачевным для очень и очень многих.

Но когда начиналась Первая мировая, никто и не предполагал, что война затянется на четыре долгих года. Никто не ждал миллионных потерь в войсках. Никто не знал, что влияние войны на европейскую цивилизацию будет столь огромно и что несколько поколений европейцев будут с ужасом вспоминать то, что произошло в Сараево 28 июня, взяв за жизненное кредо лозунг "лишь бы не было войны". И уж тем более неведомо это было сербу Гавриле Принципу — человеку, чей выстрел стал началом кровавой "бойни народов"…
Но это, как говорится, присказка, а самое интересное ждет впереди. Не так давно было объявлено о лицензировании движка "Казаков" студией "Леста" для разработки на его основе новой игры, посвященной Первой мировой войне. Надо сказать, что проектов, посвященных первой глобальной, выходит не так уж и много (в отличие от второй), посему игра ожидалась с нетерпением. Причем с нетерпением ее ждали даже не в одном лагере, а в двух — поклонников мировых войн и поклонников "Казаков". И вот долгожданный момент настал: "Антанта" поступила в продажу, и начались бесконечные сражения — сражения, которым было (или будет) суждено перевернуть ход истории.

Как все начать? Начать лучше всего с обучающих миссий. Они в ясной и доступной форме предложат игрокам разобраться с управлением и некоторыми другими аспектами. А далее — на ваш выбор. Игра предоставляет ряд стандартных для всех стратегий реального времени возможностей. Среди них — кампания, исторические сражения, случайные миссии и игра по сети. Строго говоря, кампаний на самом деле пять штук — по одной за каждую из величайших стран-участниц (Англию, Францию, Германию, Россию и Австро-Венгрию). А вот исторических миссий могло бы быть и побольше. Ну да ничего — фанаты подправят.
Предположим, что вы выбрали один из типов игры и попали на карту миссии. Давайте немного осмотримся и разберемся с основными понятиями "Антанты". Надо сказать, особых отступлений от канонов RTS замечено не было. Что у игрока имеется? Обычно у него имеются здания (где делают что-то полезное), рабочие (горький удел которых — работать), воины (не зря же их назвали таким звучным словом — воюют они) и ресурсы (без них и ни туды, и ни сюды). Обо всем этом несколько подробнее позже, а пока уделим малую толику внимания карте.

Разработчики предпочли сохранить казаковский стандарт обращения с картой. Что сие означает? А означает это только одно: если ни один из ваших юнитов или зданий не видит какого-либо участка карты, все покрывается непроницаемым "туманом войны". При этом вы не увидите даже то, что когда-то открывали разведчиками, так что думайте и рассчитывайте все свои действия. Чтоб не получилось: пошли атаковать неприкрытую вражескую базу, а враг там такой обороны понастроил, что наши даже до первых зданий не добежали...

Но хватит о карте, перейдем к ресурсам. Ресурсы важны, ценны, необходимы (нужное подчеркнуть). Всего их шесть видов. Вам придется добывать (разными способами) золото, продовольствие, дерево, железо, нефть и электричество. В большинстве случаев для добычи ресурса необходимо найти его месторождение, что справедливо для всего, кроме пищи и электричества. Далее строите шахту (лесопилку) и начинаете "качать" все, что "нужно Рейху". Стоит заметить, что любителям затяжных баталий повезло: нас никак не ограничивают в количестве ресурсов, так что воевать можно практически до бесконечности, было бы чем. Что касается продовольствия — необходимо регулярно засевать поля и собирать с них урожай. И проблем с пищей не будет. Ну, а электричество "добывают" на электростанции.

Зачем (помимо банального строительства всего и всех) нужны ресурсы? Все просто: войска требуют содержания, на которое уходит значительное количество содержимого "закромов Родины" (не только в пищевом или денежном эквиваленте). А вот с электричеством разговор особый. Дело в том, что числового выражения количества добытого электричества в игре нет — вам всего лишь покажут полоску, из степени закрашенности которой станет понятно, насколько ваша страна обеспечена электричеством. И если электричества не хватает, большинство зданий будут работать неэффективно. Так что следите за энергией и не позволяйте нехватке электричества встать на пути к мировому господству. И еще. Не таким явным, но также в какой-то степени ресурсом выступает максимальное число людей, которое может прокормить ваша экономика. Следите за ним — и все будет в порядке.
Постройкой зданий, их починкой и работой "на рудниках" у нас занимаются рабочие. Рабочие необходимы каждой уважающей себя стране, но нуждаются в охране. Нет, "здесь вам не тут", и прикола из "Казаков", когда прибегал одинокий конник и уводил всех в плен, не получится: работяги преданы Родине. Но их боевые способности весьма слабы, и даже пара кавалеристов может нанести непоправимый ущерб экономике. Так что охраняем нашу "серую скотинку", пока эти ребятки улучшают экономическое благосостояние империи.

Здания, помимо ресурсодобывающих, бывают военные и все прочие. Военные — это, например, вышки, дзоты и тому подобная пакость (вроде призывных участков или танковых заводов). А в зданиях, которые нельзя отнести ни к одной из двух категорий (военных или добывающих), в основном, делают апгрейды, или используют специальные возможности. Стоит отметить госпиталь, который способен лечить подраненных бойцов, и рынок, позволяющий менять одни ресурсы на другие (цены, конечно, грабительские, но на безрыбье…). Апгрейдов (как на добывающие здания, так и на улучшения войск) в игре хватает, но в них, думаю, разберетесь и сами (тем более, что игра на русском). Так что закончим с экономикой и перейдем к самому вкусному и интересному — войне.
Сразу видно, что игра создавалась как проект, нацеленный на войну. И действительно: какие могут быть разговорчики в строю, когда судьба Европы лежит на наших хрупких (это у кого как:)) плечах. И вот уже идут вперед солдаты, строчат пулеметы, летят самолеты…
Не стоит забывать, что именно в Первую мировую появились многие современные роды войск. Именно тогда прекрасно зарекомендовала себя авиация. Тогда появились и танки, бывшие поначалу неуклюжими коробками. Кстати, немецкие генералы не без оснований считали, что ту войну выиграл не маршал Фош, а "генерал Танк". Ведь немцам из-за их консервативности так и не удалось оценить преимущества нового вида оружия. А вот союзники использовали его в полной мере. В Первую мировую были массово применены пулеметы в сочетании с другими средствами обороны. В те годы заявил о себе и подводный флот. В общем, помимо ракетных войск и авианосцев, все остальное (не считая стандарта пехота-артиллерия-кавалерия) обязано своему появлению Первой глобальной. Ну, а мы с вами получили возможность наблюдать за тем, как происходит вырастание войн из коротких штанишек.

Итак, заглянем для начала в призывной пункт. Там можно нанимать пехоту. Что ж, сразу выяснится, что время постройки рядового пехотинца стремительно приближается к нулю. "Ура!" — наверняка подумали многие из вас, наштамповали пару сотен пехоты и отправили ее в атаку. И, о ужас, пехота полностью полегла, даже не сумев добраться до вышек противника. Оказалось, что враг был хитрее: он построил пять вышек и посадил в каждую по два пулеметчика. Вот и нет нашего первого доблестного батальона.
Единственное, что скрашивает такую бесперспективность пехоты, — это наличие у нее гранат. Гранаты хороши не только для уничтожения зданий, но и для борьбы с танками. А раз пехотинцы строятся быстро, то одно здание для постройки "пушечного мяса" отвести все же стоит.
Что ж, ошибки прошлого учтены. Мы настроили пехоты, добавили пулеметчиков — и ринулись в атаку. И — снова облом, полный и окончательный. Враг обзавелся кавалерией, а эти ребятишки рубят пехоту будь здоров. Да, коварный противник понес потери, но с нашими-то потерями это не сравнить. Ну да ничего, и не в таких переделках бывали. Отобьемся. Правда, второго батальона уже тоже нет…
И вот уже доблестная кавалерия нашей империи несется вскачь на врага... И храбро погибает под выстрелами артиллерии и минометов. А ведь это только начало. Вдруг появляется нечто уродливо-ужасное. Это какая-то механическая коробка, которая передвигается сама, хотя и с величайшим трудом. Эта громадина медленно приближается, и все новые и новые батальоны падают, сраженные огнем пулеметов. Ну, а если танк все же остановится, то задействует и пушку. Если же к вам "в гости" пожаловал не один танк, а два или три, можете звонить в ближайшую похоронную контору и заказывать себе маленький аккуратненький гробик, так как жить вашей базе осталось совсем недолго (как и батальонам номерами с третьего по пятый).

Ничего не поделаешь, разработчики приняли серьезное решение и создали Wunderwaffe (чудо-оружие) Первой мировой. Как это ни странно, но в целом направление было выбрано верно (танки), не верны лишь результаты. Пять-шесть танков способны полностью перевернуть ход проигранной миссии. Надо ли говорить о том, что снаряды у них не заканчиваются (в отличие от гранат пехотинцев). Хотя и на старуху бывает проруха. Слабость танков (даже легких) в том, что они страшно медлительны. И если вам удастся запутать танк противника, заставляя его все время менять позиции (на что уходит зверское количество времени), считайте, что у противника станет одним зверем меньше.
Кстати, танки замечательно уничтожаются и с помощью авиации. Здесь также играет роль единственный недостаток железных махин — скорость. Что касается авиации. Она здесь бывает нескольких типов: разведывательная, истребительная и бомбардировочная. Чем занимается каждый вид, по-моему, объяснять не нужно — не маленькие. Что же касается способов борьбы с авиацией, то их превеликое множество. Так, практически каждый стреляющий воин-пехотинец может попасть в самолет. Другой вопрос в том, сколько таких попаданий потребуется даже для уничтожения простенького разведчика (я уж не говорю о тяжелом бомбардировщике). А наилучшим способом борьбы с самолетами являются зенитки, установленные на грузовиках. Единственный недостаток такого оружия — для стрельбы ему необходимо перейти в стационарное положение.
Присутствует в игре и флот. Все как положено: линкоры, транспорты, подводные лодки и другие. Но сражений на море достаточно мало, так что рассказывать о них особенно нечего. Основные моменты любому стратегу с мало-мальским стажем понятны и так. Линкоры — убойная сила, но слабы против подлодок. Подлодки ничего не сделают наземным юнитам. Транспорты перевозят войска, доставляя армии в "места, не столь отдаленные". И так далее, и тому подобное.

Каждая страна в игре характеризуется наличием некоторого количества специальных юнитов. Причем иногда доходит до абсурда. Так, одна из мощнейших боевых единиц России (и жутко дорогих для пехоты) называется "женский батальон". Насколько мне известно, женский батальон не принимал участия в боевых действиях Первой мировой, но для разработчиков некоторые моменты истории так и остались тайной за семью печатями.
Юниты на войне можно строить формациями, что позволяет им более эффективно сражаться. В большинство зданий можно сажать охранение, задачей которого будет отбиваться от превосходящих сил противника. И таких нюансов — море, что позволяет иногда не только штамповать солдат сотнями и тысячами, но и пытаться применять тактические хитрости. Почему я говорю "пытаться"? Да потому, что зачастую, пока вы думаете, противник-компьютер строит войска. И чем больше вы думаете над своими действиями, тем быстрее проиграете. Особенно если уже есть некоторое отставание в развитии.

Теперь о графике. Не стоит ожидать, что каждый боец будет максимально детализирован. В конце концов, нам было заявлено, что на одной карте смогут поместиться около тысячи строений и более 80.000 юнитов. Прямо скажем, масштабы эпические и превосходят все, что до этого было создано. С другой стороны, мне так ни разу и не удалось нагрузить движок хотя бы 10 тысячами солдат. Помимо всего прочего, понравилась реализация стрельбы кораблей, а вот все остальное несколько слабовато — могло бы быть и лучше. Мелодии в игре, прямо скажу, не ахти. Никакого боевого духа не пробуждают, а после получаса вызывают лишь стойкую зевоту. Звуки оформлены несколько получше музыки, но ненамного.
Напоследок еще пара-тройка интересных моментов. Одна из занимательнейших вещей в игре — энциклопедия вооружений Первой мировой. На самом деле, знания, полученные из этого источника, могут не раз пригодиться вам в жизни (хотя бы для того, чтобы объяснить приятелям, чем же Reno FT17 отличается от A7V). И еще в "Антанте" есть экономический и военный советники. Им можно передавать управление соответствующими областями жизни страны. Можно дойти даже до того, чтобы все делали советники, а вы лишь плевали в потолок и смотрели, как они играют против других компьютеров. Но стоит помнить, что игроки из них не самые лучшие…

Сказка — ложь, да в ней намек... подведем всему итог. А итог у нас будет следующий. С одной стороны — слабоватая графика, недочеты геймплея (впрочем, не слишком большие) и плохая проработка звука. С другой — игра затягивает. Даже тогда, когда в десятый раз пытаешься выбить противника с высотки, а его тяжелая авиация превращает твою базу в руины. А уж если вы являетесь поклонником серии "Казаки" и иже с ними, то увидеть это игровое действо просто обязаны. Так что вперед — за диском, время не ждет, и историю пора переписывать.

P.S.: За окном шел дождь, а Гаврила Принцип начищал до блеска свой револьвер…

Геймплей: 8/10. Оригинальность: 5/10. Графика: 6/10. Звук и музыка: 6/10. Общая: 7/10.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by
Лицензионный диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит", официальным представителем компании "Бука" в РБ



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: Жанр: RTS

©1997-2024 Компьютерная газета