Europa Universalis: Crown of the North


Europa Universalis: Crown of the North


Название игры в оригинале: Europa Universalis: Crown of the North. Жанр: RTS
Издатель/разработчик: Strategy First/Paradox Ent.
Системные требования: P-II 400 MHz, 64 Mb RAM, 8 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 150 Mb Hard Disc Space

1275 год. Далекий Скандинавский полуостров и окрестные земли решили оставить старых богов (Одина и компанию) и перейти в христианство. Юные королевства Швеции, Дании и Норвегии потихоньку развивались и двигались к цивилизации. Но внезапно практически одновременно во всех этих странах началась смута. Короли умерли либо были убиты и развернулась страшная и беспощадная борьба за власть.

Paradox Entertainment — команда, известная нам по игре Europa Universalis (в количестве двух штук), — родом из Швеции, из города Стокгольма. Неудивительно, что шведам хотелось заглянуть в различные периоды своей истории, что они и сделали в игре, которая сегодня предстанет перед вашими глазами. Вопрос несколько не в том. Главное, что волновало всех нескандинавов, — станет ли игра интересной остальным геймерам. Но не будем забегать вперед.
Вступительный ролик поведает о том, какие бедствия и лишения легли на плечи трех скандинавских королевств в 1275 году. И, конечно, сразу станет ясно, что только вы сможете стать спасителем Севера, возложив на себя короны всех трех стран. Что ж, партия сказала "надо" — значит, мы ответим "есть" и примемся спасать всех направо и налево (даже если они откажутся).
Кампания в игре всего одна(!), да и вариантов выбора сторон немного — всего шесть, и это удручает. Ведь в оригинальной игре их было порядка 200 (как говорится, почувствуйте разницу). Можно играть за датчан Эрика (король) или Стига Андерсона (маршал королевства), шведов Биргера (король), Вальдемара или Эрика (его младшие братья) и норвежца Хаакона (король). Выбор стороны особых сложностей не представит. Все они начинают с одной провинцией и армией, а различия будут лишь в развитости этой единственной провинции и числе солдат. Так что выбираем по вкусу (можно даже исходя из "красивости" гербов или имен) и начинаем "сам процесс".
Взглянув на игру, начинаешь понимать, что, с одной стороны, внешне это та Europa Universalis, которую все прекрасно знают, а с другой — что-то не то. Как-то слишком по-детски, что ли. Все выглядит несколько нереально и картинно. Но простим разработчикам этот грех и начнем разбираться серьезнее.

Существуют два пути к победе. Первый — набрать больше всех победных очков. Победные очки начисляются за принятые вами решения, успешное ведение войны и заключение мирных договоров, расширение сферы своего влияния (то бишь самой страны) и балансирование между социальными группами населения (для простоты будем в будущем называть их партиями). Второй путь к победе чуть посложнее, но также интересен — просто всех "вынести" (имеются в виду лишь ваши пять противников, а не нейтральные земли). Однако, учтя тот факт, что победы в войне влияют самым непосредственным образом на очки, скорее всего, завоеватель будет впереди всех и по очкам.
Взглянув на карту региона (Скандинавия и прилегающие земли), увидим, что большая часть провинций закрашена серым — это нейтральные государства. Они не будут объявлять нам войну и вообще живут тихо и никого не трогают. Но завоевывать их не только можно, но и нужно. Сидя в рамках одной провинции, и войны не выиграешь, и не победишь. А вот и шесть земель, закрашенных в разные цвета. Это столицы вашего королевства и ваших друзей-соперников. Постепенно в эти цвета будет раскрашена вся карта, и начнется борьба за передел мира, но пока его надо разделить.
Население вашей страны поделено на партии, каковых четыре штуки. Это дворяне, духовенство, горожане и крестьяне. У каждой из этих партий свои интересы и свое отношение к вам. Оно будет меняться в зависимости от принятых вами решений. Например, решили мы освободить рабов. Горожане будут довольны (увеличится число городского населения), как и духовенство (поступок истинного христианина), а вот дворяне и крестьяне отнесутся к такой идее плохо (кто ж на полях работать будет?). Но пройдет некоторое время — и вы с легкостью будете балансировать между партиями. Учтите только, что минимальная лояльность одной из партий может вызвать восстания, и тогда хорошо не будет никому.
Теперь посмотрим на свою провинцию. В каждой провинции существует несколько зданий: городской центр, земли фермеров, церковь, рынок, городская стена, замок, казармы и гавань — каждое из них можно улучшать (всего бывает 10 уровней улучшений). В большинстве зданий вы еще и принимаете стратегические решения, влияющие на внутреннюю политику (вариантов таких решений немного).
У каждого здания — своя цель и предназначение в мире игры. Городской центр показывает рост вашего населения. Фермерские земли увеличивают рост зерна. Церкви, как это ни странно, в сочетании с гаванями предоставляют вам доступ к кораблям. Рынки приносят доход в виде денег. Городская стена, как легко догадаться, защищает город от врагов. Ну, а в казармах и замках можно нанимать воинов.
В игре два вида ресурсов: зерно и серебро. Зерно используется для найма войск, а серебро — для апгрейдов зданий, дипломатии и некоторых других вещей. Третьим ресурсом можно считать сами победные очки (или честь). В принятии некоторых решений вам придется их тратить, так что отнесем их к полуресурсу.

На протяжении всей игры в вашей стране будут происходить различные события — как случайные, так и исторические. И решения лягут на хрупкие плечи игрока. Но не так страшен черт, как его малюют, тем более, что в подавляющем большинстве случаев можно выбрать вариант, при котором вы не столько потеряете, сколько приобретете. Кстати, некоторые события приносят огромную пользу. Так, одно из них в самом начале игры даст вам доступ к строительству рыцарей, а это — самые сильные войска в игре.
Война в игре организована приблизительно так же, как и в "Европе II". То есть объявляем войну, собираем войско, переводим его во враждебную провинцию, там происходит столкновение с войсками противника (отображаемое схематически — никаких тактических битв в игре нет), после чего следует осада крепости. Однако на самом деле война сотворена очень убого. Да, родов войск стало больше — пять штук. Это пехотинцы, ландскнехты, арбалетчики, сквайры и рыцари. Но общая мощь армии все равно гораздо больше зависит от числа, чем от типов войск (конечно, попытка атаковать рыцарями без поддержки ландскнехтов будет дорого стоить, но такие "чистые" ситуации редки). А уж про осады лучше вообще промолчать. У каждой крепости есть свое значение числа месяцев, которое должна длиться осада. И от мощи армии противника это число никак не зависит.
Что касается морских баталий — они происходят примерно так же, да и вообще флот в игре используется, в основном, для перевозки войск. Что ж, война сделана преотвратно — вспомним оригинальную игру, где можно было часами рассчитывать комбинации победы над гораздо более сильным противником, проводить молниеносные рейды, встречать врага с использованием рельефа и побеждать, брать крепости несколькими абсолютно различными способами… В общем, по современной школьной системе оценок ставлю "2" за военные действия.
Дипломатия — это еще больший позор. Судите сами: вы можете объявлять войну, заключать мир. Можно пригласить кого-либо в альянс, предложить династический брак, убить лидера другой страны. Но, по сути, это все ненужные опции. Улучшить отношения можно просто и незатейливо — достаточно просто дать денег другой державе. Если же отношения слишком плохи — дайте денег несколько раз подряд. А вместо убийства обойдемся войной. Вот и все. Как результат — дипломатия стала в игре ненужным рудиментом от Europa Universalis, и реально нужны только две возможности: объявить войну и заключить мир.

Теперь о графике. Как я уже говорил, все несколько аляповато и совсем некрасиво. Ничего реалистично выглядящего нет, и смотреть особо не на что. Еще хуже дела обстоят со звуком и музыкой. И то, и другое сделано отвратно.
Пришла пора подвести итоги. Могу сказать одно: я разочарован. Paradox Entertainment прославилась как команда, которая фактически в одиночку соорудила из ничего новый жанр — жанр глобальных стратегий. Серия Europa Universalis в своем втором воплощении вообще стала игрой выше всяких похвал. Все возможности "Европы II" не исследованы до сих пор, а игра находит себе новых и новых поклонников с завидной регулярностью. И на этом фоне нас "одарили" посредственной игрой (если не сказать хуже), где нет нормальной системы военных действий, где просто убогая дипломатия. Да и наличие всего лишь шести сторон (которые практически ничем не отличаются друг от друга) — это просто удар ниже пояса. В общем, если вы увидите этот диск на лотке, покупайте его лишь в том случае, если любите скандинавскую историю. Иначе — отказывайтесь, даже если продавец будет ссылаться на известность великого предка игры. Напоследок хочу лишь пожелать, чтобы Europa Universalis Crown of the North стала первым и последним провалом "Парадоксов" на ниве игростроения.

Геймплей: 6/10. Графика: 5/10. Звук и музыка: 5/10. Общая: 6/10.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета