Галактические цивилизации

Галактические цивилизации

Название игры в оригинале: Galactic Civilizations;
Издатель/разработчик: Strategy First/Stardock Entertainment;
Жанр: Пошаговая стратегия;
Системные требования: Pentium II-400 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 570 Mb Hard Disc Space.

Некоторое время назад вышел третий Master of Orion, который для одних стал разочарованием, а другим понравился. Появилась Haegemonia, которая привлекла к себе часть поклонников космических стратегий. На их фоне игра, о которой я хочу вам рассказать, смотрится невзрачной замарашкой. Но это только на первый взгляд. Так как, если отвлечься от рядовой графики и пройти ее хотя бы раз, то поймешь, что стратегий такого уровня бывает мало. И затянет она надолго, если не навсегда...


А имеем мы игру, которая существует уже достаточно давно. Когда-то (в те самые незапамятные времена, когда килограмм был легче, а километр короче:) жила-была игра Galactic Civilizations. Всем она была хороша, говорят (не знаю, не видел), да вот беда — написана под OS/2. А возможность найти сию операционную систему была не у многих. Так и осталась игра непризнанной. И вот, наконец, осуществилось ее пришествие (в обновленном виде) под "форточки", и каждый может сам оценить, насколько же эта вещь прекрасна.
Сюжет игры, с одной стороны, прост, а с другой — вызывает удивление. Ранее все расы Галактики были знакомы друг с другом, и путешествовали "в гости" через специальные Звездные врата. Но вот появились земляне и решили навести свои порядки. Вместо того, чтобы, как все порядочные нелюди, путешествовать телепортационным способом, они изобрели что-то вроде гипердвигателя и отправились выяснять, кто где живет на самом деле. Остальным бы расам тут призадуматься да самим строить корабли, продолжая путешествия через Врата. Ан, нет, кому-то пришла в голову "гениальная" мысль: а давайте-ка снесем все врата, и все. И что вы думаете? Снесли, вандалы! И начали строить корабли, открывая Галактику заново. Вот такая завязка.

Перед началом игры необходимо выбрать ее сложность (расу выбрать не дадут, будете править людьми) и характеристики своей расы, а также партию, в качестве руководителя которой вы пришли к власти на Земле. Уже на этапе выбора сложности становится ясно, что игра далеко не так проста, как кажется. Вы устанавливаете для каждой расы-соперника свой уровень искусственного интеллекта, а компьютер рассчитает и покажет общий уровень сложности. Далее выбираем партию. Каждая из них имеет свои преимущества, так что подумайте хорошенько, так как сменить партию не получится. Ну, а потом распределите характеристики расы так, как вам нравится. Не забывайте, что стоит делать это в соответствии со своими планами. Зачем "прокачиваться" на войну, если вы собираетесь победить мирно, и наоборот.

Также выбираем и размер галактики. По первости я поставил (как обычно) максимальный размер — и просто поразился тому, что увидел на карте. А несколько десятков лет игры убедили, что для лучшего понимания процесса придется, как это ни грустно, начать с малых карт.
Да, в игре можно победить, вообще не воюя. Всего способов победы четыре. Первый — прост и понятен — всех убить. Второй — технологический — исследовать последнюю технологию (после чего ваше население станет по мощи равно богам). Третий — социально-культурный — необходимо насадить (мирным путем) свою культуру в большинстве секторов галактики. И четвертый — политический. Он означает, что вы вместе с вашими союзниками гораздо сильнее, чем остальные расы вместе взятые. Такое разнообразие приятно и означает, что реиграбельность проекта очень высока.

Наконец, игра запущена, и перед нами появляется карта галактики во всей своей красе (я имею в виду отнюдь не графическую реализацию). Карта поделена на сектора, в каждом из которых может быть несколько звезд (а может и не быть ни одной). Возле каждой звезды находятся планеты (но есть и звезды без планет). Между звездами расположены галактические аномалии. Эти аномалии (на самом деле, сюда относятся не только аномалии, но и космический мусор, и обломки кораблей других рас) — очень интересные штуки. В них могут находиться различные "полезности", вроде ускорения исследований в какой-либо области или целого корабля (не правда ли, напоминает Civilization?). А для их исследования даже существует специальный вид кораблей. Один корабль-исследователь у вас есть с самого начала, так что берем его и отправляем на выполнение задачи (кстати, его можно поставить и на автоматический поиск аномалий, что весьма полезно, так как последние имеют свойства иногда появляться). А далее подумаем о жизни.

Для того чтобы наша раса могла нормально жить и развиваться, необходимо "жизненное пространство". Значит, необходимы корабли-колонизаторы. Процесс колонизации в игре имеет свои особенности. В первую очередь зарубите себе на носу, что отправлять колонизаторы с индустриально развитых планет, имеющих малое население, смерти подобно, так как это вызовет промедление в развитии. Дело в том, что корабль-колонизатор имеет на борту то число колонистов, которое вы загрузите на него с планеты постройки. Соответственно, населения на этой планете станет меньше, а на будущей колонии — прибавится именно на это число жителей. Но это еще не все. Запомните и вторую фишку: каждая звездная система может быть колонизирована одной и только одной расой. В результате все это выглядит примерно так: в начале игры все "бегут" к свободным звездам и строят на них по одной колонии, "забивая" территорию, и только потом начинается полноценный апгрейд систем до максимума.
Однако, для того чтобы летать куда-то, надо знать, куда летишь. А галактическая карта в начале игры практически полностью закрыта. Постепенно вы будете ее открывать с помощью своих кораблей (лучше всего для таких целей брать корабли-разведчики). Но "туман войны" от этого никуда не денется, и видеть вражеские флоты вы сможете только на определенном радиусе от своих флотов, звезд и построек. Да, и еще, у кораблей имеется радиус действия, отсчитываемый от границ вашей империи (которые определяются расположением колоний). Карта в игре двумерная, так что особых проблем с этим не возникает.
Экономическое строительство в игре также организовано весьма интересно и оригинально. Каждая планета может одновременно строить две вещи — здания и корабли. При этом ресурсы планеты распределяются в соответствии с общей политикой государства (хотите — делайте "все для фронта, все для победы", а хотите — нет, только не забывайте, что корабли бывают не только военными, но и мирными). Зданий достаточно, причем у каждого свое назначение. Среди них есть те, что повышают продуктивность строительства, есть оборонительные сооружения, культурные, есть даже то, что мы привыкли называть Чудесами Света. Каждое Чудо Света (или уникальный товар, который также можно построить) дает вам определенный бонус, но в галактике может быть только одно. Отсюда мораль: обогнать противника в строительстве Чуда Света.

Каждый проект можно завершить как в четко установленный срок (определяемый индустриальной мощью планеты), так и раньше. Причем, можно просто купить остаток стройки за кругленькую сумму, а можно и приобрести здание в рассрочку. В последнем случае вы платите сразу не очень много, зато потом выплачиваете несколько десятков ходов фиксированную сумму.
В государстве вы, конечно, хозяин, но не забывайте и о верных настройках внутренней политики. Поначалу ваша партия имеет максимальное представительство в сенате расы, но все может и измениться. Дело в том, что по мере продвижения по древу технологий вам становятся доступны новые, более эффективные экономически формы правления. Но чем эффективнее форма правления, тем сложнее задобрить население. Так что найти разумный баланс лучше всего до того, как вы потеряете поддержку населения и большинство в сенате. Ведь любые не-имперские способы правления предполагают выборы, а выборы можно и проиграть. Если к власти придет другая партия, раса получит существенные минусы, что не есть хорошо.

Также не забывайте, что в ваших руках настройка системы налогообложения. Но если взвинтить налоги до небес, то их никто не станет платить и никакая спецслужба вам уже не поможет. Найдите оптимальное соотношение между процентом налогов и реальным доходом от них — и пользуйтесь им на здоровье.
Древо технологий в Galactic Civilizations воистину огромно. Если вы не собираетесь победить научным способом, то все технологии вам и не нужны, но многие — просто жизненно необходимы (и их выбор также зависит от стиля игры). Так что забывать об исследованиях не стоит, тем более, что никаких трудностей сей процесс у вас вызвать не должен, ибо организован достаточно стандартно.
Есть в игре и торговля. Она осуществляется специальными кораблями (достаточно один раз привести такой корабль к планете другой расы — и торговый путь будет установлен), но число торговых путей для каждой расы строго ограничено. Так что стоит выбирать более дорогие пути (помните: чем богаче раса и чем дальше от вашей планеты ее планета, куда вы тянете торговый путь, тем выше доход). А вот во время войны торговля страдает очень сильно.

На карте разбросаны редкие ресурсы, на которых корабли-строители могут создавать базы. Такие базы начинают приносить вам бонус от добычи этого ресурса (что за бонус — зависит от типа ресурса). Но базы строить можно и в любой клетке пространства, где нет вражеских кораблей и баз. А потом базы можно улучшать (каждый уровень улучшения будет стоить вам корабля-строителя, так как они одноразовые). В конце концов, можно даже доулучшаться до того, что построите что-то вроде Звезды Смерти, которая сама будет передвигаться по карте (хотя и медленно).
Иногда в игре случаются войны. Но войны — не самое сильное место Galactic Civilizations. Есть корабли оборонительные, а есть наступательные. Берем флот (или отдельный корабль) и нападаем на противника. Никакой тактической карты боя нет — выстрел приводит либо к гибели одного противника, либо не приводит ни к чему. Вот и все сражения.

А вот для высадки на планеты врага понадобится создать транспортники. При этом люди в них загружаются так же, как и в колонизаторы, то есть, из населения планеты. А затем транспортный корабль пытается осуществить высадку, и происходит сражение на планете противника. Высадка же с транспортников проходит только после уничтожения всего флота противника, обороняющего систему.
Есть и внешняя политика. Как только вы откроете другие расы и исследуете транслятор, начнет собираться Галактический Совет. Собирается он нерегулярно, и каждый раз принимает только одно решение. Но эти решения могут повлиять на судьбу всей галактики. Так, например, Совет может решить увеличить число торговых путей, доступных каждой расе, или же построить на какой-либо планете Всегалактическую тюрьму, из-за чего доходы этой планеты резко возрастут. Решения принимаются большинством голосов, а число голосов определяется общей силой расы, высчитываемой по специальной формуле.

Побеждать не обязательно силой. Если ваших планет в секторе больше, то, скорее всего, планеты противника раньше или позже будут подавлены мощью и величием вашей расы и добровольно присоединятся к вам (что происходит не так уж и редко). А вот если ситуация обратная, стоит срочно что-либо предпринять. Например, построить много баз в данном участке космоса, настроить на базах всяких заведений общепита и культурных центров — и противники сдадутся сами (никуда не денутся — будут смотреть голливудские фильмы и питаться в "МакДональдсах").
Число интересных моментов в данной игре настолько велико, что описать их в одном обзоре просто нереально. Так, на карте встречаются не только большие, но и "малые" расы. Последние не стремятся к экспансии, но зачастую обладают каким-либо одним весомым преимуществом над остальными. Стоит упомянуть, что в Galactic Civilizations есть случайные события, как положительно, так и отрицательно сказывающиеся на жизни и здоровье жителей вашей империи. В большинстве случаев такие события дадут вам возможность выбора, что повлияет на так называемый alignment (еще один термин из ролевых игр) вашей расы. Чем "злее" вы будете становиться, тем хуже к вам будут относиться все остальные, зато "злые" решения практически всегда экономически выгоднее добрых.

Что касается графики, то она оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, выглядит все достаточно привлекательно, но допотопно. С другой — каждый раз, когда что-либо случается впервые, вам покажут видеоролик, иллюстрирующий происходящее. Ролики даже не столько красивы, сколько концептуальны, и за них разработчикам отдельное "спасибо". Что же касается звука и музыки, то особого восторга (равно как и разочарования) они у вас не вызовут.
Что ж, Galactic Civilizations, без сомнений, замечательная игра. Это тот проект, который в очередной раз доказывает, что нестандартные решения создателей игр могут приводить (и приводят к успеху). Необычайное сочетание различных моментов из других игр и возможность победы несколькими способами создают из этой игры самый настоящий шедевр игростроения.

Оценки:
Геймплей — 9/10;
Графика — 7/10;
Звук и музыка — 7/10;
Общая — 8/10.

Morgul Angmarsky, Morgul77@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2003 год в рубрике виртуальные радости :: нет данных

©1997-2024 Компьютерная газета