Интернет-карты глазами юриста
Интернет-карты глазами юриста
Как показывает практика, компании, занимающиеся предоставлением услуг доступа в сеть Интернет, при разработке интернет-карт в первую очередь обращаются не к юристам, а к дизайнерам. При этом и те, и другие считают, что чем меньше информации содержится на карте, тем лучше — больше простора для дизайнерской мысли. С этой точкой зрения, в принципе, согласиться можно, однако не стоит забывать и о юридических аспектах данного вопроса. Такая забывчивость может быть чревата нарушениями закона. Однако обо всем по порядку.
Юридический статус интернет-карт
Интернет-карты следует рассматривать в двух основных аспектах: как товар и как предложение заключить договор.
А) В качестве товара интернет-карта является обособленным объектом материального мира, имеющим собственную стоимость. Однако данная стоимость достаточно небольшая (ну сколько может стоить кусок картона?) и поэтому не является определяющим фактором при назначении конечной стоимости интернет-карты во втором ее аспекте. Интернет-карты как товар производятся по договорам подряда и передаются в торговые организации для продажи по накладным. Однако продаются интернет-карты уже не как товар, а именно как предложение заключить договор на оказание услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет. Товар приобретается потребителем для использования по прямому назначению (холодильник приобретается для выработки холода, пылесос — для удаления пыли и так далее). А какое может быть прямое назначение интернет-карты как куска картона?.. Соответственно, приобретая интернет-карту, потребитель покупает не товар, а опосредованно услуги интернет-провайдера. Поэтому, если интернет-карты продаются не самим интернет-провайдером, а в торговой сети, это может вести к нарушению законодательства о расчетах.
Б) В смысле главы 28 Гражданского кодекса Республики Беларусь интернет-карта является публичной офертой — предложением, содержащим все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. То есть, выпуская интернет-карты и размещая их в продаже, интернет-провайдер тем самым делает предложение их потенциальным покупателям заключить с ним договор на оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет.
Интернет-карта не является какой-то особой формой договора на предоставление услуг доступа в Интернет. Заключение договора с использованием интернет-карты является разновидностью заключения договора в простой письменной форме.
Интернет-карта является письменным предложением заключить договор на предоставление услуг доступа в Интернет — если покупатель интернет-карты в предусмотренный на карте срок совершит необходимое действие (в первую очередь, само приобретение интернет-карты), договор будет считаться заключенным.
Совершение покупателем других действий (стирание защитного слоя на карте, первый выход в Интернет и т.д.) может быть привязано к иным правовым последствиям (согласию с Правилами предоставления услуг, к примеру).
Информация, которая должна быть указана на интернет-картах
На интернет-картах необходимо указывать информацию как минимум двух видов:
1. Существенные условия договора
Поскольку интернет-карта является предложением заключить договор на предоставление услуг доступа в Интернет, она должна содержать существенные условия такого договора.
Согласно Гражданскому кодексу, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, заключаемый договор носит характер договора присоединения: интернет-провайдер определяет все его условия, а пользователь может присоединиться к данному договору только в целом. Для договора возмездного оказания услуг единственным существенным условием, которое предусмотрено законодательством, является предмет договора.
Однако, учитывая специфику договора на оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет (тем более — по интернет-картам), мы бы рекомендовали указывать на них следующие существенные условия:
А) предмет договора — услуги электросвязи, а именно: услуги по предоставлению доступа по коммутируемым линиям в сеть Интернет и по передаче данных в сети Интернет;
Б) время предоставления услуг (круглосуточно, ежедневно в определенное время, в определенные дни и т.д.);
В) стоимость услуг;
Г) информацию, необходимую для доступа к услугам (имя пользователя и пароль либо способ их регистрации пользователем).
2. Потребительская информация
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Соответственно Закон содержит обязательный перечень такой информации. Применительно к интернет-картам он выглядит следующим образом:
А) наименование товара (работы, услуги) — интернет-карта, предназначенная для получения услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Б) виды и особенности предлагаемых услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
В) цена, условия приобретения и получения услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Г) рекомендации по пользованию услугами по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Д) срок действия интернет-карты (услуг, которые можно получить по ней);
Е) наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) исполнителя по договору на оказание услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Ж) необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
З) информация о номере лицензии интернет-провайдера, сроке ее действия, органе, выдавшем эту лицензию;
И) иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору и соответствующим услугам сведения по просьбе потребителя.
Закон "О защите прав потребителей" предусматривает, что информация на белорусском или русском языке доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (результатам работ, услуг), на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (результатов работ, услуг). Поэтому мы считаем, что непосредственно на интернет-карте должны присутствовать не все вышеуказанные пункты. Пункты А, Б, В, Д, Е, З должны присутствовать обязательно. Информацию по остальным пунктам можно разместить на веб-сайте интернет-провайдера, сделав об этом соответствующую ссылку на интернет-карте.
Кроме того, по требованию потребителя при продаже интернет-карты ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинником или копией лицензии интернет-провайдера, оформленной в установленном порядке. Поэтому рекомендуем снабдить организации, где будут продаваться интернет-карты, копиями лицензий на право оказания услуг по предоставлению доступа в Интернет.
Илья ЛАТЫШЕВ, юридическая фирма "Апицес Юрис"
Как показывает практика, компании, занимающиеся предоставлением услуг доступа в сеть Интернет, при разработке интернет-карт в первую очередь обращаются не к юристам, а к дизайнерам. При этом и те, и другие считают, что чем меньше информации содержится на карте, тем лучше — больше простора для дизайнерской мысли. С этой точкой зрения, в принципе, согласиться можно, однако не стоит забывать и о юридических аспектах данного вопроса. Такая забывчивость может быть чревата нарушениями закона. Однако обо всем по порядку.
Юридический статус интернет-карт
Интернет-карты следует рассматривать в двух основных аспектах: как товар и как предложение заключить договор.
А) В качестве товара интернет-карта является обособленным объектом материального мира, имеющим собственную стоимость. Однако данная стоимость достаточно небольшая (ну сколько может стоить кусок картона?) и поэтому не является определяющим фактором при назначении конечной стоимости интернет-карты во втором ее аспекте. Интернет-карты как товар производятся по договорам подряда и передаются в торговые организации для продажи по накладным. Однако продаются интернет-карты уже не как товар, а именно как предложение заключить договор на оказание услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет. Товар приобретается потребителем для использования по прямому назначению (холодильник приобретается для выработки холода, пылесос — для удаления пыли и так далее). А какое может быть прямое назначение интернет-карты как куска картона?.. Соответственно, приобретая интернет-карту, потребитель покупает не товар, а опосредованно услуги интернет-провайдера. Поэтому, если интернет-карты продаются не самим интернет-провайдером, а в торговой сети, это может вести к нарушению законодательства о расчетах.
Б) В смысле главы 28 Гражданского кодекса Республики Беларусь интернет-карта является публичной офертой — предложением, содержащим все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. То есть, выпуская интернет-карты и размещая их в продаже, интернет-провайдер тем самым делает предложение их потенциальным покупателям заключить с ним договор на оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет.
Интернет-карта не является какой-то особой формой договора на предоставление услуг доступа в Интернет. Заключение договора с использованием интернет-карты является разновидностью заключения договора в простой письменной форме.
Интернет-карта является письменным предложением заключить договор на предоставление услуг доступа в Интернет — если покупатель интернет-карты в предусмотренный на карте срок совершит необходимое действие (в первую очередь, само приобретение интернет-карты), договор будет считаться заключенным.
Совершение покупателем других действий (стирание защитного слоя на карте, первый выход в Интернет и т.д.) может быть привязано к иным правовым последствиям (согласию с Правилами предоставления услуг, к примеру).
Информация, которая должна быть указана на интернет-картах
На интернет-картах необходимо указывать информацию как минимум двух видов:
1. Существенные условия договора
Поскольку интернет-карта является предложением заключить договор на предоставление услуг доступа в Интернет, она должна содержать существенные условия такого договора.
Согласно Гражданскому кодексу, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Между тем, заключаемый договор носит характер договора присоединения: интернет-провайдер определяет все его условия, а пользователь может присоединиться к данному договору только в целом. Для договора возмездного оказания услуг единственным существенным условием, которое предусмотрено законодательством, является предмет договора.
Однако, учитывая специфику договора на оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет (тем более — по интернет-картам), мы бы рекомендовали указывать на них следующие существенные условия:
А) предмет договора — услуги электросвязи, а именно: услуги по предоставлению доступа по коммутируемым линиям в сеть Интернет и по передаче данных в сети Интернет;
Б) время предоставления услуг (круглосуточно, ежедневно в определенное время, в определенные дни и т.д.);
В) стоимость услуг;
Г) информацию, необходимую для доступа к услугам (имя пользователя и пароль либо способ их регистрации пользователем).
2. Потребительская информация
Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З "О защите прав потребителей" предусматривает право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Соответственно Закон содержит обязательный перечень такой информации. Применительно к интернет-картам он выглядит следующим образом:
А) наименование товара (работы, услуги) — интернет-карта, предназначенная для получения услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Б) виды и особенности предлагаемых услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
В) цена, условия приобретения и получения услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Г) рекомендации по пользованию услугами по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Д) срок действия интернет-карты (услуг, которые можно получить по ней);
Е) наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) исполнителя по договору на оказание услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
Ж) необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет;
З) информация о номере лицензии интернет-провайдера, сроке ее действия, органе, выдавшем эту лицензию;
И) иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе относящиеся к договору и соответствующим услугам сведения по просьбе потребителя.
Закон "О защите прав потребителей" предусматривает, что информация на белорусском или русском языке доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (результатам работ, услуг), на потребительской таре, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (результатов работ, услуг). Поэтому мы считаем, что непосредственно на интернет-карте должны присутствовать не все вышеуказанные пункты. Пункты А, Б, В, Д, Е, З должны присутствовать обязательно. Информацию по остальным пунктам можно разместить на веб-сайте интернет-провайдера, сделав об этом соответствующую ссылку на интернет-карте.
Кроме того, по требованию потребителя при продаже интернет-карты ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с подлинником или копией лицензии интернет-провайдера, оформленной в установленном порядке. Поэтому рекомендуем снабдить организации, где будут продаваться интернет-карты, копиями лицензий на право оказания услуг по предоставлению доступа в Интернет.
Илья ЛАТЫШЕВ, юридическая фирма "Апицес Юрис"
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2003 год в рубрике интернет :: разное