Найди то, что искал

Все, кто работает с Интернетом, находятся в состоянии поиска. Одни ищут, откуда можно скачать прикольный софт, другие пытаются отыскать мануал к своей материнской плате, третьи задаются целью найти "проходиловку" к любимой игрушке и т.д. Для того, чтобы в Сети найти что-нибудь действительно стоящее, нужно потратить уйму времени и сил. И, конечно же, не самую последнюю роль играет то, как именно вы ведете поиск.

Разумеется, любой поиск начинается с элементарного запроса в поисковике — огромной базе данных. Принцип прост: вводим какое-нибудь слово в окне и нажимаем кнопку Search (поиск). Базы данных поисковых ресурсов регулярно обновляются, поэтому рано или поздно нужная ссылка должна попасться на глаза. И все же чаще всего бывает наоборот: среди сотен ссылок невозможно найти ничего интересного. Почему это происходит? Во-первых, из-за неумения формулировать запросы. Во-вторых, из-за использования далеко не самых лучших поисковых систем.
Начнем с первого. КПД полезных ссылок зависит, прежде всего, от того, насколько грамотно и правильно вы сформулируете фразу для поиска. Если вам нужна информация по очень узкой теме, никогда не вводите фразу дословно: почти наверняка ничего не найдете. Скажем, если тема вашего реферата звучит как "Политика и власть: ренессансная модель", можно быть почти уверенным в том, что такого реферата никто до вас не писал, поэтому и вводить точное название в поле поиска не стоит. Попробуйте поискать по ключевым словам — например: "правители Возрождения", "Медичи", "Савонарола", "Макиавелли" и т.д.

Если вы ищете текст книги, не ограничивайтесь только поиском по имени автора и названию произведения, ведь большая часть ссылок, полученных по этому запросу, будет критикой, отзывами, предложениями купить книгу и т.д. Попробуйте поиск в найденном. Если вы уже читали книгу, вспомните какую-нибудь фразу, словосочетание, которое в ней встречается, если же не читали — предположите:). Таким образом вы отсеете огромное количество ненужных линков. Например, если вы ищете текст книги "Охота на овец" Харуки Мураками, введите фразу "сказал Человек-Овца". Первая же ссылка будет тем, что нужно.
Если объект вашего поиска — какая-нибудь программа (например, игра в шахматы), не пишите в строке поиска слово "скачать" — слишком уж часто это слово встречается в Сети (Яндексу известно 4.686.394 страниц, подходящих к этому запросу), слишком много ненужных ссылок будет найдено. Варианты "игра" и "шахматы" тоже не очень удачные: вы найдете уйму рецензий, описаловок и обсуждений на форумах. Гораздо эффективнее будет поиск предполагаемого названия файла — скажем, chess.zip, chess.rar и т.д.
И еще один совет: не пренебрегайте расширенным поиском (эта опция есть почти на каждом поисковике). С его помощью можно отсеять многие ненужные ссылки. Так, если вы, например, ищете обзор недавно вышедшей версии программы, то вам совершенно не нужно, чтобы поисковик анализировал ссылки давнего времени. Пользуясь расширенным поиском, можно также исключить из результатов ссылки, где встречаются указанные вами слова, или ограничить поле поиска (скажем, искать только в домене .ua).
Но, как было сказано выше, многое также зависит от того, ГДЕ вы ищете. Бывает, что запрос сформулирован грамотно, однако ожидаемого результата это не приносит. Выход один — меняйте поисковую систему.

Для очень многих пользователей первой (и — увы! — единственной поисковой системой) становится Рамблер ( http://www.rambler.ru ). Действительно, Рамблер когда-то был первым (он начал свою работу еще в далеком 1996-м году). Однако сегодня он явно проигрывает конкурентам. Найти через Рамблер какую-нибудь информацию, мягко говоря, сложно. Точнее, какую-нибудь можно, а вот именно ту, которую нужно, — очень трудно. На поставленный запрос ссылки выдаются беспорядочно и часто совсем не по теме. Кроме этого, у Рамблера есть еще один серьезный недостаток — его база обновляется с большим опозданием, поэтому среди результатов поиска нередко можно встретить "дохлые" линки.
Если вам нужно найти что-нибудь в Рунете, лучше всего пользоваться Яндексом ( http://www.yandex.ru ). На сегодняшний день это самая полная база ссылок русскоязычного Интернета, хотя и с запросами на инглише Яндекс отлично справляется. Девиз сайта "Найдется все!", если и преувеличивает возможности ресурса, то ненамного. Одно из преимуществ этой поисковой системы — наличие "легкой" версии. Если нужно найти что-нибудь очень быстро, введите в строке браузера http://www.ya.ru.  "Облегченный" Яндекс ничем не отличается от обычного, кроме того, что в нем отсутствует все лишнее: баннеры, реклама и т.д. Естественно, такая страничка мгновенно загружается и экономит ваше время.
Один из секретов эффективного поиска — использование синтаксиса языка запросов. Конечно, вы можете его и не знать, а ограничиваться расширенным поиском, но, кажется, лишних знаний не бывает:). Сразу оговоримся, что язык запросов у каждого поисковика свой, но, поскольку мы считаем Яндекс самым лучшим в своей области, то расскажем вам именно о нем. Итак, несколько секретов:
• Если вам нужно найти фразу целиком, возьмите ее в кавычки.
• Если ввести перед словом восклицательный знак, поисковик найдет только указанную вами форму слова.
• Если ввести слово с большой буквы, Яндекс отметет все странички, где оно встречается с маленькой.
• Если ввести перед словом знак "минус", то среди результатов поиска не будет страничек, в которых встречается это слово. При этом между знаком "-" и словом пробела ставить не нужно.

Другой неплохой российский поисковик — Aport ( http://www.aport.ru ). Иногда его очень интересно использовать вместе с Яндексом: на один и тот же запрос вы получите совершенно разные результаты. Иногда, отчаявшись найти что-то очень редкое на Яндексе, мы нажимаем на ссылку "Искать то же самое на Апорте!" внизу страницы — и, представьте себе, находим. Бывает, правда, и наоборот:). База данных Апорта действительно отличается от таковой у Яндекса. Прежде всего, тем, что в ней учтено больше документов с зарубежных сайтов и, соответственно, на других языках.
На Апорте, как и на Яндексе, есть тематические каталоги. Ими очень удобно пользоваться, когда нужно найти не что-то конкретное, а относящееся к определенной теме. В каталог заносятся не все сайты, а только те, которые хорошо себя зарекомендовали, которые действительно будут полезны для серфера. Каждому сайту в каталоге Апорта присваивается определенное количество звездочек, которые означают "лигу". Чем больше звездочек, тем, соответственно, "круче" сайт. Чтобы пользователю было проще разбираться, каждый ресурс обычно сопровождается коротким описанием. Что интересно: каталоги у Апорта и Яндекса также очень сильно различаются по содержанию. Нет, основные группы сайтов те же самые: компьютеры, искусство, медицина, спорт, развлечения, — однако сами ссылки другие. По крайней мере, процентов на пятьдесят.

Теперь выйдем на международные просторы. Начнем с самого "пузатого" буржуйского искателя — Google ( www.google.com ). Русская версия сайта — www.google.ru.  Объем его базы данных превышает нескольких Рамблеров:) и с каждым днем только увеличивается. О том, сколько страничек имеется в активе Гугла в данный момент, всегда можно узнать на титульной страничке поисковика. Если будете искать картинки, имейте в виду, что его коллекция изображений — самая большая в Интернете. Кроме этого, с его помощью можно искать музыкальные и PDF-файлы, контактные данные организации или частного лица по телефонной книги Америки. Google поддерживает машинный перевод текста с итальянского, французского, испанского, немецкого и португальского языков на английский. Еще по собственному опыту можем сказать, что Гугл — первый помощник, когда нужно найти официальный сайт какой-нибудь программы, да и вообще любого продукта от кроссовок до голландского сыра:). Наверняка это будет первой же ссылкой, которую он выдаст. А еще на Гугле есть занимательная опция под названием "Мне повезет!" Если вы нажмете на нее, система перенаправит вас на сайт номер один по результатам поиска.

Еще один приятный сервис для почитателей Google — встраиваемый в браузер тулбар. С его помощью можно пользоваться поисковиком тогда, когда это будет необходимо, даже не загружая страничку поиска. Скачать его можно со странички toolbar.google.com.
Один из серьезных конкурентов Google — поисковик AllTheWeb ( http://www.alltheweb.com ). Количество страниц, по которым ведется поиск, немалое (2.142.833.819), однако это число все же меньше, чем у Гугла (3.083.324.652). На AllTheWeb тоже можно отдельно искать графические изображения, мультимедийные файлы, файлы на FTP-серверах.
Если Google и AllTheWeb — сравнительно новые поисковые системы (существуют с 1998 и 1997 года соответственно), то AltaVista ( http://www.altavista.com/ ) уже в следующем году будет отмечать десятилетний юбилей. Несмотря на то, что сейчас появляются все новые и новые системы баз данных, AltaVista по-прежнему представляет некоторый интерес для "интернет-кладоискателей". При вводе поискового запроса поиск можно ограничить определенной темой. На Альтависте имеется множество тематических подборок ссылок, например, для различных типов файлов (графики, аудио и видео), а также электронных адресов и людей. 
Однако, как это ни удивительно, AltaVista не дает возможности производить дополнительный поиск в найденных результатах. Это, понятное дело, большой минус поисковика. Кстати сказать, в последнее время AltaVista стала потихоньку терять своих постоянных пользователей, которые все больше используют тот же AllTheWeb.

Для того, чтобы быстро найти требуемые линки, можно воспользоваться так называемыми метапоисковыми системами, которые позволяют вести поиск в нескольких системах. Вот, например, один из таких ресурсов: http://www.informika.ru/windows/intern/poisk/main.html.  Страница поиска имеет оригинальный интерфейс. Все, что необходимо пользователю, — отметить те поисковики, в которых он хочет просмотреть ссылки, и кликнуть на кнопке Начать поиск. После этого откроется несколько pop-up-окон, в каждом из которых будут результаты своей системы. Эта искалка "понимает" Excite, Yahoo!, AltaVista, Hotbot, Infoseek, Metacrawler, а также поддерживает поиск по ftp-серверам через ресурсы Shareware.com и Download.com.
И, наконец, самый-самый универсальный поисковик 1banana ( http://www.1banana.com ). Поисковая система со столь оригинальным названием вполне может претендовать на звание самой нестандартной. Дело все в том, что этот банан:) включает в себя несколько самых известных поисковиков: AllTheWeb, Ah-ha, FindWhat, LookSmart, Overture, AllTheWeb, Google, Lycos, Search123, AltaVista, Kanoodle, MSN, Yahoo!.. Как видите, список не маленький. Прежде, чем нажать кнопку Go!, пользователь выделяет галочками нужные поисковые системы. 
Но самое главное — результат выдается в одном окне, а не в нескольких, как это можно встретить на других похожих системах. Удобный поиск одновременно сразу в нескольких базах данных позволяет определить, в каком из поисковиков больше всего ссылок, относящихся к данному запросу, после чего продолжать искать уже в конкретной поисковой системе.

Завершая это небольшой обзор, мы хотели бы напомнить вам, что поиск — это искусство, и в нем, как и в любом другом творчестве, нужно пытаться найти неординарные решения. 
Вот короткие советы, которые предлагает своим пользователям Google. От них вполне можно отталкиваться, придумывая удачный запрос: используйте слова, которые вы хотели бы увидеть на нужных вам страничках, будьте кратки и, наконец, будьте максимально конкретны. Удачи в поиске!

Сергей БОНДАРЕНКО, 
Марина ДВОРАКОВСКАЯ,
blackmore_s_night@yahoo.com  


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2003 год в рубрике интернет :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета